Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух-невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Королёва Светлана Николаевна

Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека,развиватьпознавательную активность детей в процессе экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Венгеровский детский сад №3

Конспект НОД по познавательно -  исследовательской деятельности   в старшей группе

                               « Воздух  - невидимка»

             

                                                                   Воспитатель Королёва С.Н.

  Программное содержание: 

Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в     жизни человека.  

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментальной деятельности.

Путем экспериментирования расширить представления детей о свойствах воздуха: не видим, прозрачен, не имеет запаха, может двигать предметы, находится повсюду.  

Развивать у детей любознательность,  делать выводы, умозаключения.                                                

Активизировать словарь детей: невидимый, безвкусный, прозрачный, упругий.          

Воспитывать ценностное отношение к окружающей среде.

Материал и оборудование:  тазик с водой, коробочки с апельсином, чесноком, духами, пустой полиэтиленовый пакет на каждого ребенка, шарики, мяч, пустые пластиковые бутылки, кораблики, стаканчики с водой и трубочки на каждого ребенка,  мыльные пузыри,  дудочка, картинки с предметами (фен, пылесос, вентилятор, самолет и т.д.)  

                            Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, сегодня я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория».

- Вы знаете, что такое лаборатория? (Лаборатория – это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.)

- Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующего лабораторией. (Воспитатель надевает белый халат.). А вы будете научными работниками (учеными) лаборатории. (Дети надевают фартуки.)

- Все сотрудники лаборатории соблюдают ряд правил:

Правило 1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило 2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило 3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило 4. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи все на место.

Правило 5. Помни, что некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

- Что мы будем исследовать, вы узнаете из загадки.

Такой большой, что занимает весь мир.

Такой маленький, что пройдет в любую щель.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас.

- Что это? (Воздух)

- Сегодня я, руководитель научной лаборатории, предлагаю нам с вами, уважаемые ученые, изучить свойства воздуха. Согласны? (Да).

- Тогда приступаем.

- Ребята, кто из вас видел воздух? (Ответы детей)

- Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)

- А раз мы его не видим, значит, воздух какой? (прозрачный, невидимый, бесцветный)

- А, как вы думаете, воздух можно поймать? (Ответы детей)

Давайте проведем первый  опыт: попробуем поймать воздух.

Опыт № 1 «Воздух можно поймать»

Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Что в нем? (Ничего. Он сейчас пустой.) У всех пустой? (дети подтверждают). А теперь расправим, откроем, встряхнем свой пакет, и закрутим его (пакет).

- Что случилось с пакетом? (Он надулся)

- А почему надулся пакет? Что внутри пакета? (Воздух, он занял свое место в пакете.):

- На что похож пакет? (Стал похож на подушку, воздушный шарик.)

- Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).

- Давайте сделаем вывод: воздух прозрачный, невидимый. Чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух, заперли в пакете, а потом выпустили его.

- Ребята, этот пакет вам ничего не напоминает? Куда еще можно «запереть» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч, шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг)

Опыт № 2 «Воздух легкий»

- Скажите, ребята, зачем нужны детские спасательные нарукавники, спасательные круги и надувные матрасы? (Для того чтобы можно было плавать и не тонуть.) Почему они держатся на воде и не тонут? (Они наполнены воздухом.)

- Подвиньте к себе контейнеры с водой. Опустите туда шарик. Что происходит? (Шарик плавает сверху.) Теперь опустите бутылочку. Что случилось? (Она утонула.)

Выньте бутылочку, вылейте воду, закройте бутылочку крышечкой и снова опустите в воду. Что вы видите? (Бутылочка плавает сверху). Почему? (Предположения детей.)

В первый раз бутылочка наполнилась водой, воздух из нее вышел, и бутылочка утонула, потому что вода тяжелее. Во второй раз мы в бутылочку запустили воздух, бутылочка, как шарик, плавает сверху. Значит, воздух, какой? (Легкий.)

- А, как вы думаете, воздух можно услышать? (Ответы детей.)

Опыт № 3 «Воздух можно услышать»

- Каждый возьмите себе воздушный шарик (я тоже себе возьму, надуйте его. (Дети надувают.) А теперь отпустите его. Что вы услышали? (Шипение.) Откуда этот звук? (Воздух с силой вырвался из шарика, мы его услышали.)

- Таким образом, мы смогли услышать воздух? (Да, смогли.)

Физминутка. «Мыльные пузыри»

          Если дунуть посильней,

          Будет много пузырей!

          Раз, два, три, четыре, пять,

          Ни за что их не поймать.

  Воспитатель. Ребята, как вы думаете, чем пахнет воздух? Понюхайте.

          Дети. Ничем не пахнет.

Воспитатель подводит детей к столу.

          Воспитатель. У меня есть четвертая секретная коробочка.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай по запаху».

Воспитатель дает нюхать  закрытые коробочки (дольки чеснока, апельсина, салфетки, пропитанные духами):

- Скажите, какой запах вы почувствовали (ответы детей).

          Воспитатель. Имеет ли теперь воздух запах?

          Дети. Да, пахнет апельсином и т.д.

          Воспитатель. Но ведь пока я не принесла апельсин, чеснок, духи, воздух ничем не пах. Вывод: воздух, конечно, не имеет запаха, но приобретает его от продуктов и  веществ, которые нас окружают.

 

 Дети, как вы думаете, а внутри человека воздух есть? (версии детей)

Давайте проверим?

Опыт № 4 «Воздух внутри человека»

- Возьмите стаканчики и трубочки. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите? (В воде появились пузырьки)

- Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).

Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас.

- А откуда он берется внутри нас? Как же воздух попадает в нас?

(Мы его вдыхаем через нос или рот.)

- А как вы думаете, могли бы мы прожить без воздуха? (Ответы детей.) Всему живому на Земле – людям, растениям, животным, людям – необходим воздух. Без воздуха мы погибнем.

Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.

- Что мы с вами сегодня узнали о воздухе? (Он есть везде, но мы его не видим, но мы его можем поймать; воздух легкий, он есть внутри человека, он нужен всем живым существам, чтобы жить, без него не прожить и 1 минуты; воздух можно услышать.)

- Какой опыт вам показался сложным? Какой запомнился больше всего? (Высказывания детей)

Рефлексия. Воспитатель приносит детям поднос, на котором лежат солнышки и тучки.

         Воспитатель. Скажите, ребята, что же мы сегодня с вами искали?

         Дети. Воздух.

         Воспитатель. Если вам понравилось исследовать воздух, то возьмите солнышко, если нет, то тучку.

- Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные

активные и умные. На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы» .

Материал способствует развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению; совершенствованию умений работать с различными материалами, проя...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебный воздух».

Цель: Уточнение и обобщение представлений о свойствах и функциях воздуха. Задачи:- способствовать расширению знаний о воздухе;- поддерживать познавательную активность, инициативу, сообразительнос...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Магнетизм.

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.Магнетизм.Цель: формировать представление о магните. Расширять словарный запас детей. Развивать любознательность, са...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Чистая вода"

Конспект непосредственно образовательной деятельностив области познание, познавательно-исследовательская деятельностьдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Чистая вода»Интеграция образовательны...

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками "Путешествие к Винни-Пуху"

В данном конспекте легко и доступно  раскрывается проблемная ситуация, которую воспитатель вместе с детьми может решить с помощью игры и сказки, применяя свои знания в области математики....