Мастер-класс «Развитие способности к общению детей со сложными (комплексными) нарушениями развития»
материал
В последнее время проблемы раннего речевого и предречевого развития детей интересуют многих специалистов: воспитателей, логопедов, дефектологов, психологов. Особо актуальна эта тема в работе с детьми с особыми потребностями, многие из которых при поступлении в дошкольное образовательное учреждение находятся на уровне довербального развития. Всем взрослым, окружающим ребенка, не владеющего вербальными средствами коммуникации, с одной стороны, нужно научиться понимать и принимать коммуникативно – значимые «сигналы» малыша, с другой стороны, важно понимать, какими коммуникативными умениями ему необходимо овладеть для осуществления коммуникации как процесса передачи информации от одного человека к другому. Цель мастер-класса - передача практического опыта по развитию коммуникативных умений у невербальных (неговорящих) детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass._razvitie_sposobnosti_k_obshcheniyu.docx | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Развитие способности к общению детей
со сложными (комплексными) нарушениями развития».
Актуальность. В последнее время проблемы раннего речевого и предречевого развития детей интересуют многих специалистов: воспитателей, логопедов, дефектологов, психологов. Особо актуальна эта тема в работе с детьми с особыми потребностями, многие из которых при поступлении в дошкольное образовательное учреждение находятся на уровне довербального развития. Всем взрослым, окружающим ребенка, не владеющего вербальными средствами коммуникации, с одной стороны, нужно научиться понимать и принимать коммуникативно – значимые «сигналы» малыша, с другой стороны, важно понимать, какими коммуникативными умениями ему необходимо овладеть для осуществления коммуникации как процесса передачи информации от одного человека к другому.
Цель: передача практического опыта по развитию коммуникативных умений у невербальных (неговорящих) детей.
Задачи:
- Представить методику Л.В. Самариной «Коммуникативный дом».
- Познакомить специалистов с приемами работы по формированию
коммуникативных умений у невербальных (неговорящих) детей.
- Продемонстрировать игрушки и материалы, используемые для организации игровых ситуаций с детьми.
Аудитория: педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, участники межведомственной конференции «Формирование системы психолого–педагогической реабилитации в Красноярском Крае».
Содержание.
В рамках моего мастер – класса мы поговорим о такой способности детей с ограничениями жизнедеятельности, как способность к общению.
Ведь очень важно, чтобы дети данной категории были не пассивными участниками при взаимодействии с окружающими, а могли сообщать о своих желаниях и потребностях в доступными для них средствами общения, делится интересами и получать обратную связь.
Лариса Витальевна Самарина, директор «Института раннего вмешательства» в Санкт-Петербурге представляет коммуникативные умения в виде коммуникативного дома.
Обратить внимание на схему «Коммуникативный дом».
Этот образ ярко иллюстрирует онтогенетическую очередность формирования коммуникативных умений и очень помогает в понимании, что если пропущен или недостаточно сформирован хоть один кирпичик, то «дом» рухнет.
Все коммуникативные умения связаны между собой и не развиваются изолировано.
У нормативно развивающихся детей они формируются в процессе онтогенеза, а для детей с особыми образовательными потребностями необходимо создавать специальные условия, позволяющие целенаправленно формировать данные умения.
Фундаментом является врожденная потребность в общении:
желание (умение) принять приглашение поиграть.
Ребенок вступит во взаимодействие, находясь в зоне комфорта и интереса. Следовательно, задача специалиста - сделать так, чтобы ребенок захотел общаться, чтобы у него появился коммуникативный мотив.
Организуется деятельность, которая интересна конкретному ребенку.
Демонстрация игрушек, материалов и вариантов их использования.
Когда приятная ситуация заканчивается (все пузыри полопались, камушек утонул в воде, одеяло перестало раскачиваться), ребенок ищет ее продолжения и проявляет коммуникативное намерение, которое может быть выражено любым коммуникативно-значимым сигналом (движение руки, головы, взгляд, голосовая или звуковая активность).
Приемы стимуляции коммуникативного мотива.
- Прием прерванного действия – в сенсорных играх.
Когда приятная ситуация заканчивается (все пузыри полопались, одеяло перестало раскачиваться) ребенок ищет ее продолжения и проявляет коммуникативное намерение. Это может быть движение руки, головы или взгляд, который нам очень нужен.
- Прием присоединения к деятельности
Проталкивание шариков в баночку, все шарики протолкнул, а у меня еще есть. Показываю по одному со словами «Еще?» или без слов, но обязательно жду взгляда, поворота головы…
- Прием наполнения смыслом стереотипных действий
Ряды из машин, однообразные действия с предметами.
Это самое простое умение, но оно дает ребенку почувствовать, что коммуникация процесс двусторонний и она может приносить удовольствие, а источником этого удовольствия является взрослый, находящийся рядом.
В сенсорных играх и играх-забавах постепенно формируется
умение смотреть в лицо и в глаза взрослого.
Игры на удержание взгляда:
- Игра с прозрачной косынкой, через которую ребенку легче смотреть в глаза другому человеку;
- Одевать забавные предметы (нос клоуна, очки, колпачок), которые ребенок с интересом разглядывает и фиксирует свой взгляд на нашем лице;
- Наклеивание на лицо взрослого наклеек, которые ребенок будет снимать;
- Игры с зеркалом («строить рожицы»).
Демонстрация игрушек, материалов и вариантов их использования.
На следующем этапе формируются: умение концентрироваться на людях и предметах (совместно разделенное внимание, когда ребенок может сосредоточить внимание одновременно на предмете, или игрушке и на взрослом, который с ним играет), умение подражать (копирование действий, звуков других людей), соблюдение очередности в игре (как предпосылка развития диалога).
Организуются:
- Предметные игры: бросание мячей, катание машин, складывание предметов в коробки, игры с сортерами и др.;
- Игры на подражание: «Делай как я», «Делай так» (подражание движениям и действиям с предметами);
- Музыкально – ритмические игры (Е.Железнова, Т.Ермолина).
Тренировка данных коммуникативных умений проходит как при индивидуальном взаимодействии педагога и ребенка, так и во время групповых занятий.
Желательно взять наиболее простые игрушки, которые будут доступны ребенку для понимания и выполнения. Какое действие будет выполняться – будет зависеть от моторных возможностей ребенка и его интересов: можно нанизывать бусины на шнурок, вставлять палочки в отверстия, ели у ребенка моторные трудности – бросать шарики в ведерко.
Но важно соблюдать три момента: делать вместе с ребенком, ребенок повторяет действие за педагогом, соблюдая очередность.
Проводится игра «Делай как я». Ведущий бросает разноцветные звенящие мячики в ведерко и концентрирует внимание участников – «детей» на данной деятельности. Затем предлагает: «Делайте как я». Участники подражают движениям ведущего – берут мячик из корзинки, бросают в ведерко, произносят лепетное слово «бах». После игра усложняется: нужно соблюдать очередность и использовать жест «Я» (правой ладонью коснуться груди).
На следующем этаже «коммуникативного дома» находятся умение слышать речь человека в зашумленной среде (в группе) и понимать чувства людей, ситуацию и речь.
Упражнения, используемые на данном этапе, направлены на:
- понимание простых инструкций: дай, возьми, положи, принеси;
- умение слушать эти инструкции, сосредоточив внимание на говорящем;
- названий и функционального назначения обиходных предметов.
Проводится упражнение, демонстрирующее прием работы по формированию умения понимать названия игрушек и соотносить изображения с реальными предметами. Ведущий показывает игрушечную машинку, четко проговаривает слово, указывая на предмет, показывает жест («руль») и использует звукоподражание («би – би»). Затем показывает картинку, также сопровождая словом, жестом и звукоподражанием. Картинку кладет рядом с игрушкой. Участники повторяют данный прием, используя другие игрушки и картинки (мяч, кукла, юла).
Практическая значимость и простота слов.
Данные умения отрабатываются как на индивидуальных занятиях, так и в процессе режимных моментов и различных видов деятельности в группе, когда ребенку из общего фона надо вычленить обращение, адресованное именно к нему.
В процессе вышеперечисленных сенсорных и предметно – манипуляторных игр формируется умение играть.
У невербальных детей большое значение имеет умение использовать жесты для передачи сообщения.
В своей работе мы используем:
- социально – значимые жесты;
Демонстрация жестов: привет, пока, дай, на, я, мне, есть, пить, спать, вот - указательный жест.
- жесты, обозначающие конкретные предметы и действия.
На вершине «коммуникативного дома» умение говорить – способность складывать все предыдущие умения в сообщение, что открывает ребенку возможность выражения желаний и передачи информации в социально-приемлемой форме.
Библиографический список:
- Рыскина В. Л. Балобанова В. П., Довбня С. В., Специалист по ранней коммуникации службы раннего вмешательства – задачи, методы и подходы к помощи. Сб. Материалов научно-практических конференций 2000-2001 гг. «Проблема комплексного подхода в диагностике и коррекции нарушений речи у детей». СПб.:РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.
- Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). – М., 1997.
- Латухина О. В. Формирование коммуникативных умений у детей с эмоционально волевыми расстройствами [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: mosmetod.ru/files/metod/doshkolnoe/9.lat.docx, свободный. Загл. с экрана. – (Дата обращения: 01.02.2018).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста"
-Описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии; Определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям....
Мастер-класс "Развитие словесно-логического мышления у дошкольников с нарушениями речи"
Содержит краткое описание мышления и связь его с речью. Особенности развития у дошкольников и младших школьников словесно-логического мышления. Сензетивный период развития их интелектуальных и творчес...
Мастер-класс «Развитие способности организации действий у старших дошкольников»
Прием по развитию способности организации действий в коллективной деятельности у старших дошкольников...
Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"
программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...
Мастер-класс "Развитие навыков доброжелательного общения посредством коммуникативных игр в различных видах детской деятельности"
Как научить детей дружелюбному общению друг с другом? Конечно, развивать эмоциональный интеллект! Как? Смотрите наш мастер-класс!...
Мастер - класс «Развитие мышления, креативности и общения у дошкольников посредством использования техники "ДРУДЛЫ»
Цель: Познакомить родителей с техникой «друдлы», формировать умения применять данную технологию в домашних условиях.Задачи:Повысить педагогическую компетентность родителей по проблеме разв...