Самообразование « Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада"
методическая разработка (средняя группа)

Самообразование " Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада" средняя группа 4-5 лет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_vospitatelya_gendernoe_vospitanie.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

               

             План работы по самообразованию

воспитателя средней  группы №4 «Смешарики»

МАДОУ «ДС №19 г. Челябинска»

на 2022-2023 г

Телковой А.В.

                       

Тема: « Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада"

Направление: Социально-личностное.

Образовательная область: Социализация.

Цель: Повысить свой профессиональный уровень по теме,

систематизировать  работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ.

                                                                                                                                                                             

                                        Задачи:    

1. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей 

2. Формирование у родителей гендерной компетентности.

3. Знакомство  педагогов  с теоретическими знаниями о         психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения.

                

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.

Цель: повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ.

Для реализации данной цели предполагаю решение следующих задач:

1. Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей.

2. Формирование у родителей гендерной компетентности.

3. Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения.

Предполагаемый результат: сформированы начальные представления детей о гендерных особенностях, они научились использовать полученные знания в ходе общения со взрослыми и сверстниками. Сформированы у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью игры. Создана система совместной с детьми игровой деятельности, которая развивает творческий потенциал детей, желание общаться и учиться новому.

Форма отчета о проделанной работе: картотеки потешек, игр по гендерному воспитанию, сюжетно-ролевых игр, библиотека книг со сказками, настольные театры, консультации для воспитателей и родителей, таблица результатов тестирования, анкета для родителей, памятка для родителей. 

План самообразования

Темы к изучению

Сроки

 

Формы изучения

 

Способ демонстрации

 

Подбор литературы

Сентябрь

 

Изучение предлагаемой литературы по теме, поиск в интернете.

Конспекты, выдержки из используемой литературы по разделам.

 

Изучение особенностей гендерного воспитания детей дошкольного возраста

 

Октябрь

 

Изучение работы Дороновой Т.Н. «Девочки и мальчики 4-5 лет в семье и детском саду».

Уголки для мальчиков и девочек.

Изучение опыта работы педагогов дошкольного образования по теме гендерного воспитания в ДОО

Ноябрь

 

Изучение опыта работы МАДОУ «ДС №19 г. Челябинска»,  «Формирование гендерной позиции у детей дошкольного возраста посредством фольклора».

 

Картотека потешек.

 

Формирование умения реализации гендерных ролей в совместной деятельности

Ноябрь, декабрь

Изучение работы Поповой Л.В. “Гендерные особенности психического развития в дошкольном детстве” и

Клециной И.С. «Гендерная социализация»

Совместные игры.

 

Картотека игр по гендерному воспитанию.

Изготовление подарков для мам, пап, сверстников.

 

Рассмотреть проявления гендерных особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста

 Создание развивающей предметно-пространственной среды

(оформление тематических

уголков в группе, пополнение демонстрационного материала для организаций образовательной деятельности дошкольников, оформление картотек,дидактических игр и др.)

Январь, февраль

Изучение дипломной работы Лисицыной О.В. «Экспериментальное исследование гендерных особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста» в интернете.

Методики тестирования детей по А.И. Захарову, Н.П. Царёвой, Я.С. Коломинского.

 

Картотека сюжетно-ролевых игр

Таблица результатов Тестирования детей.

 

Расширение и обогащение гендерного опыта детей с помощью сказок

Создание картотеки дидактических игр на основе гендерного воспитания.

 

Март, апрель

Поиск новых детских книг на тему гендерных различий, изучение.

Чтение новых сказок, обыгрывание их вместе с детьми.

Библиотека книг со сказками.

Настольные театры.

Формирование у родителей и педагогов гендерной компетентности

 

май

Изучение труда «Формирование гендерной компетентности педагога в процессе профессиональной подготовки» И.А.Загайнова в интернете.

 

Консультация для родителей

Консультация для воспитателей.

Анкета для родителей.

Памятка для родителей.

 

                

        Работа с детьми

Период

Тема

 

Цель

Содержание

Сентябрь, октябрь

«Моя семья».

Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».

Рисование на тему «Моя семья»

Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям.

Цель: прививать любовь и уважение к близким родным, уважение к их труду.

Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям.

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

• Дидактическая игра «Одень куклу».
• Рисование «Моя семья».
• Работа с зеркалом «Мои эмоции».
• Отгадывание загадок о частях тела

Чтение «Шли по лесу два товарища...» Л. Толстого с

обсуждением.

• Рассказ воспитателя «Правила в нашей группе»

Ноябрь

«Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»

Беседа «Кто людям добра желает, тот сам его добывает»

Конкурс чтецов «Стихи о маме».

Цель: закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях.

Цель: учить понимать себя через познание своих чувств, способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека, воспитывать чувство сострадания, милосердия.

Цель: воспитывать чувства любви, уважения и заботы о маме.

• Чтение рассказа «Как я был мамой» Я. Сегеля.

Подвижная игра «Ловишки парами».
• Дидактическая игра «Опиши того, кто справа...»
• Разучивание песен о дружбе.
• Просмотр мультфильма «Чебурашка»
• Конструирование из строительного материала «Домик
для друзей»

Декабрь

«Что за праздник Новый год?»

Беседа: « Что такое хорошо и что такое плохо?»

«Страна моя родная!».

Беседа «Животный мир нашего края».

Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом.

Цель: раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо»; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо.

Цель: продолжать знакомить с родной страной (города, гимн, флаг России); развивать чувство гордости за страну. Вызвать желание больше узнать о России.

Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных; воспитывать бережное отношение к животным.

• Выставка семейных фотографий.
• Сюжетно-ролевые игры «Ждем гостей», «Больница»
• Рисование «Моя семья»
• Просмотр мультфильмов «Мешок яблок», «Трое из Про
стоквашино», «Кошкин дом»

Январь

«Народные праздники на Руси. Рождество»

«Доведи дело до конца».

Цель: знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.

Цель: учить детей доводить начатое дело до конца, не бросать на полпути свою работу, учить предвидеть результат.

• Лото «Профессии»
• Дидактическая игра «Женская и мужская работа»
• Экскурсии на стройку, в парикмахерскую.
• Работа с картинками «Манеры поведения»

Февраль

«Из чего сделаны мальчишки?»,

Беседа «Мои друзья».

Изготовление подарков для пап и дедушек.

«Кто сторожит тишину?».

Формировать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли

Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков.

Цель: прививать желание заботиться о своих близких родных.

Цель: расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как, люди чтят их память.

Чтение стихотворения   Э. Успенского «Если был
девчонкой».
Чтение «Рассказа о неизвестном герое» С. Маршака.
Беседа по рассказу «Рыцарь» В. Железникова.
Аппликация «Подарок для папы» ко Дню защитника
Отечества

Март

«Мир девочек»

«О мамах родных и очень важных».

Сюжетно - ролевая игра «Дочки – матери».

Игра - посиделки «Ладушки в гостях у бабушки».

Воспитывать культуру общения с партнерами противоположного пола. Продолжать учить быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр.

Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.

Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.

Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Совместный труд с распределением обязанностей «Постираем кукольное белье». Аппликация «Цветочек  для мамы». Дидактическая игра «Одень куклу в театр, магазин, на дискотеку...»
Развитие мелкой моторики: «Делаем украшения своими руками»

Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Семья». Рассказ воспитателя «Как животные ухаживают за детенышами» с использованием иллюстраций.

Апрель

«Покорение космоса».

«Славится Россия чудо – мастерами».

Беседа «Я и моѐ имя».

Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать.

Цель: познакомить с народными промыслами, привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.

Цель: познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия; закрепить умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.

Дидактическая игра «Кто кем был?». Отгадывание загадок о животных и их детенышах. Сюжетно-ролевые игры «Космос», «Профессии». Рассказ воспитателя «О космосе, России» с использованием иллюстраций.

Май

«Веснянка».

«Этот день Победы».

Оформление альбома  «Мои папа и дедушка – защитники Отечества».

Беседа «Бабушка и дедушка вместе».

Цель: уточнить и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре своего народа.

Цель: познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлой России.

Цель: воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины.

Цель: расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.

Чтение произведения «Как мальчик потерялся» 3. Александровой.
Просмотр иллюстраций «День победы» с обсуждением.  Сюжетно-ролевая игра «мы солдаты» (усвоение правил хороших манер)

Июнь

«День защиты детей»

Выставка детских рисунков «Мой любимый город». (Совместно с родителями).

Сюжетно-ролевая игра "Семья".

Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках.

Цель: продолжать знакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.

Цель: воспитывать любовь и уважение к Родине.

Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни; развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.

Цель: воспитывать желание заботиться о близких родных людях, развивать чувство гордости за свою семью. Формировать представление о семейных традициях и праздниках.

Июль

Беседа "Звонок на работу маме".

"Какими должны быть мальчики и девочки".

Беседа "Расскажи, где ты живешь?"

Цель: формировать основы этикета.

Цель: формировать дружеские взаимоотношения между детьми.

Цель: расширять знания детей, развивать коммуникативные умения.

Август

Беседа "Моя семья".

Выставка рисунков "Моя воспитательница".

Мы все разные, но мы все равны".

Цель: продолжать формировать у детей представление о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях.

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления; воспитывать уважение к профессии воспитателя, желание помогать ему.

Цель: расширять знания детей о людях разных национальностей, живущих в России; работать над понятием "гражданин"; знакомить с национальными праздниками разных народов.

        Работа с родителями.

Сентябрь 

Консультация “Гендерное воспитание детей дошкольного возраста”.

Выставка семейных работ по теме "Семейные традиции".

Рекомендации родителям «Счастлив тот, кто счастлив дома»;

Октябрь 

Консультация "В музей вместе с ребенком”.

Фотовыставка “Мамины помощники”.

Ноябрь 

Консультация «Десять способов стать лучшим папой»

 «Домашнее чтение детям среднего дошкольного возраста»

Декабрь 

 

Консультация «Формирование Гендерного воспитания на основе нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом»

   Январь

Консультация для родителей «Как научить детей охранять природу»

Консультация  для родителей «Как провести выходной с ребенком»

Февраль

Беседа, рекомендации для мамы и папы.

Консультация «Роль отца в воспитании ребенка»

Консультация «Роль матери в воспитании ребенка»

Индивидуальные беседы

«Гендерные роли членов семьи и их взаимодействие»

Март-Апрель

 Консультация «Детские игры – дело серьезное»

Памятка «Сюжетно-ролевые игры как средство гендерного воспитания дошкольников»

Май

Консультация «Воспитание ребенка в семье»

Консультация «Секреты воспитания вежливого человека»

                           Самореализация.

Участие в системе методической работы в ДОУ

Консультация «Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек»

Консультация

«Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ»

Консультация «Почему детей желательно воспитывать с учетом их гендерных особенностей»

Открытое занятие по теме, самоанализ занятия.

Используемая литература:

ж."Дошкольное воспитание" ,№ 5,2012 г.

1. Л.В. Климина. Гендерный подход к образованию дошкольников.// Дошкольная педагогика- 3,2012г.- с.7

2. С.И. Курбатова. Опыт гендерного воспитания детей через приобщение к художественной литературе.// Дошкольная педагогика- № 2,2012г.- с. 39

3. Книга для чтения в детском саду и дома: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова и др.- М.: Издательство Оникс, 2007.- 272с.

4. Полная хрестомая для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей./ авт.-сост. С.Д. Томилова - М.: Астрель: АСТ, 2011.- 702с.

5. С.Е. Соколова. Гендерные различия в развитии речи детей дошкольного возраста.// Дошкольная педагогика - № 2,2013г.- с.14

6.        Абраменкова В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам//Вопросы психологии, 1980, № 5. с. 60-70

7.        Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры.  – М.:Советский композитор, 1988.

8.        Выготский   Л.С.   Эмоции   и   их   развитие   в   детском   возрасте   М: Просвещение, 1991, с. 93

9.        Захарова И.В. Роль родителей в гендерной социализации ребенка // Молодой ученый. - 2011. - № 5. Т. 2. — С. 140—142.  

10.        Зыкова М.Н. Фольклоротерапия. Воронеж, 2004.

11.        Легенина Т.Б. Гендерная социализация в современной российской семье: социокультурный анализ // Автореферат на соис. канд.социолог. наук, — Cтаврополь., — 2004 г. С. 30.  

12.        Котырло   В.К.   Мотивы   взаимоотношения   взрослых   и   детей   // Воспитание дошкольников в семье. - М.: Педагогика, 1979.

13. Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика, 1989.

14.Литвинова М.Ф.. Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 1986

15.        Психология и педагогика игры дошкольников.-М.,1960.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по гендерному воспитанию дошкольников в условиях детского сада

Направление: Социально-личностное.Образовательная область: Социализация.Цель:Повысить свой профессиональный уровень по теме,Систематизировать  работу гендерного подхода в воспитании де...

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание детей необходимо для ровномепрнрого развития, самореализация и обучения детей разного пола....

План работы по самообразованию "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада"

Повышение профессионального уровня по теме, систематизация работы по использованию гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ....

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада

Мальчики и девочки - два разных мира.... Как организовать педагогу  (родителям) работу с детьми с учетом гендерной принадлежности?  В статье Вы найдете рекомендации и ответ на этот вопрос....

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителе...

План самообразования по теме: "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности"

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности. Средняя группа, 4-5 лет...