Конспект мастер класса Руки дружат с язычком
материал

Гришаева Людмила Михайловна

Конспект мастер класса Руки дружат с язычком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master_klassa_ruki_druzhat_s_yazychkom.docx93.02 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР -  КЛАСС

«РУКИ ДРУЖАТ С ЯЗЫЧКОМ »

(артикуляционная  гимнастика сбиоэнергопластикой)

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/021d/0000021c-ac972781/hello_html_62cf75fd.jpg

Учитель – логопед:   Гришаева Людмила Михайловна

МБДОУ  “Теремок “

г. Бородино    Красноярского края

    2022 год  

МАСТЕР -  КЛАСС

«РУКИ ДРУЖАТ С ЯЗЫЧКОМ »

СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР – КЛАССА

Вступительное слово

        Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на своём мастер – классе  «Руки дружат с язычком».

Практическая часть

        Уважаемые коллеги, участниками моей  фокус группы будут, те у кого на руках есть браслеты. Займите, пожалуйста, свои места в первом ряду! Сейчас мы с вами выполним упражнение «Аплодисменты здоровья»! Все остальные если желаете, можете тоже присоединиться!

(Под музыкальное сопровождение выполняются упражнения по показу ведущего).

Спасибо за участие, уважаемые коллеги! Данное упражнение взято мной неспроста. Я наблюдала за движением ваших рук. Вы справились прекрасно!

Девизом моего сегодняшнего мастер-класса будут слова  Василия АлександровичаСухомлинского:

“Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!”

Сегодня я расскажу вам о том,как я использую эту взаимосвязь в своей ежедневной работе с детьми, насколько важны движения рук для развития речи ребенка.

Теоретическая часть

Актуальность темы:

Одним из основных направлений моей работы с детьми, имеющими различные нарушения речи,  является  коррекция звуковой ее стороны. В основе  работы над устранением дефектного звукопроизношения лежит работа по формированию правильного артикуляционного уклада. Именно от артикуляции и зависит правильность произношения звуков, общее звучание речи, внятность.Для эффективной работы необходимо каждое занятие начинать с комплекса артикуляционной гимнастики. Это однообразно, а значит скучно, ребенок быстро теряет интерес к выполнению упражнений, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности их выполнения.

Передо мной стал вопрос:  как создать положительный эмоциональный настрой и удержать  интерес ребенка на протяжении выполнения всего комплекса артикуляционной гимнастики? С помощью какогоприёма можно активизировать ребёнка во время проведения артикуляционной гимнастики? Мое внимание привлек опыт нестандартного проведения артикуляционной гимнастики с применением здоровьесберегающей технологии – биоэнергопластика. Базовым  принципом  данной технологии  является сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

За основу  работы по данной технологии я взяла готовые комплексы артикуляционно-пальчиковой гимнастики, разработанные  Аллой Васильевной Ястребовой и Ольгой Ивановной Лазаренко. Применяя данные комплексы в работе с дошкольниками, я поняла, что их необходимо оживить. Для этого мною изготовлены перчатки со сказочными персонажами (Чупа и Чупс), различные браслеты, создана картотека музыкального сопровождения, подобраны предметные картинки к каждому артикуляционному упражнению.

Отмечу, что выполнение  данной гимнастики требует  максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Я предлагаю сейчас вам прочувствовать  это на себе.

(выполнение комплекса)

Уважаемые участники фокус группы, смотрите  на меня и старайтесь выполнять точно, как я!

Вам было легко? В чем была сложность?

В работе  с детьми данные комплексы не выполняются вот так вот сразу, а вводятся поэтапно:

              1. Знакомство и разучивание артикуляционного упражненияс опорой на предметную картинку, отработкаперед зеркалом под счет.

2. Подключение к выполнению артикуляционного упражнения ведущей руки. Здесь важно обратить внимание ребенка на то, что движения рукой напоминают положения движения языка, это облегчает процесс запоминание артикуляционных поз.(под счет)

3. Подключаем движение второй руки. Здесь ребенок имеет возможность заменить движения руками, предложенные мной на свои собственные. Я всегда охотно принимаю инициативу ребенка и включаю данные упражнения в свою картотеку.

4. Выполнение комплекса артикуляционно-пальчиковой гимнастики  под музыку с опорой на показ учителя-логопеда (или  предметные картинки), руки украшены браслетами (по выбору детей).

Когда упражнения отработаны, и дети свободно ориентируются по их названиям (на слух или с опорой на предметную картинку), могут их выполнять чётко и правильно, я применяю сказки про Чупу и Чупса, придуманные  мной по системе  Риты Григорьевны Бушляковой. Для этого мы с детьми используем вот такие перчатки. Это братик и сестричка, которые являются героями различных сказочных историй. Интерес детей повышен тем, что перчатки каждый ребенок оформляет дома с родителями. По договорённости дети могут ими обмениваться перед занятием.

Ученные утверждают, что работающая кисть руки многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Когда ребенок производит ритмические движения пальцами у него усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга, отвечающих за  речь. Для себя я отметила, что применение биоэнергопластики повышает интерес детей к проведению артикуляционной гимнастики, тем самым ускоряет процесс исправления деффектных звуков у детей.

Рефлексия

Сегодня я хочу презентовать вам свое дидактическое пособие, которое родилось у меня в процессе применения данной технологии на этапе закрепления с детьми артикуляционно-пальчиковых комплексов по разным группам звуков. Это логопедические браслеты с набором артикуляционных упражнений. Я предлагаю их детям и родителям для отработки комплексов дома.

Уважаемые коллеги! Сегодня вы увидели мастер-класс по использованию биоэнергопластики как эффективного средства коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Уважаемые участники фокус группы, если  он был для вас интересным и полезным, предлагаю обменяться браслетами!

Предлагаемые источники:

  1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

Санкт - Петербург: Детство-пресс, 2011.

     2. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Научим язычок трудиться"

Оказание  помощи  родителям  в  овладении  основными  приемами  артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях....

Мастер-класс для родителей " Волшебный язычок"

Разработка Мастер-класса "Волшебный язычок"...

Мастер-класс « Вкусные игры для язычка»

Игровая артикуляционная гимнастика со сладостями...

Мастер-класс для воспитателей: "Послушный язычок"

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется прави...

Мастер-класс: «Руки помогают – язычок наш укрепляют» .

проведение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой дома...

Мастер класс для родителей "С язычком играем - речь развиваем"

Помощь родителям для развития речи детей...