Паспорт многофункциональной авторской игры "Умные паруса"
учебно-методическое пособие

Жаравина Оксана Владимировна

Паспорт содержит описание авторской игры "Умные паруса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_mnogofunktsionalnoy_igry.docx867.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 9»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Паспорт

дидактической

многофункциональной игры

«Умные паруса»

                         Авторы-составители:

                                                                             Жаравина Оксана Владимировна – учитель-логопед

                                                                                        Аглиуллина Фарида Фаниловна – воспитатель I категории

                                                                                Галимова Гузель Ниязовна – воспитатель I категории

Нижнекамск, 2022 год

Авторы игры: Жаравина Оксана Владимировна – учитель-логопед, Аглиуллина Фарида Фаниловна - воспитатель, Галимова Гузель Ниязовна - воспитатель

Название игры: «Умные паруса»

Возрастная адресованность: 5 – 7 лет

Общая цель: систематизация и закрепление знаний в образовательных областях (познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие)

Общие задачи:

Образовательные: помогать детям овладевать универсальными предпосылками к учебной деятельности, учить выполнять задания по правилам и образцу, внимательно слушать взрослого и точно выполнять его инструкции

Развивающие: развивать когнитивные способности – мышление (умение анализировать, выделять главное и второстепенное, классифицировать), любознательность, воображение

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес, стремление к получению и закреплению полученных знаний

Оборудование: макет корабля деревянный с мачтами (шт.), «паруса» для кораблика - тематические наборы сюжетных, предметных картинок (ламинированные, сложенные пополам и закреплённые заклёпкой), карточек с буквами и цифрами, фетровые разноцветные флажки.

Общие игровые правила: 

-для организации игр выбираются нужные наборы картинок или флажков;

-картинки - паруса или флажки нанизывают на мачты;

- перед ребёнком (детьми) взрослый ставит задачу, задаёт вопросы, предлагает выполнить задания.

Игровые задания по образовательным областям:

Познавательное развитие:

«Посчитай-ка»

(приложение 1)

Цель: формировать понятия о количестве и счёте.

Задачи по возрастам:

5-6 лет:

-знакомить с графическим образом цифр и образованием чисел;

- совершенствовать умение считать в прямом порядке (в пределах 10);

- развивать внимание, мышление, память.

6-7 лет:

- закреплять знания о составе чисел в пределах 10;

- совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10;

- развивать мышление, память, внимание.

Игровые действия по возрастам:

5-6 лет: педагог предлагает ребёнку набор карточек-«парусов» с цифрами, точками и предметами в различных количествах. На первую мачту взрослый нанизывает цифру, предлагает ребёнку назвать её или называет сам и даёт задание подобрать «паруса» на остальные мачты с соответствующем количеством точек и предметов. Подбирая карточки, ребёнок пересчитывает точки и предметы, изображённые на них.

6-7 лет: ребёнку предлагается самостоятельно установить «паруса» на мачты – на первую цифру, на остальные подобрать подходящие к выбранной цифре карточки.

Варианты игровых действий:

- «Поставь правильно цифры» - выбрать цифры из набора карточек и нанизать на мачты в возрастающем или убывающем порядке;

- «Подбери правильно» - на каждую мачту нанизывается карточки с цифрами, ребёнку предлагается заполнить мачты нужными картинками с соответствующим числом предметов.

«Разноцветные паруса»

(Собери по образцу)

(приложение 2)

Цель: совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.

Задачи по возрастам:

5-6 лет:

- учить понимать смысл пространственных отношений;

- учить выполнять задание по образцу;

- развивать внимание, мышление, память.

6-7 лет:

- учить «читать» информацию, обозначающую пространственные отношения;

- упражнять в умении выполнять задание по образцу;

- закреплять порядковый счёт и цифры;

- продолжать развивать внимание, мышление, память.

Игровые действия по возрастам:

5-6 лет: ребёнку предлагается карточки-схемы с последовательностью установки флажков на мачту кораблика, взрослый объясняет задание – установить флажки на мачты по картинке (при надобности проговаривается местоположение всех флажков, их очерёдность постановки);

6-7 лет: ребёнок рассматривает карточки –схемы, раскладывает их перед собой соответственно порядковой нумерации, выполняет «вывешивание парусов» по образцу.

Варианты игровых действий:

- «Повтори по образцу» - ребёнку предлагается рассмотреть одну из карточек-схем, запомнить предложенную очерёдность и цветовое обозначение флажков и по памяти установить флажки на мачту;

- «Исправь ошибку» - взрослый нанизывает флажки и намеренно нарушает порядок их установки, предлагает ребёнку рассмотреть карточку-схему и выполненную постановку флажков и исправить ошибку.

«Пятый лишний»

(приложение 3)

Цель: развивать когнитивные способности посредством изучения окружающего мира.

Задачи по возрастам:

5-6 лет:

- обогащать представления детей о предметном и природном окружении;

- формировать умение выделять общие признаки, по которым можно классифицировать предметы и объекты окружающего мира.

6-7 лет:

- закреплять у детей умение классифицировать предметы по общим признакам и понятиям;

- расширять и уточнять представления детей об окружающем мире;

- закреплять представления о существенных характеристиках окружающих предметов и объектов.

Игровые действия по возрастам:

5-6 лет: ребёнку предлагается комплект карточек-парусов с изображением предметов и объектов окружающего мира, взрослый устанавливает на мачты 4 картинки, объединённые одной лексической темой и одну произвольно выбранную, не подходящую к представленной классификации. Ребёнок выделяет лишний предмет и снимает его с мачты, объясняет свой выбор.

6-7 лет: ребёнку выдаётся карточка с цепочкой изображённых предметов, он по образцу в представленном порядке нанизывает картинки на мачты, затем выделяет лишний предмет, объясняет свой выбор.

Варианты игровых действий:

- «Собери по памяти» - ребёнок рассматривает карточку с цепочкой изображений, переворачивает ее и устанавливает картинки на мачты по памяти, выделяет лишнюю;

- «Найди нужные паруса» - взрослый устанавливает на первую мачту одну любую картинку и предлагает ребёнку собрать и установить на остальные мачты изображения, по классификации подходящие к картинке на первой мачте.

«Что где растёт?»

(приложение 4)

Цель: закреплять знания о природном окружении.

Задачи по возрастам:

5-6 лет:

- продолжать развивать интерес детей к миру природы;

- закреплять понятия «огород» и «сад»;

- расширять и уточнять знания о растениях огородов и садов.

6-7 лет:

- продолжать развивать представления детей о растениях;

- расширять представления о классификации растений;

- упражнять в умении использовать в речи понятия «огород» и «сад»

Игровые действия по возрастам:

5-6 лет: перед ребёнком выкладывается сюжетная картинка («сад» или «огород»), предлагается задание подобрать и одеть на мачты все картинки растений выбранного места;

6-7 лет: ребёнок самостоятельно выбирает сюжетную картинку, называет выбранное место, собирает «паруса» с походящими растениями

Варианты игровых действий:

- «5й лишний» – ребёнок выделяет изображение, не подходящее к остальным картинкам;

- «Угадай-ка» -взрослый устанавливает на мачты картинки с растениями, ребёнок называет место где они растут.

Речевое развитие:

«Собери слово»

(приложение 5)

Цель: подготовка к обучению грамоте

Задачи по возрастам:

6-7 лет:

- совершенствовать фонематические процессы;

- упражнять в умении выделять первый звук в слове;

- закреплять умение составлять слова.

Игровые действия по возрастам:

6-7 лет: ребёнок по заданному образцу нанизывает на мачты карточки, проговаривая каждое из представленных слов, выделяет первый звук и находит нужную букву. Выстраивает буквы по порядку и прочитывает слово.

Варианты игровых действий:

- взрослый выкладывает слово из карточек-букв и предлагает ребёнку подобрать и нанизать на мачты картинки в звучании слов которых первые звуки составят заданное слово.

«Определи первый звук»

(приложение 6)

Цель: развитие фонематических процессов.

Задачи по возрастам:

6-7 лет:

- развивать фонематические восприятие, анализ и синтез;

- упражнять в умении выделять первый звук в слове и соотносить его с буквенным обозначением;

- закреплять графический образ букв;

- формировать предпосылки к обучению грамоте.

Игровые действия по возрастам:

6-7 лет: перед ребёнком выкладывается карточка с буквой и предлагается найти картинки. название которых начинается на первый звук данной буквы и нанизать их на мачты.

Варианты игровых действий:

- взрослый подбирает картинки, название которых начинается на один и тот же звук, предлагает ребёнку выделить первый звук по всем словам и найти и установить на мачту нужную букву, звук которой был выделен.

Художественно-эстетическое развитие:

«Назови роспись»

(приложение 7)

Цель: знакомить с народным декоративно-прикладным искусством.

Задачи по возрастам:

5-6 лет:

- продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов и их росписями;

- учить выделять характерные признаки, элементы народных росписей;

- закреплять названия росписей.

6-7 лет:

- расширять и уточнять знания детей об изделиях народных промыслов и их росписях;

- закреплять умение выделять характерные элементы народных росписей;

- упражнять в умении правильно называть народные росписи.

Игровые действия по возрастам:

5-6 лет: перед ребёнком выкладывается картинка с предметами определённых народных промыслов, предлагается задание подобрать и одеть на мачты все картинки с элементами выбранной росписи;

6-7 лет: ребёнок самостоятельно выбирает картинку с предметами народных помыслов, самостоятельно называет роспись, собирает «паруса» с походящими картинками росписей.

Варианты игровых действий:

- «5й лишний» – ребёнок выделяет изображение, не подходящее к остальным картинкам.

Приложение 1C:\Users\Оксана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\index.jpgC:\Users\Оксана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\index.jpg

Приложение 2

C:\Users\Оксана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\index.jpg

Приложение 3

C:\Users\Оксана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\index.jpg

C:\Users\Оксана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\index.jpg

C:\Users\Оксана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\index.jpg

Приложение 4

C:\Users\Оксана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\index.jpg

C:\Users\Оксана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\index.jpg

Приложение 5C:\Users\Оксана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\index.jpg

Приложение 6

C:\Users\Оксана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\index.jpg

Приложение 7

C:\Users\Оксана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\index.jpg

C:\Users\Оксана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\index.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное авторское пособие для коррекции речевых нарушений и развития мелкой моторики рук «Волшебные прищепки»

Предлагаю вашему вниманию многофункциональное пособие «Волшебные прищепки», которое будет способствовать не только развитию мелкой моторики рук, но и  решению многих других задач для коррек...

Паспорт старшей группы "Алые паруса"

Цель: обеспечить соответствие предметно-пространственной среды требованиям ФГОС для организации воспитательно-образовательного процесса в условиях сохранения и укрепления физического и психологическог...

Паспорт многофункциональной дидактической игры «Веселые Слоники» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 «Кораблик

Цель использования: Формирование у детей дошкольного возраста восприятия отдельных свойств предметов; цвета, величины, пространства. Развитие мышления, памяти, внимания, воображения, речи. ...

«Кызыклы китап» Многофункциональное авторское дидактическое учебно-игровое пособие по УМК Говорим по-татарски - Татарча сөйлəшəбез для детей 5 -6 лет.

Это самодельная бумажная книга с кармашками, коробочками, подвижными деталями,  которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собран материал по УМК Говор...

Многофункциональное авторское пособие Тренажёр «Чистой речи»

Анализ работы показывает, что в последние годы усложнился речевой диагноз у детей в логопедической группе, как количественно, так и качественно . Для  детей  с речевыми нарушениями характерн...

Паспорт логопедической группы "Алые паруса"

Цель: обеспечить соответствие предметно-пространственной среды требованиям ФГОС для организации воспитательно-образовательного процесса в условиях сохранения и укрепления физического и психологическог...