Слушание на музыкальных занятиях
учебно-методический материал (младшая группа)

Кандакова Елена Сергеевна

Выдающийся композитор Д.Д.Шостакович говорил: «Любителями  и знатоками музыки не рождаются, а становятся» поэтому я главной целью музыкального восприятия считаю научить детей слушать классическую музыку, проявлять эмоциональную отзывчивость на произведения музыкального искусства, которая способствует формированию у ребенка интереса к музыке, представлений о красоте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slushanie_na_muzykalnyh_zanyatiya_h_v_dou.docx25.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слушание музыки.

Выдающийся композитор Д.Д.Шостакович говорил: «Любителями  и знатоками музыки не рождаются, а становятся» поэтому я главной целью музыкального восприятия считаю научить детей слушать классическую музыку, проявлять эмоциональную отзывчивость на произведения музыкального искусства, которая способствует формированию у ребенка интереса к музыке, представлений о красоте.

 

В младших группах мы слушаем песни,  исполняемые на занятиях,  так как дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения. Слушание музыки я начинаю со средней группы потому что, у  детей четырех-пяти лет появляется заинтересованность в содержании произведения, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чём рассказывает музыка, появляется желание рассказать о впечатлениях после прослушанной пьесы.

У детей образное мышление,  поэтому в образовательной деятельности прослушиваем преимущественно произведения программного характера. В своей работе я использую учебное пособие «музыкальное развитие детей» О.П. Радыновой.

Задачи музыкального восприятия музыки

 1.воспитывать умение проявлять эмоциональную отзывчивость, сопереживание, развивать музыкальные способности и мышление детей;

2. развивать творческие способности дошкольников (образные высказывания о музыке);

3.расширять знания детей о музыке, поддерживать их интерес к музыкальному искусству, развивать представления о красоте и эстетический вкус;

4.побуждать к эмоциональной и словесной оценке музыки.

5.Познакомить с основными жанрами.

6.Научить сравнивать музыкальные произведения.

Слушание музыки проходит по трем этапам:

1. Первоначальное знакомство детей с музыкальным произведением.

2. Повторное слушание, разбор произведения, привлечения внимания детей к основным средствам музыкальной выразительности.

3. Узнавание произведения, уточнение отдельных средств выразительности.

 

Восприятие  музыки опирается на три взаимосвязанные между собой темы:

1.Какой характер  передаёт музыка?

Эта тема направляет внимание детей на эмоциональное содержание музыки (музыка грустная, весёлая,  ласковая,  праздничная, торжественная)

  2.О чём рассказывает музыка? (музыка может рассказать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях);

3.Как рассказывает музыка? (мелодия, ритм, динамические и регистровые нюансы, темповые изменения).

Репертуар для слушания музыки

Средняя группа:

I тема: «Чувства и настроения в музыке»

1.Л.В.Бетховен «Весело-грустно»

На начальном этапе слушание музыки спрашиваю у ребят: «Если у вас поломалась игрушка у вас какое настроение? Если вам подарили подарок?»

 Предлагаю послушать произведение и определить,  какое настроение передает нам музыка?

Дети: музыка передает разное настроение (веселое, грустное).

Предлагаю ребятам выбрать подходящие картинки соответствующие данному настроению (веселый гномик, грустный гномик и другие).

При повторном прослушивании: как мы можем изобразить движениям рук  грустное грустное, веселое? (дирижируем)

Эту пьесу написал замечательный композитор Л.В.Бетховен – показываю портрет композитора.

2.П.И.Чайковский «Новая кукла», «Болезнь куклы»

Сегодня мы познакомимся с двумя пьесами великого русского композитора П.И.Чайковского (показываю портрет), какое настроение передаст нам музыка? Прослушивание «Новая кукла», «Болезнь куклы»

Какая музыка по настроению? (веселая, радостная) (грустная, печальная)

Как вы думаете о чем нам музыка рассказывает? ( подарили новую игрушку, выглянуло солнышко) и ( наругала мама, поломал игрушку)

Как рассказывает нам музыка, она какая? ( веселая,быстрая ) и (медленная)

Предлагаю выбрать из изобразительного ряда подходящие картины.

3.Г.Свиридов «Ласковая просьба» - пьеса передающее настроение в музыке, работа  с детьми аналогична предыдущим произведениям.

Музыка передает не только настроение, но и черты характера человека.

Д.Кабалевский. Три подружки. «Плакса.Резвушка.Злюка»

Ребята, какая музыка бывает по настроению?

Но, музыка может передавать не только настроение,  но и характер человека. К нам в гости торопятся три девочки.

Плакса.

Какой характер музыки? (печальный, плаксивый, грустный)

О чем рассказала музыка? ( о том что человек грустный)

Как музыка передала характер? (плавная, медленная музыка)

Как мы можем нарисовать такую девочку? ( с улыбкой вниз, со слезами на глазах)

Как можем изобразить ? (собирать слезы, вытирать глаза, всхлипывать)

Резвушка

Какой характер музыки? (веселая, бодрая)

О чем рассказала музыка? ( о том что человек веселый)

Как музыка передала характер? (быстрая)

Как мы можем нарисовать такую девочку? ( с улыбкой)

Как можем изобразить ? (улыбаться, веселиться)

Злюка

Какой характер музыки? (злая, агрессивная)

О чем рассказала музыка? ( о том что человек веселый)

Как музыка передала характер? (быстрая, низкие звуки)

Как мы можем нарисовать такую девочку? (волосы в разные стороны, губы сжаты)

Как можем изобразить ? (драться, злиться)

Это произведение написал Д.Б.Кабалевский – российский композитор, который написал еще много интересных произведений для детей.

Произведения направленные на умение различать характер музыки, высказываться об эмоциональном-образном содержании и передавать характер музыки в движениях:

Д.Б.Кабалевский «Упрямый братишка»,

Р.Шуман «Смелый наездник»,

Р. Шуман «Всадник»,

Д.Б.Кабалевский «Клоуны»

«Мальчик – замарашка» обр.Т.Потапенко

Д. Б.Кабалевский «Лентяй»

С.Майкапар «Пастушок»

Кроме прослушивания и беседы о музыке мы используем инструменты для передачи характера музыки. Например: Д.Б.Кабалевский «Клоуны»

Какие инструменты мы можем использовать для передачи характера веселого клоуна и грустного?

Дети: Колокольчики веселое, праздничное звучание, а погремушки звучат тихо, осторожно для клоуна-неумехи.

    Во второй половине  февраля — тема раскрывает передачу образа ласковой и доброй мамы, настраивая детей на предстоящий праздник 8 Марта. На данном этапе важно научить детей различать оттенки настроений в пьесах с похожими названиями, различать средства музыкальной выразительности. Такие произведения как:

Е.Тиличеева «Мамин праздник», «Маме в день 8 марта»

А.Гречанинов «Материнские ласки»

П.Чайковский «Мама».

 

В старшей группе

II тема: «Песня, танец, марш» дает представление о «трех китах» Д. Б. Кабалевского. Учимся различать не только песню, танец и марш, но знакомимся с народными песнями различного характера.(плясовые, хороводные, колыбельные), движениями согласуем с ритмом и характером музыки и узнаем,  что музыка может иметь признаки двойственного жанрам ( танцевальность в песне, напевность в марше и т.д.)

Репертуар

Русская народные песни: «Со вьюном я хожу» ,«Ходила младешенька по борочку»

П.Чайковский «Комаринская», Г.Свиридов «Колыбельная песенка»

А также учимся сравнивать произведения с близкими названиями П.И.Чайковского «Детский альбом» - «Русская песня», «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка» находим отличия, учимся определять черты танцевальности в песенной музыке. Например : Итальянская песенка какая по характеру?

Веселая , игривая –похожа на вальс, «французская-   , напевная похожа на песню, а немецкая песенка танцевальная по характеру .

Знакомимся с «Неаполитанской песенкой» П.И.Чайковского (танцевального характера)

Знакомимся с маршами разного характера и учимся различать изобразительность, средства музыкальной выразительности,  создающие образ.

Р.Шуман «Солдатский марш» - четкий , бодрый марш под который удобно маршировать.

П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» - легкий, «игрушечный» марш.

Д.Шостакович «Марш» - озорной, игривый.

А также знакомимся с танцевальной музыкой – вальс, полька, мазурка.

Дети подготовительной группы  имеют достаточно развитое внимание, умение сосредоточиваться, улавливать музыку более детально. Они имеют потребность многократного общения с любимыми произведениями. Начиная со средней группы,  образы,  последовательно усложняются, разнообразней становятся чувства, настроения, более детально мы работаем над прослушиванием выразительных средств в музыке.

 

                                       Репертуар подготовительной группы

· «Детская полька», муз. М. Глинки;

· «Марш», муз. С. Прокофьева;

· «Колыбельная», муз. В. Моцарта; 

· «Осень» (из цикла «Времена года» А. Вивальди);

· «Октябрь» (из цикла «Времена года» П. Чайковского);

· «Море», «Белка», муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»);

 · «Табакерочный вальс», муз. А. Даргомыжского;

· «Итальянская полька», муз. С. Рахманинова;

· «Танец с саблями», муз. А. Хачатуряна;

· «Зима пришла», «Тройка», муз. Г. Свиридова;

 · «Вальс-шутка», «Гавот», «Полька», «Танец»,

муз. Д. Шостаковича;

· «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди;

 · «В пещере горного короля» (сюита из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»),

 · «Шествие гномов», соч. 54 Э. Грига;

· «Песня жаворонка», муз. П. Чайковского;

· «Пляска птиц», муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Снегурочка»);

· «Весна», «Лето» из цикла «Времена года» А. Вивальди;

 

Общей темой для всех групп является музыка,  которая  рассказывает  о  животных  и птицах, о том, музыка может передавать образы животных птиц и их  повадки, учимся слышать изобразительность музыки, различать выразительные средства.

Реперутар:

Д.Б.Кабалевский . Ежик

К.Сен-Санс. Слон

В.Ребиков. Лягушка

К.Сен-Санс. Куры и петухи

М.Мусоргский  «Балет невылупившихся птенцов»

С.Прокофьев. Шествие кузнечиков

К.Сен-Санс. Королевский марш льва.

Д.Б.Кабалевский. Зайчик дразнит медвежонка.

    Также с ребятами хакасских групп  мы слушаем музыку родного края, хакасских композиторов, таких как Татьяна Шалгинова в исполнении популярного российского этно-певца (Руслана Ивакина) «Степной мираж», «Соляр», «Туганнар» произведения в исполнении хакасского ансамбля «Ульгер», знакомимся с  хакасскими инструментами  творчеством первого композитора Хакассии А.А. Кенеля.

 

     К концу пребывания в детском саду дети узнают: произведение в целом; отдельные его части (вступление, запев, припев, заключение, часть  и т.д.);

-марш, танец, колыбельную; дают характеристику произведениям.

-формируется  эмоциональная отзывчивость, усидчивость,

-происходит развитие: двигательной активности (при активном слушании музыки), выразительности исполнения; творческого мышления, а также глубины высказываний о музыке, выразительности оценочных суждений;

- формирование способности к познавательной деятельности;

-развитие нравственных качеств личности.

Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно. Музыку называют «языком чувств», она дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сфере


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доминантное занятие по слушанию музыки "Музыкальное путешествие"

Доминантное занятие по слушанию музыки" МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"ЦЕЛЬ: Вспомнить знакомые произведения русских и зарубежных композиторов, исполнить танцы и муз.оркестр, прослушать новые произведе...

Конспект тематического музыкального занятия по слушанию концерта "Зима" А.Вивальди.

В ходе занятия у детей развивается музыкально-эстетическое восприятие произведений классической музыки. Учаться определять характер музыкального произведения, высказываться об услышанной музыке, разви...

Музыкальное занятие по слушанию музыки. «Болезнь куклы П.И.Чайковский»

Музыкальное занятие по слушанию музыки, классическое по типу. Ососбое внимание на занятии уделяется слушанию музыки и высказыванию детей о музыкальном произведении. Занятие проходит в игровой форме...

«Проектная технология создания музыкального мультфильма в процессе слушания произведений классической музыки на музыкальных занятиях и совместной деятельности

В век информационного прогресса компьютерные технологии  быстрымтемпом входят в нашу повседневную и профессиональную жизнь.Это дает огромные возможности для создания различных инно...

Музыкальное занятие в подготовительной группе.(Доминантное по слушанию) План-конспект музыкального занятия.

Тема: «3има»Тип занятия: типовое.Цель: Углубленное восприятие музыки, через интеграцию различных видов искусств, организация музыкально-оздоровительной работы на музыкальном занятии, подго...

Слушание на музыкальных занятиях

Выдающийся композитор Д.Д.Шостакович говорил: «Любителями  и знатоками музыки не рождаются, а становятся» поэтому я главной целью музыкального восприятия считаю научить детей слу...