Коррекционная работа
методическая разработка по коррекционной педагогике

Пойта Яна Викторовна  *Яна ПойТанцуй*

          «Использование элементов нейропсихологии (нейропсихологической коррекции) на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ»

          «Особенности проведения интегрированных занятий с детьми с ОВЗ инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем"

                "Испольпование метода змещающего онтогенеза"

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Управление образования администрации города Новочеркасска Методический кабинет Августовская педагогическая конференция работников образования Секция инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений Использование метода замещающего онтогенеза (нейропсихологическая коррекция) в деятельности музыкального руководителя с детьми ОВЗ (опыт работы) Подготовила: Пойта Яна Викторовна, музыкальный руководитель МБДОУ детского сада № 64 2020 год

Слайд 2

Федеральный Закон от 29.12.2012 №373-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006); Конвенция о правах ребёнка (принята ООН 20.11.1989 и вступила в силу 02.09.1990, в РФ 15.09.1990); Конституция РФ; Письмо Минобразования России от 16.01.2002 №03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»; Письмо Минобразования России от 16.04.2001 №29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)»; Письмо Минобразования России от 27.03.2000 №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме ( ПМПк ) образовательного учреждения»; Письмо Минобразования России от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»; Нормативно-правовая база: Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детского сада № 64, утвержденная приказом № 98 от 04.09.2019 г.; Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР МБДОУ детского сада №64, утвержденная приказом № 98 от 04.09.2019 г.; Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР, ОНР) МБДОУ детского сада №64, утвержденная приказом №98 от 04.09.2019 г.

Слайд 3

Внутренние чувства Актуальность Метод замещающего онтогенеза - это основа нейропсихологической коррекции, эффективный метод, который позволяет работать с базовыми сенсомоторными функциями, которые являются основой, фундаментом для развития всех других психических функций ребенка. Мышление Память Речь Восприятие Внимание Социальные эмоции Воля Метод замещающего онтогенеза

Слайд 4

Цель: создание условий для развития высших психических функций детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством использования метода замещающего онтогенеза в музыкальной деятельности. Задачи:

Слайд 5

Модально-специфический фактор (по Е.Д. Хомской ) Слушание музыки Упражнения слухового восприятия Развивающие мультфильмы Глазодвигательные упражнения Развивающие компьютерные программы Упражнения на развитие мелкой моторики Связанный с работой тех отделов мозга, куда поступает информация от органов чувств (тактильных, слуховых, зрительных). Самомассаж

Слайд 6

Кинетический и кинестатический факторы (по Е.Д. Хомской ) Пальчиковая гимнастика Дыхательные упражнения Растяжки и релаксация Игра на элементарных музыкальных инструментах Игротанцы Логоритмика Обеспечивают передачу сигналов от рецепторов, расположенных в мышцах, суставах и участвуют в формировании представлений о собственном теле. Артикуляционная гимнастика Ритуал приветствия

Слайд 7

Фактор межполушарного взаимодействия (по Е.Д. Хомской ) Пальчиковая гимнастика Слушание музыки Дыхательные упражнения Растяжки и релаксация Логоритмика Обеспечивает обмен информацией между полушариями, а также гармоничность, последовательность, и одновременность познавательных процессов. Ритуал приветствия Музыкально-ритмические упражнения

Слайд 8

«300 секунд фитнес для мозга» МЗО МЗО МЗО МЗО МЗО МЗО Применение МЗО в непосредственно-образовательной деятельности Фитнес для мозга – это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединения движения и мысли.

Слайд 9

Упражнение «Ты шагай» Дети приветствуют друг друга, касаясь противоположными частями тела. (Способствует развитию тактильных ощущений, самоконтроля, межполушарного взаимодействия). Ритуал приветствия Упражнение « Класс-о kay » Дети проявляют свои эмоции, передавая настроение жестами. (Способствует развитию мелкой моторики, памяти, межполушарного взаимодействия).

Слайд 10

Упражнения на развитие мелкой моторики Упражнение «Рожки-ножки» Упражнение «Пять к одному » Упражнение «Солнышко и тучка » Упражнение «Заяц-волк» Упражнение «Паучок» Каждое из упражнений основано на переменной смене движений кистей рук. (Способствует пробуждению мозговой активности и включает механизм объединения мысли и движения, развитию координации движений и психофизических функций.

Слайд 11

Музыкально-ритмические упражнения Упражнение «Кулак -ребро- ладонь » в ритме 3/4 Упражнение «Кулак -ребро- ладонь-хлопок » в ритме 4/4 Упражнения основаны на ритмичных, последовательных движениях кулака, ребра, ладони и хлопка. (Способствуют развитию организованной деятельности, чувства ритма, активизации работы памяти, учебных навыков, снижению тревожности). Упражнение «Кулак ладонь » в ритме 2/4

Слайд 12

Глазодвигательное упражнение Упражнение «Найди музыкальный инструмент» Дети стоят лицом к зеркалу(стене), где развешаны картинки музыкальных инструментов. По команде педагога необходимо посмотреть без поворота головы и тела на картинку с изображением музыкального инструмента, который называет педагог . (Способствует расширению поля зрения, улучают восприятие, знание музыкального инструмента, активизирует зрительные отделы мозга, зрительное внимания. Упражнение «Рисование двумя руками» Отгадав после прослушивания название музыкального инструмента, ребенку предлагается найти его на изображении и обвести двумя руками одновременно. (Способствует улучшению координации левой и правой половины тела, ориентации в пространстве, развитию навыков письма, аудиального восприятия. Восприятие музыки Авторские игры

Слайд 13

Упражнение «Путешествие нотки» Ребенку предлагается помочь найти нотке скрипичный ключик, провести линию по дорожке - музыкальной лесенке, не касаясь боковых линий и не отрывая руки. После усвоения упражнения можно добавить одновременное исполнение гаммы до-мажор вверх и вниз с ведением пальца по дорожке. (Способствует повышению устойчивости внимания, развитию речевых функций, навыков звуковысотного слуха, облегчает процессы письма. Упражнения «Скрипичный ключик» и «Нотки» Ребенку предлагается провести линию в скрипичном ключе и нотках, не касаясь боковых линий и не отрывая руки, тем самым научиться писать знаки нотной грамоты. Затем можно выполнять упражнения двумя руками одновременно. (Способствует повышению устойчивости внимания, облегчает процессы письма, формирует навык письма знаков нотной грамоты, обеспечивает межполушарное взаимодействие. Авторские игры Музыкальная грамота / Пение Музыкальная грамота

Слайд 14

Упражнение «Ритмическое домино» Ребенку предлагается прохлопать ритм, изображенный на домино, затем их нескольких карточек можно собрать ритм известной попевки , после её исполнить или придумать свою. (Способствует развитию чувства ритма, повышению устойчивости внимания, формирование творческого потенциала. Упражнение « Ритмосхема » Ребенку предлагается повторить за образцом, с помощью карандаша или фломастера начертить двумя руками короткие и длинные линии (звуки), затем прохлопать нарисованный ритм и пропеть попевку . (Способствует развитию межполушарного взаимодействия, чувства ритма, повышению устойчивости внимания, облегчает процессы письма. Авторские игры Музыкально-ритмическое упражнение Музыкально-ритмическое упражнение

Слайд 15

Упражнение «Музыкальное домино» Ребенку предлагается раскрасить круги двумя руками одновременно. После можно предложить прохлопать ритм и пропеть попевку . (Способствует развитию межполушарного взаимодействия, чувства ритма, повышению устойчивости внимания, облегчает процессы письма. Упражнение «Нарисуй музыкальный инструмент» Ребенку предлагается обвести музыкальный инструмент двумя руками одновременно, затем его разукрасить. (Способствует развитию межполушарного взаимодействия, чувства симметрии,, ускоряет процесс коррекции дисграфии , дислексии , аккалькулии , развития речи. снижает тревожность. Авторские игры Музыкально-ритмические упражнения / Пение Слушание музыки

Слайд 16

Итоги Полученные результаты Перспективы деятельности По результатам наблюдения и психолого-педагогической диагностики было отмечено, что у детей: улучшилась память, внимание, мышление, качество речи, способность ориентироваться в пространстве; более ярко выразилась точность координации движений, упражнения выполнялись более четко, быстрее, без особых затруднений; проявилось снижение утомляемости и повысилась работоспособность, любознательность, активность, уверенность в себе, умение договариваться; ребята освоили и выполняли упражнения самостоятельно; была разработана картотека авторских нейропсихологических игр и упражнений. Продолжать использовать МЗО в нейропсихологической коррекции детей с ОВЗ в музыкальной деятельности. Пополнять каталог авторскими нейропсихологическими играми и применять их в работе с детьми. Вовлечь в деятельность по нейропсихологической коррекции детей с ОВЗ родителей, педагогов ДОУ.

Слайд 17

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Методический кабинет Управления образования
Администрации города Новочеркасска
Опорная площадка «Использование вариативных форм образования (лекотека)

 как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 64

«Использование элементов нейропсихологии

(нейропсихологической коррекции) на музыкальных занятиях

с детьми ОВЗ»

Подготовила:

Пойта Яна Викторовна,

музыкальный руководитель

МБДОУ детского сада № 64

г. Новочеркасск

2020г.

Актуальность обращения к данной теме обусловлена ежегодным увеличением количества детей в дошкольных учебных заведениях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием на музыкальных занятиях, о которых сегодня делюсь опытом, может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом.

В целом музыкальное обучение имеет огромное значение не только для развития эмоционально-чувственной сферы ребенка, но и для оптимизации функций мозга и развития учебных навыков.

Цель моей работы заключается в  создании условий для развития  музыкальных способностей детей с ОВЗ  через   использование  элементов нейропсихологии.

Поставленные задачи:    

  - поиск, обучение и  использование элементов нейропсихологии на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ;          

   - создание атмосферы принятия и доверия, взаимопонимания и  активного взаимодействия между педагогом и детьми;

   - снижение эмоционально - психического напряжения воспитанников ДОУ;

   - создание  возможностей  для самовыражения каждого ребенка;

   - развитие психических процессов: внимания, воображения, памяти, мышления, речи детей с ОВЗ.

   - формирование пространственных представлений у воспитанников.

Как показали результаты исследования, Е.Д. Хомская выделяет  такие основные нейропсихологические факторы….1,2, 3.

Само по себе слово фактор (в психологии) (от лат. factor – делающий, производящий) – причина, движущая сила какого-либо психического изменения, явления.

Нейропсихологический фактор — структурно-функциональная единица работы мозга, характеризуется определенным принципом физиологической деятельности.

  • Модально специфический (связанный с работой тех отделов мозга, куда поступает информация от органов чувств (тактильных, слуховых, зрительных).
  • Кинетический и кинестатический (обеспечивают передачу сигналов от рецепторов, расположенных в мышцах, суставах и участвуют в формировании представлений о собственном теле).
  • Фактор межполушарного взаимодействия (обеспечивает обмен информацией между полушариями, а также гармоничность, последовательность и одновременность познавательных процессов).

На мой взгляд, к модально-специфическим факторам как двигателям оптимизации музыкальной деятельности можно отнести:

  • Слушание музыки;
  • Игра «Угадай мелодию»;
  • Игра «Определи на слух музыкальный инструмент», «Угадай звуки природы», «Угадай пение птиц» и т. п.;
  • Глазодвигательные упражнения;
  • Использование компьютерных развивающих программ в музыкальной деятельности;
  • Просмотр развивающий мультфильмов;
  • Упражнения для развития мелкой моторики;
  • Самомассаж.

К кинетическим, кинестетическим факторам:

  • Музыкальное приветствие;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Логоритмика;
  • Дыхательные упражнения;
  • Игра на элементарных музыкальных инструментах;
  • Растяжки;
  • Игро-танцы.

Слайд 7.

К факторам межполушарного взаимодействия:

  • Приветствие;
  • Фитнесс для мозга (упражнения на развитие мелкой моторики, глазодвигательные упражнения и др.);
  • Растяжки;
  • Дыхательные упражнения;
  • Логоритмика.

Как сказал Белинский, «Влияние музыки на детей благодатно,
и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них». Само по себе музыкальное занятие нейропсихологически структурировано, и может рассматриваться как эффективное средство психологической помощи детям с множественными нарушениями развития, предоставляя специалисту широкий спектр возможностей для целенаправленного, системного, индивидуализированного и контролируемого формирования сенсомоторной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Своё знакомство с теоретическим и практическим опытом в области нейропсихологии начала с 2019 года. Изучала новую информацию путём самообразования и саморазвития. Хочу поделиться несколькими упражнениями, которые я использую в своей работе с детьми и дают положительные результаты.  

1 упражнение - песенка-приветствие «Ты шагай».

Цель: создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе.

2 упражнение - разминка «Фитнесс для мозга».

Фитнесс для мозга - это система, состоящая из специальных упражнений (тренажеров), которые позволяют оптимизировать и синхронизировать работу двух полушарий головного мозга.

3 упражнение - «Найди музыкальный инструмент».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), формирование вектора сканирования пространства.

4 упражнение - «Рисование двумя руками»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, ускорение процесса развития речи, снижение тревожности.

5 упражнение - «Задуй свечу».

Цель: развитие речевого дыхания, активизация работы мышц губ.

6 упражнение – «Слушание музыки В. А. Моцарта».

Цель: мобилизация природных способностей нашего мозга.

Эксперты из США выявили, что любая классика заставляет мозг просыпаться, генерировать волны, создавая гамму эмоций. Однако именно композиции Моцарта возбуждали кору обеих полушарий, это было выяснено с помощью процедуры магнитного резонанса. При прослушивании композиций Моцарта частоты произведения и организм человека сливаются воедино, взаимодействуя друг с другом. Благодаря насыщенности данных мелодий звуками высокой частоты и сменами ритма, они эффективно воздействуют на интеллект человека, на его творческую работу.

 И в завершении, хочу вам открыть небольшой секрет. Секрет музыки заключается в том, что музыку наш мозг воспринимает одновременно обоими полушариями. Левое полушарие ощущает ритм, а правое тембр и мелодию.

Музыка перестраивает характер внутриполушарных и межполушарных отношений. Музыкальная деятельность вызывает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия, т.е. интеграцию мозга».



Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:

«Особенности проведения интегрированных занятий с детьми с ОВЗ инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем».

Подготовили: Пойта .В., музыкальный руководитель,

Мусинова Н.Г., инструктор по физической культуре

МБДОУ №64, г.Новочеркасск

«Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души…» — Платон.

В системе дошкольного воспитания особое внимание уделяется интегрированной деятельности педагогов, ведущих образовательную деятельность с детьми с ОВЗ. Так, организация работы по взаимодействию инструктора по физической культуре и музыкального руководителя в группах компенсирующей направленности имеет огромное значение. Работая совместно, в тесном контакте друг с другом, мы стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию и развитию ребенка, цель которого - повысить у детей интерес к музыкальной, спортивной (физической) деятельности через музыку и спорт. 

Наша цель: обеспечить системный подход к условиям развития детей с ОВЗ и оказать помощь в освоении ООП ДО МБДОУ №64 посредством интегрированных занятий.

Интегрированные занятия по данному направлению преследует несколько целей:

  • активизация ВПФ детей с ОВЗ;
  • отработка и совершенствование основных  танцевальных двигательных умений и навыков детей;
  •  развитие речевых, певческих навыков ребёнка;
  • формирование эмоционально-интелектуального, оценочно-познавательного отношения к искусству, к окружающей действительности;
  • пробудить детское творчество;
  • доставить радость, положительный эмоциональный настрой у детей.

Следует отметить, что деятельность двух и более специалистов, ставящих перед собой как общую цель, так и непосредственно цель узкой направленности, в зависимости от вида детской деятельности, осуществляется в тесном взаимодействии, оказании взаимопомощи, более быстрой отработке и совершенствовании как двигательных умений, так и речевых, певческих. Тем самым музыкальный руководитель помогает инструктору по физической культуре в достижении определенных целей и наоборот. А для того, чтобы обеспечить  единство в нашей работе, мы определяем основные направления, которые включают:

- совместное изучение содержания Рабочей программы  инструктора по физической культуре и музыкального руководителя;

- составление перспективного планирования по организации и проведению интегрированной НОД;

- совместную подготовку и проведение праздников, развлечений.

        Планируя НОД, обращаем внимание на последовательность выполнения важных этапов в подготовке, организации и проведении НОД. Заранее подбираем  различные нейропсихологические игры и упражнения, создаём авторские, которые сопровождаются музыкальным оформлением. Роль педагогов на занятии распредиляем заранее, с учетом индивидуальных особенностей детей. Осуществляем подготовку атрибутов.

        Например, вначале НОД дети исполняют разминку, во время которой мы отрабатываем основные танцевальные движения, исполняемые детьми в танцах. В последующем, работая над логоритмическими упражнениями, исполняем распевки, синтезируя речь с движением, усиливаем физическую нагрузку исходя из возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Также мы учим на память стихотворное исполнение слов песен, играя с различными предметами. Спортивные игры и упражнения сопровождаем музыкальными композициями для слушания музыки.

        Нейро-упражнение «Голуби летели» применяем в разных возрастных группах, от 2 младшей до подготовительной, с развитием последовательного усложнения. Оно направлено на развитие вокальных навыков, расширение голосового диапазона, развитие речевых способностей воспитанников, активизацию ВПФ детей, двигательной активности. В последующем, данное упражнение нашло своё развитие в усложнённой двигательной нейродинамике, целью которого стало развитие двигательной памяти, переключению внимания, самоконтроля и т.п.

Особый интерес как для детей, так и для взрослых несут в себе упражнении с музыкальными трубками «Вoomwhackers». У детей появляется множество положительных эмоций, повышается активность, уходит закомплексованность, когда они берут в руки этот чудный инструмент. А у педагога, в это время, открывается безграничное развивающее, обучающее и творческое пространство, в котором могут поучаствовать все участники образовательного процесса. Так, у нас появилась целая серия авторских нейро-упражнений с «Вoomwhackers», с некоторыми из них мы вас познакомим. Упражнения способствуют развитию ВПФ, чувства ритма, помогают отработке и совершенствованию основных  танцевальных двигательных умений и навыков детей, пробуждают детское творчество, доставляют радость.

        Во время работы над песней, нам на помощь приходит «умный мяч», который помогает чётко и ритмично исполнить слова песен, отработать правильность исполнения до автоматизма, что в последующем облегчает исполнение песенного репертуара детьми. Почему мяч? Да потому, что при работе с мячом у  ребенка задействованы тактильная чувствительность, зрительные гностические функции, зрительно-моторная координация, координация движений и тренировка вестибулярного аппарата и мозжечка, функции программирования и контроля деятельности.

        Подведём итог и сделаем вывод, что нами было замечено, а педагоги, работающие в группах компенсирующей направленности, отметили, что дети с особым искренним интересом шли на наши занятия, проявляли повышенную работоспособность, активность, творчество. Дети не замечали, как проходило время, а в конце занятия мало кто чувствовал усталость.  Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствовал более тесному контакту педагогов друг с другом, тем самым, обеспечил непрерывное, всестороннее развитие как педагогов, так и дошкольников, с учетом их интересов, способностей, с целью максимальной самореализации каждого.



Предварительный просмотр:

Управление  образования администрации города Новочеркасска

Методический кабинет

Августовская педагогическая конференция работников образования
Секция инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей

дошкольных образовательных учреждений

Использование метода замещающего онтогенеза

(нейропсихологическая коррекция)

в деятельности музыкального руководителя

с детьми ОВЗ

(опыт работы)

Подготовила:

                                                                                               Пойта Яна Викторовна,

                                                                                           музыкальный руководитель

                                                                                          МБДОУ детского сада № 64

2020 год

       Здравствуйте уважаемые коллеги. Представляю вам опыт моей работы по использованию метода замещающего онтогенеза (нейропсихологическая коррекция) в деятельности музыкального руководителя с детьми ОВЗ.

       В своей работе я основополагаюсь на нормативные документы, а именно:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 №373-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106  Генеральной Ассамблеи ООН
  • от 13.12.2006);
  • Конвенция о правах ребёнка (принята ООН 20.11.1989 и вступила в силу 02.09.1990, в РФ 15.09.1990);
  • Конституция РФ;
  • Письмо Минобразования России от 16.01.2002  №03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»;
  • Письмо Минобразования России от 16.04.2001 №29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)»;
  • Письмо Минобразования России от 27.03.2000 №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;
  • Письмо Минобразования России от 18.04.2008 № АФ-150/06  «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
  • Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детского сада № 64, утвержденная приказом № 98 от 04.09.2019 г.;
  • Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР МБДОУ детского сада №64, утвержденная приказом № 98 от 04.09.2019 г.;
  • Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР, ОНР) МБДОУ детского сада №64, утвержденная приказом  №98 от 04.09.2019 г.

       Актуальность обращения к данной теме обусловлена ежегодным увеличением количества детей с различными нарушениями развития, формированием в дошкольных образовательных организациях групп детей с ОНР, ТНР, ЗПР, детей инвалидов, которые нуждаются в специализированной нейропсихологической коррекции. В ходе моих исследований выяснилось, что основой нейропсихологической коррекции является метод замещающего онтогенеза, который позволяет работать с базовыми сенсомоторными функциями, являющимися основой, фундаментом для развития всех других психических функций ребенка. Этот метод еще называется психомоторная или нейропсихологическая коррекция, поскольку с его помощью можно развивать высшие психические функции путем воздействия на сенсомоторный уровень.  Применение этого метода позволит специалисту "разбудить" те системы детского организма, которые находились до поры в спячке.

       Цель моей работы заключается в создании условий для развития высших психических функций детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством использования метода замещающего онтогенеза в музыкальной деятельности.

       Поставленные задачи:    

  • формирование у ребенка осевых (телесных, органных, оптико-пространственных) вертикальных и горизонтальных сенсомоторных взаимодействий. Таковыми являются, например, язык-глаза, руки, ноги, дыхательная система, суставно-мышечная-дыхательная системы и т.п.
  • формирование оптимального уровня произвольной саморегуляции.
  • развитие высших психических процессов: внимания, воображения, памяти, мышления, речи детей с ОВЗ.
  • развитие межполушарного взаимодействия, межполушарных связей ребенка.

       Как показали результаты исследования, Елена Давыдовна Хомская выделяет  такие основные нейропсихологические факторы: модально специфический, кинетический и кинестатический, фактор межполушарного взаимодействия. Фактор является важным двигателем оптимизации в процессе применения метода замещающего онтогенеза, ведь само по себе слово фактор (в психологии) (от лат. factor – делающий, производящий) – причина, движущая сила какого-либо психического изменения, явления. Нейропсихологический фактор — структурно-функциональная единица работы мозга, характеризуется определенным принципом физиологической деятельности.

       Модально-специфический (связанный с работой тех отделов мозга, куда поступает информация от органов чувств (тактильных, слуховых, зрительных). На мой взгляд, к модально-специфическим факторам как к двигателям оптимизации в музыкальной деятельности можно отнести:

  • слушание музыки;
  • упражнения на слуховое восприятие;
  • глазодвигательные упражнения;
  • использование развивающих компьютерных программ в музыкальной деятельности;
  • просмотр развивающих мультфильмов;
  • упражнения для развития мелкой моторики;
  • самомассаж.

       Кинетический и кинестатический (обеспечивают передачу сигналов от рецепторов, расположенных в мышцах, суставах и участвуют в формировании представлений о собственном теле). Эти факторы, как двигатель оптимизации, могут проявляться в таких видах деятельности:

  • ритуал приветствия;
  • пальчиковая гимнастика;
  • артикуляционная гимнастика;
  • логоритмика;
  • дыхательные упражнения;
  • игра на элементарных музыкальных инструментах;
  • растяжки и релаксация;
  • иротанцы.

       Фактор межполушарного взаимодействия (обеспечивает обмен информацией между полушариями, а также гармоничность, последовательность и одновременность познавательных процессов). К факторам межполушарного взаимодействия можно отнести:

  • ритуал приветствия;
  • пальчиковая гимнастика;
  • музыкально-ритмические упражнения;
  • растяжки;
  • дыхательные упражнения;
  • логоритмика.

       Представляю примерную модель видов деятельности с применением упражнений, основанных на методе замещающего онтогенеза. Продолжительность этих упражнений достигает 300 секунд развития мозга, я объединяю этот процесс одним названием - фитнес для мозга. Фитнес для мозга – это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединения движения и мысли.

       Например, во время ритуала приветствия можно использовать упражнение "Ты шагай", Дети приветствуют друг друга, касаясь противоположными частями тела, что способствует развитию тактильных ощущений, самоконтроля, межполушарного взаимодействия. Во время упражнения «Класс-оkay» дети проявляют свои эмоции, передавая настроение жестами. Упражнение способствует развитию мелкой моторики, памяти, межполушарного взаимодействия.

       На этапе использования упражнений на развитие мелкой моторики можно применить упражнения "Рожки и ножки", "Солнышко и тучка", "Пять к одному", "Заяц и волк", "Паучок", основанные на переменной смене движений кистями рук, способствующие пробуждению мозговой активности и включают механизм объединения мысли и движения, развитию координации движений и психофизических функций.

       Во время музыкально-ритмических упражнений, таких как "Кулак-ребро-ладонь", мне пришла идея в основу этих упражнений положить музыкальные ритмы, такие как 2/4, 3/4 и 4/4 и отрабатывать эти упражнения в медленном темпе и в ритме музыки, от медленного темпа до ускорения, по мере правильного выполнения детьми упражнения. Работая с ритмом 4/4, появилась необходимость добавить хлопок после ладони. Ребята с интересом и повышенной активностью выполняли эти упражнения как сидя на стульчиках на групповых занятиях, так и на подгрупповых, сидя за столом. Как было уже сказано, упражнения основаны на ритмичных, последовательных движениях кулака, ребра, ладони и хлопка. Они способствуют развитию организованной деятельности, чувства ритма, активизации работы памяти, учебных навыков, снижению тревожности.

       В последующей работе, мною были разработаны авторские нейропсихологические игры с применением метода замещающего онтогенеза такие как: "Найди музыкальный инструмент", "Рисование двумя руками", "Путешествие нотки", "Скрипичный ключ" и "Нотки", "Ритмосхема", "Ритмическое домино", "Музыкальное домино", "Нарисуй музыкальный инструмент". Все эти упражнения вошли в авторскую картотеку "Фитнес для мозга" и могут быть использованы в различных видах музыкальной деятельности как на групповых, подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях. Карточки этих упражнений изображены на последующих слайдах, имеют описание и пояснения.

       Упражнение «Найди музыкальный инструмент» заключается в том, что дети стоят лицом к зеркалу (стене), где развешаны картинки музыкальных инструментов. По команде педагога необходимо посмотреть без поворота головы и тела на картинку с изображением музыкального инструмента, который называет педагог. Упражнение способствует расширению поля зрения, улучшает восприятие, знание музыкального инструмента, активизирует зрительные отделы мозга, зрительное внимания.

       В упражнении «Рисование двумя руками» необходимо после прослушивания, отгадать название музыкального инструмента, звучание которого было воспроизведено, затем найти его на изображении и обвести с помощью пишущего инструмента двумя руками одновременно, что способствует улучшению координации левой и правой половины тела, ориентации в пространстве, развитию навыков письма, активизации аудиального восприятия.

       Во время обучения детей музыкальной грамоте, можно использовать упражнения «Путешествие нотки», «Скрипичный ключик» и «Нотки». Во время выполнения упражнения «Путешествие нотки», перед ребенком ставится задача помочь найти нотке скрипичный ключик, провести линию по дорожке - музыкальной лесенке, не касаясь боковых линий и не отрывая руки. После усвоения упражнения можно предложить ребенку исполнить под аккомпанемент педагога гамму до-мажор вверх и вниз, с одновременным ведением пальца по дорожке. Упражнение способствует повышению устойчивости внимания, развитию речевых функций, навыков звуковысотного слуха, облегчит процессы письма.

       Упражнения  «Скрипичный ключик» и «Нотки» направлены на развитие способности к повышению устойчивости внимания, облегчение процессов письма, формирование навыка письма знаков нотной грамоты, обеспечение межполушарного взаимодействия. Выполняя задание, необходимо провести линию в скрипичном ключе и нотках, не касаясь боковых линий и не отрывая руки, тем самым научиться писать знаки нотной грамоты. Усложнить его можно предложением выполнить задание двумя руками одновременно.

       Во время работы над чувством ритма воспитанников, выполнением музыкально-ритмических упражнений, у меня появилась идея создать такие упражнения, как «Ритмосхема» и «Ритмическое домино». Упражнение «Ритмическое домино» предполагает отработку изображенного ритма, передачу его хлопками, затем из нескольких карточек можно собрать ритм известной песенки, после её исполнить или придумать свою. Упражнение направлено на развитие чувства ритма, повышение устойчивости внимания, формирование творческого потенциала.

       В упражнении «Ритмосхема» необходимо повторить за образцом, с помощью пишущего инструмента начертить двумя руками короткие и длинные линии (звуки), затем нарисованный ритм передать хлопками и пропеть попевку. Данный вид деятельности способствует развитию межполушарного взаимодействия, чувства ритма, повышению устойчивости внимания, облегчает процессы письма.

       В упражнении «Музыкальное домино» ребенку предлагается раскрасить круги двумя руками одновременно. После можно предложить передать хлопками ритм и пропеть попевку, что способствует развитию межполушарного взаимодействия, чувства ритма, повышению устойчивости внимания, облегчает процессы письма.

       Упражнение «Нарисуй музыкальный инструмент» предполагает обведение музыкальных инструментов двумя руками одновременно, затем его раскрасить. Упражнение способствует развитию межполушарного взаимодействия, чувства симметрии, ускоряет процесс коррекции дисграфии, дислексии, аккалькулии, развития речи, снижает тревожность.

       По результатам наблюдения и психолого-педагогической диагностики было отмечено, что у детей:

  •  более ярко выразилась точность координации движений и психофизических функций, упражнения выполнялись более четко, быстрее, без особых затруднений;
  •  улучшилась память, внимание, мышление, качество речи, способность ориентироваться в пространстве;
  •  проявилось снижение утомляемости и повысилась работоспособность, любознательность, активность, уверенность в себе, умение договариваться;
  •  ребята освоили и выполняли упражнения самостоятельно;
  •  была разработана картотека авторских нейропсихологических игр и упражнений.

Перспективы деятельности:

  • продолжать использовать МЗО в нейропсихологической коррекции детей с ОВЗ в музыкальной деятельности;
  • пополнять каталог авторскими нейропсихологическими играми и применять их в работе с детьми;
  • вовлечь в деятельность по нейропсихологической коррекции детей с ОВЗ родителей, педагогов ДОУ.

       Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...

Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи

Перспективный план коррекционной работы  в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи....

Комплексная коррекционная работа в логопедических группах ДОУ коррекционной направленности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Предлагается материал по взаимосвязи специалистов логопедических групп детского сада коррекционной направленности в соответствии с требованиями ФГОС. Главная цель данной работы - учитывать особен...

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ДОУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ.

Данная статья посвящена организации коррекционно-образовательной работы в коррекционном ДОУ для детей с ОВЗ. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславлив...

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии Основные направления коррекционной работы

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии. Основные направления коррек...

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...