Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
статья (средняя группа)

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Народ, который не знает своей культуры и

истории – презрен и легкомысленен.»

Н. М. Карамзин

Наши мечты и надежды обращены в будущее, но мы не должны забывать прошлое.

Память — это мост, соединяющий сегодняшний день со вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство — великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.

Народное искусство России богато многообразием форм, обладает неисчерпаемым художественно-творческим потенциалом и является неиссякаемым источником развития художественной культуры народа.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры происходит через ознакомление с народными обычаями, обрядовыми праздниками, традициями, некоторыми видами народно-прикладного искусства, фольклором, предметами быта, ремеслами, особенностями русского народного костюма.

Детей необходимо приобщать к богатству русской речи, расширять их словарный запас.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности, приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Знакомство с народным фольклором всегда обогащает и облагораживает. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту.

К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народного чувства, народной жизни. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа прежде всего являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки. Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, что очень важно для физического развития, - одновременно способствует накоплению у него чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка. В детском саду этот жанр устного творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей. В детском саду используется такой вид устного народного творчества как потешки, прибаутки, колыбельные песенки, заклички, считалки, хороводные игры, русские народные танцы.

Потешка не только учит движению. Она и воспитывает, учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо», вводит ребенка в мир, учит его жить. Потешки можно использовать во всех режимных процессах и во всех возрастных группах.

Потешки для умывания
Знаем, знаем да-да-да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться.

Лейся на ладошку

По-не-мно-жку

Нет. Не понемножку,

Посмелей!

Будет умываться веселей!

                  ***

Ой, лады-лады –лады

 не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

                 ***

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щёчки краснели,

Чтоб смеялся  роток

И кусался зубок!

                     ***

Потешки во время еды

Каша манная варилась:
Всё пыхтела, пузырилась.
Из кастрюльки убежала,
На тарелочки попала.

Потешки перед сном

В детском садике у нас наступает «тихий час»

Дети глазки закрывают и тихонько засыпают.

Баю-баю-баиньки, в огороде заиньки.

Зайки травушку едят, малым деткам спать велят.

Потешки для пробуждения

Потягушки-потянушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся

Маленькими не останемся

Вот уже растем, растем.

Потешки для расчесывания

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят –
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.

Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро ото зла. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и одобряет трудолюбие, смелость, верность. Сказки используются во всех возрастных группах.

Считалки - это истории придуманные для детей, как способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным, Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки.

Считалки-числовки

Раз, два, три, четыре, пять

Нам друзей не сосчитать,

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга.

Заумные считалки

Такие считалки лишены всякого смысла, но помогают ребенку понять чувство ритма

Эни-бэне-рэц,

Квинтер-минтер-жец,

Эни-бени-раба,

Квинтер-минтер-жаба.

.

Народные считалки

Аты-баты — шли солдаты

Аты-баты — на базар,

Аты-баты — что купили?

Аты-баты — самовар,

Аты-баты — сколько стоит?

Аты-баты — три рубля.

Аты-баты — кто выходит?

Аты-баты — это я.

Короткие считалки

Раз, два, три, четыре, пять,

Коля будет начинать.

Ехала белка на тележке,

Продавала всем орешки

Кому два, кому три,

Выходи из круга ты.

Пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы.

Народные загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.

Народные загадки

Палят и варят, а не едят(валенки)

Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль)

В лесу родился, а в доме хозяйничает(веник)

Слезу пьет, а сама молчит( подушка)

Петух снес яйцо. Кому оно достанется

(никому, петух яйца не несет)

Мордовские загадки

Летом от него прячутся, а зимой его ищут(солнце)

Самое легкое, а далеко не бросишь(перо)

Загадки-вопрос

Что из дома нельзя вынести целым(печку)

Скороговорка, веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются - в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят «Всех скороговорок не переговоришь и не пере выговоришь».

Заклички – обращения к природе, животным с просьбой или требованием. Когда-то давно заклички были логическими формулами, своего рода заговорами, которыми древний земледелец заклинал солнце, дождь, чтобы дать нужные земле тепло и влагу. Потом заклички стали детскими игровыми стишками. Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств, и переживаний. Заклички дают возможность ребнку в поэтической форме выразить сво эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребнка, мышление, фантазию, развивают артикуляционный аппарат. Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко – закликать.

Работу по ознакомлению с фольклором надо проводить не только на занятиях, но и в повседневной жизни, расширять знания детей об окружающем мире, воспитывать потребность общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности.

Народные игрушки - часть культурного национального наследия. У каждого народа игрушки имеют свои характерные особенности, которые зависят от национально-психологических черт и культуры народа. Вековой опыт народной педагогики показывает, что игрушки становились первыми средствами воспитания. Народная игрушка оказывает воздействие на эмоциональный мир ребенка, на развитие его эстетического вкуса и переживаний, на становление личности в целом

Огромный восторг вызывают у детей народные игрушки и игры с ними. Большую радость приносят дошкольникам яркие игрушки. Педагог помогает описать и рассмотреть ярких матрешек, разноцветные башенки, грибочки. Малыши знакомятся с особенностями каждой игрушки. Детям средней группы не рассказывают подробно о том, где создают эти игрушки и как их делают: ребят знакомят только с внешним видом и особенностью той или иной игрушки, постепенно подводя к понятию» народная игрушка».

Народные умельцы, создавая игрушки для детей, учитывали интересы и желания ребенка. Строго соблюдалась возрастная принадлежность. Для детей раннего возраста предназначались занимательные игрушки со звуками и яркой окраской, стимулирующие моторную деятельность: погремушки, трещотки и т. д. С развитием ребенка и его потребности усложнялись и игрушки - это уже игрушки, развивающие координацию движений и способность к ориентации. Народная игрушка радует ребенка, потому что данные в ней образы жизненны и близки его детскому опыту.

Народные праздники - кладезь национальной культуры. Они уходят своими корнями к народным традициям. Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами. В дошкольном возрасте необходимо приобщать детей к праздничной культуре народа, так как воспитывается стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях, формируется чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, стране, воспитывается любовь к близким людям, Родине.

Наряду с этим в детском саду проводятся праздники: фольклорные, календарные и др.  Постоянно проводятся народные праздники: Масленица, Зимние святки, осенние посиделки, в которых принимают участие как дети так и взрослые.

В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с произведениями устного народного творчества, так же дошкольники с удовольствием знакомятся с традициями русской кухни, гостеприимством русского народа и традициями, поэтому значимое место в приобщении малышей к культуре нашего народа занимает знакомство с ними.

В ходе этой работы следует уделять больше внимания знакомству с русскими народными костюмами. Для работы в указанном направлении подходят русские праздники, такие, как Рождество и Масленица, Пасха и другие, в ходе проведения которых можно рассказать и показать, как отмечали их наши предки. Поговорить о том, что изменилось сейчас, а какие традиции остались неизменными.

В нашем дошкольном учреждении специально был создан мини-музей «Мордовская изба», используемый воспитателями для проведения мордовских национальных праздников. Современные дети с огромным интересом разглядывают экспонаты музея: настоящую прялку и чугунок, сундук и самовар, глиняную и деревянную посуду, полотенца, мордовский национальный костюм.

Декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры, признано одним из древнейших средств развития детей.

Мордовское декаративно-прикладное и изобразительное искусство-это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.

В своей работе, с детьми средней группы осуществляю интенсивную работу по закреплению ранее освоенных умений и навыков, а также по их дальнейшему совершенствованию, развиваю интерес у детей к произведениям мордовского прикладного и изобразительного искусства. Рассматриваем иллюстрации в книгах, выделяем знакомые персонажи (животных, птиц), рассказываем о том, что изображено.Учу определять характер героя, рассматриваем его одежду (детали костюма, элементы украшения, сочетание цветов).  

В течение года детей знакомим с мордовской игрушкой мастеров с. Подлесная Тавла.

Также в своей работе продолжаю развивать у детей интерес к аппликации по мотивам мордовского орнамента. Учу создавать более сложные комбинации узоров, как из деталей, приготовленных мною, так и самостоятельно вырезанных.

При получении определенного элемента мордовского узора показываю каждому ребенку прием складывания бумажной заготовки и ее разрезания. Так, для элемента «елочка» необходимы два квадрата, которые складываются по диагонали, затем разрезаются по линии сгиба. Полученные треугольники выкладываются по типу «елочки» в прямую линию.

Для элемента «крест» готовлю на каждого ребенка бумажную заготовку-квадрат, сложенный два раза пополам. Затем отмечаю ту часть квадрата, которую нужно отрезать. Таким образом, дети вырезают этот элемент по готовой разметки.

Элемент «галочка» дети получают так же, как и элемент «крест»,  только самостоятельно разрезают полученный элемент по линиям сгиба.

После того, как дети освоят приемы получения элементов узора, предлагаю различные варианты размещения данных элементов на определенной форме (полосе, квадрате, круге). Дети рассматривают различные варианты образцов, отмечают их сходство и различие ( по цвету, количеству элементов). Первоначально дети воспроизводят образец, который предлагаю им я без изменений, затем вносят в работу новые элененты, усложняют их композиционный строй. Последовательность составления узора в аппликационных работах традиционна.

Традиции и обычаи - часть социокультурного наследия, организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у современного человека уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять.

Важным условием развития детского творчества, поддерживания интереса детей к культуре предков, служит развивающая среда. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна соответствовать содержанию образовательного процесса, отвечать интересам и потребностям детей, способствовать всестороннему развитию, обеспечивать их психическое и эмоциональное благополучие.

Большое значение по приобщению детей к традициям и народной культуре отводится родителям. Они являются участниками пополнения развивающей среды детского сада изделиями народных промыслов и экспонатами в музей, проявляют интерес к образовательному процессу, принимают непосредственное участие в разнообразных мероприятиях. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствуют единению педагогов и родителей в работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Материал содержит  систему работы  в средней групппе по теме приобщения детей  к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество...

НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Статья из опыта работы музыкального руководителя посвящена народному пению в детском саду. Так же представлен сценарий праздника "8 марта" на основе народного фольклора....

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...