Образовательная область «Познавательное развитие» Развитие познавательно-исследовательской деятельности Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие на воздушном шаре»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бахарева Алёна Юрьевна

Цель: закрепление представлений детей о свойствах воды, снега, льда и воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_puteshestvie_na_vozdushnom_share.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области

Образовательная область «Познавательное развитие»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Конспект занятия в подготовительной группе

 «Путешествие на воздушном шаре»

Составитель: Бахарева А.Ю

Воспитатель  I  кв. категории

г. Аша,2019 год

Цель: закрепление представлений детей о свойствах воды, снега, льда и воздуха.

Задачи:

Образовательные: 

1. Расширять представление о свойствах воды (прозрачная, не имеет формы и запаха, является растворителем для некоторых веществ).

2. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Развивающие: 

1. Активизировать речь и обогащать словарь.

2. Продолжать формировать умение давать полные ответы на заданные вопросы.

3. Развивать  логическое мышление, внимание, умение рассуждать, самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Воспитательные: 

1. Продолжать воспитывать умение работать коллективно.

2.Воспитывать умение выполнять правила безопасного поведения при экспериментировании.

Оборудование: воздушные шарики, пластмассовые бутылки, тазики с горячей и холодной водой, изображение воздушного шара, пластмассовые стаканчики, ложки, ёмкости для воды (банки, бутылки, пробирки), фильтры (салфетки), глобус, карточки-схемы, снег, лёд, соль, сырое яйцо, стакан молока.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, мы с вами не раз уже путешествовали. На чём можно отправиться в путешествие? (Дети отвечают).

Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Вы не против?

Дети: На нём мы ещё ни разу не летали.

Воспитатель: Нам в пути нужен важный помощник. О нём говорится в загадке:

Через нос проходит в грудь,

И обратно держит путь.

Невидимка он, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Воспитатель открывает изображение воздушного шара.

Воспитатель: Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают. Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:

  1. Не толкай соседа во время работы.
  2. Сначала посмотри, потом повтори.
  3. Убери и на место положи.
  4. С горячей водой будь осторожен!

Опыт №1

Вижу, что вы готовы, проведём первый опыт. Пустой воздушный шарик наденем на горлышко пластиковой бутылки. Подержим её в течение 1минуты в горячей воде. Что вы видите?

Дети: Шарик надувается.

Воспитатель: Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, он надувается. А теперь ставим бутылку с шариком в холодную воду. Что вы видите?

Дети: Шарик сдувается.

Воспитатель: Как вы думаете, почему так происходит? (предположения детей). Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика, он сдувается. Сделаем вывод: при нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка внизу шара выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается – шар сдувается. Тёплый воздух может летать, путешествовать, он поднимается наверх. Ему хочется поскорее полететь. Отправляемся в полёт! Посмотрите на глобус. Так выглядит наша Земля из космоса. Что на глобусе обозначено синим цветом?

Дети: Вода.

Ребёнок. Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

 Паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае,

Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

 Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить –

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: Правда, без воды жизнь представить сложно! Внимание! Вот мы и прилетели! Приземляемся. (Дети встают со стульев) Кто же это появился у нас на пути? (появляется под «Песню Водяного)

Водяной: Здравствуйте, очень рад вас видеть! Я так люблю шлёпать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только мне непонятно: куда потом исчезает эта вода? (смотрит на свои руки)

Дети рассказывают.

Водяной: А ещё на днях я хотел искупаться в своей любимой речке, а там вместо воды – лёд. Откуда он взялся? Дети объясняют.

Воспитатель: Оказывается, вода может не только в лёд превратиться, но и окраситься в любой цвет, какой вы захотите.

Мы приглашаем тебя, Водяной, в нашу лабораторию. Ребята покажут, какими чудесными свойствами обладает вода.

Дети показывают Водяному цветные льдинки, рассказывают, как они

получились. Делают вывод: вода может окраситься в любой цвет, а при низкой температуре превращается в лёд.

Воспитатель: Обратите внимание: на этом столе лежит снег и лёд (в разных тарелочках). Мы позднее к ним вернёмся.

Опыт №2

Воспитатель: Возьмите стакан с чистой водой и понюхайте её. Имеет ли вода запах?

Дети: Нет, вода не пахнет.

Воспитатель делает вывод: Вода не имеет запаха.

Опыт №3

Воспитатель: Поставьте на картинку стакан с водой и стакан с молоком. Вам видно, что нарисовано на картинке?

Дети: Там, где вода – видно, а там, где молоко – нет.

Воспитатель делает вывод: Вода прозрачная.

Опыт №4

Воспитатель: Положите в стакан ложку сахара или соли, размешайте. Что произошло?

Дети: Сахар и соль растворились.

Воспитатель: Попробуйте воду. (Делает вывод) Вода является растворителем для некоторых веществ – у воды появляется вкус.

Опыт №5

«Научим яйцо плавать»

Воспитатель: Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли. Опустим яйцо в стакан с солёной водой – яйцо останется плавать на поверхности воды.

Дети обсуждают эксперимент.

Воспитатель делает вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В Израиле есть знаменитое Мёртвое

море, вода в нём настолько солёная, что человек без всяких усилий может

лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Опыт №6

Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли вода какую-нибудь форму?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Разлейте воду по разным сосудам. Какую форму приняла вода?

Дети: Форму той посуды, в которую её налили.

Воспитатель делает вывод: Вода не имеет постоянной формы. Она принимает форму того сосуда, в который её налили.

Физкультминутка

Воспитатель: А сейчас вы, ребята, вместе с Водяным изобразите то, о чём мы с вами сегодня ведём речь. Поиграем в игру «Воздух, огонь, вода, земля».

Земля! (Дети приседают). Воздух! (Поднимают руки вверх). Вода! (Изображают волны руками). Огонь! (Поворачиваются вокруг себя).

Воспитатель: Ребята и ты, Водяной, пойдёмте к столу, где был снег и лёд. Что вы видите?

Дети: Снег и лёд растаяли.

Воспитатель: Почему так произошло?

Дети: Потому что в группе тепло.

Водяной: Жаль, что снег растаял. Я люблю его есть, он похож на мороженое: белый, вкусный и прохладный. Кто из вас любит есть снег?

Воспитатель: Что ты, Водяной! Снег нельзя есть! Ребята, а почему нельзя это делать?

Дети: Он холодный, грязный – можно заболеть.

Воспитатель: А как можно доказать, что снег грязный?

Дети: Пропустить через салфетку.

Воспитатель: Да, профильтровать, пропустить через фильтр – устройство для очищения жидкостей от твёрдых частиц, примесей.

Опыт №7

Воспитатель: Налейте талую воду из тарелки в воронку с фильтром (сложенная вчетверо бумажная салфетка).

Чистый снег или грязный? Почему вы так решили?

Дети: Снег грязный. Салфетка стала грязной и на ней остались частички земли и песка.

Воспитатель. Водяной, ну так что – можно есть снег или нельзя?

Водяной: Что вы! Я больше никогда не буду есть снег! Оказывается, он очень грязный и можно заболеть. А ещё можно заболеть из-за того, что снег холодный.

Воспитатель: Ребята, давайте повторим для нашего гостя свойства воды и воздуха, о которых мы сегодня узнали.

1.При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

2.Вода может окраситься в любой цвет, а при низкой температуре превращается в лёд.

3.Вода не имеет запаха.

4.Вода прозрачная.

5.Вода является растворителем для некоторых веществ.

6.Соль повышает плотность воды.

7.Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Водяной: Спасибо. Я запомню все свойства воды и никогда их не забуду.

(Угощает детей, прощается и уходит).

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в воздушном шаре. Считаем до трёх – и в путь! Закройте глаза, а теперь откройте их. Мы приземляемся! Вам понравилось наше путешествие? Какие опыты показались вам самыми интересными? Что мы должны помнить?

Ребёнок: Человек! Запомни навсегда:

Главное для жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги.

Мы ведь на планете не одни!

Воспитатель: Надеюсь, что вы именно так и будете поступать в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»Программные задачи:Продолжать знакомить детей со свой...

Конспект непрерывно – образовательной деятельности Познавательное развитие (Развитие познавательно - исследовательской деятельности) по экологическому воспитанию дошкольников «Играем в волшебников» С использованием технологий: развивающие игры, ИКТ, зд

Цель – создать целостное представление о воде как природном явлении, о её значении в природе и жизни человека. Расширить знания о животных, обитающих в воде.Задачи: Обучающие: учить детей правильно от...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность» Тема: «Куличики для Кати». Возрастная группа: младшая

Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность»Тема: «Куличик...

Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе по Познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Где мы живем»

Познакомить детей с достопримечательностями города Благодарного, расширить представление детей о своём городе. Развивать  воображение, творческие способности, навыки речевого общения. Развивать у...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....