Образовательная область «Познавательное развитие» Развитие познавательно-исследовательской деятельности Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие на воздушном шаре»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: закрепление представлений детей о свойствах воды, снега, льда и воздуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_puteshestvie_na_vozdushnom_share.docx | 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области
Образовательная область «Познавательное развитие»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Конспект занятия в подготовительной группе
«Путешествие на воздушном шаре»
Составитель: Бахарева А.Ю
Воспитатель I кв. категории
г. Аша,2019 год
Цель: закрепление представлений детей о свойствах воды, снега, льда и воздуха.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять представление о свойствах воды (прозрачная, не имеет формы и запаха, является растворителем для некоторых веществ).
2. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Развивающие:
1. Активизировать речь и обогащать словарь.
2. Продолжать формировать умение давать полные ответы на заданные вопросы.
3. Развивать логическое мышление, внимание, умение рассуждать, самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Воспитательные:
1. Продолжать воспитывать умение работать коллективно.
2.Воспитывать умение выполнять правила безопасного поведения при экспериментировании.
Оборудование: воздушные шарики, пластмассовые бутылки, тазики с горячей и холодной водой, изображение воздушного шара, пластмассовые стаканчики, ложки, ёмкости для воды (банки, бутылки, пробирки), фильтры (салфетки), глобус, карточки-схемы, снег, лёд, соль, сырое яйцо, стакан молока.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, мы с вами не раз уже путешествовали. На чём можно отправиться в путешествие? (Дети отвечают).
Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Вы не против?
Дети: На нём мы ещё ни разу не летали.
Воспитатель: Нам в пути нужен важный помощник. О нём говорится в загадке:
Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь.
Невидимка он, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Воспитатель открывает изображение воздушного шара.
Воспитатель: Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают. Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:
- Не толкай соседа во время работы.
- Сначала посмотри, потом повтори.
- Убери и на место положи.
- С горячей водой будь осторожен!
Опыт №1
Вижу, что вы готовы, проведём первый опыт. Пустой воздушный шарик наденем на горлышко пластиковой бутылки. Подержим её в течение 1минуты в горячей воде. Что вы видите?
Дети: Шарик надувается.
Воспитатель: Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, он надувается. А теперь ставим бутылку с шариком в холодную воду. Что вы видите?
Дети: Шарик сдувается.
Воспитатель: Как вы думаете, почему так происходит? (предположения детей). Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика, он сдувается. Сделаем вывод: при нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка внизу шара выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается – шар сдувается. Тёплый воздух может летать, путешествовать, он поднимается наверх. Ему хочется поскорее полететь. Отправляемся в полёт! Посмотрите на глобус. Так выглядит наша Земля из космоса. Что на глобусе обозначено синим цветом?
Дети: Вода.
Ребёнок. Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае,
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Правда, без воды жизнь представить сложно! Внимание! Вот мы и прилетели! Приземляемся. (Дети встают со стульев) Кто же это появился у нас на пути? (появляется под «Песню Водяного)
Водяной: Здравствуйте, очень рад вас видеть! Я так люблю шлёпать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только мне непонятно: куда потом исчезает эта вода? (смотрит на свои руки)
Дети рассказывают.
Водяной: А ещё на днях я хотел искупаться в своей любимой речке, а там вместо воды – лёд. Откуда он взялся? Дети объясняют.
Воспитатель: Оказывается, вода может не только в лёд превратиться, но и окраситься в любой цвет, какой вы захотите.
Мы приглашаем тебя, Водяной, в нашу лабораторию. Ребята покажут, какими чудесными свойствами обладает вода.
Дети показывают Водяному цветные льдинки, рассказывают, как они
получились. Делают вывод: вода может окраситься в любой цвет, а при низкой температуре превращается в лёд.
Воспитатель: Обратите внимание: на этом столе лежит снег и лёд (в разных тарелочках). Мы позднее к ним вернёмся.
Опыт №2
Воспитатель: Возьмите стакан с чистой водой и понюхайте её. Имеет ли вода запах?
Дети: Нет, вода не пахнет.
Воспитатель делает вывод: Вода не имеет запаха.
Опыт №3
Воспитатель: Поставьте на картинку стакан с водой и стакан с молоком. Вам видно, что нарисовано на картинке?
Дети: Там, где вода – видно, а там, где молоко – нет.
Воспитатель делает вывод: Вода прозрачная.
Опыт №4
Воспитатель: Положите в стакан ложку сахара или соли, размешайте. Что произошло?
Дети: Сахар и соль растворились.
Воспитатель: Попробуйте воду. (Делает вывод) Вода является растворителем для некоторых веществ – у воды появляется вкус.
Опыт №5
«Научим яйцо плавать»
Воспитатель: Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли. Опустим яйцо в стакан с солёной водой – яйцо останется плавать на поверхности воды.
Дети обсуждают эксперимент.
Воспитатель делает вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В Израиле есть знаменитое Мёртвое
море, вода в нём настолько солёная, что человек без всяких усилий может
лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
Опыт №6
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли вода какую-нибудь форму?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Разлейте воду по разным сосудам. Какую форму приняла вода?
Дети: Форму той посуды, в которую её налили.
Воспитатель делает вывод: Вода не имеет постоянной формы. Она принимает форму того сосуда, в который её налили.
Физкультминутка
Воспитатель: А сейчас вы, ребята, вместе с Водяным изобразите то, о чём мы с вами сегодня ведём речь. Поиграем в игру «Воздух, огонь, вода, земля».
Земля! (Дети приседают). Воздух! (Поднимают руки вверх). Вода! (Изображают волны руками). Огонь! (Поворачиваются вокруг себя).
Воспитатель: Ребята и ты, Водяной, пойдёмте к столу, где был снег и лёд. Что вы видите?
Дети: Снег и лёд растаяли.
Воспитатель: Почему так произошло?
Дети: Потому что в группе тепло.
Водяной: Жаль, что снег растаял. Я люблю его есть, он похож на мороженое: белый, вкусный и прохладный. Кто из вас любит есть снег?
Воспитатель: Что ты, Водяной! Снег нельзя есть! Ребята, а почему нельзя это делать?
Дети: Он холодный, грязный – можно заболеть.
Воспитатель: А как можно доказать, что снег грязный?
Дети: Пропустить через салфетку.
Воспитатель: Да, профильтровать, пропустить через фильтр – устройство для очищения жидкостей от твёрдых частиц, примесей.
Опыт №7
Воспитатель: Налейте талую воду из тарелки в воронку с фильтром (сложенная вчетверо бумажная салфетка).
Чистый снег или грязный? Почему вы так решили?
Дети: Снег грязный. Салфетка стала грязной и на ней остались частички земли и песка.
Воспитатель. Водяной, ну так что – можно есть снег или нельзя?
Водяной: Что вы! Я больше никогда не буду есть снег! Оказывается, он очень грязный и можно заболеть. А ещё можно заболеть из-за того, что снег холодный.
Воспитатель: Ребята, давайте повторим для нашего гостя свойства воды и воздуха, о которых мы сегодня узнали.
1.При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
2.Вода может окраситься в любой цвет, а при низкой температуре превращается в лёд.
3.Вода не имеет запаха.
4.Вода прозрачная.
5.Вода является растворителем для некоторых веществ.
6.Соль повышает плотность воды.
7.Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Водяной: Спасибо. Я запомню все свойства воды и никогда их не забуду.
(Угощает детей, прощается и уходит).
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в воздушном шаре. Считаем до трёх – и в путь! Закройте глаза, а теперь откройте их. Мы приземляемся! Вам понравилось наше путешествие? Какие опыты показались вам самыми интересными? Что мы должны помнить?
Ребёнок: Человек! Запомни навсегда:
Главное для жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги.
Мы ведь на планете не одни!
Воспитатель: Надеюсь, что вы именно так и будете поступать в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект итогового занятия «Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Свойства воды, льда и пара»
в конспекте хорошо приведены примеры опытов в старшей группе....
Конспект организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»Программные задачи:Продолжать знакомить детей со свой...
Конспект непрерывно – образовательной деятельности Познавательное развитие (Развитие познавательно - исследовательской деятельности) по экологическому воспитанию дошкольников «Играем в волшебников» С использованием технологий: развивающие игры, ИКТ, зд
Цель – создать целостное представление о воде как природном явлении, о её значении в природе и жизни человека. Расширить знания о животных, обитающих в воде.Задачи: Обучающие: учить детей правильно от...
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность» Тема: «Куличики для Кати». Возрастная группа: младшая
Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность»Тема: «Куличик...
Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе по Познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Где мы живем»
Познакомить детей с достопримечательностями города Благодарного, расширить представление детей о своём городе. Развивать воображение, творческие способности, навыки речевого общения. Развивать у...
Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)
Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....