«Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями детей с ОВЗ»
статья

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению всё большему вовлечению родителей в обучение и развитие их детей. Процесс обучения не ограничивается взаимодействием только между педагогом и ребенком. Семья становится активным участником образовательного процесса. Благодаря чему обучение выходит за рамки образовательного учреждения, что позволяет ребенку учиться в непринужденной обстановке в разнообразнейших ситуациях, что несомненно идет ему на пользу.

От того насколько хорошо будет организовано взаимодействие педагога с семьей, тем успешней родители смогут взаимодействовать с их ребенком и обучать его сами. Даже тем семьям, в которых родился ребенок без ограниченных возможностей здоровья зачастую требуется помощь в вопросах воспитания и развития их ребенка. Что уж говорить про родителей имеющих детей с нарушениями в развитии? Самостоятельно им не справиться с решением того количества проблем, которые возникают по вопросам ухода, воспитания и развития ребенка с ОВЗ. Таким семьям помощь и поддержка специалистов просто необходима.

К сожалению, многие родители считают, что для преодоления проблем, имеющихся у их ребенка достаточно организовать занятия с соответствующим специалистом и проблема решится без дополнительных усилий с их стороны. Но это не так, наилучший результат всегда достигается при активном и осознанном участии семьи в образовательном процессе, ведь семья всегда рядом и в любых бытовых и непринужденных ситуациях может проследить за речью ребенка и помочь в закреплении полученных навыков.

При работе с семьями детей с ОВЗ учитель-дефектолог ставит перед собой следующие задачи:

  • проинформировать родителей об особенностях развития их ребенка;
  • сформировать адекватное восприятие ситуации и адекватные ожидания;
  • научить общаться и правильно взаимодействовать с ребенком;
  • научить родителей методам и приемам работы по развитию ребенка в домашних условиях.

Для решения этих задач учителя-дефектологи используют различные формы работы: проводят консультации, совместные занятия, беседы, мастер-классы и т.д.

На групповых консультациях педагоги рассказывают родителям об особенностях развития их детей, причинах возникших отклонений. Информируют о возможных последствиях тех или иных ситуаций. Знакомят с направлениями и задачами проводимой коррекционной работы. Групповые консультации также полезны и тем, что родители могут пообщаться с другими семьями, находящимися в той же ситуации, перенять их опыт, сравнить варианты решения тех или иных проблем, поддержать друг друга.

На индивидуальных консультациях родителям сообщают результаты диагностики, рассказывают об индивидуально-психических особенностях ребенка, про индивидуальные направления коррекционной работы с ним, специалисты дают рекомендации о путях и методах решения имеющихся у ребенка проблем в развитии. Родителей знакомят с приемами развития психических процессов и познавательной деятельности, которые они могут использовать в домашних условиях.

Родители привлекаются к совместной деятельности с ребенком, участвуют в занятиях, праздниках, конкурсах, мастер-классах и т.д. Это способствует развитию у родителей умения взаимодействовать с их детьми, лучше понимать их возможности. Совместные действия и общие задачи сближают родителей и детей, учат сотрудничать при выполнении заданий.

Педагоги проводят опросы и анкетирование родителей. Полученная информация дает педагогу понять в каких условиях живет ребенок, позволяет выявить потенциальные проблемы, помогает подобрать подходящую линию поведения с семьей.

Организуются встречи с другими специалистами и врачами.

Ведутся индивидуальные тетради. В них записываются домашние задания на отработку и закрепление изученного на занятиях материала.

Стоит отметить, что какие бы формы взаимодействия учителя-дефектолога с семьями детей с ОВЗ не использовались, в итоге успех будет зависеть от того, насколько заинтересованы сами родители, и если сразу отклика получить не удается, то задача педагога сделать всё, что в его силах, для налаживания сотрудничества.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями детей с ОВЗ»

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению всё большему вовлечению родителей в обучение и развитие их детей. Процесс обучения не ограничивается взаимодействием только между педагогом и ребенком. Семья становится активным участником образовательного процесса. Благодаря чему обучение выходит за рамки образовательного учреждения, что позволяет ребенку учиться в непринужденной обстановке в разнообразнейших ситуациях, что несомненно идет ему на пользу.

От того насколько хорошо будет организовано взаимодействие педагога с семьей, тем успешней родители смогут взаимодействовать с их ребенком и обучать его сами. Даже тем семьям, в которых родился ребенок без ограниченных возможностей здоровья зачастую требуется помощь в вопросах воспитания и развития их ребенка. Что уж говорить про родителей имеющих детей с нарушениями в развитии? Самостоятельно им не справиться с решением того количества проблем, которые возникают по вопросам ухода, воспитания и развития ребенка с ОВЗ. Таким семьям помощь и поддержка специалистов просто необходима.

К сожалению, многие родители считают, что для преодоления проблем, имеющихся у их ребенка достаточно организовать занятия с соответствующим специалистом и проблема решится без дополнительных усилий с их стороны. Но это не так, наилучший результат всегда достигается при активном и осознанном участии семьи в образовательном процессе, ведь семья всегда рядом и в любых бытовых и непринужденных ситуациях может проследить за речью ребенка и помочь в закреплении полученных навыков.

При работе с семьями детей с ОВЗ учитель-дефектолог ставит перед собой следующие задачи:

  • проинформировать родителей об особенностях развития их ребенка;
  • сформировать адекватное восприятие ситуации и адекватные ожидания;
  • научить общаться и правильно взаимодействовать с ребенком;
  • научить родителей методам и приемам работы по развитию ребенка в домашних условиях.

Для решения этих задач учителя-дефектологи используют различные формы работы: проводят консультации, совместные занятия, беседы, мастер-классы и т.д.

На групповых консультациях педагоги рассказывают родителям об особенностях развития их детей, причинах возникших отклонений. Информируют о возможных последствиях тех или иных ситуаций. Знакомят с направлениями и задачами проводимой коррекционной работы. Групповые консультации также полезны и тем, что родители могут пообщаться с другими семьями, находящимися в той же ситуации, перенять их опыт, сравнить варианты решения тех или иных проблем, поддержать друг друга.

На индивидуальных консультациях родителям сообщают результаты диагностикирассказывают об индивидуально-психических особенностях ребенка, про индивидуальные направления коррекционной работы с ним, специалисты дают рекомендации о путях и методах решения имеющихся у ребенка проблем в развитии. Родителей знакомят с приемами развития психических процессов и познавательной деятельности, которые они могут использовать в домашних условиях.

Родители привлекаются к совместной деятельности с ребенком, участвуют в занятиях, праздниках, конкурсах, мастер-классах и т.д. Это способствует развитию у родителей умения взаимодействовать с их детьми, лучше понимать их возможности. Совместные действия и общие задачи сближают родителей и детей, учат сотрудничать при выполнении заданий.

Педагоги проводят опросы и анкетирование родителей. Полученная информация дает педагогу понять в каких условиях живет ребенок, позволяет выявить потенциальные проблемы, помогает подобрать подходящую линию поведения с семьей.

Организуются встречи с другими специалистами и врачами.

Ведутся индивидуальные тетради. В них записываются домашние задания на отработку и закрепление изученного на занятиях материала.

Стоит отметить, что какие бы формы взаимодействия учителя-дефектолога с семьями детей с ОВЗ не использовались, в итоге успех будет зависеть от того, насколько заинтересованы сами родители, и если сразу отклика получить не удается, то задача педагога сделать всё, что в его силах, для налаживания сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по организации взаимодействия учителя - дефектолога с родителями, имеющими детей с ОВЗ "Мир на ладони"

Данный проект будет интересен педагогам и родителям детей посещаищих коррекционную группу....

Взаимодействие учителя-дефектолога (тифлопедагога) и семьи как одна из задач реализации ФГОС ДО

В статье описываются основные принципы партнёрства тифлопедагога и семьи, цели и формы совместной деятельности для реализации ФГОС ДО...

Методическая разработка. Взаимодействие учителя-дефектолога с семьей в ДОУ для детей с ЗПР.

В методической разработке кратко описаны особенности познавательной сферы , игровой деятельности, эмоционально-волевой сферы  детей с ЗПР. Даны рекомендации по работе с родителями, примеры у...

Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями детей с ОВЗ

В статье рассматривается суть взаимодействия учителя-дефектолога и родителей имеющих детей с ОВЗ....

Взаимодействие учителя - дефектолога с семьей в ДОУ для детей с ЗПР

За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими...

«Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями детей с ОВЗ»

В современном обществе наблюдается тенденция к всё большему вовлечению родителей в обучение и развитие их детей. Процесс обучения не ограничивается взаимодействием только между педагогом и ребенком. С...

Взаимодействие учителя-дефектолога (тифлопедагога) и семьи, как одна из задач реализации ФГОС ДО

Правильно  выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей помогают основные принципы партнёрства тифлопедагога и семьи....