«ОТХОДЫ В ДОХОДЫ» ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ
материал

Куролесова Мария Владимировна

Мир меняется к лучшему – все больше людей задумываются о том, какой непоправимый ущерб наносит человечество природе и как важно изменить свои привычки для того, чтобы нашим потомкам досталась нормальная Земля, а не свалка.  
Подходить к формированию финансовой грамотности через экологию стоит начинать с дошкольного возраста. И, конечно, своим примером показывать осознанное поведение, быть ответственным перед природой. 

Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня. Будем же беречь нашу Землю! Другой планеты у нас не будет!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_1.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

«ОТХОДЫ В ДОХОДЫ»

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ

Куролесова Мария Владимировна

воспитатель МБДОУ д/с № 2, г.Ставрополь

Прошло то время, когда можно было легкомысленно относиться к состоянию окружающей среды. Заботу об экологии в наше время нельзя называть модным брендом. Это объективная необходимость, которую начинают понимать все. Заботясь о сохранении окружающей среды, люди могут продлить комфортное существование на нашей планете.

На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у многих взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, на мой взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры и  финансовой грамотности — люди не воспринимают экологические проблемы, и возможность улучшения финансового положения, при их решении, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.

Сегодня очевидно, что неограниченных ресурсов нет. Встает проблема согласования потребностей человека в природных ресурсах с требованиями рационального их использования.

Экологических проблем много, с какой         начать? Где можем помочь мы, педагоги? И тут на глаза мне попадается картина, с которой сталкиваемся каждый ежедневно, — это мусор. Чем больше город, тем больше мусора! Люди не стесняются мусорить везде: на улицах, в подъездах, парках, лесу. Промышленные предприятия, заводы, торговые сети, строительные организации, все они производят миллионы тонн мусора ежегодно, и мало кто задумывается, что происходит с ним дальше. Чтобы не утонуть в грудах мусора и не отравиться продуктами его разложения, его надо как-то утилизировать, или, проще говоря, куда-то девать. Учёные всего мира занимаются решением этих проблем.

Я задумалась над вопросом, как рассказать об этой проблеме детям дошкольного возраста? Как «заразить» их идеей спасения природы? Что можно сделать, чтобы уменьшить количество мусора, чтобы спасти свой город и какую финансовую пользу это может принести? Ведь, если задуматься, в этом вопросе помочь может каждый. Хотя, на первый взгляд, это кажется незначительным действием, ну а что, если каждый человек на планете будет правильно сортировать мусор? Ведь именно в дошкольном возрасте складываются модели поведения будущих взрослых.

И появилась идея: научиться находить применение разным бытовым отходам после их первичного использования. Превратить отходы в доходы! Значимость идеи: через бережное отношение к природе, окружающей среде, экономное расходование материалов, сформировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Считаю, что большинству бытовых отходов можно дать вторую жизнь.

1) Я обратила внимание на то, что в мусорных контейнерах в дошкольном учреждении в основном оказывается бумага. А ведь бумагу можно перерабатывать, сдавая её в макулатуру. Переработка бумаги обеспечивает лёгкий путь принесения пользы планете с одновременным сохранением ценных ресурсов. Обработка повторно используемых материалов требует меньше энергии, чем обработка материалов первичного изготовления. Например, для переработки бумаги из отходов необходимо меньше энергии, нежели при производстве бумаги из нового лесного массива, поскольку уже не нужно рубить очередное дерево, изготавливать лесоматериал и превращать его в бумагу.

Почему так важна экономия энергии путем вторичного использования? Сохраняется энергия из не возобновляемых источников для будущих поколений. Меньшее использование энергии означает сбережение денежных средств (значит, более конкурентоспособные по цене товары), а также сокращение загрязнения и выбросов. К примеру, изготовление переработанной бумаги использует на 80% меньше воды, на 65% меньше энергии и производит на 95% меньше загрязнения атмосферного воздуха, чем производство первичной бумаги.

Хороший повод ещё раз задуматься о выброшенной в корзину бумаге. Благодаря сдаче макулатуры и её последующей переработке, люди получают значительную выгоду, тем более, в городе Ставрополе проживает более 458 тысяч человек. Во-первых, сдача вторичных отходов позволяет значительно позаботиться о чистоте своего города, сохранить его облик и не давать производителям вырубать лесные массивы по всей стране. Во-вторых, при сдаче бумажных отходов можно получить довольно приличные доходы, особенно это важно для крупных предприятий, где отходы могут появляться ежедневно в огромных объёмах.

2)  В последнее время количество бытовых отходов увеличилось за счет использования упаковочных материалов и тары: пластиковые бутылки; упаковки от молока, сока, йогурта; упаковочный материал от цветочных букетов и подарков. Всё это вносит в нашу жизнь удобство и эстетичность, но и создает дополнительные проблемы, так как является основным содержимым мусорного пакета в каждой семье. Это позволяет задуматься: как найти способы уменьшить объём выбрасываемых ТБО, превратив их в доходы.

Сделанная своими руками вещь подарит дому уют, родственникам и друзьям радость от оригинального подарка, а автору – удовольствие от хорошо выполненной работы и экономию в семейном бюджете.

Ведь цена такой вещи не рубли, а умение, желание сделать приятное близким. Не нужно торопиться выбрасывать интересную пластиковую бутылку, одноразовые вилки, ложки, упаковку от цветов и др. Немного фантазии и из обычной ненужной вещицы, выйдет настоящий шедевр.

Это – детали интерьера, игрушки, сувениры и т.п. Из пластиковых бутылок можно изготовить поделки для сада, огорода, детской площадки, а также игрушки, сувениры и многое другое. Из пластиковых крышек можно сделать аппликации, картинки, занавески, коврики, подносы, декорировать мебель, превратить крышечки в лото, шашки и многое другое. Из одноразовой посуды можно сделать тюльпаны или кувшинку, рамочку для картинки или часов, настенное панно или веер, или разноцветного павлина…. Из банок можно изготовить кашпо для цветов, подставки для карандашей и ручек, подсвечники, игрушечную мебель, лоточки для кухонной утвари и многое другое. Из яичных лотков получаются детские игрушки, рамки, абажур для лампы, прекрасные цветы. Очень легко из дисков сделать небольшой настольный светильник, часы — настольные или настенные, можно делать подвески на стены или новогодние елочные украшения. Если дисков много, из них получаются оригинальные занавески. Аппликации, закладки для книг, вазочки, сумочки и кошельки - это то, что каждый из нас может смастерить из оберток от конфет. Из старых колготок и носков получаются очень симпатичные куклы и забавные мягкие игрушки.

Увлекшись собственной затеей, познакомившись с дополнительными источниками, оценив свои способности, проанализировав возможности, решила применить дизайнерские способности, изготовить изделия из отходных материалов.

В нашем доме скапливается много газет, и перед нами встала проблема их утилизации. Сдать в макулатуру? Слишком мало. Выбросить в мусор? Жалко. Поэтому всё это сначала пылится в шкафах, и рано или поздно всё равно оказывается в мусорном контейнере. Задумалась: Что же можно эксклюзивное и в то же время полезное изготовить из бумаги в домашних условиях? Заглянув в просторы интернета, обнаружила множество вариантов поделок из бумаги.

Я очень люблю дарить подарки. Любая работа, выполненная своими руками, несёт положительную энергетику, так как хранит тепло рук мастера, согревает сердце и душу, а, главное, передаёт ваше личное отношение к человеку, которому предназначен подарок. В погоне за брендами, новинками люди не замечают бросовый материал для изготовления шикарных подарков.

А как пригодилось все это в моей работе воспитателя! Для детей во время занятий, необходимо множество героев сказок. Я решила изготовить подарок моим  воспитанникам своими руками - подарить сказку, в полном смысле этого слова. Где же взять замечательный материал для героев? Он вокруг нас! Стоит только присмотреться. Старое покрывало, которое папа хотел забрать в гараж, испорченные колготки, мех со старой куртки и многое другое.

Моя работа не потребовала использования большого количества ресурсов: энергозатрат, сложных инструментов, дорогостоящих материалов, энергоёмкого оборудования. Использованы конфетные фантики, которые могли засорить природу, но они получили вторую жизнь. Моё «производство» получилось безотходным и не принесло вреда окружающей среде. Современная хозяйка раз в год делает ревизию своего гардероба. Модные вещи оставляет, а те, что устарели, откладывает в мусор. Экономная хозяйка, если она к тому же рукодельница, поступает иначе. Хорошая ткань, цвет изделия - повод для размышлений.

Изготовление поделок из бросового материала также учит людей более бережно относиться к окружающему их миру.

Неоспоримым плюсом таких шедевров является их дешевизна.

Вывод: такие поделки выгодны в материальном плане, так как изготавливаются из того, что, по сути, отслужило свой век. Ещё один их несомненный плюс в том, что они являются замечательным способом приобщить к творчеству детей, направив их в нужное русло их энергию и одновременно помогая развивать детское воображение.

Пусть с малых, но конкретных дел формируются основы финансовой грамотности и экологической культуры. Если каждый из нас будет выполнять эти правила, я думаю, что окружающий нас мир станет чуточку чище. Давайте же вместе будем следить за тем, чтобы на нашей улице, в нашем городе всегда был порядок: чистые помещения, коридоры, улицы и переулки.

Рекомендации родителям:

Как научить ребёнка сортировать отходы?

Самое главное— это развить познавательный интерес к миру природы, любознательность.

Самым важным будет пример родителей, ведь привычки, знания, навыки, полученные от семьи, определяют его поступки в будущем.

Несколько шагов, с которых можно начать привлекать детей к сортировке отходов:

Расскажите ребенку о том, почему важно научится сортировке мусора, так как дети очень любознательные и им будет интересно узнать что-то новое.

Начните сортировать мусор, детям обычно нравится этот процесс, потому что он напоминает игру.

Смотрите фильмы и видеоролики о природе.

Не выбрасывайте опасный мусор (батарейки, градусники и т.д.) в корзину. Объясните ребенку почему важно правильно утилизировать токсичные вещи.

Выбирайте стеклянную посуду вместо пластиковой.

Используйте пищевые отходы с пользой. Организуйте участок в саду для приготовления органических удобрений для растений. Расскажите ребенку о полезной переработке остатков пищи.

В своем докладе я коснулась только одного из многих возможных направлений основ формирования финансовой грамотности через решение экологических проблем.

Мир меняется к лучшему – все больше людей задумываются о том, какой непоправимый ущерб наносит человечество природе и как важно изменить свои привычки для того, чтобы нашим потомкам досталась нормальная Земля, а не свалка.         
Подходить к формированию финансовой грамотности через экологию стоит начинать с дошкольного возраста. И, конечно, своим примером показывать осознанное поведение, быть ответственным перед природой. 

Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня. Будем же беречь нашу Землю! Другой планеты у нас не будет!

Список литературы

1) Азбука бережливости для дошкольников / авт.-сост. И.П. Рословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с. 52

2) Аксенова Н.И., Левин Ц.М., Луговой Е.А., Павленко Л.А.. «Поиграем в экономику»// Издательство Ростовское отделение общества информатики и вычислительной техники - 38 с.

3) Барсукова Л.С., Беляева И.А., Гусева М.А. Серия игр «Рубль и Копеечка: поиграем в экономику» - Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/v/osnovy-ekonomicheskogo-obrazovaniya-starshihdoshkolnikov-v-interaktivnyh-razvivayuschih-igrah 

4) Галкина Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учеб. пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск, 2006. – 98 с.

5) Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/ Учебно-методическое пособие, Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск, 2015 - 89 с.

6) Герасименко С.В., Маркушевская Е.А., Шайкина И.П., Назарова И.В. и др. Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», Волгоград, 2015 – Электронный ресурс: http://new.kiro46.ru/docs/BELOBOKA.pdf 

7) Глазырина. Л.Д. Экономическое воспитание дошкольника: справ. и метод. материалы / Л.Д.Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 84 с.

8) Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик вос- питания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе; под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцево. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.

9) Годфри Джолайн. Как научить ребенка обращаться с деньгами/ издательство «Добрая книга», 2006 – 224 с.

10) Денежные сказки: альбом для детского художественного творчества из комплекта «ФИНАНСОВЫЙ ГРАМОТЕЙ. Пособие для воспитания финансовой 53 грамотности от 5 до 99» / Иркутск: ООО «Альмира», 2012.— с. 28 ил. -Электронный ресурс: http://fincult.ru/trenings/file_profolog/KursKids/Denegnie_skazki_Raskraska.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование любви к родному краю через бережное отношение к природе

Дети – это наше будущее, и как мы привьем любовь к природе, от того зависит будущее нашего края. Знакомить ребенка с тайнами природы, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждат...

Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе через экологическую сказку.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности...

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность...

Перспективный план работы с детьми 6-7 лет по теме «Формирование основ финансовой грамотности через игровую деятельность»

Перспективный план работы с детьми 6-7 лет по теме «Формирование основ финансовой грамотности через игровую деятельность»1 Этап - подготовительныйМесяц ЦельСентябрьИзучение псих...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности "Доходы и расходы"

конспект содержит материалы по формированию у старших дошкольников понятий "доход", "расход", "главные потебности", "второстепенные потребности"...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...