Мастер – класс для педагогов ДОУ «Использование культурной практики «Утренний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Соболева Наталья Вениаминовна

Цель: сформировать у педагогов представления об особенностях проведения утреннего круга с детьми дошкольного возраста.

Задачи: познакомить участников мастер – класса с методикой организации и проведения утреннего круга, обучить методами взаимодействия воспитателя с детьми в течение дня, дать возможность применить полученные знания на практике, провести с педагогами практику утреннего круга на тему «Путешествие в Антарктиду».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов ДОУ

«Использование культурной практики «Утренний круг»

для успешной социализации детей дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляю мастер –класс

«Использование культурной практики «Утренний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста»

Цель: сформировать у педагогов представления об особенностях проведения утреннего круга с детьми дошкольного возраста.

Задачи: познакомить участников мастер – класса с методикой организации и

проведения утреннего круга, обучить методами взаимодействия воспитателя с детьми в течение дня, дать возможность применить полученные знания на практике, провести с педагогами практику утреннего круга на тему «Путешествие в Антарктиду».

Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач социально коммуникативного развития детей являются развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Для решения этих задач: я в своей деятельности стала применять культурную практику утренний круг в режиме дня.

Утренний круг – это режимный момент, а также, форма организации образовательного процесса совместной деятельности взрослых и детей.

Основная цель проведения утреннего сбора— «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:

  •  Создаёт условия для общения детей и взрослых;
  • Развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность;
  • Нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей, то есть развивает эмпатию;
  • Работает над развитием навыков культурного общения;
  • Обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения;
  •  Развивает умение вычленять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично, последовательно и логично;
  • Формирует навык коллективного труда, то есть умения распределять обязанности, роли, вырабатывать правила поведения.

Технология утренний круг используется уже с трех лет, и для каждого возраста детей есть свои образовательные задачи, которые педагог корректирует сам.

Для развития детей раннего дошкольного возраста примеры образовательных

задач:

  • Учиться делать выбор и принимать решения (я хочу рисовать, играть).
  • Учить ставить цель (я буду строить дом).
  • Учиться говорить предложениями.
  • Учиться различать и называть признаки предметов (цвет, форма, величина,
  • пространственное положение).
  • Учиться устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми).

Для развития детей среднего и старшего дошкольного возраста примеры

образовательных задач:

  • Инициировать разговор, включаться в него и поддерживать общение (давай вместе…, я хочу сказать…, я думаю, что…).
  • Обращаться к источнику получения знаний (я узнал это из книги, из телепередачи).
  • Заявлять о своих представлениях, знаниях (я знаю, что белые медведи…).
  • Принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации (я играю в доктора, я…).
  • Управлять своим поведением и способами общения (я понимаю, что мама устала, буду играть тихо).
  • Сравнивать предметы (камешков 5, а шишек 3; река широкая, а ручеёк узкий).
  • Анализировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков (если я сделаю так, то…).
  • Разрешать конфликтные ситуации (попросить, сказать о том, что не нравится…).
  • Обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании.
  • Установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога).

Утренний круг обычно носит обобщенный характер, т.е, не привязан к конкретной теме.

Однако ряд приемов (например: на этапе игры, этап новости), может быть, объединен общей темой, поэтому я составила календарный план проведения утренних сборов, группируя приемы по темам.

Этапы утреннего круга и приёмы их проведения

Каждый этап требует использования приемов. Наглядность (картинки, слайды, игрушки и др.), является самым эффективным способом, чтобы заинтересовать детей, включить в работу, и направлен на решение поставленных задач.

Утренний круг состоит из 4 этапов:

  • 1.Приветствие (пожелания, комплименты, подарки), (1–3 минуты)
  • 2.Игра (тренинг, пение, слушание), (2–5 минут)
  • 3.Обмен новостями (2–10 минут)
  • 4.Составление плана дня (выбор темы проекта, презентация центров активности, формулирование идей, выбор деятельности), (5–12 минут)

И на эти этапы отводится до (в младших группах- до 15 минут, в средней –до 20, в старшей – до 30)

Первый этап утреннего круга – это приветствие

Начало утреннего сбора оповещаю позывными (чтобы собрать детей в круг) –это музыка детская или по теме проекта, звуки колокольчика (этот позывной хорошо подходит для детей старшего возраста, т.к. приучает их воспринимать школьный звонок как сигнал концентрации внимания на работу).

Речевка (может сочетаться с движениями; считалки, комплименты, а также

пантомима).

Приветствия могут быть вербальными и невербальными. Также использую различные предметы (любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон), которые, передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие.

После этого все вместе усаживаемся в круг. И сбор проходит в виде круга, где дети вместе с взрослыми сидят на подушках, или на стульчиках. Организуя детей в круг, мы способствуем активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Ведь, круг– это открытость, внимание детей друг к другу и чувство единства в коллективе.

Педагог создает ситуации для размышления, высказывания своего мнения по вопросу, чтобы дети могли сообща подумать над разрешением ситуации.

Второй этап утреннего круга –это игра

На этом этапе проводим игры: пальчиковыми (например, «Домик», «Кошки-мышки» и др.); словесные («Найди рифму», «Закончи предложение» и др.); игры -фантазии (к примеру, «Оживление предметов» в старшей группе может быть представлено

повествованием сказки или истории от лица главного героя); игры –цепочки (берём игрушку, а последующее задание — поздороваться, рассказать новости — происходит от лица персонажа). В старших группах игра проводиться в форме тренингов на разные темы.

Третий этап утреннего круга – новости

Один из любимых частей утреннего круга- обмен новостями., т.к. представляет возможность детям рассказать другим то, «что ещё никто, кроме меня, не знает», похвастаться интересными событиями.

Темы новостей могут быть свободными или заданными.

Новости, принимаются как факт, поэтому не регламентируются (только по одной короткой новости), не секционируются (только хорошие), не вытягиваются (мы еще не слышали твоих новостей), не запрещаются (об этом мы не говорим).

На утреннем сборе происходит общий обмен информацией: календарь (погода, день недели, время года, праздник), и групповые (сколько сегодня всего детей, мальчиков, девочек, кто отсутствует, сколько дней осталось до ближайшего дня рождения, что сегодня нам предстоит, что интересного заметили в группе?).

Четвертый этап утреннего круга – планирование дня

Этот этап утреннего сбора направлен на расширение информации о тематическом проекте (т.е. здесь сообщается о том, какой будет проект на неделю, сообщаются новые знания, и обобщаются имеющиеся, а также может быть встреча с интересным человеком , показ презентации и т. д).

Детям предлагается самим выбрать деятельность: рисовать, играть, слушать сказку, исследовать, и выбрать центр активности.

Этот прием практикует детей в принятии ответственных решений.

Результативность культурной практики:

«Утренний круг» позволяет на должном уровне преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками и малознакомыми людьми.

Уважаемые педагоги я приготовила для вас практику утренний сбор

по теме «Путешествие в Антарктиду»

1этап –Приветствие

Привлекаю внимание детей (сейчас это педагоги)-(звоню в колокольчик)

Воспитатель:

Настал новый день.

пришло время утреннего сбора.

Я рада всех вас видеть.

Собирайся наш кружок,

Улыбнись скорей дружок!

Мы стоим рука в руке,

Передаем тепло по кругу.

Можем мы большими быть (руки поднимают вверх)

Можем маленькими быть (приседаем)

Но никто один не будет (исходное положение)

Воспитатель:

Давайте мы с вами поздороваемся, передавая нашего мягкого мишку друг другу, называя свое имя ласково, будем смотреть друг другу в глаза и приветствовать. Пример: «Доброе утро Аленочка! Я рада, что ты сегодня с нами!»

Воспитатель:

Вот, какой у нас дружный круг получился, теперь присядем на свои мягкие подушечки по кругу:(садимся в круг на подушечки или мягкий ковер) повторяем правила, составленные самими детьми: не забываем правила группы: говорит один – тот, у кого в руках «волшебный предмет»,

говорит кратко, интересное, не перебивать говорящего.

2 этап – Игра

Провожу игру «Покажи свое настроение»

Воспитатель:

Тот, у кого в руках мяч (он передается по кругу), показывает мимикой какое у него сейчас настроение, другие дети (педагоги) пытаются его разгадать.

(В другом варианте игры, дать одному ребенку картинку с нарисованным «настроением», он попытается воспроизвести его на лице, остальные отгадывают, что же он изображает).

3 этап – Обмен новостями

(каждый понедельник «новости выходного дня»)

-Ребята, мы с вами не виделись целых два выходных дня! И я очень хочу поделиться с вами своей радостной новостью: мы вчера с сыном катались на ледяной горке, это было так здорово!

-А какие новости у вас?

(дети (педагоги) начинают делиться новостями)

Какие замечательные новости я услышала. Мяч продолжаем передавать по кругу, давая возможность высказаться каждому.

4 этап – Составление плана дня

-А кто оказался самым внимательным и заметил, у нас в группе что-то новое появилось? (глобус, энциклопедии, игрушка- белый медведь, контур материка Антарктида, новый диск), (дети отвечают, что заметили белый лист бумаги вырезанный)

-Как вы думаете, что это такое? (смотрим на контур Антарктиды)

-На что похоже?

(при необходимости подвести к ответу вопросами: на мяч похоже? А на изображение на карте? тогда подсказку даю, прикладываем контур материка на глобус мерим, подходит или нет, дети постепенно догадываются)

-Верно! Это карта материка Антарктида.

-А где находится Антарктида? (предположения детей)- педагогов)

-Антарктида находится на южном полярном полюсе.

-Давайте еще раз найдем на глобусе материк Антарктиду, это южный полярный полюс.

-А скажите, почему материк весь белый? (предположения детей)

-Да. Антарктида самое холодное место на земле. Там никогда не бывает ни теплых дней, ни дождей. Сильные морозы, идет снег и метут метели.

-Живут ли люди в этих местах? (предположения детей, рассуждения)

- Вам интересно побольше, узнать об Антарктиде? (дети согласны узнать больше)

-Сегодня у нас открыт центр познавательный, где мы с вами посмотрим познавательный фильм, в котором нам расскажут и покажут об этом материке Антарктиде (показываю диск и идем его смотреть)

Желаю вам хорошего настроения на весь день! Удачи ребята!

Рефлексия с педагогами

Предварительно, педагогам мастер – класса раздала карточки с изображением зеленого улыбающегося смайлика, нравится, буду использовать в своей работе, желтого смайлика без эмоций, буду использовать частично, красного- расстроенного смайлика, не нравится, не буду использовать.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для воспитателей: Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста

Практикум для воспитателей:Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Цель: сформировать у педагогов предс...

«Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста».

Семинар-практикум «Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста»....

Семинар— практикум для педагогов: «Использование технология «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста»

Цель: сформировать у педагогов представление о проведении утреннего и вечернего сбора детей.Задачи:Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.Познакомить с принципами...

Технология «Утренний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста

Технология «Утренний круг» для успешной социализации детей дошкольного возрастаЦель: формирование у педагогов представления о проведении «утреннего» круга детей дошкольног...

Практикум для воспитателей: Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста

Цель: сформировать у педагогов представления о проведении утреннего и вечернего сбора детей....

Практикум для воспитателей: Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста

Практикум для воспитателей:Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Цель: сформировать у педагогов предс...