План самообразования "Использование технологии В. В. Воскобовича в экологическом воспитании дошкольников с ЗПР"
методическая разработка (старшая группа)

План самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya_po_ekologii.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

План  самообразования по теме:

"Использование

игровых технологий В.В.Воскобовича в экологическом воспитании дошкольников с ЗПР "

               воспитателя высшей квалификационной категории

                                  МБДОУ №30

                                 Лесниченко Светланы Николаевны

на 2021 - 2026 учебный год.

 Актуальность темы:

                                                        «Всё хорошее в людях – из детства!

                                                          Как истоки добра пробудить?

                                                          Прикоснуться к природе всем

                                                          сердцем,

                                                         Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души! » 

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть. Малыши захотят узнать еще больше.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям  в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы, создадут  условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА. Необходимость использования игровых приёмов в работе с дошкольниками не вызывает сомнений. Игра является ведущей формой познавательной деятельности детей. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; во время игровой деятельности активно работают все его психические процессы – мышление, память, внимание, воображение, усиливаются эмоциональные и волевые качества.

Известно, что в процессе игры дети лучше воспринимают и запоминают материал. Основная цель экологических игр – формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, расширение кругозора детей.

Через игровую деятельность решаются образовательные и воспитательные задачи:

• углубить и расширить экологические знания;

• привить начальные экологические, познавательные, поведенческие навыки и умения;

• развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе эколого - игровой деятельности;

• воспитывать чувство бережного отношения к окружающему.

Поэтому в своей деятельности с детьми большой акцент делаю на использование экологических игр и применяю развивающие игры В.В. Воскобовича.

Цель саморазвития:

повысить профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи:

-повысить профессиональный уровень и педагогическое мастерство;

-изучить учебную, справочную и научно- методическую литературу;

-обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;

- пополнить педагогическую копилку новой информацией;

-изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр,  основанных на использовании пособий  В.В. Воскобовича; составить конспекты занятий, развлечений;

-сформировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер;

- развивать  экологически воспитанную  личность, формировать у детей гуманное  отношение  к природе;

-привлекать родителей к  воспитанию экологической культуры поведения у детей.

Форма самообразования: индивидуальная

Предполагаемый результат:

-переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;

-воспитание защитников природы;

-творческая активность воспитанников.

Форма отчётности:

-сделать консультацию для воспитателей и родителей  по экологическому воспитанию с развивающими  играми Воскобовича;

-провести анкетирование родителей;

-создание проекта  «Экотопик и его экологические сказки»

№п/п

Тема

Сроки

          Форма    

  распространения  

          опыта

1 этап: Информационно-аналитический

Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования

1.

Н.А. Рыжова «Наш дом- природа»- экологическая программа

Сентябрь- октябрь

Составление перспективного плана работы

2.

Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры

-В.Н.Адлер, О.Н. Черисова "Экологические сказки Фиолетового леса"

-В.В.Воскобович, Л.С. Вакуленко, О.М. Вотинова "Развивающая  предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес"

-П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?»

-М. В. Лучич «Детям о природе».

-Н. А. Рыжова « Не просто сказки»

 -Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».

-О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»

В течение года

При проведении НОД и других форм работы с детьми. Материал для педсоветов, родительских собраний, при организации игровых досугов

3.

Проект  «Экотопик и его экологические сказки» 

Январь-май

Изучить пособие В.Н.Адлер, О.Н. Черисова "Экологические сказки Фиолетового леса". На основе данного пособия разработать проект по экологическому воспитанию «Экотопик и его экологические сказки» с детьми дошкольного возраста.

4.

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Март-апрель

Выставка игр, пособий для практической деятельности.

5.

Разработать карты мониторинга.


Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

В течение года

Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников через использование развивающих игр Воскобовича

6.

"Под парусом Лето плывёт по Земле".

Июнь, июль, август

Организовать вместе с родителями выставку поделок из овощей и фруктов.

2 ЭТАП- Внедрение в практику

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

1.

Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ с использованием развивающих игр Воскобовича

Сентябрь-май

Календарно – тематическое планирование

2.

Составить конспекты занятий по экологическому воспитанию детей.

Сентябрь-май

Наглядный материал

3.

Мастер- класс  для воспитателей: «Сказка "Теремок" с использованием "Квадрата Воскобовича"».

Март

Проведение мастер- класса  

4.

Родительское собрание «Дошкольник и экология. Игры Воскобовича  в экологическом воспитании дошкольников». 

Апрель

Проведение родительского собрания.

5.

Накопление практического материала по теме «Предметно- развивающая среда "Фиолетовый лес" в экологическом воспитания дошкольников», внедрение в практику работы передового педагогического опыта по выбранной теме, апробация собственных проектов.

Май

Подбор методического оснащения.

Пополнение методической копилки.

Составление перспективного плана работы.

6.

Подготовка материала к информационным стендам.

Ноябрь, май

День открытых дверей

3 этап: Представление опыта работы по теме

1.

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

В течение года

Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию.

2.

Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования. Подготовка воспитанников в творческих конкурсах по экологии

В течение года

Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

3.

Подготовка статьи для публикации в СМИ

  Октябрь

Статья «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с  семьей»

4.

Презентация опыта работы по теме самообразования

Февраль

Творческий отчёт для педагогов

             МБДОУ №30

5.

Обобщение опыта.

Май

Оформление отчета

4 этап: Работа с семьёй

1.

Наглядная агитация

В течение года

Оформление родительского уголка по темам: "Учите с нами стихи и пословицы о временах года",  

 «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса», «Жизнь птиц зимой», «О чём рассказывают растения».

2.

Анкетирование

В течение года

«Детский сад глазами родителей!»

3.

Выставка

В течение года

Семейных творческих газет «Наш здоровый образ жизни»; «Здоровячок»

Фотовыставки: «Наши добрые дела», «Вот оно какое- наше лето!»

4.

Групповые родительские собрания

Раз в квартал

По плану работы с родителями

5.

День открытых дверей

Ноябрь

Апрель

«Приходите в гости к нам! Здесь всегда мы рады Вам!»

6.

Акция

Апрель

Трудовой десант «Очистим нашу площадку от мусора»,

«Дома для птичьих семей»

7.

Круглый стол

Май

«Волшебный мир книги  как средство повышения экологической культуры родителей»

                                   

                                      5 этап: Мероприятия  для  детей

                                      

1.

 «Одарила нас природа, принесли мы с огорода»

Сентябрь

Развлечение для детей с использованием "Игровизора" 

2.

"Осень в Фиолетовом лесу"

Октябрь

Ноябрь

Выставка детских рисунков, коллажей.

3.

"Зимушка- зима"

Январь

Экологическое мероприятие с использованием "Игровизора", РППС "Фиолетовый лес", "Разноцветные кружки", Радужные гномы

4.

«Мы спешим на помощь Гео»

Март

Апрель

Развлечение по экологии

5.

«Воздух- невидимка»

Апрель

Экологическое мероприятие

6.

«Что растет на грядке?» Дидактическая игра «Собираем урожай»

«Что нужно растениям для роста» и др.

В течение года

Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседа.

7.

Акции: «Берегите природу»,

«Юный эколог»,

«Поможем птицам»

В течение года

Рисование плакатов в защиту природы.

Конкурс на лучшую кормушку

8.

 «Волшебница-зима»; «Как молоком облитые , стоят сады вишнёвые»; «Зелёная аптека»

В течение года

Тематические прогулки

9.

«Я и природа. Друзья Малыша Гео», «Волшебница- вода. История одной капли», "Зеленый наряд Земли. Как Гео за растениями ухаживал", "Человек и природа. Открытие Малыша Гео"

В течение года

Экологические сказки

10.

«Осенние старты» (с использованием игр В. В. Воскобовича)

Октябрь

Спортивное развлечение

     Перспективный план работы  «В мире природы»

Тема

Задачи

Сентябрь

1

«Что нам осень подарила»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах.

Уточнить знания детей об уходе за овощами.

Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.

2

Мониторинг

3

За грибами мы пойдем(с использованием игр В.В.Воскобовича)

Уточнить знания детей о грибах. Познакомить с ядовитыми грибами (мухомор и поганка). Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: съедобные и несъедобные грибы("Игровизор", "Чудо- крестики 2,3", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес").

4

Развлечение:

«К нам осень пришла!»

Развлечь детей, закрепить полученные знания о сезонных изменениях осенью.

Формировать  желание играть в подвижные и дидактические игры.

Активизировать словарь детей: осенняя пора, красиво.

Октябрь

5

«Сколько знаю я дождей»

Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения.

Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя.

Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный.

6

«Домашние животные» (с использованием игр В.В.Воскобовича)

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

Закрепить названия детенышей домашних животных.

Активизировать словарь детей: домашние, ухаживать. ("Игровизор", "Чудо- крестики 2,3", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Геовизор").

7

«Как звери к зиме готовятся!»

Формировать у детей представления о разновидностях подготовке диких животных к зиме (меняет шубку, делает запасы).

Закрепить названия и характерные признаки диких животных, их среду обитания.

Активизировать словарь детей: лисенок, бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок.

8

Развлечение:

 «К нам гости пришли»

Развлечь детей, закрепить полученные знания о диких и домашних животных, их среде обитания.

Формировать  желание играть в подвижные и дидактические игры.

Ноябрь

9

«Осеннее дерево»

Познакомить с осенним деревом – рябиной.

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

Активизировать словарь детей: рябина красная, гроздь, ягоды.

10

«Перелетные птицы» (с использованием игр В.В.Воскобовича)

Способствовать обобщению представлений о птицах в осенний период: собираются в стаи, улетают на юг.

Воспитывать любознательность и наблюдательность у детей.

Активизировать словарь детей: перелетные, юг("Игровизор", "Чудо- крестики 2,3", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Нетающие льдинки", Чудо- соты").

11

«Воробьишка»

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи.

Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья.

Развивать интерес к наблюдениям за птицами.
Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные.

12

Развлечение: «Синичкин праздник»

Развлечь детей, закрепить полученные знания  о перелетных птицах.

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе.

Воспитывать интерес и желание играть в подвижные и дидактические игры.

Декабрь

13

«Снежинка»

опыт

Закрепить знания о снежинке.

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти.

Учить видеть красоту природы.

Активизировать словарь детей: первый снег, снежинка.

14

«Волшебная льдинка»

опыт

Познакомить детей с понятием – лёд.

Формировать интерес к определения свойств льда с помощью опытов.

Воспитывать осторожность на льду.

Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед.

15

«Зимняя красавица - ель» (с использованием игр В.В.Воскобовича)

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева.

Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев.

Формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.

Активизировать словарь детей: красавица, зеленая. ("Игровизор",  развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Коврограф Ларчик").

Январь

16

«Жизнь птиц зимой» (с использованием игр В.В.Воскобовича)

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями, жизненными трудностями зимой.

Воспитывать желание подкармливать их, делать кормушки.

Активизировать словарь детей: зимующие, холодно, голодно. ("Игровизор",  развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Коврограф Ларчик")..

17

«Мороз – удивительный художник»

опыт

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы.

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

Развивать воображение и творчество.

Активизировать словарь детей: морозные узоры.

Февраль

18

«Выращиваем лук на окошке»

опыт

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке.

Развивать  желание наблюдать за изменениями в луковицах.

Учить создавать ситуацию опыта.

Формировать представления о свойстве лука и его пользе для человека зимой.

Активизировать словарь детей: полезный, горький.

19

Комнатные растения.

Учить детей сравнивать 2 комнатных растения (бальзамин и фикус), находить сходства и различия.

Дать понятие, что растения выделяют кислород, которым мы дышим.

Воспитывать любовь и желание за ними ухаживать.

Активизировать словарь детей: комнатные, протирать, поливать.

20

«Полезные витамины»

Формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце.

Развивать у детей умения заботиться о своем здоровье.  Воспитывать чувства заботы о больном товарище.

Активизировать словарь детей: здоровый, больной.

21

Развлечение: «Путешествие по зимнему лесу» (с использованием игр В.В.Воскобовича)

Продолжать формировать знания о лесных обитателях.

Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей("Игровизор", "Чудо- крестики 2,3", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Нетающие льдинки", "Волшебный квадрат")..

Март

22

«Наши четвероногие друзья – собака» (с использованием игр В.В.Воскобовича)

Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.

Воспитывать осторожное обращение с бездомными животными, опасно для жизни("Игровизор", "Чудо- крестики 2,", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Коврограф Ларчик", "Фонарики").

23

«Птицы прилетели»

Познакомить с первыми перелетными птицами – грачами. Способствовать обобщению представлений об изменениях их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов.

Воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Активизировать словарь детей: перелетные, чирикают.

24

«Сосульки».

Звенит капель.

опыт

Познакомить с понятием – капель.

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: сосульками.

Формировать осторожность и опасность около домов.
Активизировать словарь детей: холодная, белая, капель.

Апрель

25

«К нам весна шагает быстрыми шагами» (с использованием игр В.В.Воскобовича)

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев.

Дать представления об изменениях, происходящих  весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Активизировать словарь детей: весенняя, греет("Игровизор", "Чудо- крестики 2,", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Коврограф Ларчик")..

26

«Первые цветы в природе»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам – подснежникам.

Продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.

Воспитывать интерес и любознательность.

Активизировать словарь детей: подснежники, нежные.

27

«Водичка – водичка»

опыт

Познакомить детей со свойствами и пользой воды для человека.

Развивать умение делать несложные выводы и проводить простой опыт по очистке грязной воды.

Закрепить значение грязной и чистой воды.

Активизировать словарь детей:  грязная, чистая.

28

Развлечение

«Русская березка»

Формировать представления у детей о русской березе.

Расширить знания об охране природы.

Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.

Активизировать словарь детей: красивая, белоствольная.

Май

29

«Солнышко на травке»

Уточнить знания детьми о солнце, весенних изменениях в природе.

Учить описывать свойства солнца, подбирать прилагательные. Продолжать вызывать у детей интерес к явлениям неживой природы.

Активизировать словарь детей: солнышко, теплая погода.

30

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков.

Познакомить с явлением весной – грозой в доступной форме.

Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Активизировать словарь детей: страшно, испугались.

31

«Божья коровка» (с использованием игр В.В.Воскобовича)

Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к насекомым.

Уточнить представления о внешних особенностях, названиях и среде обитания насекомых.

Активизировать словарь детей: летают, жужжат("Игровизор", "Чудо- крестики 2,3", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Коврограф Ларчик", "Фонарики","Чудо- соты").

32

Мониторинг

                           

6. Список методической литературы.

1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.

2.В.Н.Адлер, О.Н. Черисова "Экологические сказки Фиолетового леса". ООО "Развивающие игры Воскобовича",2017г.

3.Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009

4.Организация деятельности детей на прогулке, старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова.– Волгоград: Учитель, 2011

«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.

5.Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание         дошкольника». -2004/

6.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. -Москва, 2014.

7.Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Старшая группа. –Москва, 2010.

 8.Чумичева «Родники Дона».

9.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология.-Воронеж.,2008г.

10. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,2011.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на 2014-2015 учебный год "Экологическое воспитание дошкольников"

план самообразования составлен для детей второй группы раннего возраста....

План самообразования «Игры и эксперименты как средство экологического воспитания дошкольников»

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести пла...

План самообразования по теме "Роль загадки в экологическом воспитании дошкольника"

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:1. Осознание поставленной цели.2. Овладение различными способами решения поставленных задач;3. Способность предвидеть результат, основываясь на...

Технология исследовательской деятельности как средство экологического воспитания дошкольников

Технология исследовательской деятельности как средство экологического воспитания дошкольников (Формирование  экологической культуры детей  дошкольного возраста средствами эксперименталь...

Консультация для педагогов "Технология «утренний круг» как средство экологического воспитания дошкольников"

Цель проведения утреннего круга: развивать у ребенка-дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качест...

План по самообразованию 2022-2023 учебный год " Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности с использованием интерактивных технологий".

План по самообразованию 2022-2023 учебный год " Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности  с использованием интерактивных технологий"....