Познавательно-исследовательский проект "Чудесные свойства глины",подготовительная группа
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Ситникова Татьяна Николаевна

Познавательно-исследовательский проект "Чудесные свойства глины",подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesnye_svoystva_gliny.docx183.75 КБ
Файл chudesnye_svoystva_gliny.pptx2.73 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Рябинка» комбинированного вида

https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2016/05/22/98736488/98736488_1.jpeg

Групповой проект воспитанников подготовительной группы.

Руководители:  Ситникова Т.Н,

                              Краснокутская Н.Н.

                               Быкова Е.В.

р.п. Маслянино 2018

Содержание:

Паспорт проекта …………………………………………………………………3

Актуальность проекта ………………………………………………………… 5

Этапы реализации …………………………………………………………….. 6

Список литературы……………………………………………………………...9

Приложение……………………………………………………………………..  10

http://stihi.pro/uploads/posts/2015-09/1441709987_gnomik-iz-gliny.jpg

Паспорт проекта

Название проекта

«Чудесные свойства глина»

Образовательная область

познание;

интеграция: социально - коммуникативное, физическое, речевое и художественно-эстетическое развитие

Участники

Воспитанники подготовительной группы, родители, воспитатели

Тип проекта

  • Познавательно-исследовательский
  • Длительный (2 месяца)

Цель проекта

 Формировать представления детей о свойствах глины, расширять знания детей о применении глины в быту; предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему» и сделать выводы

Задачи проекта

  • 1. Изучить, что такое глина, какая она бывает.
  • 2. Выяснить, какими свойствами обладает глина.
  • 3. Узнать, как нужно выбирать глину для работы и как подготовить ее к лепке.
  • 4. Систематизировать знания о приемах и способах лепки.
  • 5. Создать собственные глиняные изделия и декорировать их элементами росписи.

Способы решения задач

  • Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
  • Создание развивающей среды: подготовка оборудования и материалов
  • Развитие познавательной активности детей и поддержание интереса к экспериментальной деятельности.
  • Изучение уровня знаний детей по теме. Определить знания детей по теме «Что такое  глина?»
  • Подбор наглядно – исследовательского материала, литературного и иллюстрированного материала;
  • Разработка конспектов занятий, составление плана работы с детьми в разных видах деятельности, взаимодействие с родителями; разработка содержания проекта.

Необходимое оборудование

ПК, мультимедиа проектор, интернет-ресурсы для поиска информации, наборы для опытно-экспериментальной и художественно-творческой деятельности,

Продукт проекта

  • Создание в группе мини-музея «Русская изба»
  • Мультимедийный продукт  презентация Power Point) «Чудесные свойства глины».
  • Работы детей из глины.

Актуальность проекта

Кажется, что мы все хорошо знаем, что такое глина. Даже городские жители не могут не обратить на нее внимания, правда, в основном в новостройках после дождя. В детстве мы часто пачкали в ней руки и одежду и слышали от мам и бабушек раздраженное: «Опять в грязи выпачкался!» Мы привыкли воспринимать глину как грязь, которая пристает к обуви и в которой буксуют колеса автомобиля. Но знаем ли мы, действительно, что на самом деле представляет собой это весьма распространенное природное образование?

Проблема. Не сформированы представления о том, что такое глина, как использует её человек.

Основополагающий вопрос: Зачем человеку нужна глина?

Гипотеза: Если дети узнают больше о глине через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что глина – ценный природный материал

Этапы реализации проекта

этапы

задачи

содержание

участники

Подготовительный

1. Создание развивающей среды;

2. Подбор методической и художественной литературы по теме;

3.Разработка занятий и плана мероприятий по теме проекта.

1.Опрос детей, с целью выявления степени информированности детей перед началом проекта и сравнить знания по окончании проекта.

2.Выставка игрушек из глины «Глиняное чудо»

3.Разработка конспектов занятий.

4.Сбор информации о глине и глиняных изделиях.

5.Подбор художественных произведений  о глине.

Воспитатели, дети, родители

Основной

 1.Расширить знания детей о глине и глиняных изделиях

2. Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки;

3. Способствовать умению работать в коллективе взрослых и сверстников.

1.Проведение опытов с глиной и песком.

2.Коллективная работа по лепке на тему «Сказки о животных»

3.Проведение мастер класса преподавателем МДШИ  Остапченко А.А. в гончарной мастерской «Солнечный круг».

3. Сюжетно-ролевая игра  «Магазин глиняных игрушек»,

дидактические игры «Четвёртый лишний»,

 «Найди предметы из глины», «Что бывает глиняным» 

4. Чтение детям  сказок, потешек, в которых рассказывается о глине и глиняных поделках, разучивание стихотворений:  «Глиняная сказка» Кивин Феликс,

 «Глиняный парень» русская народная сказка

5.Беседы: «Что такое глина», «Где и как добывают глину», «Какая бывает глина».

6.Экскурсия в историко-краеведческий музей и центральную библиотеку.

7.Посещение Маслянинского комплексного социально-оздоровительного центра.

Воспитатели, дети

Заключительный

1. Обобщить знания детей по данной теме;

2.Расширить представления детей о природном окружении, об объекте неживой природы (глине);

 1.Итоговое мероприятие  «Приглашаем в мини-музей»

 2.Выставка детских работ. 3..Презентация проекта для родителей, детей и сотрудников ДОУ

Воспитатели, дети, родители

Таблица  информированности детей перед началом проекта и  по окончании проекта.

Что мы знаем о глине  

Что мы узнали

- Из глины можно лепить игрушки, посуду.

- Глину используют при постройке домов.

- Для чего нужна глина человеку.

- Как сделать глину пригодной для лепки

- Виды природной глины.

- Глину используют в медицинских и косметологических целях

-Узнали, как сделать изделия из глины прочными

Гипотеза подтвердилась: дети, в процессе наблюдений, общения,  исследовательской деятельности, получили первоначальные представления о полезных свойствах глины. Расширились знания детей о разнообразии глины, о её целебных свойствах.

Список литературы:

1.А.А.Грибовская  «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации».Москва 2008 г.

2. М Зимина «Учимся лепить и рисовать» .Санкт-Петербург «Кристалл» 1998г.

3.Н.Б.Халезова «Лепка в детском саду».Москва «Просвещение» 1986 г.

4.Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».Москва. Владос 2003г.

5.Т.Г.Казакова «Развивайте у дошкольников творчество». Москва «Просвещение»1985 г.

6.  «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду» Москва , «Просвещение», 2005 г.

http://cdnportal.inetproduce.ru/sites/88/posts/2015-02/b45a61897d1ffbfce6e5c69276d88519.jpg

                                                            Приложение   №1

Исследовательская деятельность.

Опыты с песком и глиной

ОПЫТ 1

Знакомство детей со свойствами песка и глиныПесок – сыпучий, легко высыпается. Глина комочками, ее нельзя так легко высыпать, как песокПесок, в отличие от глины, рыхлый.

ОПЫТ 2

С помощью лупы дети внимательно рассматривают, из чего состоит песок (из зернышек — песчинок). Затем дети рассматривают комочек глины.

ОПЫТ 3

Познакомить с особым свойством глины - не пропускать воду.

Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.

ОПЫТ 4

Познакомиться свойством глины, как хрупкость.

Вывод: сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая.

ОПЫТ 4

Отличие сырой глины от сухой.

Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, так как ее частички связаны друг с другом, цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.

                                                                                             Приложение № 2

Познавательное занятие

в подготовительной группе: «ПЕСОК И ГЛИНА»

 Цель: дать представление о свойствах песка и глины

 Задачи:

Образовательные:

- выявить опытным путем свойства песка и глины такие как:   сыпучесть, твердость, вязкость, пластичность, водопроницаемость.   

Развивающие:  

- развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы;

-развивать связную речь и умение последовательно излагать свои мысли.

Воспитывающие:
- воспитывать любознательность, поддерживать интерес к изучаемой теме.

Ход занятия:

    Здравствуйте, ребята. Я  очень рада вас видеть. Меня зовут Надежда Васильевна.  Я руководитель  исследовательской  лаборатории.

-  А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)

- Правильно, это кабинет, где проводят различные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится различное оборудование, необходимое для проведения опытов.

- Прошу вас проходите. Вы пришли в исследовательскую лабораторию.

(показывает на группу-лабораторию, дети встают полукругом  у стола с посылкой).

-  Сегодня  на адрес нашей  лаборатории пришла посылка. (показывает посылку).

- Давайте откроем её и посмотрим, что там внутри.(достает и зачитывает письмо)

 «Здравствуйте,  уважаемые ученые,  я знаю, что вы занимаетесь серьезными  и интересными делами, делаете много  различных открытий.    Недавно, когда я пас на поле любимую корову кота Матроскина, я обнаружил под  своими лапами необычную землю. Посылаю её вам и  прошу вас, помогите мне разобраться, что это за земля, и  можно ли её  для чего-нибудь использовать?  До свидания,  пес Шарик из деревни Простоквашино.»

-Ребята, поможем Шарику? (ответы детей) 

Тогда вы должны стать моими помощниками-учеными, одевайте халаты.

- Уважаемые ученые, в нашей лаборатории   строго соблюдаются следующие правила:

 Правило №1. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило №2. Содержимое розеток не пробовать на вкус и не нюхать.

Правило №3. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи на место.  

 - Вы готовы? Давайте посмотрим, какую необычную землю нашел Шарик на поле (достает мешочки с песком и глиной и высыпает  содержимое в лоточки)

- Уважаемые ученые, посмотрите, что это? Как вы думаете?  (ответы)

- Верно, это песок и глина. Сегодня  мы с вами проведем опыты и узнаем много интересного о глине и песке. Прошу, уважаемые ученые, подумайте и скажите, а где можно встретить  песок в природе? (ответы)

- Верно. Песок встречается на берегу рек и его называют речным песком (слайд);

- также мы можем  увидеть песок на берегу моря - это морской песок (слайд);

- очень много песка мы можем увидеть в пустыне (слайд);

 -Уважаемые ученые, а где мы можем встретить глину в природе? (ответы детей).

- Верно, глину  мы можем видеть в полях, на дорогах.

- Правильно, и песок и глина находятся на поверхности или в земле.

 - А сейчас, давайте проведём опыты.

Опыт 1

   У вас на столе стоит стаканчик с песком. Высыпьте песок на белый лист бумаги. Что у вас  получилось?

- Как вы думаете, почему песок так легко высыпался из стаканчика? (песок рыхлый, сыпучий).  

- А теперь возьмите  стаканчики с глиной. Насыпьте глину на лист бумаги. Что вы заметили?

- Как вы думаете, почему глина не высыпается из стаканчика, а падает, вываливается? (она не может сыпаться, как песок, она твердая, слиплась комочками). 
 - Скажите, чем песок отличается от глины? 
(песок рыхлый, сыпучий, а глина твёрдая и слипается комочками).

- Вы сейчас назвали свойства песка и глины.

Ксения найди схему, где песок, рыхлый, сыпучий.

Софья найди схему, где глина твердая, слипается комочками.

 Опыт 2

- А сейчас, давайте с помощью увеличительного стекла (лупы) внимательно рассмотрим, из чего состоит песок. (из зернышек-песчинок)

-Как выглядят песчинки? (маленькие, круглые, белые, желтые или полупрозрачные, в зависимости от разновидности песка) Это крохотные камешки.

- Похожи ли песчинки одна на другую? (дети могут дать разные ответы)

 -А сейчас давайте рассмотрим глину. Видны ли такие же частички в глине? (В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине — слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин).

- Какого цвета глина?

- Какой мы можем сделать вывод? Правильно, песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина состоит из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.   Сейчас я выбрала схему, где песок состоит из комочков. Верно?(дети исправляют ошибку)

Физкультминутка:

- А сейчас давайте создадим живую модель песка, каждый из вас будет песчинкой, покажите, как располагаются песчинки по отношению друг к другу (дети отдельно двигаются по группе)

- создайте, пожалуйста, модель глины (дети двигаются маленькими группами)

Все прекрасно.

 Опыт 3

 - Давайте узнаем, пропускают ли глина и песок воду?
У вас на столе стоят стаканчики с песком и глиной и есть стаканчик с водой. Как  можно проверить пропускает  песок и глина  воду? 
(налить немного воды в стаканчики с песком и глиной)

-  Что вы видите? (вода, налитая в песок ушла вовнутрь, а вода, налитая в глину стоит наверху и не уходит).

- Как вы думаете, почему вода в песке так быстро просочилась вовнутрь стаканчика? (песок  рыхлый, пропускает воду)

- Верно, песок рыхлый, поэтому его  песчинки расположены отдельно друг от друга. Это помогает воде легко пройти в песок.

- Почему вода, налитая в глину, осталась на поверхности? (глина твёрдая, вода не может протечь в неё)

- Вы уже знаете, что глина твёрдая и состоит из слипшихся комочков. Когда вы налили воду, глина слиплась ещё больше, и воде стало трудно просачиваться сквозь неё.

- Проведя этот опыт, что вы можете  сказать, что лучше пропускает  воду  – песок или глина? (песок пропускает воду хорошо, а глина – плохо)

- Всё правильно. Кирилл, найди схему, где песок хорошо пропускает воду( вывешивают карточку на магнитную доску).  Карина,  найди схему, где глина  плохо пропускает воду. ( вывешивают карточку на магнитную доску)

- Но если  воду долго оставить налитой в глине, то глина станет мягкой,  пластичной и из неё даже можно будет лепить.

- Зная свойства песка и глины, человек научился использовать их с пользой для себя. Может быть кто-нибудь из вас назовет, где человек использует глину? (ответы детей)

-Итак, человек использует песок и глину в строительстве (слайд),;

- при изготовлении посуды (слайд);

- при изготовлении игрушек (слайд); 

- при производстве стекла (слайд);

- зная, что песок сыпучий, человек придумал песочные часы (слайд).

-  А сейчас, уважаемые ученые, нарисуйте ответ Шарику, где можно применять песок и глину. На это вам отводится пять минут, пока пересыпается песок  в песочных часах.

- Давайте ваши зарисовки отправим Шарику в Простоквашино (запечатывают зарисовки в конверт).

-А сейчас, подойдите, пожалуйста, к доске  и положите карточки со свойствами песка в  конверт с картинкой  песка, а карточки со свойствами глины положите в конверт с картинкой глины, и мы их тоже отправим Шарику.

- Уважаемые помощники, а сейчас я хотела бы от вас узнать, какие интересные открытия вы сегодня для себя сделали? (ответы детей)

- Как вы думаете, трудно быть учёным? А что вам показалось трудным? (делать вывод, проводить опыт…)

Благодарю вас за помощь и надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

                                                                           Приложение № 3

НОД по изобразительной деятельности «Чудесная глина»

Задачи:

Формировать представление о глине, как основе гончарного производства;

Продолжать знакомить со свойствами глины (твёрдая в сухом состоянии, пластичная и мягкая - во влажном);

Обогатить представления детей об использовании глины человеком;

Способствовать развитию творческого потенциала через игровую импровизацию;

Воспитывать умение слышать взрослого, учить основам взаимопомощи.

Оборудование:

Баночки с водой, чашечки для глины, лупы, пипетки, гончарный круг, леска, разная по цвету глина, посуда и изделия из глины, влажные салфетки, шарики влажной глины, фартуки.

ХОД  НОД:

(В коробке лежит глина, а на коробке письмо)

- Ой, ребята посмотрите!

Нас с утра почтальон навестил

И письмо заказное вручил

Он просил вас срочно прочитать

И то, что в коробке,

Самим догадаться, узнать.

- а подсказка находится в конверте.

- По картинкам вы должны догадаться, что находится в коробке.

(Первая картинка с частыми точками - значит вещество плотное,

Вторая — гиря, значит тяжёлое,

Третья — природа, значит находится в природе,

Вытянутая капля - вытягивается,

Посуда, керамические поделки - делают из этого вещества предметы.

- Вы догадались, о каком природном веществе идет речь?

- Послушайте загадку об этом веществе.

Гончар для меня разведёт жаркий пламень.

Сухая, я твёрдой бываю как камень.

Размочат - как тесто податливой буду,

Могу превратиться в игрушку, в посуду,

Лечебными свойствами очень богата,

Меня отыскать вам поможет лопата.

Белая, красная и голубая

Узнали, ребята, кто я такая?

- Да! Это ребята глина - родственник песка и камней, удивительное природное вещество.

- Посмотрите, сколько удивительных вещей можно слепить из глины.

- А вы бы хотели, что-нибудь слепить из глины и чтобы ваши работы попали на выставку?

- А для этого нам нужно многое узнать о глине, познакомиться с ней и подружиться.

(Дети садятся за столы, на которых в чашечках лежит разная глина.)

- Посмотрите, какого цвета глина?

- Интересно, что глина из разных мест имеет разный цвет: красный, коричневый, голубой, зелёный, чёрный, жёлтый, белый. Больше всего на планете глины серого цвета. Цвет глины зависит от минералов из которых она состоит.

- Попробуйте глину на ощупь. Какая она? (Твёрдая, может крошиться)

- Можно сказать, что глина сыпучая?

- Посмотрите на глину через лупу. Из чего она состоит?

- Из мельчайших пылинок, они на много меньше частичек, из которых состоит песок.

- Оказывается, её пылинки давным - давно были частичками гор и камней. Когда дул сильный ветер, мельчайшие пылинки с гор летели в море, там они оседали на дне, и появлялась глина. Они как будто взялись за руки и прилипли друг к другу.

- У нас глина какая?

- Ребята, как вы думаете, что произойдёт с глиной, если добавить в глину воды?

(Предположения детей)

- Давайте наберём пипеткой воды и капнем на глину. Что происходит?

(Глина впитала воду и стала тёмной)

- Как вы думаете, дружит ли глина с водой?

- Давайте проверим. Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите?

(Глина плохо впитывает воду, медленно намокает)

- Да, глина плохой проводник воды.

- Вспомните, что происходило с водой, когда мы её наливали в песок?

(Она быстро просачивалась через песок)

- Какой вывод можно сделать?

(Песок быстро намокает и пропускает воду. Глине надо время, чтобы намокнуть. Она плохо пропускает воду.)

- Вчера такая же сухая глина была мною завёрнута в мокрую ткань, вот что получилось из неё сегодня.

(Воспитатель раздаёт детям шарики глины подготовленной для лепки)

- Какой стала глина?

(Мягкой, пластичной, из влажной глины можно лепить)

- Человек давно использует это свойство глины; если она влажная, из неё можно лепить посуду, игрушки, использовать в строительстве домов, делать разные красивые украшения и сувениры.

- Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях для лечебных грязей и в приготовлении лекарств, различных масок.

- Мастер, который работает с глиной, называется гончар.

Физкультминутка «Гончары»

Руки хорошо потрём,

до тепла их разотрём.

Чисто вымоем сначала,

чтобы глина не серчала.

Нежно их погладим,

слова такие скажем:

«Ручки, ручки помогите,

нам поделочку слепите».

- а сейчас мы превращаемся в частички песка и изображаем песок.

(стоят рядом друг с другом)

- а сейчас мы превращаемся в частички глины и изображаем глину.

(Встали плотно друг к другу взявшись за руки)

- А сейчас изобразим камень, превратимся в частички камня.

(Плотно прижались друг к другу)

Сели за столы.

- Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера гончары создавали разнообразные по форме и декору горшки, миски, кувшины, блюда и многие другие предметы необходимые в быту. Некоторые предметы становились произведением искусства.

- Мастера - гончары сначала готовят тестообразную массу, долго её мнут, выгоняя из глины пузырьки воздуха, затем бросают её на гончарный круг, который крутится во время работы и позволяет изделия из глины создавать равномерно расширяющиеся или сужающиеся, разной формы.

- Сейчас я вам, примерно, покажу работу гончара. Сначала нужно надеть фартук, приготовить таз с водой и запустить гончарный круг. Наш гончарный круг не настоящий и я тоже не гончар, поэтому изделия у меня могут получиться не очень сложные.

- Я буду показывать и рассказывать, как выполняют свою работу мастера — гончары.

- Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращается в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытягивают корпус и шейку изделия. Во время формования руки приходится периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев. Придав изделию законченную форму, его срезают с гончарного круга тонкой проволокой и ставят для сушки. Когда изделие высохнет - его раскрашивают и декорируют.

- А сейчас мы с вами превращаемся в гончаров и попробуем создать свои неповторимые изделия для выставки. Готовы?

Дети из глины создают разнообразные изделия.

                                                                                        Приложение № 4

ЛЕПКА

Я возьму кусочек глины,

Разомну его в ладошках.

Захочу слеплю пингвина,

Или лошадь, или кошку.

Глина так в руках послушна -

хочешь ты её катай,

Сглаживай, вытягивай,

Ну хоть что изображай!

Я слеплю сейчас утёнка

Вместе с мамой-уткой,

Маму-мышь и папу-мышь

С мышонком малюткой.

Овощей слеплю корзину,

Торт конфеты, шоколад.

Зачем ходить по магазинам,

Ведь дома фабрика и сад!

                 (Л.Орлова)

Мягкую, вязкую глину возмем,

Шлепнем-пошлепнем, чтоб стала послушной…

Лепим-прилепим, месим и мнем,

Вот показались гномика ушки.

 

Вот – его носик, а вот – его рот.

Вот – его бровки, а вот – его глазки.

Глина от пальцев силу берет,

Чтоб рассказать нам веселую сказку.

 

Глина, конечно, из грязи взялась,

 Но, обжигаясь в печи, как посуда,

 Дождик забыла, слякоть и грязь,

 И превратилась в фигурное чудо!

                                  (А.Пастернак)

Стихи о глиняных игрушках

Завелась неведомая птица —

Всякий ей дивится:

Не поет и не летает,

Вся горит и полыхает.

Далеко по белу свету

Знают все пичугу эту,

Эта птица не простая,

Расписная, золотая.

Просто диво — безделушка,

Зовут ее народная игрушка.

Как тянутся руки к глине,

Хочется мять и мять,

Потом получится грива,

Хвост и стать.

Коняшка родимый,

Ты появился на свет,

Какой ты желанный,

Цены тебе нет.

Л. С Фалалеева

        «Я могу из глины»

Я могу из глины 
Вылепить павлина! 
А моя сестричка 
Маленькую птичку. 

Я ,ведь ,старше и умнее, 
Хорошо лепить умею! 
А она - малышка, 
Вот и лепит мышку. 

Трудится-старается, 
Даже улыбается! 
У павлина моего 
Хвостик отрывается... 

Может, лучше мне слепить 
Как павлин летает? 
Но, на это ой-ой-ой, 
Глины не хватает. 

    С.М. Русановская

                                                                                      Приложение №5

Тема: Лепка из глины коллективной композиции «Сказки о животных»

Цель: формировать коммуникативные способности, отрабатывать практические приемы работы с глиной при выполнении коллективной композиции.

Задачи:

- закреплять приемы работы с глиной;

- развивать умение работать в группе;

- развивать творческое воображение

Ход занятия:

I Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправляемся в путешествие по сказкам: мы будем рассказывать сказки, создавать образы сказочных героев.

II Теоретическая часть.

  1. Беседа: - Все мы любим сказки. Какие сказки вы знаете?

    – Какие ваши любимые сказки?

   - Кто их герои? Какие они?

   - Как вы думаете, почему люди любят сочинять сказки, слушать их?

   - Чему могут научить сказки?

2) О каких сказочных героях идет речь в загадках:

- Когда коза домой пришла,

То милых детишек своих не нашла.

Какое горе для матери, ах!

Грустная сказка…

                  - На каждом стуле посидела,

                    Из каждой чашки кашу ела.

                    Невоспитанная девчонка

                    В сказке…

- Кот, Петух, Осёл и Пес

Всем на удивление

Лихо пляшут и поют

В сказке…

                     - Снесла яичко золотое

                        Для бабки и дедки курочка

                        Все это происходило

                        В сказке…

- Вместе урожай растили,

  А потом его делили  

  Медведь с мужиком

  В сказке…

                       - Очень маленький конек,

                         Он Иванушки дружок,

                         Выручал его всегда

                         В сказке…

- Чтобы невесту отыскать,

  Решил стрелу он в даль послать,

  Нашел свою зазнобушку

  На болоте…

  - Знаете ли вы, что многие художники, скульпторы очень любили иллюстрировать сказки (демонстрация иллюстраций к различным сказкам).

- Существуют даже памятники сказочным героям: русалочке, бременским музыкантам, царевне-лягушке.

- Сейчас вы разделитесь на группы. Каждая группа будет создавать композицию по одной из сказок. А выбрать тему вы сможете с помощью лука и стрелы, как Иван-царевич.

III Коллективная творческая работа 

Дети делятся на группы по 2-3 человека; выбирают сказку, стреляя из игрушечного лука по картонным «яблочкам»; выделяют эпизод; создают набросок; распределяют персонажей, детали композиции.

(В случае возникновения затруднений, детям оказывается помощь).

IV Презентация работ.

- А теперь, пожалуйста, каждая группа, расскажите о своих композициях.

Дети расставляют композиции, представляют свою коллективную работу.

(Если необходимо, их направляют вопросами о сказке, которую они иллюстрировали, персонажах, их характерах).

 - Что нравится вам в ваших работах?

 - Все ли получилось так, как задумывалось?

 - Если что-то не получилось, как вы думаете, почему?

  - Чьи работы вам понравились? Чем они вас заинтересовали? Что по-вашему особенно удалось авторам?

V Подведение итогов

 – Сегодня мы с вами вспоминали любимые сказки, работали с глиной, а главное – учились работать вместе – выполнять одну, коллективную поделку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательно-исследовательский проект "Чудесные свойства глины"

Слайд 2

«Опять в грязи выпачкался!»

Слайд 3

Применение глины

Слайд 4

Так добывают глину

Слайд 5

Опытно-экспериментальная деятельность

Слайд 6

Вот какие красивые дома

Слайд 7

Гончарная мастерская «Солнечный круг»

Слайд 9

Мастер -класс

Слайд 11

Вот какие чудесные котята у нас получились

Слайд 12

Экскурсия в краеведческий музей

Слайд 14

Экскурсия в районную библиотеку

Слайд 15

Наше творчество

Слайд 17

Применение глины в косметологии

Слайд 18

Лечебные свойства глины

Слайд 21

Гончар для неё разведёт жаркий пламень. Бывает сухая, и твёрдой как камень. Размочат - как тесто податливой будет, И превратиться в игрушку, в посуду, Лечебными свойствами очень богата, Её отыскать вам поможет лопата. Белая, красная и голубая Глина- разная такая.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебник воздух". Совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми логопедической подготовительной группы

Составляя свой конспект, я хатела формировать представления детей о воздухе и его свойствах.Задачи занятия:способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению пре...

План-конспект НОД «Познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП)» с детьми подготовительной группы. Тема: «Путешествие на воздушном шаре».

Данный конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста разработан с учётом ФГОС ДО, с использованием образовательных технологий: ИКТ (информационо-коммуникативные), кейс-технологий и здоровьесбер...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ БУМАГИ» ( подготовительная группа)

ЦЕЛЬ: расширение представлений детей о бумаге, ее свойствах.ЗАДАЧИ:Образовательные: • Познакомить детей со способами исследования бумаги • Продолжать обуч...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности. Тема: "Свойства воды" средняя группа

формировать знания детей о свойствах бумаги через экспериментальную деятельность...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ПЕСОК И ГЛИНА» (средняя группа)

Тип проекта: познавательно-исследовательский.Автор проекта: Бута Надежда ВладимировнаУчастники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители.Продолжительность: краткосрочный, с 15.05...