Мастер-класс «Развитие способности к общению детей со сложными (комплексными) нарушениями развития»
материал

               В последнее время проблемы раннего речевого и предречевого развития детей интересуют многих специалистов: воспитателей, логопедов, дефектологов, психологов. Особо актуальна эта тема в работе с детьми с особыми потребностями, многие из которых  при  поступлении в дошкольное образовательное  учреждение  находятся  на уровне довербального развития. Всем  взрослым, окружающим ребенка, не владеющего вербальными средствами коммуникации, с одной стороны, нужно научиться понимать и принимать коммуникативно – значимые «сигналы» малыша, с другой стороны, важно понимать, какими коммуникативными умениями ему необходимо овладеть  для осуществления коммуникации как процесса передачи информации от одного человека к другому. Цель мастер-класса -  передача практического опыта по развитию коммуникативных умений у невербальных (неговорящих) детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass._razvitie_sposobnosti_k_obshcheniyu.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Развитие способности к общению детей

со сложными (комплексными) нарушениями развития».

Актуальность. В последнее время проблемы раннего речевого и предречевого развития детей интересуют многих специалистов: воспитателей, логопедов, дефектологов, психологов. Особо актуальна эта тема в работе с детьми с особыми потребностями, многие из которых  при  поступлении в дошкольное образовательное  учреждение  находятся  на уровне довербального развития. Всем  взрослым, окружающим ребенка, не владеющего вербальными средствами коммуникации, с одной стороны, нужно научиться понимать и принимать коммуникативно – значимые «сигналы» малыша, с другой стороны, важно понимать, какими коммуникативными умениями ему необходимо овладеть  для осуществления коммуникации как процесса передачи информации от одного человека к другому.

Цель: передача практического опыта по развитию коммуникативных умений у невербальных (неговорящих) детей.

Задачи:

  1.  Представить методику Л.В. Самариной «Коммуникативный дом».
  2.  Познакомить специалистов с приемами работы по формированию  

 коммуникативных умений у  невербальных (неговорящих) детей.

  1. Продемонстрировать игрушки и материалы, используемые для организации игровых ситуаций с детьми.

Аудитория: педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, участники межведомственной конференции «Формирование системы психолого–педагогической реабилитации в Красноярском Крае».

Содержание.

В рамках моего мастер – класса мы поговорим о такой способности детей с ограничениями жизнедеятельности, как способность к общению.

Ведь очень важно, чтобы дети данной категории были не пассивными участниками при взаимодействии с окружающими, а могли сообщать о своих желаниях и потребностях в доступными для них средствами общения, делится интересами и получать обратную связь.

Лариса Витальевна Самарина, директор «Института раннего вмешательства» в Санкт-Петербурге представляет коммуникативные умения в виде коммуникативного дома.

Обратить внимание на схему «Коммуникативный дом».

 Этот образ ярко иллюстрирует онтогенетическую очередность формирования коммуникативных умений и очень помогает в понимании, что если пропущен или недостаточно сформирован хоть один кирпичик, то «дом» рухнет.

Все коммуникативные умения связаны между собой и не развиваются изолировано.

У нормативно развивающихся детей они формируются в процессе онтогенеза, а для  детей с особыми образовательными потребностями  необходимо создавать специальные условия, позволяющие  целенаправленно формировать данные умения.

Фундаментом является врожденная потребность в общении:

желание (умение) принять приглашение поиграть.

Ребенок вступит во взаимодействие, находясь в зоне комфорта и интереса. Следовательно, задача специалиста -  сделать так, чтобы ребенок захотел общаться, чтобы у него появился коммуникативный мотив.

Организуется деятельность, которая интересна конкретному ребенку.

Демонстрация игрушек, материалов и вариантов их использования.

Когда приятная ситуация заканчивается (все пузыри полопались, камушек утонул в воде, одеяло перестало раскачиваться), ребенок ищет ее продолжения и  проявляет коммуникативное намерение, которое может быть выражено   любым коммуникативно-значимым сигналом (движение руки, головы, взгляд,  голосовая или звуковая активность).  

Приемы стимуляции коммуникативного мотива.

  • Прием прерванного действия – в сенсорных играх.

Когда приятная ситуация заканчивается (все пузыри полопались, одеяло перестало раскачиваться) ребенок ищет ее продолжения и проявляет коммуникативное намерение. Это может быть движение руки, головы или взгляд, который нам очень нужен.

  • Прием присоединения к деятельности

Проталкивание шариков в баночку, все шарики протолкнул, а у меня еще есть. Показываю по одному со словами «Еще?» или без слов, но обязательно жду взгляда, поворота головы…  

  • Прием наполнения смыслом стереотипных действий

Ряды из машин, однообразные действия с предметами.

Это самое простое умение, но оно дает ребенку почувствовать, что коммуникация процесс двусторонний и она может приносить удовольствие, а источником этого удовольствия является взрослый, находящийся рядом.

В сенсорных  играх  и играх-забавах постепенно формируется

умение смотреть в лицо и в глаза взрослого.  

Игры на удержание взгляда:

  • Игра с прозрачной косынкой, через которую ребенку легче смотреть в глаза другому человеку;
  • Одевать забавные предметы (нос клоуна, очки, колпачок), которые ребенок с интересом разглядывает и  фиксирует свой  взгляд на нашем лице;
  • Наклеивание на лицо взрослого наклеек, которые ребенок будет снимать;
  • Игры с зеркалом («строить рожицы»).

Демонстрация  игрушек, материалов и вариантов их использования.

На следующем этапе формируются: умение концентрироваться на людях и предметах (совместно разделенное внимание, когда ребенок может сосредоточить внимание одновременно  на  предмете, или игрушке и на взрослом, который с ним играет), умение подражать (копирование действий, звуков  других людей), соблюдение очередности в игре (как предпосылка развития диалога).

Организуются:

  • Предметные игры: бросание мячей, катание машин, складывание предметов в коробки, игры с сортерами и др.;
  • Игры на подражание: «Делай как я», «Делай так» (подражание движениям и действиям с предметами);
  • Музыкально – ритмические игры (Е.Железнова, Т.Ермолина).

Тренировка  данных коммуникативных умений проходит как при индивидуальном взаимодействии педагога и ребенка, так и  во время групповых занятий. 

Желательно взять наиболее простые игрушки, которые будут доступны ребенку для понимания и выполнения.  Какое действие будет выполняться – будет зависеть от моторных возможностей ребенка и его интересов: можно нанизывать бусины на шнурок, вставлять палочки в отверстия, ели у ребенка моторные трудности – бросать шарики в ведерко.

Но важно соблюдать три момента: делать вместе с ребенком, ребенок повторяет действие за педагогом, соблюдая очередность.

Проводится игра «Делай как я». Ведущий  бросает разноцветные звенящие  мячики в ведерко и концентрирует внимание   участников – «детей»  на данной деятельности. Затем предлагает: «Делайте как я». Участники подражают движениям ведущего – берут мячик из корзинки, бросают в ведерко, произносят лепетное слово «бах». После игра усложняется: нужно  соблюдать очередность и  использовать жест «Я» (правой ладонью коснуться груди).

На следующем этаже «коммуникативного дома» находятся умение слышать речь человека в зашумленной среде (в группе) и понимать чувства людей, ситуацию и речь.

Упражнения, используемые на данном этапе, направлены на:

  • понимание простых инструкций: дай, возьми, положи, принеси;
  • умение слушать эти инструкции, сосредоточив внимание на говорящем;
  • названий  и функционального назначения обиходных предметов.

Проводится упражнение, демонстрирующее прием работы по формированию умения понимать названия игрушек и соотносить изображения с реальными предметами. Ведущий показывает игрушечную машинку, четко проговаривает слово, указывая на предмет, показывает жест («руль») и использует звукоподражание («би – би»). Затем показывает картинку, также сопровождая словом, жестом и звукоподражанием. Картинку кладет рядом с игрушкой. Участники повторяют данный прием, используя другие игрушки и картинки (мяч, кукла, юла).

Практическая значимость и простота слов.

Данные умения отрабатываются как на индивидуальных занятиях, так и в процессе режимных моментов и различных видов деятельности в группе, когда  ребенку из общего фона надо вычленить обращение, адресованное  именно к нему.

В процессе вышеперечисленных сенсорных и предметно – манипуляторных игр формируется умение играть.

У невербальных детей большое значение имеет  умение  использовать жесты для передачи сообщения.

В своей работе мы используем:

  •  социально – значимые жесты;

Демонстрация  жестов: привет, пока, дай, на, я, мне, есть, пить, спать,  вот - указательный жест.

  •  жесты, обозначающие конкретные предметы и действия.

На вершине «коммуникативного дома» умение говорить –  способность складывать все предыдущие умения в сообщение, что открывает ребенку возможность выражения желаний и передачи информации в социально-приемлемой форме.

Библиографический список:

  1. Рыскина В. Л. Балобанова В. П., Довбня С. В., Специалист по ранней коммуникации службы раннего вмешательства – задачи, методы и подходы к помощи. Сб. Материалов научно-практических конференций 2000-2001 гг. «Проблема комплексного подхода в диагностике и коррекции нарушений речи у детей». СПб.:РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.
  2. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). – М., 1997.
  3. Латухина О. В. Формирование коммуникативных умений у детей с эмоционально волевыми расстройствами [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: mosmetod.ru/files/metod/doshkolnoe/9.lat.docx, свободный. Загл. с экрана. – (Дата обращения: 01.02.2018).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста"

-Описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии; Определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям....

Мастер-класс "Развитие словесно-логического мышления у дошкольников с нарушениями речи"

Содержит краткое описание мышления и связь его с речью. Особенности развития у дошкольников и младших школьников словесно-логического мышления. Сензетивный период развития их интелектуальных и творчес...

Мастер-класс «Развитие способности организации действий у старших дошкольников»

Прием по развитию способности организации действий в коллективной деятельности у старших дошкольников...

Мастер-класс Развитие социальной уверенности дошкольников с нарушением зрения

Развитие социальной уверенности дошкольников с нарушением зрения в процессе интеграции «Социально-коммуникативной» и «Художественно-эстетической» образовательных областей»...

Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"

программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...

Мастер-класс "Развитие навыков доброжелательного общения посредством коммуникативных игр в различных видах детской деятельности"

Как научить детей дружелюбному общению друг с другом? Конечно, развивать эмоциональный интеллект! Как? Смотрите наш мастер-класс!...