Консультация "Театрализованные игры дошкольников"
консультация

Попова Алена Владимировна

Консультация для педагогов "Театрализованные  игры как средство развития коммуникативных способностей дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_teatralizovanye_igry_v_dou.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов      

         Театрализованные игры, как средство развития

коммуникативных способностей дошкольников

Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности

В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются. Учатся взаимодействовать со сверстниками, договариваться о сюжете, вести ролевые диалоги, через образ персонажа развивается выразительность, образность речи

Отмечу, что театрализованные игры отличаются от других (сюжетно-ролевых  игр) обязательным наличием сюжета, основанного на литературных и фольклорных материалах.

Педагогическая ценность театрализованных игр дошкольников:

  • формируют у детей чувство партнерства;
  • развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни, умение видеть и понимать их чувства, стремления и желания;
  • интеграция нескольких видов художественно-творческой деятельности детей оказывает благотворное влияние на их эстетическое воспитание;
  • способствуют умственному развитию детей: обогащают разнообразными впечатлениями, формируют познавательный интерес и любовь к литературе, родному слову, развивают фантазию, воображение, творческое мышление;
  • тематика и содержание этих игр всегда имеют нравственную направленность, которая заложена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в детских постановках;
  • содействуют физическому развитию детей: совершенствуются движения, их точность, координация, развиваются ловкость, гибкость;
  • способствуют более раннему выявлению индивидуальных особенностей детей, их способностей.

Этапы работы с игровым материалом

В педагогической практике принято выделять 3 этапа работы с игровым материалом:

  1. Восприятие материала литературных и фольклорных произведений: происходит знакомство детей с сюжетом сказок, потешками, считалками и др. Воспитатель может рассказывать наизусть или читать готовый текст. Если игра импровизированная, объясняется ситуация, которую дошкольники будут обыгрывать.
  2. Освоение специальных умений и навыков: объяснение воспитателем или знание детьми специфики деятельности театральных специальностей («актёр», «режиссёр», «сценарист», «оформитель» и «костюмер»), умение выполнять их роли.
  3. Самостоятельная творческая деятельность: после знакомства с текстом, разработкой реквизита, происходит переход к игре, где дети действуют самостоятельно, а воспитатель только направляет игру в нужное русло.

Работа по совершенствованию театрально-игровых навыков

  • Моделирование ситуаций.
  • Творческая беседа.
  • Игры (на согласование действий, распознование эмоций, выразительность движений, мимики, голоса и т.п.)

Виды театрализованных игр в детском саду

В дошкольном образовании выделяют 2 основных вида игр:

Основанные на самостоятельных действиях ребёнка, где он играет сам или использует предметы, но основными средствами выразительности при этом являются мимика, пантомимика и жесты. Это игры-драматизации.

Игры, где ребёнок не принимает прямого участия, но создаёт сценические действия и ведёт игрушечного персонажа, действуя за него. Основным средством выразительности здесь выступает интонация. Это режиссёрские игры.

Игры-драматизации      

В детском саду выделяют следующие виды таких игр

  • Пальчиковые. В игре участвуют куклы, которые дети надевают на пальцы и управляют ими. По движению сюжета ребёнок действует одним или несколькими персонажами-пальцами, произнося текст. Допускаются свободные действия или за ширмой.
  • С куклами бибабо. Действие игры происходит на ширме. Дети надевают на руку куклы и становятся водящими, проговаривая текст за персонажа. На усмотрение воспитателя допускается свободное передвижение дошкольников.
  • Импровизация. Этот вид игры-драматизации предполагает использование кукол и самостоятельную игру детей. Главное отличие от других — разработка сюжета по ходу действия.
  • Самостоятельная игра (игра имитация)  Предполагается, что ребёнок, облачившись по возможности в маску, накидку и т. п., играет за персонажа самостоятельно.

Персонажей-кукол можно изготавливать вместе с детьми. Это поможет дополнительно создать коммуникативные контакты в группе.

Режиссёрские игры

Среди этого вида игр принято выделять следующие:

  • Настольный театр игрушек.
  • Настольный театр картинок.
  • Стенд-книжка.
  • Фланелеграф.
  • Теневой театр.

Развитие коммуникативных навыков воспитанников средствами режиссёрских игр

Основная задача режиссёрских игр — развитие коммуникативных навыков. Подготовка к этому типу деятельности начинается в возрасте до 3 лет, когда дети ещё не научились совместной игре. В это время наблюдается «игра рядом», т. е. малыши находятся недалеко друг от друга, но не контактируют между собой. Игры-драматизации, а также подвижные, дидактические подводят малышей к началу коммуникации, однако именно режиссёрские игры формируют коммуникативные навыки и тренируют диалогическую речь.

С появлением режиссёрской игры происходит подготовка к взаимодействию с другими детьми. Вначале ребёнок использует в качестве партнёра игрушки, куклы-картинки, рисунки и др. В процессе игры малыши выстраивают диалоги за несколько персонажей. Это помогает в дальнейшем наладить контакт с ровесниками.

В возрасте 4–5 лет дети уже способы собираться в небольшие группы по 2–3 человека. В это время игровой процесс для них становится более разнообразным за счёт включения в него  текстов сказок и мультфильмов.

В 6–7 лет дети уже сами делают игру разнообразнее, разыгрывая также сказки и мультфильмы, но при этом больше импровизируя в действиях и репликах персонажей.

Таблица: особенности театрализованных игр в разных возрастных группах

Возрастная группа

Особенности игры

Младшая

  • Формируется интерес к театрализованным играм и желание играть, дополняя отдельные реплики героев.
  • Драматизации как таковой ещё нет, но во время занятий воспитатель перевоплощается в персонажей и меняет интонацию, включая тем самым её элементы.
  • Дети пока не способны перевоплощаться в образы персонажей, а лишь подражают им, копируя внешние черты, не раскрывая особенностей поведения.
  • Происходит первичное знакомство с режиссёрской театрализованной игрой.
  • Фигурки пальчикового театра ребёнок использует совместно со взрослым.

Средняя

  • Для детей становится важным не только процесс игры, но и результат, реакция зрителей.
  • Усложняются тексты: содержание несёт большую смысловую и эмоциональную нагрузку и отличается более интересными языковыми средствами.
  • Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счёт освоения игры-драматизации и настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, действия на ширме и др.

Старшая

  • Театрализованная игра становится средством самовыражения личности и реализации способностей.
  • Углубляется игровой опыт за счёт освоения разных видов игры — драматизации и режиссёрской театрализованной игры.
  • Происходит частичный переход игры в речевой план за счёт объединения разных видов игр.
  • Дети заинтересованы играми «с продолжением» сюжета.
  • Игровой опыт углубляется за счёт освоения разных видов игры-драматизации и режиссёрской театрализованной игры (добавляются марионетки, куклы с «живой рукой» и тростевые).
  • В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных и произведения русских классиков.

Подготовительная

  • Усложняется нравственная составляющая материала: игровые тексты несут большую смысловую нагрузку в таких понятиях, как ответственность, долг, дружба, любовь и т. д.
  • Детям предоставляется большая свобода в действиях: самостоятельное распределение ролей, подборка костюмов, разработка сюжета.
  • Происходит совершенствование приобретённых навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры дошкольников

1. Значение театрализованных игр, их специфика.2. Сравнительная характеристика театрализованных и сюжетно-ролевых игр.3.Виды театрализованных игр, их характеристика.4. Условия развития театрализованны...

Консультация для воспитателей «ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»

   Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л.С. Выготский Н.Я. Михайленко), поэтому она наиболее...

Методические рекомендации "Театрализованные игры дошкольников".

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе  театра лежит игра. Театральная игра и игра ребенка исходят из одной и той же  условности и  фокусируют в себе действительнос...

Консультация для воспитателей "Театрализованные игры дошкольников"

Для развития и воспитания детей в игре прежде всего необходима правильная организация театрализованных игр....

Консультация "Театрализованные игры как технология коррекции отклонения в развитии дошкольников"

Системы работы с дошкольниками по использованию театрализованных игр и игровых упражнений, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических проц...

Консультация "Театрализованные игры как средство коммуникации дошкольников"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедетский сад № 50 станицы Анастасиевской муниципального образования Славянский район      Консультация: «Театрализо...