«Мнемотехника в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
материал по развитию речи (старшая группа)

Сердюкова Ирина Николаевна

 «Мнемотехника в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» использование этой техники на занятиях, в режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми разновозрастной группы(с детьми 4-7 лет).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мнемотехника в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

МБДОУ №15 «Нэбзый»

«Мнемотехника в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Сердюкова И.Н.

 «Мнемотехника в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» использование этой техники на занятиях, в режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми разновозрастной группы(с детьми 4-7 лет).

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера и телефона. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

Наша задача - научить детей правильно произносить звуки, связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В решении этих задач помогают современные образовательные технологии, которые предусматривают новые методы, приемы по развитию речи детей.

Понимая важность этой проблемы, я выбрала тему опыта работы - «Мнемотехника в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность использования мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста заключается в том, что приемы символизации облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения нового материала, повышая интерес к познавательной деятельности.

Цель использования мнемотехники : научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, правильно построить предложения, развивать память, мышление, воображение, внимание.

Я поставила перед собой следующие задачи:

- Обучать анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказа текста;

- Учить правильно лексически и грамматически оформлять речевые высказывания, правильно составить предложения;

- Обогащать словарный запас детейразвивать связную речь : учить последовательности, логичности.

Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и составлять связный рассказ;

- Обучать детей правильному звукопроизношению, быстрому разучиванию стихотворений, развитию памяти, мышления.

Мнемотехника (с греч. - искусство запоминания) - это (технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание). На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Надо начинать с мнемоквадратов, далее мнемодорожки и мнемотаблицы.

Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Его применяют в младшем возрасте. И изображение обязательно должно быть цветным. В этом возрасте даются готовые мнемоквадраты и обсуждаются с детьми, что на них изображено.

Мнемодорожка – ряд картинок (3 – 5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения. Ею овладевают в среднем возрасте. К концу среднего возраста изображения предлагаются однотонные.

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). Весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы доступны для старшего дошкольного возрастаМнемотаблицы используются с целью:

- Заучивания стихов, потешек;

- При отгадывании загадок;

- При пересказе текстов;

- При составлении описательных рассказов.

Этапы использования мнемотаблиц :

1 этап. Рассматривание таблиц, схем и разбор изображенного.

2 этап. Перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.

3 этап. Пересказ или рассказывание с опорой на символы (образы, то есть происходит отработка метода запоминания.

4 этап. Пересказ или рассказывание без опоры на символы (образы).

В качестве условных заместителей (элементов таблицы) могут выступать символы разнообразного характера:

геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них.

Разучивание стихотворений. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств - зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.

Разучивание чистоговорок, скороговорок, загадывание загадок с помощью мнемотаблиц или мнемодорожек помогает правильному звукопроизношению, обогащению словарного запаса детей.

Пересказ сказки с помощью этой техники.

Для начала я читаю детям сказку или мы вместе вспоминаем ее. Далее мы рассматриваем таблицу с изображенными на ней символами и расшифровываем их.

Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, то есть мнемотаблицы создаем сами с детьми, придумываем вместе, сообща.

Таким образом, использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.

Я считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная, правильная, грамматически построенная речь, хорошая память является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Технология мнемотехники универсальна - может использоваться педагогами для всех возрастных групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным емуПяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,Их он усвоит на лету.К. Д. Ушинский.С вступлением...

Отчет по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Известно, что главное содержание памяти дошкольника это представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. ...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

                  В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...

Консультация «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...