Мастер-класс "Организация экспериментальной деятельности в ДОУ"
материал

Шебалина Оксана Владимировна

Сценарий мастер-класса для педагогов ДОУ по организации экспериментальной деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов

«Организация экспериментальной деятельности в ДОУ»

Автор: Шебалина Оксана Владимировна,

старший воспитатель МБДОУ № 52 «Веселый дельфин» г. Канск

Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов - участников мастер - класса в организации в ДОУ детской экспериментальной деятельности.

Задачи мастер-класса:

  • передать опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
  • организовать совместную отработку методических подходов, приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы на примере опытов с лентой Мебиуса, а также с солью и сахаром;
  • дать возможность участникам мастер-класса провести рефлексию собственного профессионального мастерства.

Оборудование: проектор, проекторный экран, бумага, ножницы, клей, карандаши, салфетки, емкости для воды, пресная и соленая вода, подносы, апельсины, кусковой сахар, пищевой краситель, буклеты с методическими рекомендациями, пирамидка.

I. Организационный момент

Добрый день, уважаемые коллеги! Наша встреча посвящена организации экспериментальной деятельности дошкольников.

II. Вводная часть

Актуальность:

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Таким образом, детей необходимо включить в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы находить все новые и новые свойства предметов. Поисковая деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мышление. Для того чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

Для современного этапа системы образования характерно использование новых технологий развития и воспитания детей, развитие личности, способностей детей в различных видах деятельности. «Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его дальнейшая деятельность», — писал Лев Семенович Выготский. Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Эффективным средством развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста является экспериментальная деятельность.

III. Основная часть

Экспериментирование, как вид деятельности имеет свою структуру и проходит по определенному алгоритму. Предлагаю воспользоваться одним из возможных алгоритмов, он представлен на экране.

Примерный алгоритм проведения экспериментирования.

  1. Предварительная работа (наблюдения, экскурсии, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки)
  2. Определение вида ОД.
  • Констатирующие (позволяют увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями).
  • Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта).
  • Обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)

3. Постановка темы исследовательской деятельности.

4. Выбор цели, задач (образовательные, развивающие, воспитательные).

5. Подготовка пособий и оборудования.

Пожалуйста, прочитайте и обратите внимание на последовательность этапов проведения эксперимента.

Примерная структура эксперимента:

  1. Проблема
  2. Постановка задачи
  3. Варианты решения
  4. План эксперимента
  5. Выбор оборудования
  6. Правила безопасности
  7. Эксперимент
  8. Вывод
  9. Связь с жизнью
  10. Обобщение

Мы вспомнили с вами о роли детского экспериментирования, уточнили последовательность проведения, но важно всегда помнить, что одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Многие педагоги считают, что для проведения опытов и экспериментов необходимо сложное оборудование, специальные наборы реагентов и инструментов.

Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с самыми простыми материалами, которые можно использовать в работе с детьми.

Как сказал венгерский математик Дьёрдь Пойа: «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому». Поэтому я предлагаю вам стать активными участниками научного поиска и самим открыть удивительные свойства обычных предметов. Сейчас мы из простой полоски бумаги сделаем необычную фигуру- волшебную. Давайте убедимся, что полоска бумаги перед вами самая обыкновенная. (показать со всех сторон полоску)

- Кто может сказать какая она? (прямоугольная, гладкая, у полоски есть поверхности и т. д.)

- Как вы понимаете, что такое поверхность? (наружная сторона чего-либо) Покажите поверхность полоски. Сколько поверхностей у полоски? (2)

1 опыт "У полоски две стороны"- Давайте докажем это. Постарайтесь провести линии по полоске бумаги так, чтобы они встретились - не отрываясь от бумаги и не выходя за край.

- Смогли ли встретиться наши линии? (нет)

- Почему не смогли? (потому, что у полоски действительно две стороны).

2 опыт "Закрась поверхность кольца"- А сейчас превратим эту полоску в кольцо (склеить концы). Сколько поверхностей у кольца? (две, внутренняя и внешняя). Закрасьте одну поверхность кольца. Что получилось?

Изготовление ленты

- Вы уже знаете, что у полоски две поверхности, а сейчас мы превратим такую же полоску бумаги в необычную фигуру. Для этого я беру ее за оба конца, один из них перекручиваю на 180 градусов приклеиваю не перекрученный конец к перекрученному. А теперь сделаем вместе.

(показывать свои действия)

- Как бы вы назвали эту фигуру, которая у нас получилась? (кольцо)

- Посмотрите внимательно и скажите, что в нем необычного?

- Помните, что мы его сделали из полоски с двумя поверхностями.

- Давайте проверим, сколько поверхностей у перекрученного кольца.

3 опыт "Закрась ленту Мёбиуса" - Попробуем опять «подружить» наши линии.  Ведем линию, не отрывая руки и не выходя за край кольца.

- Посмотрите внимательно, что получилось?

- Линия закончилась в исходной точке на одной поверхности кольца. Что это значит, как вы думаете? (что у перекрученного кольца одна поверхность).

- Что будет, если закрашивать поверхность перекрученного кольца, не переворачивая его?

Вывод:

Итак, у нашей новой фигуры одна поверхность, хотя мы ее сделали из обычной полоски бумаги, у которой две поверхности. Вот какое волшебство. Такое необычное кольцо с одной поверхностью называется лист или лента Мёбиуса. (Август Фердинанд Мебиус, немецкий ученый, 19век).  Лист Мебиуса – это перекрученная на 180° лента, края которой склеены между собой.

Для проведения следующего опыта нам понадобятся ножницы.

4 опыт - Как вы думаете, что получится, если мы разрежем обычное бумажное кольцо вдоль посередине?  (получилось два кольца) А ленту Мебиуса? (получилось одно длинное кольцо перекрученное дважды).

- Проверим ваши догадки. Что мы видим?

5 опыт

- А теперь предлагаю совершить еще одно открытие. Нужно разрезать ленту Мебиуса не по центру, а отпуская от края приблизительно на треть её ширины. (получаются две ленты, одна - короткая лента Мебиуса, другая - длинная лента с двумя полуоборотами). На одну четвертую от края. (получается 2 кольца вдвое длиннее первоначальной ленты и вдвое перекрученные, сцепленные между собой).

Кроме бумаги, опыты можно проводить с веществами, которые есть у каждого дома – соль и сахар.

- Можно ли заставить апельсин опуститься на дно водоёма?

- Как вы думаете, рухнет ли сахарная башня?

Не ломайте голову, давайте поэкспериментируем!

Опыт 6

На слайде показана последовательность проведения опыта с апельсином. Выполните этот эксперимент.

Один апельсин опустим в миску с водой. — Что произошло с апельсином? (Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся). Очистим второй апельсин и положим его в воду. (Апельсин утонул). Почему? Сделаем вывод: В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

А теперь опустим наши апельсины в соленую воду. Вода растворяет соль. Соленая вода более плотная, поэтому апельсины в ней не тонут.

Опыт 7

На тарелке построена башня из кубиков сахара.

- Что произошло с сахаром после того, как вы вылили подкрашенную воду в тарелку?

- Что случилось с башней, когда сахар полностью пропитался водой?

Вывод: вода является хорошим растворителем. Вода проникает в сахар и смешивается с ним (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне. Сахар растворяется, башня падает.

IV. Заключительная часть.

При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, и только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям.

Рефлексия «Пирамида знаний». Для того чтобы собрать пирамиду, надо дать несколько ответов на предлагаемый вопрос. У вас на столах находятся кольца пирамиды. Одно кольцо – один ответ. Вопрос — Подумайте и скажите: «Что развивают у детей игры – эксперименты?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

"Экспериментальная мастерская" (деловая игра для педагогов по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками)..

Все знают о пользе экспериментальной деятельности для детей. Однако, использованию экспериментов не всегда отводится необходимое время. А ведь проведение экспериментов полностью соответствуют реализац...

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...

Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...