Семинар ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ В ДОУ
материал

Катошина Елена Николаевна

Семинар ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ В ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №2 СОЛНЫШКО»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

НА ТЕМУ:

«ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ В ДОУ»

Подготовила воспитатель:

 Катошина Е.Н.

г. Ростов 2018

 «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ В ДОУ»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Но самостоятельно ребенок еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования или метод проектов.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Другими словами, метод проектов – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности, который завершается определенным практическим результатом.

Основной целью проектного метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития детей и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения и мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте решаются следующие задачи исследовательской деятельности:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;
  • развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • развитие способностей к аналитическому, творческому мышлению.

В практике современных дошкольных образовательных учреждений используют различные типы и виды проектов.

По количеству

Индивидуальные

Подгрупповой

Групповые

Семейный

Парный

По содержанию

Монопроекты (одна образовательная область)

Интегративные (две и более образовательные области)

По продолжительности

Краткосрочные (1-4 недели)

Среднесрочные (до 1 месяца)

Долгосрочные (полугодие, учебный год)

 По доминирующему виду проектной деятельности

Информационные

Исследовательские

Творческие

Проектно-ориентированные

Так что же собой представляет ПРОЕКТ?

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

  • Проблема (выбор темы).
  • Проектирование или планирование.
  • Поиск информации.
  • Продукт (практический результат).
  • Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.). Тема проекта- то, что мы узнаём. Проект- то, что мы делаем.

Работа над проектом строится поэтапно.

На первом этапе происходит выбор темы. Темы проектов могут быть самыми разнообразными – как более конкретными (дома, игрушки, транспорт и др.), так и достаточно абстрактными (дружба, мои права, удовольствия, превращения), как более близкими практическому опыту детей (животные, посуда, зима и др.), так и удалёнными (космос, Олимпийские игры, море и др.).

Тема проекта определяется по инициативе детей (что они хотят узнать, что их интересует), или может быть выдвинута по инициативе воспитателей (что воспитатели считают важным для развития ребёнка).

На данном этапе работы педагог использует модель «Трех вопросов». Ее суть в том, что воспитатель задает детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать для того, чтобы узнать? Ответы детей воспитатель записывает на трех листах, указывая при ответе ребенка его имя. С детьми старшего дошкольного возраста на этом этапе работы можно использовать карточки, которые будут схематично обозначать ответы детей.

Второй этап – это планирование работы над проектом и поиск информации.

 Из общего обсуждения с детьми, из «модели трёх вопросов» рождается основа плана – как содержательная, так и по видам деятельности.

   Планирование составляется в виде «Паутинки». Название плана произошло от его образного подобия паутине – от центра темы расходятся лучики содержания по теме в центры активности. При планировании Четко должны прослеживаться и образовательные области. На этапе планирования видов детской деятельности, связанных с темой проекта, особое внимание уделяется организации предметно-развивающей среды, способствующей изучению темы проекта.

Дети с помощью родителей и педагогов приступают к сбору информации. Они могут зарисовать, наклеить картинки, записать все, что найдут по теме. Кроме того, собирается информация в виде выставки книг, альбомов, слайдов и т. д.

Реализация проекта на третьем этапе осуществляется через организацию совместной творческой, поисковой и практической деятельности.

Выбор формы продукта проектной деятельности (его результат) – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – убедительной.

Иногда бывает, что вид продукта обозначен в самой теме проекта. Но чаще всего выбор продукта – непростая творческая задача. В таблице представлен перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:

  • выставка;
  • газета;
  • журнал;
  • игра;
  • карта;
  • коллекция;
  • костюм;

  • макет;
  • модель;
  • оформление группы;
  • пакет рекомендаций;
  • праздник;
  • серия иллюстраций;
  • сказка;
  • экскурсия;
  • историческая лента времени;
  • альбом;
  • коллаж;
  • драматизация;
  • реклама;
  • концерт;
  • сообщение и т.д

Последний этап, четвертый – презентация проекта.  Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Виды презентационных проектов могут быть различными:

  • воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа);
  • деловая игра;
  • диалог исторических или литературных персонажей;
  • игра с залом;
  • инсценировка;

  • научная конференция;
  • научный доклад;
  • отчет исследовательской работы;
  • пресс– конференция;
  • путешествие;
  • реклама;
  • иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий…;
  • ролевая игра;
  • соревнования;
  • спектакль;
  • спортивная игра;
  • телепередача;
  • экскурсия;
  • презентация;
  • театрализованное представление;
  • концерт и т.д.

Ребенок часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. Сообщить об усвоенном важно не столько тем, кто слушает, сколько тому, кто рассказывает. Поэтому этап защиты выполненного проекта пропустить нельзя. Защита – итог исследования, один из главных этапов проектной деятельности. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения.

Обычно защита проходит как праздничное мероприятие. Но практика показывает, что презентацию следует проводить по мере готовности проектов, это один из особенностей использования метода проектов в работе с дошкольниками.

Основными требованиями реализации метода проектов являются:

  • наличие проблемы, для решения которой требуется исследовательская  работа или поиск;
  • проект – это игра «всерьёз», и результаты её значимы как для детей, так и для взрослых;
  • самостоятельность детей (при поддержке взрослых);
  • сотворчество детей и взрослых;
  • применение полученных знаний на практике.

После такого объявления родители просто не могут остаться в стороне от интересных дел детей, они оказывают существенную помощь в работе над проектом, собирают совместно с детьми занимательный материал.

Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Тема проекта –

Цель проекта -

Задачи проекта:

Авторы проекта -

Тип проекта -

Продолжительность -

Основное направление проекта -

Актуальность проекта –

Методы и приёмы исследования:

Практическая значимость:

Продукт проектной деятельности:

Ожидаемый  результат –

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Первый этап – организационный.

Второй этап – практический.

Третий этап – обобщающий.

Педагогическая игра «Знатоки проектного метода».

Уважаемые коллеги, я приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Сегодня хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод. Наше общение пройдет в форме игры «Знатоки проектного метода».  Вам как игрокам будут предложены вопросы. На каждый вопрос предлагаются три ответа, выбрать надо один ответ. Если Вы успешно справляется с заданиями, Вам присваивается звание «Знаток проектного метода».

Вопросы игрокам.

  1. Что такое педагогическое проектирование?
  • дань моде;                                                                                                              
  • догма профессиональной деятельности педагога;
  • вид педагогической деятельности.
  1. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности?
  • коллективный;
  • исследовательский;
  • долгосрочный.    
  1. Кто является основоположником проектного метода?  
  • американский педагог демократ Джон Дьюи;
  • великий русский педагог К.Д. Ушинский;
  • французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: «Он был первым среди равных».
  1. Выберите виды проектов по количеству участников?
  • Коллективный;
  • краткосрочный;
  • индивидуальный;
  • творческий.
  1. Какое содержание педагогической деятельности является характерным для заключительного этапа?
  • Определение средств необходимых  для реализации проекта;
  •  подведение  итогов, прогноз на будущее;
  • определение  содержания деятельности всех участников проекта;
  • презентация полученных результатов.
  1. В чем суть «модели трех вопросов»?
  2. Какие основные направления развития детей необходимо учитывать при планировании работы над проектом?
  3. Проектная деятельность – это…
  • форма продуктивной деятельности;
  • инициативный тип индивидуального или коллективного поведения;
  • особый способ существования деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление проектной деятельности через работу семейного клуба

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. Любая успешная педагогическая система строится с учетом союза семьи и педагогов. В условиях семьи...

Осуществление проектной деятельности в детском саду

Осуществление проектной деятельности в детском саду( из опыта работы)          Согласно требованиям ФГОС образовательная деятельность современного детского...

Семинар-практикум для родителей по организации проектной деятельности с детьми

Условия организации проектной     деятельности с детьми дошкольного возраста « Уважаемые родители!     Сегодня мы пригласили вас принять участие в семинаре...

Осуществление проектной деятельности с детьми в ДОУ

Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы акти...

Педагогический совет на тему: «Поиск эффективных методов осуществления проектной деятельности с детьми дошкольного возраста».

Педагогический совет на тему: «Поиск эффективных методов осуществления проектной деятельности с детьми дошкольного возраста». Цель: повышение профессиональной компетентност...