Консультация для педагогов "«Как использовать блоки Дьенеша в детском саду?»
консультация

Костикова Светлана Николаевна

Блоки Дьенеша – что это такое? Чем могут быть полезны ребенку логические кубики для игр?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Как использовать блоки Дьенеша в детском саду?»
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Овладев логическими операциями, дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.
Логические блоки, разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем. Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями.
Развивают у детей мыслительные операции: анализ, сравнение, классификации обобщение; логическое мышление; творческие способности и познавательные процессы: восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия 
(разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.)
Блоки Дьенеша предназначены для детей от двух лет. Развивающий комплект представляет собой 48 геометрических фигур, среди которых есть 4 формы (круглая и треугольная, квадратная и прямоугольная), 3 цвета (красный, жёлтый и синий), 2 размера (большой и маленький) и 2 варианта толщины (толстые и тонкие предметы). Получается, что в этом наборе нельзя найти даже двух одинаковых деталей: любая отличается от других хотя бы одним свойством.
Разновидности игр и занятий с набором Дьенеша
Организовывать работу с логическими блоками в ДОУ можно в разных формах:
занятия (в первую очередь, это формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) и развитие речи — моделирование сказок, а также комплексные и интегрированные, включающие несколько видов деятельности); игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
деятельность в свободное от занятий время (конструирование, изобразительное творчество — составление картин из блоков, их использование в роли предметных ориентиров и пр.).
Занятия по ФЭМП
Чаще всего манипуляции с комплектом Дьенеша включаются в содержание занятий по ФЭМП. На основе фигур воспитатель предлагает детям различные задания, в ходе которых они закрепляют понятие формы, размера, количества и пр.

Чаще всего это упражнения: на сортировку по цвету, размеру, форме, толщине;
на конструирование по образцу и по собственным представлениям.

Моделирование сказок на коммуникативных занятиях
Оказывается, используя набор Дьенеша, можно построить и увлекательное занятие по развитию речи. С помощью блоков моделируют сказки. Метод моделирования позволяет заострить внимание дошкольника на логике изложения, ключевых признаках персонажа, метафоричности родного языка. Используя блоки Дьенеша, педагог символически обозначает главных героев сказки.
За основу можно брать известные дошкольникам русские народные сказки. Каждому ребёнку выдаётся набор блоков, и он повторяет действия за воспитателем — выкладывает на своём рабочем месте фигуры. К примеру, в сказке «Курочка Ряба» деда и бабу можно обозначить большими прямоугольниками: деда — синим, а бабу — красным. А курочку педагог после совместного обсуждения с детьми решает представить в образе большого жёлтого круга. Яичко, соответственно, будет маленьким жёлтым кружочком, а мышка — синим треугольником маленького размера. После обозначения всех героев воспитатель предлагает ещё раз вспомнить их: показывает малышам какую-то фигуру, а они описывают её свойства (цвет, форма, размер) и угадывают персонажа сказки. В младшей группе лучше брать только 3 параметра, толщина учитывается, начиная со средней группы. В старшем звене задание можно усложнить: ребёнку завязываются глаза повязкой, он берёт в руки блок, называет его свойства и отгадывает героя.
Каждый герой сказки соотносится с определённой фигурой из набора Дьенеша. Вместе со старшими дошкольниками педагог может сочинить свою собственную сказку.
Физкультурные занятия и подвижные игры
Развивающие блоки Дьенеша помогут сделать более захватывающим и занятие по физическому воспитанию. Организовать его можно как серию подвижных игр с геометрическими фигурами (последние используются в роли предметов-ориентиров, домиков или дорожек).
Примеры спортивных игр:
Подвижная игра «Кошки-мышки» для старшей и подготовительной группы.
Каждой «мышке» (несколько детей) воспитатель на шею надевает жетончик с символическим изображением признаков блоков Дьенеша. У кота Васьки также есть жетоны. Мышки водят хоровод со словами:
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот
И разгонит хоровод.

На последней фразе кот очень быстро надевает любой из своих жетонов и начинает ловить «мышей». А жетон — это информация о том, каких именно «мышей» намерен поймать кот (у которых такая же символика). Остальным Васька не страшен: его могут дразнить, смеяться над ним. Когда кот поймает нужную мышь, она занимает его место, и игра возобновляется.
Кот ловит только мышей с такой же символикой, как у него
В младшей группе игра начинается с одного свойства — цвета. По мере взросления детей правила усложняются, например, кот ловит только жёлтых и квадратных мышей.
Эстафета «Собираем урожай» («Рыбалка», «Перевозка грузов»)
Капитан (воспитатель) находится в одном конце зала с корзиной и логическими блоками. Игроки-дошкольники стоят в колонне на другой стороне. В середине зала в обруче рассыпаны блоки Дьенеша. Для каждого участника-ребёнка педагог поднимает вверх руку с определённой фигурой. Ребёнок должен выбрать такую же, подбежать и поместить её в корзину. Затем эстафета передаётся другому игроку. В старшей и подготовительной группе игру можно усложнить: педагог показывает не фигуру, а её символические свойства.
Игра «Космический корабль»
 Дошкольники делятся на команды, у каждой — свой набор Дьенеша. Воспитатель на полу раскладывает обручи красного, жёлтого и синего цвета, над ними располагается изображение ракеты. Задача игроков — как можно быстрее заполнить свой обруч такого же цвета фигурами (топливом) с заданным свойством (например, только толстыми). Тогда ракета сможет выйти на орбиту и полететь.
Сюжетно-ролевые игры
Большой интерес представляют и сюжетно-ролевые игры на основе блоков Дьенеша. Например, играя в
«Магазин», дети обозначают деньги блоками, а цены на товарах — их символическими свойствами. Ребята заходят в отдел игрушек. У каждого покупателя есть только 3 «денежки» (фигуры). При покупке должно выполняться важное условие: приобрести можно только такую игрушку, которая заключает в себе хотя бы один параметр блока (например, жёлтый или круглый и т. п.). В старшем дошкольном звене игра усложняется: предмет выбирается уже по двум признакам (к примеру, большая и круглая игрушка). Кроме отдела игрушек, в игру можно включить отдел «Овощи-фрукты»
Другими  вариантами сюжетно-ролевых игр, где уместно использовать набор Дьенеша, могут быть «Почта» и «Поезд»: с помощью блоков обозначается адрес на конверте, посылке, соответствие билета и места. 
С помощью набора Дьенеша можно придумать огромное количество 
дидактических игр для разного дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша

Возрастная группа

Название игры

Описание

Вторая младшая

«Волшебный мешочек»

Педагог помещает блоки Дьенеша в непрозрачный мешочек из ткани. Дети достают из него на ощупь только большие либо маленькие предметы (по заданию).

«Уборка»

Задача малышей — разложить в разные коробки тонкие и толстые блоки, большого и маленького размера, определённой формы. Как вариант, можно отдать одни предметы игрушечному зайчику, а другие — мишке.

«Найди лишнее»

Педагог выкладывает в ряд 3 логических блока, 2 из них похожи по одному признаку, а третий отличается (например, 2 синих предмета и 1 жёлтый). Задача ребёнка — найти лишнюю фигуру и объяснить почему.

«Найди пару»

Выставляются фигуры, малыш должен каждой найти пару по определённому признаку (большой и маленький, толстый и тонкий).

«Что изменилось»

Педагог выставляет перед дошкольником несколько фигур, он их запоминает. Затем одна из них убирается либо заменяется на новую. Ребёнок должен определить изменение.

«Продолжи цепочку»

Малыш должен продолжить цепочку путём чередования блоков по цвету, форме, размеру либо толщине.

«Дополни картинку»

Детям предлагаются различные картинки, которые нужно дополнить с помощью блоков Дьенеша(обозначены контуры фигур)

 При этом учитывается только их форма.

Средняя

«Найди клад»

Перед дошкольником размещаются несколько блоков, под одним из них находится клад (монетка, маленькая картинка и т. п.). Наводящие вопросы, которые малыш задаёт взрослому, помогают определить, где находится сокровище: например, «Клад под жёлтым блоком?», «Клад под толстой фигурой?» и т. п. После успешного завершения игры педагог и ребёнок могут поменяться ролями: клад прячет уже дошкольник.

«Угадай, что в коробочке»

Один блок прячется в коробку. Малыш путём наводящих вопросов должен догадаться, какая именно фигура там спрятана. Например, «В коробочке находится синий блок?», «Он большой?» и т. п.

«Дополни ряд»

Взрослый выкладывает ряд из нескольких блоков. Ребёнок должен построить внизу ещё один из фигур, отличающихся только формой (цветом, размером, толщиной).

«Посади клумбу»

Воспитатель предлагает ребятам разбить красивую клумбу по определённой схеме: например, в середине находится большой красный круг, вокруг него — разноцветные маленькие квадратики, а уже вокруг них — разноцветные большие треугольники. На каждом треугольнике расположен маленький квадратик контрастного цвета (сердцевина цветочка).

Старшая и подготовительная

«Логическое домино»

Набор блоков распределяется поровну между детьми (не более четырёх участников), они поочерёдно делают ходы. При этом ходить можно разными способами: фигурой иного цвета, формы, размера либо же блоком такого же размера, но иного цвета и формы. При отсутствии нужной детали участник пропускает ход.

«Угадай-ка»

Ведущий обращается к детям от лица игрушки (например, Лунтика), говорит, что любит дарить подарки друзьям. Их у него целая коробка. Лунтик уже выбрал подарок для кузнечика Кузи и предлагает ребятам выбрать их и для своих друзей. Но чтобы это сделать, нужно угадать, какого цвета игрушка приготовлена для Кузи. Лунтик прячет один блок, а дошкольники угадывают его цвет. Угадавший получает возможность выбрать подарок для своего друга: теперь уже он прячет одну деталь и просит угадать какое-то одно её свойство.

«Проложи дорожки к домикам»

Воспитатель выставляет 3 макета домиков (это могут быть и картинки) для трёх поросят. Между ними нужно выстроить дорожки, но по определённому принципу. Например, в первой дорожке рядом не должны находиться фигуры одного цвета, во второй — одной формы, в третьей — одного размера. По тому же принципу можно составлять гирлянды для нарисованной ёлочки, вагоны для поезда и т. д.

«Рассели жильцов в доме»

В городе блоков выстроили новый красивый дом, а жители (блоки) никак не могут расселиться в нём. Им должны помочь дошкольники: при этом в каждой квартире должны оказаться жильцы одного размера (либо толщины). В усложнённом варианте воспитатель не озвучивает условия, а использует символические картинки, где толщина — худой либо толстый человечек, размер — большой или маленький дом.

Настольно-печатная игра «Помоги блокам выбраться из заколдованного леса»

Перед дошкольниками карта с изображением лесной чащи, в которой заблудились фигуры. Также нарисованы дороги, на их развилках есть знаки, указывающие, каким фигурам можно идти по этой тропе. Если знак перечёркнут — это значит, что по данной дорожке разрешено двигаться только фигуре, не такой, как нарисованная. Таким образом ребята поочерёдно выводят все блоки из волшебного леса, рассуждая, какую именно дорожку всякий раз нужно выбрать. Чтобы сделать сюжет игры более захватывающим, педагог каждый раз может наделять фигуры новыми образами: например, это могут быть корабли, которых нужно вывести из разбушевавшегося моря (необходимо нарисовать соответствующую карту).

«Составь картинку»

Ребятам предлагаются изображения предметов с контурами составляющих их деталей. Каждый элемент имеет символическое обозначение, где указаны все его свойства (в то время как в более младшем возрасте ребята составляют подобные картинки, исходя только их формы блоков).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использовуем блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в играх с детьми

Подобранные консультации помогут родителям стать помощников в обучении детей развивающим играм с блоками и калочками, познакомят родителей с этими пособиями....

Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы через дидактическую игру, используя блоки Дьенеша.

Формирование любознательности, познавательной мотивации у дошкольников посредствам дидактических игр (Блоки Дьенеша)...

Консультация для педагогов: "Значение "Логических блоков Дьенеша" для всестороннего развития дошкольников"

Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профес...

Консультация для педагогов Игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера

В дошкольой педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик и технологий, которые обеспечивают ителлектуальное развитие детей. Наиболее эффективными пособиями являются л...

Консультация для педагогов "Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте"

Консультация для воспитателей. Игры для детей старшего дошкольного возраста возраста...

Консультация для педагогов на тему "Блоки Дьенеша, как средство развития логического мышления у дошкольников"

              Здесь можно найти консультацию для педагогов на тему "Блоки Дьенеша, как средство развития логического мышления у дошкольников"...