Инновационные технологии и приёмы обучения хоровому пению
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

 Мастер – класс для музыкальных руководителей «Инновационные технологии и приёмы обучения хоровому пению в детском саду»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Муниципальное казенное дошкольное    

                 образовательное учреждение «Детский сад№18»

      Левокумского муниципального округа  Ставропольского края

                         мастер – класс для

               музыкальных руководителей

       «Инновационные технологии и приёмы

      обучения хоровому пению в детском саду»

Похожее изображение

                                                      Подготовила:

                                                                             музыкальный руководитель

                                                                «Детского сада №18»    

                                                        Волобуева Г.М.  

2022год.

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов посредством использования технологий и приёмов хорового пения в детском саду.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с опытом использования артикуляционных, дыхательных, дикционных и вокальных упражнений и их приёмами на практике;

-создать положительный эмоциональный климат у участников используя приёмы вокальных технологий, как одну из форм организации мастер-класса;

-способствовать развитию профессионально –творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путём создания условий для индивидуальной и коллективной работы.  

Ожидаемые результаты:

1. Практическое освоение педагогами методов и приёмов вокальных упражнений предлагаемых на мастер – классе.

2. Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в области вокально – хорового пения.

3. Рост мотивации мастер – класса к формированию собственного стиля творческой  деятельности.  

                                        Ход мастер - класса

Здравствуйте уважаемые коллеги!  

Я, музыкальный руководитель детского сада №18 с.Правокумского.

Предлогаю Вашему вниманимю мастер-класс на тему: «Инновационные технологии и приёмы обучения хоровому пению в детском саду.

Пение - удивительное искусство. Оно развивает не только музыкальный слух, но и эмоциональную отзывчивость, внимание, память, мышление. Кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную, активизирует слуховые и речевые способности. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь.  Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи.

Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата, поэтому на каждом занятии провожу разминку – артикуляционную гимнастику, игровой массаж, использую валеологические песенки – распевки. Эти упражнения развивают певческий голос, способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

Исполнение песен помогает ребёнку выразить свои чувства. Хоровое пение даёт возможность испытать единение с товарищами.Существенное различие заключается в методах и приёмах. Вся дошкольная педагогика, в том числе и музыкальная, опирается на игровую методику, которая позволяет достигнуть хороших результатов в обучении.

Работа с хором в разделе пения состоит из двух этапов: речевой этап и работа над песней. Основными видами деятельности речевого этапа являются:

- Игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание

Наш мастер – класс будет проходить в игровой форме. И я предлагаю вам отправиться в мир мультипликации. Все мы в детстве очень любили мультфильмы, как и любят их сейчас наши дети и знали же конечно всех героев своих любимых мультфильмов.

Давайте же вспомним героев мультфильма, «Вини-Пух».

Вини-Пух – медвежонок, Его лучший друг – Пяточёк, Ослик по имени –Иа-Иа.

Кролик,Тигр,Сова,Кенгуру – Кенга и малышРу.

И вот однажды Вини-Пух, Пяточёк и Кролик отправились в гости на день Рождения к одному из друзей Ослику по имени – Иа-Иа. Они очень долго думали, что же ему подарить на день Рождения и решили ему подарить каждый по воздушному шарику. Приготовив подарки, наши друзья отправились в дорогу. И вот проходят мимо одного из населённых пунктов они увидели красивое здание, от куда доносилось много детских голосов, это оказался детский сад №18. И им очень захотелось посмотреть сколько же деток находятся в этом саду.

  1. Игровой пример: дыхательное упражнение: «Тридцать три Егорки».

Цель:Помочь детям овладеть приемами певческого дыхания. Способствовать оздоровлению всей дыхательной системы.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика — это определенная последовательность дыхательных упражнений. При ее помощи лечатся заболевания бронхов, легких, а также улучшается общее состояние организма.

Дыхательная гимнастика Александры Николаевны Стрельниковойэффективна для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Как на горке, на пригорке

Жили тридцать три Егорки.

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…..

 Носиком набираем воздух и считаем Егорок на одном дыхании выпуская воздух маленькими порциями.

Детки были такими добрыми и гостеприимными, что наши друзья не смогли удержаться и подарили им воздушные шарики.

  1. Игровой пример: развивающие игры с голосом

Цель:умение правильно произносить в процессе пения слова и звуковые сочетания.

Умения петь связано с чётким пропеванием текста песен, выделением слов, имеющим смысловую нагрузку.

Умение определять высоту звучания в мелодии (регистр высокий, средний и низкий.)

Оставшись без подарков, они пошли за советом к своему другу мудрой Сове. И стали её звать.

Для развития дикции и артикуляции нам очень помогают скороговорки. Но говорить их просто так скучно и неинтересно. Поэтому предлагаю  использовать следующий игровой  пример:

 Говорим скороговорки голосом героев мультфильма: «Вини – Пух» (Медвежонок – Вини-Пух, Пяточёк, Кролик).

Скороговорка

Совушка – сова – большая голова

На суку сидела, головой вертела,

То направо

То налево

Ничего не разглядела  

Они позвали сову, и сова им дала совет, что лучший подарок это-подарок сделанный своими руками.

И наши герои стали продолжать свой путь.

Дорога была дальней, и нелёгкой в которой им пришлось преодолеть много препятствий.

  1. Игровой пример: речевая и ритмическая зарядка

Цель:учиться  соотношению длительностей звуков в их последовательности.

Научить чувствовать  ритмические фигуры, из которых складывается ритмический рисунок.

Оопределить количество ступенек в попевке, прохлопав и протопав ритм.

Научится выстраивать короткий и длинный ритм мелодии.

Песенки – попевки являются непременным условиям на занятии по вокалу.

  1. На поляне у реки,   (хлопки в ладоши)

Очень злые комары. (шаги на месте)

Раз, два не зевай,    (хлопки в ладоши)

Поскорее убегай!    (шаги на месте)

Преодолев все препятствия друзья наконец пришли к своему другу Иа-Иа.

Войдя в дом к Ослику, где уже находились пришедшие ранее друзья по правилам этикета, они поздоровались.

Исполнение на занятиях валеологических песенок – приветствий дают положительный настрой. Музыкальное приветствие способствует развитию у детей умения петь протяжно, напевно, учит протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз.

Цель: подготовить голоса детей от речевого этапа к пению используя валеологическиепесенки, направленные на развитие вокально-хоровых навыков.

Развивать  координацию движений с пением и пропеванием различных фонем, слогов, слов; снятие статического напряжения.

  1. Игровой пример: приветствие с движением «Рано утром»

Утром рано мы проснулись (потягиваются)

Солнышко! Солнышко! (фонарики вверху)

Выпиваю  чаю я (одна ладошка - блюдце, другая - чашка, подносим ко рту, как - будто пьём)

До донышка, донышка (стучим кулачком по ладошке)

Ем на завтрак бутерброд (кладём одну ладошку на другую)

С маслицем, с маслицем (гладим одну ладошку другой)

Ну-ка вместе, ну-ка дружно:

Здравствуйте!

- Здравствуйте!

Но, что же делать ведь Вини-Пух, Пяточёк и кролик пришли без подарка и тогда в качестве подарка они решили показать свои кулинарные способности и приготовить к праздничному столу своё фирменное блюдо, которое у них очень вкусно получалось – это «Щи».

  1. Игровой пример: распевка с движениями «Щи»

Цель:Развитие певческой интонации, певческого голоса.

 Формирование координации слуха и голоса, благодаря которой возможна точность воспроизведения музыкальных звуков.

Распевание (разогревание) голосового аппарата служит цели приведения его в готовность для выполнения сложных певческих заданий.

Любое вокальное занятие должно начинаться с распевания, потому что в формировании звука задействованы многие группы мышц. Распевание разогревает голосовые связки, подготавливая их к работе. Распевание у певцов сходна с разминкой у спортсменов. Как и спортсменам, вокалистам необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к дальнейшим профессиональным нагрузкам.

Распевка "Щи" Лидии Раздобариной

Мы капусту  (картошку, морковку, петрушку, огурчик) порубили

и в кастрюльку положили,

до чего же вкусные

будут щи капустные!

Щи удались на славу и все гости и сам именинник остались довольными.

  1. Игровой пример: о правильной певческой позиции.

Цель:  следить за правильным положением осанки ребенка перед началом пения.

Всегда напоминаю детям о правильности посадки во время пения :

Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонѐнной вперѐд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

Смотрим в право вдох, выдох

Смотрим в лево вдох, выдох

Смотрим прямо далеко

Дышим ровно, глубоко

Спинка ровная у нас

Впереди занятья час

День Рождения – это праздник радости и веселия и наши друзья запели песню.

Исполняется песня: «Мир похож на цветной луг»

Заключительная часть или рефлексивный этап

С набором различных методов и приёмов, комплектом дидактических игр и пособий, используя в практической деятельности информационно-коммуникационные технологии в соответствии с ФГОС ДО, мы сможем научить наших воспитанников полюбить песню, сам процесс пения, и, музыку в целом!

В заключении хочется сказать: играйте с детьми, как можно больше, ведь если создать ребенку игровую ситуацию, красочно описать то, что ему нужно сделать, то и сам процесс занятия  будет происходить гораздо быстрее,  легче и интереснее.

Литература.

1.Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М., Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 176с.

  2. Методические издания по дополнительной образовательной услуге «Хор»:Кацер О.В., Игровая методика обучения детей пению. – С.-Петербург, «Музыкальная палитра», 2008. – 56с.

3. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио, - СПб.: Издательство «Лань».1999. – 64с.

4. Меньших И., С музыкой растем, играем и поем: сборник песен и игр для детей дошкольного возраста, - Ростов – на  - Дону: Феликс, 2007. – 57с.

5. Тарасова К.В., Диагностика музыкальных способностей  детей дошкольного возраста: методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, - М.,  центр «Гармония», 2002. – 35с.

6. Трубникова М.А., Музыкальные ступеньки: игры и развлечения с детскими музыкальными инструментами, - М., 1998.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№18» Левокумского муниципального округа Ставропольского края «Инновационные технологии и приёмы обучения хоровому пению в детском саду» Подготовила: музыкальный руководитель «Детского сада №18» Волобуева Г.М. 2022год. мастер – класс для музыкальных руководителей

Слайд 2

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов посредством использования технологий и приёмов хорового пения в детском саду. Задачи: - познакомить участников мастер-класса с опытом использования артикуляционных, дыхательных, дикционных и вокальных упражнений и их приёмами на практике; -создать положительный эмоциональный климат у участников используя приёмы вокальных технологий, как одну из форм организации мастер-класса; -способствовать развитию профессионально –творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путём создания условий для индивидуальной и коллективной работы. Ожидаемые результаты: 1. Практическое освоение педагогами методов и приёмов вокальных упражнений предлагаемых на мастер – классе. 2. Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в области вокально – хорового пения. 3. Рост мотивации мастер – класса к формированию собственного стиля творческой деятельности.

Слайд 3

- Игры и упражнения, развивающие речев ое и певческое дыхание Пение - удивительное искусство. Оно развивает не только музыкальный слух, но и эмоциональную отзывчивость, внимание, память, мышление. Кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную, активизирует слуховые и речевые способности. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата, поэтому на каждом занятии провожу разминку – артикуляционную гимнастику, игровой массаж, использую валеологические песенки – распевки . Эти упражнения развивают певческий голос, способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка. Исполнение песен помогает ребёнку выразить свои чувства. Хоровое пение даёт возможность испытать единение с товарищами. Существенное различие заключается в методах и приёмах. Вся дошкольная педагогика, в том числе и музыкальная, опирается на игровую методику, которая позволяет достигнуть хороших результатов в обучении. Работа с хором в разделе пения состоит из двух этапов: речевой этап и работа над песней. Основными видами деятельности речевого этапа являются:

Слайд 6

Игровой пример: дыхательное упражнение: «Тридцать три Егорки». Цель: Помочь детям овладеть приемами певческого дыхания. Способствовать оздоровлению всей дыхательной системы. Дыхательная гимнастика Дыхательная гимнастика — это определенная последовательность дыхательных упражнений. При ее помощи лечатся заболевания бронхов, легких, а также улучшается общее состояние организма. Дыхательная гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой эффективна для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Как на горке, на пригорке Жили тридцать три Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Слайд 8

Игровой пример: развивающие игры с голосом Цель: умение правильно произносить в процессе пения слова и звуковые сочетания. Умения петь связано с чётким пропеванием текста песен, выделением слов, имеющим смысловую нагрузку. Умение определять высоту звучания в мелодии (регистр высокий, средний и низкий.) Для развития дикции и артикуляции нам очень помогают скороговорки. Но говорить их просто так скучно и неинтересно. Поэтому предлагаю использовать следующий игровой пример: Говорим скороговорки голосом героев мультфильма: «Вини – Пух» (Медвежонок – Вини-Пух, Пяточёк, Кролик). Скороговорка Совушка – сова – большая голова На суку сидела, головой вертела, То направо То налево Ничего не разглядела

Слайд 10

Игровой пример: речевая и ритмическая зарядка Цель: учиться соотношению длительностей звуков в их последовательности. Научить чувствовать ритмические фигуры, из которых складывается ритмический рисунок. Определить количество ступенек в попевке , прохлопав и протопав ритм. Научится выстраивать короткий и длинный ритм мелодии. Песенки – попевки являются непременным условиям на занятии по вокалу. На поляне у реки, (хлопки в ладоши) Очень злые комары. (шаги на месте) Раз, два не зевай, (хлопки в ладоши) Поскорее убегай! (шаги на месте)

Слайд 12

Игровой пример: приветствие с движением «Рано утром» Цель: подготовить голоса детей от речевого этапа к пению используя валеологические песенки, направленные на развитие вокально-хоровых навыков. Развивать координацию движений с пением и пропеванием различных фонем, слогов, слов; снятие статического напряжения. Исполнение на занятиях валеологических песенок – приветствий дают положительный настрой. Музыкальное приветствие способствует развитию у детей умения петь протяжно, напевно, учит протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Утром рано мы проснулись (потягиваются) Солнышко! Солнышко! (фонарики вверху) Выпиваю чаю я (одна ладошка - блюдце, другая - чашка, подносим ко рту, как - будто пьём) До донышка, донышка (стучим кулачком по ладошке) Ем на завтрак бутерброд (кладём одну ладошку на другую) С маслицем, с маслицем (гладим одну ладошку другой) Ну-ка вместе, ну-ка дружно: Здравствуйте! - Здравствуйте!

Слайд 15

Игровой пример: распевка с движениями «Щи» Цель: Развитие певческой интонации, певческого голоса. Формирование координации слуха и голоса, благодаря которой возможна точность воспроизведения музыкальных звуков. Распевание (разогревание) голосового аппарата служит цели приведения его в готовность для выполнения сложных певческих заданий. Любое вокальное занятие должно начинаться с распевания, потому что в формировании звука задействованы многие группы мышц. Распевание разогревает голосовые связки, подготавливая их к работе. Распевание у певцов сходна с разминкой у спортсменов. Как и спортсменам, вокалистам необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к дальнейшим профессиональным нагрузкам. Распевка "Щи" Лидии Раздобариной Мы капусту (картошку, морковку, петрушку , огурчик ) порубили и в кастрюльку положили, до чего же вкусные будут щи капустные!

Слайд 17

Игровой пример: о правильной певческой позиции. Цель: следить за правильным положением осанки ребенка перед началом пения. Всегда напоминаю детям о правильности посадки во время пения : Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклон ѐ нной впер ѐ д , не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя. Смотрим в право вдох, выдох Смотрим в лево вдох, выдох Смотрим прямо далеко Дышим ровно, глубоко Спинка ровная у нас Впереди занятья час

Слайд 21

Заключительная часть или рефлексивный этап С набором различных методов и приёмов , комплектом дидактических игр и пособий, используя в практической деятельности информационно-коммуникационные технологии в соответствии с ФГОС ДО, мы сможем научить наших воспитанников полюбить песню, сам процесс пения , и, музыку в целом! В заключении хочется сказать: играйте с детьми, как можно больше, ведь если создать ребенку игровую ситуацию, красочно описать то, что ему нужно сделать, то и сам процесс занятия будет происходить гораздо быстрее, легче и интереснее.

Слайд 22

С П А С И Б О ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение хоровому пению дошкольников

Мастер-класс по обучению хоровому пению дошкольников...

Обучение хоровому пению – важнейший вид деятельности в развитии дошкольников. Консультация для воспитателей детского сада.

Музыкальное занятие в детском саду - единственное занятие, включающее  различные  виды деятельности. А именно: пение, музыкально-ритмические движения, слушание и анализ музыкальных произведе...

Использование инновационных технологий воспитания и обучения детей с ОНР

Использование мнемотехники как средства развития речи у детей с ОНР позволяет расширить возможности обучения ребенка и вовлекает его в процесс занятия....

Консультация для педагогов МДОУ " Использование инновационных технологий в вокально-хоровом пении"

Консультация для педагогов МДОУ " Использование инновационных технологий  в вокально-хоровом пении"...

Инновационные технологии, применяемые в обучении элементам грамоты детей дошкольного возраста

Инновационные технологии, применяемые в обучении элементам грамоты детей дошкольного возраста...

Лепбук как инновационная технология в дошкольном обучении

Данная презентация представляет собой материал для ознакомления с технологией "Лепбук". Материал будет полезен как педагогам, так и родителям....