Адаптационный период детей раннего возраста в ДОУ
статья (младшая группа)
В данной статье рассмотрены фазы и степени адаптации детей к ДОУ, а также даны рекомендации родителям о том как помочь ребенку в период адаптации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Адаптация (от лат. аdaptatio – «приспособляю») – сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях - физиологическом, социальном, психологическом.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни .
Как известно, существует три фазы адаптационного периода:
- Острая фаза или период дезадаптации (длится в среднем один месяц);
- Подострая фаза или собственно адаптация (длится три – пять месяцев);
- Фаза компенсации или период адаптированности.
Острая фаза сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что может приводить к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушении сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии.
Подострая фаза или собственно адаптация характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития,
особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами.
Фаза компенсации или период адаптированности характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.
В период адаптации необходимо создать благоприятную обстановку для жизни ребенка в дошкольном учреждении. Это необходимо для того, чтобы ребенок наиболее адекватно приспосабливался к новым условиям, а также для формирования у него положительного отношения к детскому саду и приобретению навыков общения со сверстниками.
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок при прощании с родителями, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть, как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
При средней степени адаптации нарушения у ребёнка в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон и аппетит восстанавливаются лишь через 20—40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение его к близким - эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) - в течение полутора-двух недель.
При тяжёлой степени адаптации ребёнок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами, зовет маму; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким - эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода.
Как помочь ребенку в период адаптации?
Для того, чтобы ребенку было проще адаптироваться к детскому саду нужно готовить ребенка к общению с детьми и взрослыми. Можно посещать детские площадки, праздники, где ребенок будет общаться со своими сверстниками.
Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Приводите его в группу, чтобы он познакомился с воспитателями, погулял с детьми. Дайте ребенку с собой любимую игрушку.
Приведите домашний режим в соответствии с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок.
В период адаптации малышу необходима эмоциональная поддержка. Чаще обнимайте ребенка.
Как общаться с ребенком в период адаптации?
Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте его в своей любви, постарайтесь отвлечь от каприза.
Если этого сделать не удалось, не обращайте на него внимания. Если же ребенку получится добиться своего с помощью каприза, он будет прибегать к этому способу чаще.
Как только ребенок успокоится, поговорите с ним, скажите ему, как это Вас огорчило и скажите, что ему не стоит вести себя так в будущем. Дети лучше понимают указания, советы, которым будут следовать.
Постарайтесь поменьше ругать, наказывать. Проявляйте терпение, доброжелательность, спокойствие, ласку и любовь.
Выполнение всех вышеуказанных рекомендаций не являются обязательными, но их выполнение поможет Вашему ребенку как можно легче пройти период адаптации.
Список использованных источников:
1. Дремлюга Светлана Валериевна АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ // Вестник науки и образования. 2021. №13-1 (116). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-detey-rannego-vozrasta-k-usloviyam-dou.
2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина JI. В. – Воронеж «Учитель», 2006 - 236 с.
3. Тимерьянова Л.Н., Кремлякова А.Ю. Организация психологического
сопровождения адаптации детей в дошкольном учреждении: Учебно- методическое пособие. – Уфа: Издательство ИРО РБ. – 55 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы с семьей в адаптационный период детей раннего возраста
В данной статье раскрыто понятие "адаптация", ее основные стадии, их характеристики. Даются практические советы воспитателям и родителям....
Роль игры в адаптационный период детей раннего возраста
Роль игры в адаптационный период детей раннего возраста...

Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста.
Консультация для воспитателей "Здравствуй детский сад"....

круглый стол «Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста»
Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса в адаптационный период с детьми раннего возраста....
Проблемы адаптационного периода детей раннего возраста в условиях ДОУ
Проблемы адаптационного периода детей раннего возраста в условиях ДОУ...

Роль адаптационного периода детей раннего возраста в позитивном отношении к детскому саду
При работе в ясельной группе хочется помочь родителям и детям побыстрее адаптироваться в детском саду....

Образовательное пространство адаптационного периода детей раннего возраста на основе требований ФГОС ДО.
Консультация для родителей...