Конспекты сюжетно-ролевых игр
картотека (средняя группа)

Соколова Наталия Николаевна

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»


Конспект сюжетно-ролевой игры

«Весёлая рыбалка» в средней группе

                                                                 Составил воспитатель:

Соколова Наталья Николаевна

                                                                                 

Пойковский

2022


Конспект сюжетно-ролевой игры

«Весёлая рыбалка

1. Цель создание условий для социальной ситуации развития посредством ролевой игры «Рыбалка».

Задачи:

  1. совершенствовать умение объединяться в игре;
  2. создать условия для речевой активности посредством речевого общения в процессе игры, обогащать словарный запас детей;
  3. продолжать работу по обогащению сюжета игры;
  4. воспитывать умение правильно вести себя в природе и бережно к ней относиться.

2. Словарная работа.

Активизировать словарь детей: рыбалка, рыболов, клев, удочка, поплавок, улов.

3. Предварительная работа:

  • чтение художественной литературы: Н. Калинина «Как Вася рыбу ловил», Л. Берг «Рыбка»;
  • рассказы воспитателя об отдыхе, о жизни животных, птиц, рыб;
  • рассматривание иллюстраций (о природе, дикие и домашние животные, птицы, рыбы и т. д.);
  • слушание аудиозаписи: голоса леса, на озере;
  • рассматривание энциклопедий;
  • наблюдения за изменениями в природе, за сезонными явлениями;
  • знакомить детей с новыми атрибутами (удочка, поплавок, костер, хворост, котелок, показать действия с ними;
  • обыграть разведение костра, приготовление пищи;
  • усложняя игру, использовать палатку, спальный мешок;
  • беседы на темы: «Помоги другу», «Волшебные слова», «Хорошо и плохо».

4. Оборудование к игре, заменители предметов:

  • презентация с изображением леса и озера
  • озеро и его обитатели (рыбки, лягушки);
  • рюкзаки;
  • имитация костра;
  • котелок;
  • продукты питания (игрушки заменители, макеты);
  • разовая посуда (игрушки заменители);
  • детская гитара;
  • фотоаппараты, видеокамера;
  • удочки (с магнитом на конце);
  • аптечка
  • рыбаки;
  • повара;
  • костровой;
  • фотограф;
  • водитель автобуса.

6. Предполагаемый сюжет.

Игровая мотивация:

Воспитатель: наш котенок Васька, грустит, не хочет есть еду из пакетиков. Что делать?..

Давайте дети порадуем его свежей рыбкой. Но где же нам ее взять?.. Ответы детей (совместно приходят к решению, что нужно отправиться на рыбалку. Воспитатель берет на себя роль руководителя группы. Решают, что нужно взять с собой и на чем поедут, собирают рюкзаки в дорогу, берут только необходимые предметы, ведь дорога дальняя, заказывают автобус).

Во время поездки:

  • вспоминают правила поведения в транспорте;
  • дорога к озеру идет через деревню, где можно увидеть домашних животных (презентация: разговаривают о животных, которых встречают на пути);
  • вспоминают, как вести себя на природе: не кричать, не оставлять мусор, осторожно обращаться с огнем, после себя затушить костер;
  • договариваются кто чем будет заниматься на рыбалке.

Воспитатель: давайте, ребята, распределим обязанности, чтобы каждый знал, чем он будет заниматься, когда мы приедем.

Воспитатель: А вот и озеро. Посмотрите, ребята, как красиво вокруг. А как чист и свеж воздух. (Дыхательная гимнастика)

А кого вы видите на озере?

-лягушки;

-уточка с утятами;

- в озере много рыбы.

Дети располагаются у озера.

Занимаются работой, согласно распределенным ролям:

  • ловят рыбу;
  • собирают хворост;
  • разводят костер;
  • готовят уху;
  • накрывают стол;
  • фотографируют.
  •  Затем дети поют песню у костра под гитару.

Воспитатель: Васька сыт и весело замурлыкал. Давайте споем нашу любимую песню про кота и паровоз.

Паровоз по рельсам мчится,

На пути котенок спит.

Паровоз остановился

И котенку говорит:

«Ты, котенок, убирайся,

Очищай машине путь».

А котенок отвечает:

«Ты проедешь как-нибудь».

Паровоз не удержался –

Отдавил котенку хвост;

А котенок рассердился,

Поцарапал паровоз.

Паровоз лежит в больнице,

Ему делают укол;

А котенок спит на крыше

С перевязанным хвостом.

Сидит кошка на окошке,

Зашивает коту хвост,

А сама его ругает,

Чтоб не лез под паровоз.

Воспитатель: ой! Ой! Ой! Гром гремит! Скоро пойдет дождь! Пора нам, ребята, возвращаться домой. А в следующий раз, чтобы не убегать от дождя мы возьмем с собой палатку. Мы собираемся домой, но что нам надо, сделать?

- Уберем мусор;

- Зальем костер.

Дети садятся в автобус и возвращаются в детский сад.



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»


Конспект сюжетно-ролевой игры

 «Защитники Отечества» в старшей группе.

Тема: «Разведчики»

                                                                 Составил воспитатель:

Соколова Наталья Николаевна

Пойковский

2023

Сюжетно-ролевая игра «Защитники Отечества» в старшей группе.

Тема: «Разведчики»

Цель:знакомствос военной профессией -разведчик

Задачи:1. Продолжать формировать у детей представления о Российской Армии.

2. Способствовать включению детей в совместную игровую деятельность.

3. Способствовать развитию внимания, памяти, ловкости, двигательной активности.

4. Воспитывать уважение к профессии разведчика, стремление подражать разведчику.

Игровой материал: пилотки, фуражки для командира и его помощника, бинокль, игрушечные пистолеты, автоматы; оборудование для медицинского кабинета: белые халатики, шапочкимедсестры и врача, блокнот для записей, карандаш. Оборудование: барабан; стол и стул в мед.кабинете, стол для подлезания, кегли, резиновые коврики «болотные кочки», мячи, корзина, табличка «штаб» красного цвета.

Подготовка к игре: беседы, чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций, чтение стихотворений о Родине, Российской Армии. Рассматривание фотоальбома «Наши папы»

Игровые роли: командир, солдаты-разведчики, медсестра, врач.

Словарная работа: защитник Отечества, Родина, штаб, военная часть, командир, разведчик.

Ход игры

-Ребята, 23 февраля мы отмечаем государственный праздник -«День защитников Отечества».Как вы думаете, кого мы называем защитниками Отечества?(ответы детей)-Правильно, ребята. Защитники Отечества –это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, от врагов. Они служат в Российской Армии. -Ребята, а какой должен быть солдат?(сильный, смелый, отважный, умный, наблюдательный)Как вы думаете, солдаты в Армии делают всё что захотят?(ответы детей)Солдаты получают приказы от командира. Эти приказы солдаты должны обязательно выполнить.-Ребята, а как вы думаете, кто такой разведчик? Что делает разведчик?(разведчики собирают важную информацию везде: в городе, в море, в лесу)А вы хотите стать разведчиками?  Ну тогда давайте превратимся в них. Глазки закройте.Вокруг себя повернитесьив разведчиков превратитесь (Раздаётся барабанная дробь. Помощник воспитателя стучит в барабан)

-Теперь вы —солдаты-разведчики! Нам нужно выбрать командира, военного врача и медсестру. Давайте я помогу распределить роли(роль командира воспитатель берёт на себя, двух девочек назначает мед.работниками, остальные дети -разведчики).

-Прежде чем идти на службу в армию, нужно обязательно пройти медицинский осмотр. (Все«солдаты»идут к врачу на обследование. Медсестра выписывает справки). Отлично, все здоровы!

-Солдаты, вы должны выполнить очень важное задание –доставить секретный документ из «штаба» (обозначен красной табличкой)к нам в «военную часть»! Для этого вам понадобится оружие. (Раздаёт детям пистолеты.)

Командир собирает разведчиков вокругсебя, смотрит в бинокль, объясняет разведчикам, что для выполнения задания надо преодолеть препятствия:

1. «Колючая проволока» -проползти по –пластунски под столом;

2. «Минное поле» -пройти «змейкой» сквозь кегли;

3. «Болото» -прыжки с коврика на коврик;

4. «Брось гранату в цель» -метание мячиков в корзину.

Командир предупреждает, что нужно всё делать неслышно, осторожно, чтобы враг не заметил. В штабе их встретит другой командир (младший воспитатель) и передаст важный документ, который нужно будет принести в нашу военную часть.

Дети самостоятельно преодолевают препятствия и возвращаются тем же путём в«военную часть», отдают конверт командиру.

Врач и медсестра вновь осматривают возвратившихся разведчиков.

Командир благодарит за службу разведчиков, вскрывает конверт, в котором находятся ордена для участников игры.

-Ребята, сегодня вы научились играть в военную игру и можете играть в неё самостоятельно и командиром может быть кто-то из вас.



Предварительный просмотр:

Конспект сюжетно - ролевой игры в подготовительной группе

Сюжетно - ролевая игра «Космическое путешествие»

•        Принцип непрерывности (сюжетно ролевая игра была построена на основе предыдущей деятельности и совместных действий воспитателя и детей);

•         Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);

•        Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);

•        Принцип психологической комфортности.

Цель: закрепить знания детей о космосе, планетах Солнечной системе.

Задачи: 

1. Формировать сознательное отношение к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, из социальную значимость.

2. Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.

3. Развивать самостоятельность, умения соблюдать правила и нормы поведения в игре.

4. Способствовать более широко и творчески использовать в играх знания дошкольников о космосе с помощью многофункциональных центров,

5. Способствовать обогащению словаря детей.

6. Воспитывать доброжелательность, умение договариваться, учитывать желания товарищей.

         Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы:

•        словесный метод (рассказ воспитателя, диалоговая беседа, считалочка);

•        наглядный метод (иллюстрации, использование ТСО,ИКТ);

•        приём эмоциональной заинтересованности;

•        игровой приём;

•        использование проблемной ситуаций.

Решение задач осуществляется через следующие виды деятельности:

•        познавательно-поисковая деятельность (закрепление знаний о космосе, планетах Солнечной системы);

•        коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со сверстниками и воспитателем);

•        музыкально-художественная деятельность (музыкальное сопровождение);

•        двигательная деятельность (подвижная игра, физминутка);

•        игровая деятельность.

Словарная работа: земляне, планета, марсиане, космонавт, космонавт-исследователь, астронавты, штурман, оператор, инопланетяне, кратер, спутники, космодром, пульт управления, стартовая площадка.

Предварительная работа:

-знакомство детей со звездами, созвездиями, легендами о созвездиях;

-знакомство детей с планетами (чем они отличаются от звезд и созвездий) ;

-знакомство детей с Луной и Солнцем (почему на Земле бывают день и ночь)

-знакомство детей с космосом (обсуждение вопросов: Почему в космос летают на ракете? Почему и как летит ракета? Как устроена ракета? Зачем космонавту скафандр? И т. п);

-рассматривание книг и иллюстрированных альбомов о космосе;

-просмотр презентаций о полётах в космос;

-чтение глав из книг «Почемучка», «Малышам о звездах и планетах», «Веселая астрономия», «О чем рассказал телескоп» «Тайна третьей планеты»;

- просмотр познавательных мультфильмов «Незнайка на луне», «Почемучка», «Астрономия для самых маленьких»

-изготовление атрибутов для игры.

 «Космическое путешествие»

Атрибуты: многофункциональный центр «Космос», бейджи, пульт управления, карта полёта, наушники. Для исполнения роли (“тубы с провизией”), роли врача (походная аптечка, витамины, “тубы с провизией”), учёным – пробирки, кисточки, лупа, лаборатория; журналистам – фотоаппарат, видеокамера, блокноты с ручкой; астронавту – скафандр, дыхательные аппараты; спасателям – лазерные пистолеты; звукозаписи пуска ракеты, песни группы «Земляне» - «Земля в иллюминаторе..» ; интерактивная доска, компьютер; презентация «Космос» ,запись детского образовательного  мультипликационного фильма Роберта Саакянца «География для самых маленьких»; наглядные пособия.

ХОД ИГРЫ:

Создание проблемной ситуации:

Ребята сегодня я хочу предложить вам поиграть в игру.

Раздаётся сигнал “Тревога” (SOS). (СЛАЙД 2)

В– Ребята, как вы думаете, что это такое? ( ответы детей)

В–Правильно, кто – то попал в беду и посылает нам сигналы бедствия, чтобы мы спасли его.

А давайте мы с вами узнаем кто же подаёт сигналы SOS.

В– Ребята, по- моему этот сигнал SOS из космоса.

В–  А что такое космос? (ответы детей.)

В- Какие планеты Солнечной системы вы знаете? (ответы детей)

В– А мы с вами на какой планете живём? (Земля).

В– Как же нам попасть в космос? ( ответы детей-Построить космический корабль и т. д. )

В– Поднимите руки, кто хочет полететь в космос? Для путешествия нам нужно выбрать команду.

– Ребята людей каких профессий нам необходимо взять с собой? ( Командир корабля. Штурман – помощник командира ; врач – вдруг кто-то заболеет; астронавтов – во время остановки на планетах они  будут выходить из корабля и брать грунт для исследований. тележурналистов – они снимут фильм о космосе, напишут статью в газету; учёные-исследователи . Для путешествия нам нужно выбрать руководителя полётов. Если вы не против Руководителем полётов- буду я.

Воспитатель: Приступить к строительству космического корабля! (Дети строят, одновременно, взяв на себя ту или иную роль, готовятся к её выполнению запасаясь необходимым материалом).

 Воспитатель: Ребята наш космический корабль готов. Давайте назовём космический корабль- «САЛЮТ»

Воспитатель: . Для путешествия нам нужно выбрать руководителя полётов. Если вы не против Руководителем полётов- буду я.

Руководитель полёт: прошу занять места в космическом корабле согласно выбранной роли.

Руководитель полётов: Объявляю, трёхминутную готовность!

Штурман: Есть трёх минутная готовность!

Руководитель полётов: Командир корабля экипаж к полёту в космос готов?

Командир корабля: Экипаж готов к полёту в космос!

Руководитель полётов: Штурман корабль к полёту готов?

Штурман: Корабль готов к полёту в космос!

Руководитель полётов: Приготовиться к старту! Проверить кислород, радиосвязь, пристегнуть ремни! Внимание!

Руководитель полётов: Начинаем отсчёт

Штурман: Есть отсчёт!

10....5-4-3-2-1! Пуск.

Штурман: Есть пуск! (Запись пуска ракеты).   (СЛАЙД 3)

Руководитель полётов: Штурман! Приём! Приём! Как слышите? Есть перегрузки?

Штурман: Спасибо! Всё нормально, полёт продолжается!     (СЛАЙД 4)

Командир. «Земля», «Земля», на связь вызывает «Салют». Как слышите? Прием!

Руководитель полётов: «Салют», «Салют», слышу вас хорошо. Мимо чего вы сейчас пролетаете? Прием!

Командир корабля: Вот мы и попали в открытый космос.  Посмотрите в иллюминаторы. Мы видите Солнце и планеты.      (Слайд 5)

- Все планеты, находящиеся около Солнца, называются Солнечной системой.

Командир корабля: Держим курс на планету, которая ближе всех других к Солнцу. Это планета Меркурий.

Штурман: Есть держать курс на Меркурий!

(Звучит аудиозапись «Электронная музыка»)       (СЛАЙД 6)

Командир корабля: И вот прямо перед нами Меркурий!      (Слайд 7)

- Эта планета ближе всех к Солнцу, Солнце с Меркурия кажется огромным. Меркурий – планета маленькая. Солнце очень сильно разогревает поверхность.  Стоит сильная жара. Потом наступает чёрная, долгая ночь. Ночью очень холодно.

Руководитель полётов: «Салют», «Салют» приём!   Как вы думаете. Можно спускаться на Меркурий? (ответы детей).

Командир корабля: Журналисты, подготовьте репортаж о Меркурии, сфотографируйте эту планету, опишите её.

 (Журналисты выполняют свои обязанности).( раскраски)

Командир корабля: Раз высадка на планету невозможна, продолжаем наш полёт.  Ближайшая к Меркурию планета – это Венера. Держать курс на Венеру!

Штурман: Есть держать курс на Венеру!

(СЛАЙД 8).

Командир корабля: Врачи, накормите экипаж! (Врач раздаёт экипажу тубы с продуктами).

Командир корабля: Вот и Венера!     (Слайд 8)

Штурман- Венера вторая от Солнца планета. Горячие солнечные лучи сильно раскаляют поверхность планеты. На Венере нет ни лесов, ни морей. Воздух на этой планете ужасно ядовитый и тяжёлый.

Командир корабля:  Раз высадка на планету невозможна, продолжаем наш полёт.

Журналисты фотографируют поверхность Венеры, делают зарисовки.

Руководитель полётов: «Салют», «Салют», продолжайте ваш полёт. Прием!

В Солнечной системе после Венеры - Земля.     (СЛАЙД 9) 

Прошу экипаж расскажите, пожалуйста, как выглядит Земля из космоса. На что похожа?

Астронавты: Наша земля кажется маленьким шариком. Мы видим на ней синие пятна это океаны, моря, реки, озера. Есть и белые пятна ледники в горах, коричневый цвет суша.

Руководитель полётов: - Вы хотите вернуться домой?

Командир корабля: - Нет, мы продолжаем наш полёт

Руководитель полётов: МОЛОДЦЫ! Продолжайте полёт. Дальше куда вы  держите курс?

Руководитель полётов: Внимание на экран вот фотография планеты с которой приходит сигнал SOS.     (СЛАЙД10)

Командир корабля: - Эта планета сильно похожа на Марс. Держим курс на МАРС.

Штурман: Есть, держать курс на Марс!     (СЛАЙД10)

Командир корабля: Штурман берите управление кораблём на себя, я проверю команду.

Врач, проверяет здоровье экипажа (астронавтов и журналистов). (Врач ставит градусники, выдаёт витамины…)

Врач: Дорогие космонавты! Напоминаю, что сейчас по расписанию вы должны отдыхать.

Врач: необходимо сделать космическую разминку.

(Космическая разминка)    ( СЛАЙД11)

 КУКУТИКИ - Зарядка - Песенка мультик для детей

Командир корабля: Смотрите в иллюминаторы. Вот он – Марс.

 (Слайд 12)

- Марс – четвёртая планета Солнечной системы, он близкий сосед Земли. Издали эта планета очень похожа на Землю. Как и на Земле, на Марсе бывают дни и ночи, а так же зима, весна, лето и осень. Красный цвет планеты объясняется тем, что в её почве содержится много железа. Красным он кажется и с Земли.     (СЛАЙД 12)

Руководитель полётов: Задание экипажу: обследовать планету и доложить о том, что увидели. Астронавтам  взять пробы грунта. Журналистам сделать репортаж.

(Тележурналисты всё снимают на видеокамеру, фотографируют, записывают).

Командир корабля: Астронавтам приготовиться к выходу из корабля!

Астронавты: Есть приготовиться к выходу из корабля!     (СЛАЙД13)

(Штурман в это время на магнитном табло выкладывает планеты по возрастанию от солнца)

Врачи готовятся к встрече астронавтов из открытого космоса

Командир корабля (объявляет) становится опасно и вам надо возвращаться на корабль.

Руководитель полётов:(когда дети вернутся на корабль:): «Салют» Приём! Командир корабля вы побывали на трёх планетах, а тех, кто подавал сигнал бедствия  обнаружили? Приём.

Командир корабля: «Земля», «Земля» Приём! Нет не обнаружили

Руководитель полётов: «Салют» Приём! На вашем корабле запасов кислорода, которым вы дышите, осталось немного. Поэтому вам надо возвращаться на Землю.

Командир корабля: Внимание, экипаж! Занять всем свои места на нашем корабле! Летим назад на Землю.

Штурман: Есть приготовиться к возвращению на Землю!

Командир корабля: Пристегнуть ремни, начать отсчёт времени: 5-4-3-2-1-0 – пуск!

Штурман: Есть пуск!     (СЛАЙД14)

Руководитель полётов: Приготовиться к приземлению!

Штурман: Есть, приготовиться к приземлению!

Руководитель полётов: Экипажу приготовиться к выходу из корабля!

Штурман: Есть, приготовиться к выходу из корабля!

Руководитель полётов: Разрешаю всем покинуть корабль!

Командир корабля отдаёт пробирки с марсианским грунтом учёным, они проводят исследования.

Журналисты показывают газету которая у них получилась.

Берут у космонавтов интервью. Дети смотрят фильм который снял оператор.    (СЛАЙД 15)

Учёные проведя эксперимент делают вывод, что МАРС и есть планета   «Железяка» с которой приходит сигнал SOS .

Воспитатель: Ребята мы не нашли тех кто подавал сигнал бедствия, но зато мы побывали на планете МАРС и увидели две другие планеты (какие?) и нашу планету Земля увидели из космоса. Определили, что планета Марс и есть планета «Железяка».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-ролевой игры "Музей"

Конспект составлен по итогам работы по музейно-педагогической программе "Здравствуй, музей!"  Задачи конспекта воспитывать  эмоциональный отклик на художественный образ произведения, учить о...

Конспект сюжетно–ролевой игры Тема: «Лесные забавы» (экскурсия в лес) в младшей группе

План – конспект сюжетно ролевой игры по теме: «Лесные забавы»(младшая группа)...

Моделирование сюжетно -ролевой игры "Поликлиника" старшая группа Конспект сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"

Содержание игры:Способы вовлечения в игру детей, имеющих различные способности, особенности и интересы.Ситуация удивления для развития и обогащения сюжета.Усложняющие занятия для детейОборудование...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница для игрушек» по руководству сюжетно - ролевой игрой «Больница для игрушек» во 2 младшей группе

Задачи :1) познакомить детей с работой больницы, формировать у детей представленияо профессии врача и медицинской сестры, развивать интерес к работебольницы;2) формирование игровой деятельности:...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Супермаркет» в подготовительной группе Конспект НОД «Супермаркет»

Конспект сюжетно-ролевой игры «Супермаркет» в подготовительной группе....

Конспект сюжетно-ролевой игры «Лесная больница» во второй младшей группе «В» Тема: Сюжетно-ролевой игры «Лесная больница»

Конспект сюжетно-ролевой игры «Лесная больница» во второй младшей группеЦель: формирование игровых умений, создание условий для сюжетно-ролевой игры.Задачи:1. Формировать умение прини...