Методическая разработка "Русская народная песня"
методическая разработка

Россошанская Екатерина Михайловна

"Русская народная песня в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_promysly.docx139.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Русская народная песня в детском саду»

Россошанская Екатерина Михайловна,

музыкальный руководитель,

стаж работы – 14 лет.

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. И это не случайное явление. Всё чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников  с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

Из истории мы знаем, что в некоторые эпохи в народе особенно усиливается любовь ко всему родному, к Родине, своей культуре, искусству. Во время Великой Отечественной войны против фашистских захватчиков в каждом из нас возросло чувство национальной гордости. Одной из форм проявления этих патриотических чувств является повышение интереса к своей национальной культуре, искусству, в частности, к народной песне. «Подобно тому, как мать начинает любить своего ребёнка глубже, когда ему грозит несчастье, так и мы выражаем свою любовь к Родине сильнее, взволнованнее тогда, когда ей угрожает опасность», - сказал в тяжёлые годы войны советский композитор Ю. Шапорин. Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую он слышит, является песенка матери. Она её напевает, убаюкивая ребёнка. Недаром колыбельные песни в музыке всех народов мира составляют особый раздел совершенно исключительного значения. Песни, сказки, которые ребёнок слышит и усваивает от матери, всегда включают в себя местные особенности народного творчества.

Пушкин, Горький, Ушинский, художники Федотов, Репин, композиторы Глинка, Мусоргский и др. не раз в своих воспоминаниях подчёркивали особую роль музыкальных впечатлений, полученных ими в раннем детстве. Эти детские переживания у многих из них оставались на всю жизнь, оказывали глубокое влияние на последующие вкусы, интересы и даже на профессию человека.

М. Глинка в раннем детстве страстно любил слушать крестьянские песни и смотреть крестьянские хороводы и пляски. «Быть может, эти песни, слышанные мной в ребячестве, были первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать русскую народную музыку», - пишет он в своих воспоминаниях.

В годы Великой Отечественной войны, в газете «Пионерская правда» было помещено интересное письмо фронтовика, гвардии капитана А.И. Новикова к своей матери. В этом письме он тоже подчёркивает значение ярких впечатлений раннего детства. «Милая мама! Хочу поделиться своими чувствами, поговорить немного с тобой. С каким-то особым подъёмом я шёл вчера в бой. До наступления за 40 минут мы расположились в одном населённом пункте. Было 8 часов вечера. Вечер особенно был тих. Где-то далеко слышалась песня. Мама, родная, эту песню ты напевала, сидя за работой, когда мы с Серёжей были мальчиками. Я закрывал тогда глаза и крепко прижимался к тебе, мама. Я вспомнил наш дом, русскую печь, горячие пшеничные лепёшки и тебя, родная. За твою благополучную старость, за твой родной дом, за русскую песню я отправился вчера в наступление с особым, необычным подъёмом».

Почему народная музыка, песня так понятны, близки нашим детям?

Почему простота народной мелодии так содержательна, а напев так выразителен и оказывает сильное воздействие на слушателя? Чтобы дать на это ответ, надо посмотреть, как создаётся народная песня.

Очень хорошо пишет М. Горький о рождении песни в рассказе «Как сложили песню».

«Вначале песню сочиняет талантливый автор и песня окрашивается определёнными чертами его индивидуальности. Затем песня подхватывается народом, который вносит в неё свои дополнения и исправления. Признаки индивидуальности автора видоизменяются, растворяются в народном творчестве, и песня становится выражением чувств не одного человека, а чувств и дум народа.

Пройдя через ряд поколений, народная музыка, песня освобождаются от всего лишнего, искусственного. Содержание, образы, заложенные в песне, становятся предельно ясными, выразительными.» […]

Народные песни складывались голосом, без помощи музыкального инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса и легко усваиваются детьми. Голосом брались наиболее яркие и удобные интервалы – кварта и квинта, которые заполнялись одним, двумя и тремя звуками. Таковы песни «Петушок», «Солнышко», «Идёт коза» и др., которые построены на интервале кварта с промежуточным звуком,

а песни «Как у нашей Дуни», «Котя, котенька-коток» - на интервалах кварта и квинта с двумя и тремя промежуточными звуками.

Ритм несложных народных мелодий тоже очень простой: это чередование восьмых и четвертей. Размер обычный – двух-и трёхдольный. Музыкальные фразы по большей части заканчиваются четвертями, что удобно для детского дыхания. Куплетная форма с повторением мелодии соответствует склонности детей к повторению. Запев и припев, встречающиеся во многих народных песнях, дают возможность петь не всё время, а с отдыхом. Запев поют одни дети, припев – другие. Таким образом при пении не утомляются слабые голосовые связки детей, что немаловажно для такого понятия, как охрана детского голоса.

Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают народную песню, музыку исключительно ценным художественным материалом в работе с детьми. Дети легко усваивают народную мелодию и поют её чисто даже без поддержки музыкального инструмента.

В своей работе я очень часто использую русские народные прибаутки, попевки. Особенно хороши они для распевания, которое должно обязательно присутствовать на каждом музыкальном занятии. Это и русская прибаутка «Андрей-воробей», и «Сорока», и «Лиса по лесу ходила». 

Они

Воспитательное значение народной песни очень велико. Она становится не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей воспитания в детях любви к своей Родине, природе, народу, быту.

Чем больше и глубже ребёнок будет чувствовать своё родное искусство, тем легче он воспримет искусство братских народов. Через народное искусство мы подготавливаем детей к восприятию классического музыкального и литературного творчества. Ведь мировое признание получили только те произведения искусства, которые были глубоко национальны, т.е. в которых с предельной полнотой были отражены чувства, мысли данного народа в определённую эпоху. Величайший русский симфонист П. Чайковский в своём дневнике написал, что «русская симфоническая школа вся в «Камаринской», подобно тому, как весь дуб в жёлуде».

Методические приёмы знакомства детей с народной песней те же, что и при введении любой детской песни.

  1. Надо удачно выбрать песню, учитывая вокальные возможности детей данной группы, детские интересы и другие воспитательные цели;
  2. Выбрав песню, следует различными методическими приёмами (наблюдение окружающей жизни, показ картины, рассказ и др.) создать у детей заинтересованность этой песней. Но прежде всего должен быть заинтересован песней сам педагог;
  3. Ярко исполнить песню детям;
  4. Приступить к разучиванию. При пении детей обращать внимание на чистое интонирование, на естественное звучание без малейшей форсировки, на чёткую дикцию и выразительное пение;
  5.  Чтобы закрепить песню и перенести её в быт, надо приучать детей чаще петь без фортепианного сопровождения (a capella) и некоторые песни, в зависимости от характера мелодии и содержания, сопровождать движением.

Исполняя детям народные песни, мы должны их петь естественным звуком, обращая внимание на художественную передачу содержания. Такому же пению мы должны научить и детей.

Заключение

Придавая большое воспитательное значение народной песне, мы должны: 1) развить у детей интерес, любовь и вкус к подлинной народной песне; 2) бережно относиться к мелодии и тексту народной песни, как к художественному целому, не допуская самовольных искажений; 3) помочь детям правильно, чисто и выразительно исполнять её естественным детским голосом (без выкриков, без надрывов); 4) внести подлинную народную песню в детский быт, чаще исполняя её без инструментального сопровождения и по возможности связывая с движением.

В Приложении вы можете увидеть русскую народную попевку «Андрей-воробей», которую я использую для распевания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Народная песня"

Консультация для воспитателей "Значение народной песни"...

«Знакомство с русской народной песней»

Программное содержание: Приобщать детей к истокам русской народной культуры, знакомя с русскими народными песнями. Показать на примерах ценность фольклора для изучения народной жизни. Учить понимать с...

Разработка музыкального занятия "Народная песня - душа народа" методическая разработка

Разработка музыкального занятия "Народная песня - душа народа"  методическая разработка...

Песня "Весна водит хоровод" на мотив русской народной песни "Земляничка - ягодка"

Песня "Весна водит хоровод" На мотив русской народной песни "Земляничка ягодка"...

для детей 4-5 лет цикл занятий по ознакомлению с русской народной песней: "Виды русской народной песни"

Цикл занятий по ознакомлению с русской народной песней: "Виды русской народной песни" для детей 4-5 лет - "Колыбельная песенка".-"Козлик и дудочка".-"Как у...

Методическая разработка «Разучивание русской народной песни «Во кузнице», с использованием детских музыкальных инструментов»

Методическая разработка «Разучивание русской народной песни «Во кузнице»,с использованием детских музыкальных инструментов»...