Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников
материал

Анастасии Сергеевна Приходько

Текст выступления на районном методическом объединении (презинтация к сожалению не загружается)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_1.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО 26.08.2022

Тема: Нравственно- патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста: «Война глазами детей»( слайд 1)

Коллеги, сегодня стоит согласиться, что нравственно- патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из актуальных задач нашего времени. Большие изменения произошли в окружающем мире за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории, отношения к событиям мировой политики, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому представления дошкольников о патриотизме, добродушии могут быть искажены. Негативное влияние на воспитание детей оказывают всем доступные средства массовой информации, телевидение, гаджеты, реклама, насыщенные образами агрессии, разрушения, жестокости.

(слайд 2)Именно нравственно- патриотическое воспитание является одним из элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества. Но, к сожалению, нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений в воспитании по ряду причин:

* особенности дошкольного возраста;

* многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире;

* дефицит методического сопровождения.

(слайд 3)В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены цели патриотического воспитания: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

(слайд 3)Нравственно  -  патриотическое воспитание дошкольников реализуется в ДОУ «Радуга» в соответствии с ФГОС ДО в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие», в интеграции с другими образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».

(слайд 5)В системе воспитания поэтапная работа по  нравственно  -  патриотическому  направлению должна  реализоваться по следующим направлениям:

1. Методическое сопровождение

2. Работа с детьми

3. Работа с родителями

(слайд 6-7) Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый воспитатель должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

-непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

-рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватной возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

-деятельностный подход;

-развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

(слайд 8) Воспитание патриотизма, как нравственного качества личности дошкольника, содержит 3 компонента:

- содержательный (овладение ребёнком доступным объёмом представлений и понятий об окружающем мире);

- эмоционально – побудительный (сформированное положительное отношение к полученным знаниям об окружающем мире);

- деятельностный (реализация прочувствованных и осознанных знаний в деятельности и поступках).

(слайд 9) Патриотическое воспитание дошкольников определяет следующие традиционные формы и методы работы:
1. Целевые прогулки, экскурсии;
2. Тематические беседы;
3. Познавательные игры;                                                                                                                                                       4. Чтение художественной литературы;
5. Праздники;

Праздник – особая форма воспитательной работы. Его отличительные особенности состоят в том, что, во-первых, в его основе лежит радость, положительные эмоции. Во-вторых, его отличает многообразие деятельности детей, единство различных направлений воспитательной работы. В-третьих, праздник, как правило, требует тщательной подготовки, поскольку предполагает организованные действия его участников по определенному, заранее разработанному сценарию.

6. Основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность (различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о родном селе, о его истории).

Хочу поделиться своими формами работы по патриотическому воспитанию детей. Считаю, такой системный подход дает положительные результаты к концу дошкольного периода.

(слайд 10) 1. Самое первое и необходимое условие – организация соответствующей развивающей среды: в группе оформлен «патриотический» уголок, который оснащен различными наглядными материалами – геральдикой нашего государства, края; настольными печатными играми, тематическим альбом «История нашего  села», «Костюмы народов России», художественной литературой для детей;

(слад 11) 2. В сетке расписания НОД внесен предмет «Нравственно-патриотическое воспитание». Темы планируются согласно перспективному тематическому плану на год, материалы закрепляются в повседневной жизни, беседах, на личном примере, в различных мероприятиях.

3. Периодически проводим экскурсии и целевые прогулки, которые приносят много восторга и радости у ребятишек. Такие экскурсии дают возможность насладиться красотой нашего села.

 4. Инновационной формой в нашем саду является посещение занятий  музея и библиотеки.(слайд 12)

5. Участвуем с детьми в районных конкурсах, в таких как «Победа глазами детей» и акциях, например «Дерево Победы», «Окно Победы» (слайд 13, 14, 15)

6. Проводим мероприятия, приуроченные к 9 мая с костюмированием и привлечением родителей непосредственно в сценарии праздника.(слайд 16)

6.. Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью совместной работы детского сада и семьи. Проводим с их участием выставки, конкурсы на такие темы, как «Мой любимый детский сад», «Моя семья», «Букет к празднику любимым воспитателям», «Подарок к 8 марта» и т.п. Родители активно участвуют в мероприятиях по уборке участка от снега, сооружении снежных фигур, праздниках и развлечениях. Личный положительный пример родителей пробуждает в детях патриотические чувства.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

(слайд 17)Патриотизм - это ни что другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто раствориться как кусок сахара в чае.

В. Путин

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»

Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников в ходе ознакомления с родным городом».

Сообщение о воспитании нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников....

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Консультация для родителей «Формирование у детей чувства любви к Родине через нравственно-патриотическое воспитание».нравственно-патриотическое воспитание

Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережн...

Консультация для родителей «Формирование у детей чувства любви к Родине через нравственно-патриотическое воспитание».нравственно-патриотическое воспитание

Консультация для родителей«Формирование у детей чувства любви к Родине через нравственно-патриотическое воспитание».Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа &ndash...