Ток - шоу "Можно ли обойтись без наказаний?"
консультация (старшая группа)

Дыжитова Оюна Николаевна

Работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami_mozhno_li_oboytis.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

ТОК-ШОУ «МОЖНО ЛИ ОБОЙТИСЬ

БЕЗ НАКАЗАНИЙ?»

Цель:

•     дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.

Предлагается обсудить разные точки зрения. Заранее можно подготовить «оппонентов» — людей с противоположными точками зрения на проблему. В ток-шоу принимают участие разные специалисты: психологи, педагоги, юристы, врачи, сами родители.

Ведущий. Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все — и взрослые, и дети, — о проблеме целесообразности применения наказаний.

Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков. Так, в пословицах и поговорках русского народа отражена необходимость физического наказания. Например, «Розгой в могилу ребенка не вгонишь, а калачом не выманишь», «Люби сына жезлом», * Ненаказанный сын —бесчестье отцу», «Кулаком да в спину — то и приголубьте сыну».

Вопросы к слушателям:

•     Как вы считаете, что дает наказание ребенку?

•     Как часто можно использовать этот метод?

•     Можно ли без него обойтись?

•     Есть ли приемлемые наказания?

•     Как вы расцениваете слова А. С. Макаренко о том, что в хорошей семье наказаний никогда, но бывает и это самый правильный путь семейного воспитания?

Первая позиция – «за» наказание. Их надо использовать так как ребенок делает назло, не понимает слов, а как только его шлепнут, сразу понимает. И родителям становится легче. «Нас били родители и ничего...» — говорят они. Не зря наказания использовали раньше.

Ведущий. Вероятно, вы замечали, что дети используют опыт воспитания своих родителей в играх и собственных суждениях?

Пример.

Девочка, увидев в руках у воспитателя пояс от платья, спрашивает: «А вы кого парите?» (то есть порете).

Комментарий юриста

В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. В ней сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь; ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Нарушение прав маленьких детей, их достоинства — вполне распространенное явление. Эти нарушения часто возникают в результате некомпетентных воспитательных воздействий на ребенка. Нормативными документами о защите прав ребенка являются «Конвенция о правах ребенка», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в ДОУ», закон РФ «Об образовании», Семейный и Уголовный кодексы. Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Дети имеют право на любовь и заботу. Ребенку необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. Например, ударить ребенка — означает нарушить его нрава. Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Определять только поступки, действия, говорить ребенку не «Ты плохой», а «Ты сделал плохо», не в Ты жестокий», а «Ты поступил жестоко». Давать только положительные авансы. Нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы, ни в коем случае не отнимать подаренного.

Аргументы против наказаний

Эту точку зрения представляет кто-либо из присутствующих (воспитатель, старший воспитатель, психолог).

Л. Н. Толстой писал: «Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают... Желание наказать есть желание мести».

Недопустимы физические наказания. Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия па ребенка. Имелись случаи, когда последствиями физических наказаний были ослабление слуха и нервные заболевания. Но самый большой вред заключается в том, что физические наказания унижают личность ребенка, убеждают его в собственном бессилии, порождают озлобление. Ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе, то есть те ценные качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно в нем воспитывать. Физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем. Рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми, дети со слабой нервной системой — боязливыми, вялыми, нерешительными. У тех и других вследствие физических наказаний возникает отчужденность в отношениях с родителями. Дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страх.

Можно предложить кому-либо из присутствующих привести примеры из опыта, приобретенного в собственном детстве: как на них повлияло несправедливое наказание со стороны близких людей, что они испытывали и т. д.

Вопрос:

• Каково ваше мнение по поводу высказывания П. Ф. Лес-гафта о том, что роль любящего слова велика и с ним не может сравниться никакое наказание.

Мнение врача психоневролога

Одна из характерных черт последних столетий — отказ человечества от использования резких болевых воздействий в воспитании, обучении, дрессировке. Болевые методы, не оправдавшие даже себя в уголовном наказании, не помогают при воспитании детей, затягивают дрессировку животного. Что такое боль? Это сигнал острой опасности для организма, требующий немедленных и энергичных мер, чтобы избежать этой опасности сейчас и наперед, остерегаться ее. Боль — биологически целесообразный сигнал. Например, лисенок накололся в лесу на иглы ежа и на опыте усвоил, что хватать ежей нельзя. Или другой пример — в рабовладельческом обществе надсмотрщик, угрожая бичом, заставлял раба напрягаться при переноске камней- И этот метод воздействия приносил рабовладельцу выгоду.

Суть воспитания сегодня — создание у ребенка сложной системы тонких дифференцированных навыков труда, учебной работы, поведения. Полагаться здесь на резкие методы воздействия не только негуманно и несовременно, но и попросту бессмысленно с точки зрения психофизиологии. Ребенка проще обучить бытовым и трудовым навыкам, не наказывая за ошибки, а мягко поправляя, ибо, боясь наказания, человек чаще всего совершает ошибку. Страх перед болью хотя и усиливает желание ее избежать, но мешает деятельности. Болевое воздействие вызывает реакции ярости или страха. Сегодня оружие воспитателя — доброе слово, терпеливое разумное воздействие, помощь, поддержка. Итак, принцип физических наказаний недопустим не только с точки зрения педагогики, но и психофизиологии. Такое «воспитание» противоречит самой человеческой природе.

Вопрос к слушателям:

•   В чем, по-вашему, заключается вред запугивания ребенка?

Часто взрослые грозятся отдать ребенка дядьке, посадить в мешок, уйти, сделать укол и т. д. Можно провести по этому вопросу дискуссию. Обратить внимание на последствия этих методов воспитания. Часто взрослые не выполняют обещанное, и ребенок привыкает к угрозам. В то же время использование угроз и различных видов запугивания ребенка приводит к появлению детских страхов, тревожности. Ребенок начинает бояться темноты, одиночества, врачей.

Комментарий психолога

Психологи посвятили много исследований самоанализу человека, который называется по-разному: восприятие себя, образ себя, оценка себя, а чаще — самооценкой. Самооценка сильно влияет на судьбу человека. Так, дети с низкой самооценкой, но вполне способные, хуже учатся, плохо ладят со сверстниками и учителями, менее успешны потом во взрослой жизни- Основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка и зависит от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к недостаткам и промахам, он вырастает с положительным отношением к себе. Ели же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной. Ребенок воспринимает себя таким, каким его видят другие. Положительное отношение к себе — основа психологического выживания, и дети постоянно ищут и даже борются за него. Каждый ребенок ждет подтверждения, что он — хороший, что его любят, что он может справиться с любыми делами. Это — естественные стремления всякого человека, составляющего отношение к себе. По мнению ученых, эмоциональный комфорт ребенка в семье является важным условием его нормального развития и благополучного вхождения в мир культуры и социальных отношений. Исследования психологов свидетельствуют, что чувства, сформированные в раннем детстве, впоследствии переносятся на другие объекты и других людей, формируя у каждого человека особый стиль отношений с окружающими. Формирующееся отношение ребенка к другим людям определяется прежде всего отношением к нему самому родных и близких в семье.

Вопрос:

•     Есть ли педагогически оправданные наказания? Если да, то какие?

Смысл наказания — воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда.

Мнение педагога

Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребенка.

Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять В. Л. Леви.

•  Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.

• Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.

•  Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.

■ Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.

•     Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан — прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках— ни слова.

•     Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий,

,   сразу после физической или духовной травмы.

•     Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.

•     Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.

•     Наказание не должно вредить здоровью.

•     За один проступок — одно наказание.

Как показывают исследования психологов, для родителей порой характерно так называемое эгоцентрическое поведение, то есть им трудно понять особенности поведения ребенка, несхожие с их представлением о должном.

(Эти рекомендации можно подготовить заранее в письменном виде или распечатать как памятки для родителей.)

Комментарий психолога

Наказание является самым слабым средством подавления у детей нежелательных поступков. У ребенка в возрасте от 3 до 5 лет затормозить реакцию с помощью наказания удается только в 47% случаев. Поощрение, например когда ребенка хвалят за то, что он удержался от плохого поступка, является более сильным средством. Эффект наказания от раза к разу слабеет, и в этом заключается его недостаток. Например, ребенок стремится взять в руки какую-либо вещь, которую ему не разрешают брать. За непослушание его ставят в угол, однако через некоторое время он опять пытается взять эту вещь, и его снова наказывают.

Установлено, что запрет действует лишь в том случае, если он используется до того, как ребенок хотя бы однократно осуществил запрещаемое действие. Если он проделал это действие уже один или несколько раз, например, взял предмет, который брать запрещено, то в дальнейшем даже полный запрет и наказание подавляют эту реакцию только частично и не во всех случаях. Однократное наказание не может угасить действие системы условных рефлексов.

Педагогам и родителям приходится постепенно усиливать свои меры наказания, и оно в таком случае травмирует нервную систему ребенка. Результаты при этом бывают еще хуже.

Брать слово с ребенка также ненадежное воспитательное средство. Если у него нет навыков самостоятельных занятий, то сколько обещаний он ни даст, выполнить их все равно не сумеет. Этот метод лишь подрывает веру ребенка в свои силы и ухудшает эмоциональный фон выработки новой системы рефлексов.

Ситуация для анализа

Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов он подавился и начал кашлять. Его наказали — поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец спросил его:

—  Будешь еще так делать?

—  Нет, — ответил малыш.

—  А ты понял, за что тебя наказали? — догадался спросить отец.

— Да, за то, что кашлял, — ответил ребенок.

Вопрос:

■   Какими могут быть последствия взаимонепонимания?

Можно предложить родителям поделиться опытом воспитания, применения эффективных, по их мнению, наказаний, имеющих педагогическую целесообразность. Например, если ребенок нагрубил, обидел старшего, то ему запрещают смотреть мультфильм. Но может возникнуть вопрос: а как же можно наказывать?

Ведущий предлагает родителям самостоятельно назвать педагогически оправданные наказания.

К педагогически оправданным наказаниям относятся перечисленные ниже:

•     замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;

•     выговор — серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

•     лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.

Метод игнорирования спорный, он заключается в том, что с ребенком не общаются близкие люди, но и в этом случае он должен знать, за что наказан. Игнорировать ребенка можно не больше нескольких минут.

Целесообразно также предложить дискуссию о целесообразности использования этого метода. Например, противники его считают, что так можно целый день прообижаться. Сторонники же приводят аргументы, подтверждающие обратные.

•     Недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью.

•     Иногда можно использовать наказания как метод «естественных последствий»: насорил — убери за собой. Кроме того, очень полезно дать понять ребенку, что он сам страдает из-за своего непослушания. Например, опоздали на автобус, и теперь его придется долго ждать; или же вовремя не захотел убрать игрушки — меньше времени останется на занятие любимым делом.

•     Осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызвать потерю родительского доверия.

•     Недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запрещения вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Взрослые должны четко определить, что ребенку можно, а что нельзя, мотивировать это.

Рекомендуется отвлечь малыша. Так, маленькому ребенку можно напомнить, что он хотел рассказать о чем-то, предложить вместе чем-нибудь заняться и т. д. Но если этот метод не помогает и ребенок продолжает настаивать на своем, надо набраться терпения и не реагировать на его капризы. Здесь, безусловно, важно единство требований со стороны всех взрослых: стоит одному из них проявить слабость, пожалеть ребенка, разрешить сделать то, за что поругали, как весь эффект наказания будет нивелирован.

Ситуация для анализа

—  Папа, а меня Нина Петровна похвалила! Я запомнила стихотворение быстрее всех! Хочешь расскажу? — Девочка радостно скачет, ей не терпится поделится с отцом удачей.

— Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера! — строго говорит отец.

Лицо дочери меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости... Дома девочка делает еще один заход:

—  Мама, хочешь, расскажу стихотворение про елочку?

—  Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь.

Вопросы:

•    Что испытывает ребенок в подобном случае, когда родители не стремятся его понять, разделить его радость?

•    Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам дочки?

•    Как вы относитесь к делам ребенка?

•    Стараетесь ли поддержать его стремление поделиться с вами своими радостями и огорчениями?

Комментарий психолога

У ребенка имеется потребность в общении с близкими людьми. Если родители не реализуют ее, то ребенок найдет другого человека, с которым будет общаться, делиться своими проблемами. Так, иногда дети попадают в сомнительные компании. Иногда родители удивляются, почему они последними узнают о событиях в жизни их ребенка.

Ситуация для анализа

Мама говорит четырехлетнему сыну:

—  Пора спать. А сын заявляет:

— Не хочу!

Мама делает вид, что не слышит ответа сына, и продолжает:

— Кого же ты сегодня возьмешь с собой смотреть сны — мишку или зайца?

И вот уже мальчик тянется к зайцу, послушно ложится спать. Вопросы

•    Почему сначала сын отказался ложиться спать, а потом согласился?

•    Какой прием использовала мама? Вы используете подобные приемы?

•    В чем их эффективность, на ваш взгляд?

Родителям предлагается высказать свою точку зрения, обосновать ее.

Подведение итогов ведущим

Наказание — сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях свое остроумие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Можно ли обойтись без наказаний" - материал к родительскому собранию

Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих   обстоятельств. Можно ли обойтись без наказаний? - вот вопрос, который предлагается родител...

Можно ли обойтись без наказаний?

Конспект родительского собрания в старшей группе «Можно ли обойтись без наказаний?»...

Можно ли обойтись без наказаний

Педагогический семинар для родителей...

Беседа "Можно ли обойтись без наказаний?"

Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их. Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с ко...

«Можно ли обойтись без наказаний?» с родителями второй младшей группы №8

Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их....

Беседа "Без рук никому не обойтись!"

Развлекательная беседа с детьми...

Ток-шоу "Можно ли обойтись без наказаний?"

дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их....