Кружковая работа Диденко Л.А.
рабочая программа (подготовительная группа)

Диденко Лилия Аркадьевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА «ИГРАЕМ В СКАЗКУ»

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_didenko_l.a.docx85.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ»ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» ДЕТСКИЙ САД № 31 «КАРУСЕЛЬ»

г.Троицк

   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА «ИГРАЕМ В СКАЗКУ»

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

Срок реализации программы 2022-2023гг

составила воспитатель:

Диденко Л.А.

                                                 2022 год

Содержание.

                                                                                                     Стр.

  • Пояснительная записка                                                               2
  • Цель и задачи программы                                                    4                          
  • Методы работы                                                               5                
  • Содержание  программы                                               6                
  • Реализация работы по программе                                8                
  • Принципы проведения занятий                                9                
  • Предполагаемые результаты реализации программы        11                
  • Диагностика уровня развития речи у детей                   12  
  • Содержание работы с родителями                                17              
  • Учебно-тематический план                                            21              
  • Список используемой литературы.                                 24

                                                                 

  • Краткий словарь театральных терминов                  25
  • Приложения    
  • Игры, считалки, скороговорки                                 32
  • Консультация для родителей                                35    

Пояснительная записка

      Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь и ее грамматический строй. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сфере ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, а выражает свое собственное отношение к добру и злу. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.  Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, через какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе.

Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

В основу программы театрального кружка «Играем в сказку» легла программа «Театральные занятия в детском саду» М.Д. Маханёвой.

Цель программы.

Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи программы.

  • Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
  • Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
  • Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр теней и др.).
  • Развивать и совершенствовать все стороны речи: активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую и монологическую речь.
  • Развить интерес к театру как искусству.
  • Развивать у детей эмпатию, эмоциональную сферу, коммуникативные навыки.
  • Воспитывать навыки театральной культуры, любовь к театру.

Методы работы.

Основными методами работы по данной программе являются:

  • Словесные методы: метод творческой беседы (предлагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога), рассказ.
  • Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).
  • Метод моделирования ситуаций: создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности.
  • Практические методы: посещение театральных спектаклей с последующим анализом; изготовление атрибутов к спектаклю, рисование иллюстраций к художественному произведению, изображение героев, просмотр мультфильмов, презентаций по теме, подбор произведений для театрализации с усложнением согласно возрастным особенностям, участия в играх, придумывание сказок.

Содержание программы

Программа предусматривает работу с детьми по 5 видам творческой деятельности.

Виды творческой деятельности

Содержание деятельности

Цель

Средства обучении

я

Литературная

Выразительное пересказывание литературных произведений. Изучение поэзии. Сочинительство.

Знакомить детей с художественными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других  форм театрализованной деятельности. Развивать дикцию детей, их артикуляционный аппарат

Сказки, рассказы, стихотворения.

Игровая деятельность

Словесные, подвижные, дидактические игры, этюды, игра-терапия.

Способствовать развитию навыков общения и взаимодействия детей в игре.Развивать навыки действий с воображаемыми предметами. Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния. Пополнять словарный запас, образный строй речи.

Атрибуты, необходимые для проведения игры.

Драматизация

Основы актерского мастерства. Самостоятельная театрализованная деятельность. Пантомимика. Песенное творчество. Танцевальное творчество.

Формировать умение имитировать характерные действия персонажей сказок. Развивать умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. Формировать умение слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой. Вызвать эмоциональный отклик на желание двигаться под музыку

Этюды, фонограммы, атрибуты необходимые для упражнений, костюмы, декорации. Выбор средств и предметного окружения по собственному замыслу

Кукловедение

Основы кукловождения. Художественное творчество в процессе изготовления кукол и театральных атрибутов.

Обучать детей основным приемам управления разнообразными куклами. Учить сопровождать движения речью. Познакомить детей с различными техниками художественного творчества. Развивать мелкую моторику рук

Пальчиковый и перчаточный тетры, материалы для изодеятельности.

Театральная азбука

Посещение театральных спектаклей, беседы о театре, о театральных профессиях, о правилах поведения в театре. Просмотр презентаций, мультфильмов

Формировать представления детей о театре, знакомить с его историей, устройством. Познакомить с правилами поведения в театре, приобщать к театральной культуре. Рассказывать о театральных профессиях

Видиотека презентаций, мультфильмов о театре. Дидактический материал по темам.

Реализация работы по программе.

1.        Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста, реализуется через кружковую работу.

2.        Работу с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления, праздники, кукольные спектакли, спортивные соревнования.

3.        Занятие проводится 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия  35 минут. Также проводится работа с детьми по подгруппам и индивидуально во второй половине дня, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности

4.        Костюмы, декорации и другие атрибуты для спектаклей и игр, доступны детям и радуют их своим внешним видом.

5.        Для создания максимальных условий развития театральной деятельности создан уголок театра.


Принципы проведения занятий.

Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.

Доступность – занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)

Проблемность – направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.

Развивающий и воспитательный характер обучения - на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Часть 1. Вводная

Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу. Основные процедуры работы – чтение сказок, рассказов, стихов. Игры «Угадай, кто я», «Цепочка слов от А до Я», «Бусы из слов», «Дует ветер нам в лицо» и.т. д

Часть 2. Продуктивная

В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих

способностей детей.

Элементы занятий:

- сказкотерапия, с элементами импровизации.

- разыгрываются этюды, стихи, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики.

- игры на развитие воображения и памяти, развитие эмоций.

- рисование, аппликации, коллажи - использование различных видов нетрадиционного рисования, пластилинография, использование природного и бросового материала.

Часть 3. Завершающая

Цель  – получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком положительных эмоций на занятии. На практических занятиях по изодеятельности организуются выставки детских работ. 

Индивидуальная работа

На индивидуальных занятиях с детьми разучивают стихи, потешки, роли, пантомимика.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Результат

Способы проверки

1. Ребенок знает различные виды театра, правила поведения в общественных местах (театре); различает жанры литературных произведений (сказки, стихотворения, рассказы, басни).

диагностика

2. Ребенок умеет связно и выразительно пересказывать сказки, рассказы, стихотворения; умеет придумывать сказке новое начало, конец, изменять героев; может выстроить сюжет в соответствии с заданной темой, соблюдая структурные элементы высказывания (начало, середина, конец); охотно поддерживает беседу с взрослым и сверстниками; формулирует полные предложения

Наблюдения, беседы, творческие задания

3. Ребенок понимает некоторые эмоциональные состояния другого человека и умеет выразить свое состояние

Беседы, наблюдения

4. У ребенка развит устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности (с удовольствием участвует в драматизации знакомых произведений, создавая образ персонажа, пользуется мимикой, жестом, выразительным движением, интонацией)

Наблюдения

Диагностика развития речи у детей 6-7 лет

                                   

                               Методика «словарная мобильность»

Методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 6 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 8 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.

Задание А. 
Придумай как можно больше слов на букву С. 
Время 1 мин. 
Оценка.
6 - 7 слов - высокий уровень; 
4 - 5
слов - средний,  
2 - 3
слова - низкий.

Задание Б. 
Закончи слова. 
Ход работы.
Ребенка спрашивают:
 "Отгадай, что я хочу сказать? По...". Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: "А теперь, что я хочу сказать? На... " и т. д. 
Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов. Слоги следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9)ку, 10) зо.
Дополнил все предложенные слоги до целого слова - высокий уровень.
Справился с половиной предложенных слогов - средний уровень.
 
Смог дополнить только 2 слога - низкий уровень.

Задание В. 
Образование предложений с данными словами.
Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:
1) девочка, мячик, кукла;
2) лето, лес, грибы.
Оценивается правильность составления фразы.

Задание Г. 
Подбор рифмы.
Инструкция: "Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма - это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет "день".
 
Если ребенок не понял, покажите ему, как это сделать, на примере со словом "день", прежде чем начать тест с другим словом. Два других слова: каша, вой. 
Время работы с одним словом - одна минута. 
Тест выполнен, если ребенок подобрал три рифмы по меньшей мере для двух слов. Имена собственные приемлемы.

Задание Д. 
Словообразование.
Как будет называться маленький предмет? 
мяч - мячик; рука - ...; солнце - ...; трава - ...; плечо - ...; ухо - ...; таз - ... 

Оценка.
6-7 баллов - высокий уровень, 
4-5
баллов - средний, 
2-3
балла - низкий.

Задание Е. 
Словообразование.
Если предмет сделан из железа, то какой он?
железо - ...;
 дерево - ...; снег - ...; пух - ...; бумага - .... 

Оценка.
4-5 баллов - высокий уровень, 
2-3
балла - средний, 
0-1
балл - низкий.

Задание Ж. 
Общий словарный запас.
Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит? 
Оценка.
6-7 баллов - высокий уровень, 
4-5
баллов - средний, 
2-3
балла – низкий.


Задание З. 
Исследование особенностей звукового анализа слова.
Инструкция: "
Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на звук "д", сразу хлопнешь в ладоши".
Слова для предъявления:
 дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.
Оценка производится на основе подсчета количества правильно выполненных хлопков.
Безошибочное выполнение - высокий уровень,
 
1-2
ошибки - средний, 
3
и более ошибок - низкий.

Таблица для диагностики развития речи

(сентябрь)

Ф.И ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

У

1

Бикчентаева   Вика

в

в

в

в

в

в

в

в

в

2

Брагина Ангелина

с

с

н

с

с

н

с

н

н

3

Бухаров Артем

в

в

в

в

в

в

в

в

в

4

Величков Семен

в

в

в

в

в

в

в

в

в

5

Галатова Софья

с

с

в

в

с

в

в

с

в

6

Гиматдинова Александра

с

с

в

в

с

с

с

с

с

7

Исаченко Арина

в

в

в

в

в

в

в

в

в

8

Калашников Артем

с

н

с

н

с

н

н

н

с

9

Кожевников Егор

с

н

с

с

н

с

с

с

с

10

Кулешов Илья

с

н

н

н

с

н

с

н

с

11

Куливец Полина

в

в

в

в

в

в

в

в

в

12

Макаров Максим

в

в

в

в

в

в

в

в

в

13

Ногина Есения

с

в

с

в

с

в

в

в

в

14

Рябчиков Вадим

с

в

с

в

с

в

с

в

в

15

Саливонов Тимофей

с

с

с

с

с

с

с

с

с

16

Унженина Вика

в

в

в

в

в

в

в

в

в

17

18

Таблица для диагностики развития речи

(май)

Ф.И ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

У

1

Бикчентаева   Вика

2

Брагина Ангелина

3

Бухаров Артем

4

Величков Семен

5

Галатова Софья

6

Гиматдинова Александра

7

Исаченко Арина

8

Калашников Артем

9

Кожевников Егор

10

Кулешов Илья

11

Куливец Полина

12

Макаров Максим

13

Ногина Есения

14

Рябчиков Вадим

15

Саливонов Тимофей

16

Унженина Вика

17

18

 

Работа с родителями

      Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.

     Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

Формы взаимодействия работы с родителями:

  • анкетирование;
  • индивидуальные беседы;
  • наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов;
  • выставки и фотовыставки;
  • совместная деятельность;
  • день открытых дверей, дружеские встречи; помощь в изготовлении костюмов и декораций

Сроки

 Тема

Форма проведения

Октябрь

«Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей.

Стендовая информация

Ноябрь-декабрь

«Знаете ли вы своего ребёнка?»

Анкетирование

Музыкальный спектакль «Волк и семеро козлят»

Спектакль для родителей

Февраль

«Мои любимые герои»

Выставка рисунков

Март-апрель

Спектакль «Колобок в хлебном царстве»

Спектакль

Апрель-май

«Наши успехи»

Стендовая информация

План взаимодействия с родителя

Анкета для родителей

Ф.И. ребенка___________________________________________________________

Уважаемые  родители, ответьте на ряд утверждений, используя варианты ответов «да» или «нет».

Утверждения

1. Чаще ребенок обращает внимание на замысел литературного произведения, его художественную идею.......................................................................................

2. Чаше ребенок реагирует на героев литературного произведения……………

3. Чаше ребенок обращает внимание на обстановку, место и время развития событий произведения..................................................................... ………………

4. Ребенок целостно воспринимает литературное произведение.........................

5. Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно интерпретирует образы.............................................................................................

6. Ребенок любит задавать вопросы о прочитанном произведении……………..

7. Ребенок любит рисовать литературные сюжеты, «фантазировать на бумаге»................................................................................................. ……. ………
8. Ребенок может организовать игру с другими детьми.................................. …..
9. Ребенку легче оценить игру другого, чем играть самому...................................

10. Ребенок легко создает образы литературных персонажей с помощью декламирования, мимики и пантомимики...............................................................

11. Ребенок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для игры-драматизации................................................................................................................

12. Ребенок может выразить свое мнение о понравившихся или непонравившихся персонажах....................................................................................

13. У ребенка хорошо развито творческое воображение, он тяготеет к импровизациям.............................................................................................................

14. Ребенок обладает лидерскими качествами..........................................................
15. Ребенок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои впечатления о литературном произведении, персонажах произведения на бумаге с их помощью.................................................................................................

16. Ребенок умеет подсказать и показать другим детям, как и что надо изображать в игре-драматизации...........................................................................

17. Ребенок умеет сопереживать игровым персонажам...................................….

18. Ребенку присущи качества - настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать неудачи, решать конфликты.............................................................

19. У ребенка развиты элементы самоконтроля в театрализованной деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную постановку доводит до конца)....................................................................................................

20. У ребенка развиты художественно-изобразительные умения, он хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской художественной деятельности............................................................................................................ 

                                                  Оценка результатов.

Ответ «да» оценивается в 1 балл. Баллы суммируются по каждой позиции (актер, режиссер, зритель):
позиция «режиссер» — ответы «да» на вопросы 1, 8, 14, 16, 18;
позиция «декоратор» — ответы «да» на вопросы 3, 7, 11, 15, 20;
позиция «актер» — ответы «да» на вопросы 2, 5, 10, 13, 19;
позиция «зритель» — ответы «да» на вопросы 4, 6, 9, 12, 17.

В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той ребенок и имеет наибольшую склонность.

Учебно-тематический план

Месяц

Виды детской деятельности

Тема

Формы работы с детьми

Сентябрь

Подбор методической литературы

Составление учебного плана

Анкетирование родителей

Диагностика уровня развития речи детей

Октябрь

Театральная азбука

«Все о театре»

Беседа, просмотр презентации, мультфильма.Посещение спектакля

Игровая деятельность

Сказкотерапия «Ласковый цветок и сердитые тучки»

Разыгрывание этюдов, заучивание стихотворения

Литературная деятельность

Чтение сказка братьев Гримм «Волк и семеро маленьких козлят»

Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Волк и семеро козлят»

Драматизация

Разыгрывание сказки «Волк и семеро козлят на новый лад»

Драматизация музыкальной сказки

Ноябрь

 

Кукловедение

«Волшебный сундучок»

Беседа, изобразительная деятельность (изготовление масок)

Игровая деятельность

Игровое занятие «Одну простую сказку хотим мы рассказать»

Игра на выразительность «Дедушка молчок», Чтение стихотворений и их изображение с помощью мимики и жестов.

Введение понятия «пантомима». Творческая игра «Что это за сказка?»

Литературная деятельность

А. Барто «В театре»

Знакомство с литературным произведением

Заучивание стихотворения

Драматизация

Разыгрывание сказки «Волк и семеро козлят на новый лад»

Инсценировка для родителей и младших групп

Декабрь

Игровая деятельность

«Учимся говорить правильно»

Объяснение понятия «интонация»

Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности, разучивание скороговорок

Литературная деятельность

«Постучимся в теремок»

Чтение В. Бианки «Теремок»

Пересказ сказки

Игра-загадка «Угадай - кто это?»

Этюд на расслабление.

Азбука театра

«Волшебные руки»

Беседа «Как устроена перчаточная кукла»

Просмотр презентации

Упражнения для развития крупной моторики рук

Кукловедение

Перчаточный театр «Теремок»

Интонационные упражнения

Драматизация сказки для младших групп

Январь

Игровая деятельность

«Играем пальчиками»

Повторение и закрепление понятия «пантомима»

Игровые упражнения с  помощью пальчиков

Литературная деятельность

«Угадай сказку»

Викторина

Драматизация

«Сочиняем сказку»

Занятие по развитию речи

Знакомство с жанровыми особенностями сказок

Февраль

Азбука театра

«Театральные профессии»

Знакомство с театральными профессиями. Рисование афиш

Игровая деятельность

«Раз, два, три, четыре, пять стихи мы будем сочинять»

Повторение понятия скороговорка

Введение понятия «рифма»

Литературная деятельность

Чтение сказки Дж. Родари «Большая морковка».

Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка»

Кукловедение

Пальчиковый театр

«Репка»

Инсценировка сказки с детьми

Март

Игровая деятельность

«Волшебные слова»

Сказкотерапия

Литературная деятельность

Чтение сказки «Колобок в хлебном царстве»

Знакомство с новой сказкой

Распределение ролей

Обсуждение персонажей, их характер

Драматизация

«Колобок в хлебном царстве»

Репетиция по  сказке

Разучивание по ролям

Разучивание песен, танцев

Кукловедение

«Волшебный сундучок»

Изготовление атрибутов к сказке

Апрель

Драматизация

Май

Литературная деятельность

«У страха глаза велики»

Чтение русской народной сказки

Рассказы детей из личного опыта

Драматизация

«Наши эмоции»

Объяснения понятия «»эмоция

Рассматривание сюжетных картинок, беседа, упражнения

Инсценировка сказки «У страха глаза велики»

Кукловедение

«Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем»

Театр теней

Азбука театра

«Почему я люблю театр»

Беседа

Викторина «Мы любим сказки»

Список используемой литературы.

  • Алянский Ю.Л. Азбука театра.-М., 1986г.
  • Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003г.
  • Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002г.

4. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.   Творческий центр «Сфера» Москва, 2007г.

  • Посашкова И.П. Организация творческой деятельности детей 3-7 лет Волгоград 2009г.
  • Рындин В. Ф. Как создается художественное оформление спектакля. М., 1962г.
  • Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990г.
  •  Шорохова О.А. – Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию   связной речи дошкольников ТЦ «Сфера» 2006г.

   9. Энциклопедический словарь юного зрителя. – М., 1989г.

Краткий словарь театральных терминов

Авансцена — пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.
Актер — деятельный, действующий (акт — действие) участник игры.
Амфитеатр — места для зрителей, расположенные за партером.
Антракт — промежуток между действиями спектакля.
Аплодисменты — одобрительные хлопки зрителей.
Афиша — объявление о представлении.
Балет — вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.
Бельэтаж — первый этаж зрительного зала над партером и амфитеатром.
Бенуар — ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.
Бутафория — предметы, специально подготовленные и употребляемые вместо настоящих в театральных постановках (посуда, оружие, украшение).
Грим подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.д.), внешности, необходимой актеру для данной роли.
Декорация — украшение, художественное оформление действия на театральной сцене.
Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами.
Драма — сочинение для сцены.
Жест — движения рук, головы, передающие чувства и мысли.
Занавес — полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала.
Задник — расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.
Карман — боковая часть сцены, скрытая от зрителей.
Кулисы — вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.
Мизансцена — сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.
Мимика— мысли и чувства, передаваемые не словами, а телодвижениями, выражением лица, отражающие эмоциональное состояние.
Монолог — речь одного лица, мысли вслух.
Опера — музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют.
Оперетта — веселый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговорами.
Падуга — горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены.
Пантомима — выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.
Парик — накладные волосы.
Партер — места в зрительном зале ниже уровня сцены.
Режиссер управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.
Реквизит — вещи, необходимые актерам по ходу действия спектакля.
Ремарка — пояснения драматурга на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах.
Репертуар — пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.
Репетиция — повторение, предварительное исполнение спектакля.
Реплика — фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценические действие.
Театр — место для зрелищ.
Штанкет — металлическая труба на тросах, в которой крепятся кулисы, детали декораций.
Фойе — помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.

Приложение.

Игры, считалки, скороговорки

Игры

1.        Игра «Угадай, кто я»
Игра проходит веселее, когда в ней принимает участие много ребят. С помощью считалки выбирают водящего. Ему завязывают глаза. Дети берутся за руки и встают в круг вокруг водящего. Водящий хлопает в ладоши, а дети двигаются по кругу. Водящий хлопает еще раз и круг замирает. Теперь водящий должен указать на какого-либо игрока и попытаться угадать, кто он. Если ему удается сделать это с первой попытки, то игрок, угаданный им, становится водящим. Если же водящий с первой попытки не угадал, кто перед ним, он имеет право дотронуться до этого игрока и попробовать угадать второй раз. В случае правильной догадки водящим становится ребенок, которого опознали. Если же водящий так и не смог правильно догадаться, он водит по второму кругу.

Вариант игры. Можно ввести правило, по которому водящий может попросить игрока что-либо произнести, например, изобразить животное: прогавкать или мяукнуть. Если водящий не узнал игрока, он водит еще раз.

2.        Игра «Цепочка слов от А до Я»
Играющие садятся в кружок и по часовой стрелке называют: первый называет слово на букву а-, например, арбуз, второй на последнюю букву этого слова, на з- заяц, третий на ц- цапля, четвертый я- яблоко и т.д.

3.        Игра «Горячий картофель»
Традиционно в игре используется настоящий картофель, но его можно заменить теннисным мячиком или волейбольным мячом. Дети садятся в круг, водящий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают «картошку» друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (как будто это настоящая горячая картошка). Вдруг ведущий произносит: «Горячий картофель!» Игрок, у которого оказалась в руках «горячая картошка», выбывает из игры. Когда в кругу остается один ребенок, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.

4.        Игра «Музыкальный стул»
Несколько стульев ставят в круг, спинками внутрь; стульев должно быть на один меньше, чем игроков. Звучит музыка, дети медленно идут вокруг стульев. Когда музыка прекращается, игроки должны попытаться занять стулья. Тот, кому не досталось стула, выбывает из игры. Убирают один стул, так как игроков стало на одного меньше, и игра продолжается. Выигрывает тот, кто остался один и сидит на последнем стуле.

5.        Игра «Проверка памяти»
Педагог кладет на поднос несколько разных предметов и накрывает их полотенцем. Дети садятся в круг, педагог открывает перед ними поднос на несколько секунд, затем накрывает вновь полотенцем и уносит. Дети получают задание нарисовать как можно больше предметов, которые они запомнили.

6.        Игра «Угадай, кто главный!»
Дети с помощью считалки выбирают водящего. Он на одну минуту покидает комнату, а в это время дети назначают «главного». Когда ведущий возвращается, по его команде «главный» начинает делать различные движения, например, качать головой, топать ногами, хлопать в ладоши, а дети должны повторять эти движения за «главным». Они должны это делать так, чтобы водящий не догадался, кто эти действия придумывает. Задача водящего - попытаться быстро отгадать, кто «главный», и если ему это удалось, то «главный» становится водящим в следующем кону.

7.        Игра «Краски»
Дети выбирают по жребию «хозяина» и «покупателя». Остальные игроки - «краски». Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его «хозяину», он приглашает «покупателя». «Покупатель стучит»:
Тук, тук!
Кто там?
Покупатель!
За чем пришел?
За краской.
За какой?
За голубой.
Если голубой краски нет,
«хозяин» говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» или «Скачи на одной ножке по голубой дорожке, принеси мне голубые сапожки!» Если же «покупатель» угадал цвет краски, то игрока-«краску» он забирает себе. Когда «покупатель» отгадает несколько красок, он становится «хозяином», а «хозяин» выбирает из числа угаданных красок. При большом количестве участников можно выбрать двух покупателей. Сначала с «хозяином» разговаривает один «покупатель», затем другой. Они подходят по очереди и выбирают краски. Выигрывает «покупатель», который угадал больше красок. Игра может быть усложнена тем, что покупателю предлагается «поймать» угаданную «краску». При этом в комнате определяются границы, до которых можно ловить играющих.

8.        Игра «Поехали-поехали»
Дети встают в круг, в середине встает водящий. Дети должны его внимательно слушать, следить за ним, но думать и показывать нужные движения самостоятельно. Задача водящего - говорить одно, а показывать другое. Он ходит по кругу и похлопывает руками по коленям, приговаривая «Поехали-поехали». Ребята повторяют движения за ним. Неожиданно для играющих он кричит «Самолет!», а показывает на пол, дети же должны показать наверх, так как самолеты летают в небе. Водящий может крикнуть «Нога!», а схватить себя за нос. Дети должны показать то, что называет, а не показывает ведущий. Слова могут быть разные: ракета, вертолет, собака, чайка, поезд, лошадь, глаз, лоб, нос, рука, лев. В определенный момент показ движений должен стать обманным. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Таким образом выявляется самый внимательный ребенок.

9.        Игра «Кто из нас самый наблюдательный?»
Эту игру любят все дети и охотно играют в нее. Выбирают водящего, который внимательно осматривает играющих: их одежду, обувь, кто где сидит или стоит, запоминает позы игроков. Водящий выходит из комнаты. Ребята меняются местами; изменяют позы, переобуваются; обмениваются кофточками, сумочками, ленточками, платочками, шарфиками. Входит водящий и ищет изменения. Чем больше изменений он находит, тем лучше, тем он наблюдательнее.

10.        Игра «Подскажи словечко»
Ведущий выразительно читает несложный текст, дети должны подсказать слово, подходящее по смыслу и рифме. Можно придумать простенькую мелодию, если вы готовитесь заранее, или подобрать что-то по ходу игры. Музыка всегда оживляет обстановку, все могут хлопать в ладоши в такт музыке.

11.        Игра «Бусы из слов»
Играющие встают или садятся в кружок. Выбирается стихотворение, которое все дети хорошо знают (или песня). Читают, произнося по одному слову по очереди.

Вариант: Стихотворение читают не по одному слову, а по строчке.

Игры на развитие творческих способностей

12.        Игра «Ассоциация»

Дети сидят в кругу. Ведущий предлагает слово,

 например «сосулька». Следующий игрок должен назвать слово аналогичное предложенному (по какому-то признаку). («Сосулька- мороженое – морковка – перчатка…) В любой момент игры ребенок, придумавший слово, должен объяснить, по какому признаку оно похоже на предыдущее. Выигрывает тот, кто назовет последнее слово.

13.        Игра «Закулисье»

Один из игроков – Актер – выходит из комнаты. Он старается не быстро изменить свой образ: изменяет что-то в своем костюме; берет в руки какой-нибудь предмет (газету, сумку) изменяет походку и т.д. После этого Актер выходит к детям, их задача заметить и назвать, как можно больше изменений. Если играющие что-то упустили, Актер об этом сообщает. Новый Актер выбирается считалкой.

14.        Игра «Запутанная история»

Участники – от 3 до 5 человек, садятся в круг. Они должны, говоря по очереди, сочинить общую историю. Предварительно им раздаются карточки с рисунками – каждому по 1-2 штуке. Первый говорит предложение, включая в него предмет, изображенный на его карточке и кладет свою карточку в центр круга. Второй продолжает историю, начатую первым, но его задача  включить в нее тот предмет, который нарисован у него на карточке, и тоже положить ее в центр круга. Так продолжается, пока все карточки не будут использованы. (Лодка – щука – костер – ложка - палатка; будильник – солнышко – тарелка – кружка – ботинки – дерево – игрушка).

15.        Игра «и вдруг…»

Игра направлена на снятие стереотипов действия: в знакомом сюжете игры изменяются условия, а задача остается прежней. Непременно найти другой способ решения задач или обходной путь. Например, играем в поход, собираемся готовить на костре еду, и вдруг оказывается, что котелок забыли дома. Поехали на соревнования лыжников, и вдруг растаял весь снег. Можно брать сюжеты из сказок и менять в них условия.

16.        Игра «Передай настроение»

Выбирается стихотворение и характер его прочтения. Выигрывает тот, у кого получится выразительнее. Например, берем стишок  - «Шла коза по лесу» и все по очереди читаем его как самое печальное произведение на свете, или наоборот, - самое смешное. Для игры лучше брать детские стихи, по тешки, дразнилки.

17.        Игра «по готовому сюжету»

Заготавливаются карточки, на которых изображены действующие лица знакомой сказки или истории и их действия. Подбираются атрибуты, необходимые для передачи сюжета. Воспитатель объясняет детям: «Каждый берет одну карточку. На ней «изображена» ваша роль и действия в игре. Внимательно слушайте мои слова. Когда я назову вашего героя, выходите и делайте то, что обозначено на вашей карточке».

Начинаем игру: «Жили-были старик со старухой у самого синего моря. (Выходят трое детей, у которых на карточках изображены старик, старуха и море).

Однажды старик пошел ловить рыбу, вот он закинул невод. (Ребенок-старик делает соответствующие движения). Внезапно море взволновалось. (Ребенок-море выполняет соответствующие движения). Старик вытащил из моря невод и увидел, что там бьется золотая рыбка. (В действие вступают дети, у которых нарисованы невод и золотая рыбка. Ребенок, изображающий невод, захватывает золотую рыбку, которая пытается освободиться, а «старик» тянет невод).

Не удержал старик рыбку, и уплыла она в синее море. (Ребенок-рыбка показывает, что он освободился и удаляется. «Синее море» радуется, а «старик» удивляется и огорчается).

18.        Игра «с воображаемым предметом»

Дети встают в круг. Водящий по очереди вызывает каждого и предлагает выполнить какие-либо действия с воображаемыми предметами. Например, говорит: «Представь, что у тебя в руках мяч. Подбрось его и поймай.

Варианты заданий:

1. У тебя в руках расческа. Причешись. Положи ее на стол.

2. Ты держишь сумочку. Открой ее. Достань из нее кошелек. Положи его в сумочку и закрой ее.

3. Представь, что у тебя в руках веер. Разверни его. Помаши им около своего лица. Сверни веер.

4. На столе стоит стакан с лимонадом. Выпей его маленькими глотками и поставь стакан на стол.

Усложнение: действия будет выполнять какой-либо сказочный персонаж (лиса Алиса, баба Яга, Царевна - несмеяна). Например, водящий говорит: «Представь, что ты принцесса Злотовласка. Покажи, как ты расчесываешь свои волосы? А теперь ты Баба-Яга. Как ты будешь расчесывать свои волосы? и т.д.

Считалки

На златом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей.
Не задерживай добрых
И честных людей.
Раз, два, три, четыре, пять,
Выходи, тебе искать!

Шла лисичка по тропинке
И несла грибы в корзинке —
Пять опят и пять лисичек
Для лисят и для лисичек.
Кто не верит — это он,
Выходи из круга вон!

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет:
Пиф-паф, ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой.

У ребят Спрятан клад,
Кто отыщет, будет рад,
Кто отыщет, тот расскажет,
Тот расскажет и покажет.
Если сможешь отыскать,
Не забудешь рассказать,
Не забудешь показать,
Как у нас на сеновале
Две лягушки ночевали.
Утром встали, щей поели
И тебе водить велели.

Испекла пирог Надюша,
По куску дала Катюше,
И Валюше, и Иринке,
И Светланке, и Маринке.
У Катюши и Маринки
Два куска в одной корзинке.
Кто пирог умеет печь,
Растопи скорее печь!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ты иди скорей искать!

Жили-были два дружка,
Два заядлых рыбака.
На заре до петухов
Накопали червяков
И другой приманки
Две стеклянных банки.

Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Две Маринки на окошке,
Две Аринки на перинке,
Две Танюшки на подушке,
А Петрушка в колпачке
На дубовом сундучке.

Скороговорки.

Скороговорки полезны и занимательны. Они помогают сформировать правильную речь и нравятся людям любого возраста. Попробуйте произнести скороговорки 3 раза – быстро и без ошибок:

Едет с косой косой козел.
Ехал Пахом на козе верхом.
Ткач ткет ткани на платок Тане.
Все бобры добры до своих бобрят.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
Дали Клаше каши с простоквашей.
Не любила Мила мыло, мама Милу мылом мыла.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла
украла кларнет.
Маша дала Ромаше сыворотку от простокваши.
Купила бабуся бусы Марусе.
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
Шапкой Мишка шишки сшиб.
Маленькая болтунья молоко болтала-болтала,
не выболтала.
Если бы да кабы, во рту выросли бобы,
и был бы не рот, а целый огород.
Осип охрип, Архип осип.
Летели лебеди с лебедятами.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он был смешон.

Консультация для родителей

 «Развитие детей в театрализованной деятельности»

Цели:

1)приобщать родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности;

2)способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду;

3)содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению в жизнедеятельность группового сообщества;

4)развитие творческих способностей родителей.

Задачи:

-создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ;

-способствовать формированию эстетического вкуса;

-приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ;

-осуществлять полноценный подход к психическому и физическому развитию детей через взаимодействие родителя, знающего особенности своего ребёнка, посредством театрализованной деятельности;

-повышать физиологическую и валеологическую компетентность родителей.

«Волшебный край!» - так когда-то назвал  театр   великий русский поэт       А. С. Пушкин.

Хочется добавить - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.

Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.

Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.

 Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры.

Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой. Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку. Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное…

Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от ребенка. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил. 

Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.

Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Дети смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное – организация взрослыми разнообразной совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, танцы, хороводы, игры и др.).

Уважаемые родители! Предлагаем вам примерный перечень игр:

Игра «Узнай по голосу»

Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами:

Мы немножко поиграли, 
А теперь в кружок мы встали. 
Ты загадку отгадай. 
Кто назвал тебя – узнай!

Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?»

Игра «Иностранец»

Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.

Упражнения

1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.

2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской, на рыбалке (клюет).

Игры со скороговорками

Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Варианты скороговорок:

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Король – орел, орел-король.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Пантомимические этюды и упражнения

Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.

Покажите, как: 
-
вратарь ловит мяч; 
-
зоолог ловит бабочку; 
-
рыбак ловит большую рыбу; 
-
ребенок ловит муху.

Попробуйте изобразить: 
Парикмахера, пожарника, строителя, космонавта.

Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.

Родители не должны задаваться вопросом: а нужно ли посещение театра в наше время? Да еще с ребенком? Есть Интернет, кабельное телевидение.  Не надо забывать, что театрализованные постановки помогли и помогают решать многие актуальные проблемы в воспитании дошкольника:

  •      формирование правильного эстетического вкуса;
  •      развитие коммуникативных способностей;
  •      влияние на развитие речи, памяти, внимания, воображения;
  •      помогает решить конфликт в процессе игры;
  •      создание положительного эмоционального настроя;
  •      помогает  нравственному воспитанию.

Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»

Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ «В СТРАНЕ ШАХМАТ»

Представлен годовой план работы по кружковой работе "В стране шахмат" с целями обучения на год, подробным описанием занятий на год обучения...

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

Кружковая работа в средней группе "Непоседы".Кружковая деятельность «Веселые ладошки.» Цель: • Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. • Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения. • Развитие

Кружковая деятельность«Веселые ладошки.»   Цель:Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.Развитие пространственных отношений, речевого с...