«Вокально-хоровая работа в детском саду»
материал

Рябова Юлия Александровна

«Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский.

А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.

Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение  «Видновская средняя общеобразовательная   школа №2»  дошкольное отделение ул..Школьная 59а.

для детей дошкольного возраста (3-7 лет)

                                                                                                             Разработала:

музыкальный руководитель

Рябова Ю.А.

2022

1. Актуальность

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих        задач,        пение        решает        еще        немаловажную        задачу        -оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет      собой      действенное      средство      снятия        напряжения      и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокалом в ДОУ - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах.

«Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский.

А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.

 

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.

 Целевые ориентиры и задачи по вокальному развитию

Целью моей работы стало овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками.

Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста. Для этого были систематизированы и адаптированы к уровню вокальных возможностей дошкольника вокальные упражнения Е. Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М. Картушиной.

 

Для реализации цели были поставлены задачи:

1. «До» - воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;

2. «Ре» - развитие эмоциональной отзывчивости у детей;

3. «Ми» - формирование певческих навыков;

4. «Фа» - развитие исполнительского мастерства;

5. «Соль» - расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире;

6. «Ля» - усвоение навыков хорового пения;

7. «Си» - развитие детского песенного творчества.

 Задачи педагогической технологии

  1. Воспитывать интерес и любовь к пению.
  2. Формировать вокально-хоровые навыки (певческая дикция, дыхание, правильное звукообразование, чистота интонации, слаженность исполнения).
  3. Развивать способность к эмоциональному выразительному исполнению песен.
  4. Расширять певческий опыт и вокальный репертуар.
  5. Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.
  6. Развивать музыкальную память.
  7. Поддерживать самостоятельное исполнение освоенной песни в повседневной жизни в детском саду, в семье.
  8. Охранять, беречь голос детей.

 Методы и приемы обучения

Методы вокальной        педагогики отражают специфику певческой деятельности. К ним относятся : концентрический, фонетический, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.

Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

1. Знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)

2. Работа над вокальными и хоровыми навыками;

3. Проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).

Приемы работы над отдельным произведением:

1. Пение песни с закрытым ртом;

2 .Пение песни на определенный слог;

3. Проговаривание согласных в конце слова;

4. Произношение слов шепотом в ритме песни;

5. Выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;

6. Настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);

7. Остановка на отдельном звуке для уточнения правильности

интонирования;

8. Анализ направления мелодии;

9. Использование элементов дирижирования;

10. Пение без сопровождения;

11. Зрительная, моторная наглядность.

Приемы звуковедения:

1. Выразительный показ (рекомендуется a cappella)

2. Образные упражнения;

3. Оценка качества исполнение песни.

Формы по реализации основных задач;

1. Коллективная работа;

2. Индивидуальная работа (соло, трио, дуэты); - Концертные выступления;

- Участие в творческих городских и международных конкурсах.

 В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

 Теоретической базой моей работы являются разработки Н.А.Метлова, Н. А. Ветлугиной, М.Ю. Картушиной

 

Изучая природу и развитие детского слуха и голоса, видный советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук Н.А. Метлов в своей методике определяет особенности голосового аппарата, физиологические возможности дошкольников, их певческие умения и навыки, диапазон голосов детей разных возрастных групп, требования к песенному репертуару детского сада. При этом музыкант-практик большую роль отводил вокальной технике самого педагога, занимающегося с дошкольниками: «Песня должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и во время игр, на прогулках, входить в детскую жизнь. Это возможно, если воспитатель любит песни и умеет петь».

 

В современной практике широко используются вокальные упражнения М. Ю. Картушиной, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания.

 

 Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что мы и пытаемся реализовать в процессе занятий.

 

Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, я учитывала, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, мною были подобраны такие приёмы вокальной техники, которые наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса. Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, поэтому приоритетным в работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка.

 

 

Чтобы начать обучение пению необходимо определить диапазон звучания, тип и особенности голоса ребенка, и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие развития певческих способностей детей.

 Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

 

В работе с детьми я руководствовалась следующими принципами:

1. Целенаправленность, систематичность, плановость.

Заключается в чётком планировании занятий с детьми, их систематичность и целенаправленность. Для музыкального развития детей очень важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях. Песня может звучать на утренней гимнастике, на прогулке в тёплое время года, во время трудовых процессов и так далее.

2. Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей

3. Принцип доброжелательности и открытости.

 

Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Ведь песни, потешки вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер.

После подбора репертуара начинается вокально-хоровая работа.

 В первую очередь, детям напоминаются правила певческой установки, и постоянно контролируется их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность.

 Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Певческая установка (правила пения):

·                     сидеть (стоять) ровно;

·                     не сутулиться;

·                     корпус и шею не напрягать

·                     голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;

·                     дыхание брать свободно (не брать в середине слова);

·                     петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;

·                     рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого,  «белого» звука;

·                     нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

На этапе формирования вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность и постепенность выглядит следующим образом.

 Вокально-хоровые навыки:

  •  дыхание
  •  звукообразование
  •  дикция
  •  чистота интонирования
  •  ансамбль

 

Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Это сложный и длительный процесс, поэтому на начальном этапе обучения он сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Необходимо, чтобы ребенок понял, что от него хотят.

 

Например: «Вот смотрите, я пою всю фразу на одном дыхании, а допеть не могу. Почему? Попробуй ты». Ребенок… «Чувствуешь?» «Не хватило силы». «Правильно, только не силы, а воздуха. Значит надо его опять набрать в легкие. Вздох и поем дальше».

 

Научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д.Огороднова («Понюхать цветок»).

 

В дальнейшем задача усложняется – дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами.

 

Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. И здесь, конечно, необходима система – певческие упражнения и постепенные напоминания. Использую показ жестом, помогающим вовремя взять дыхание. Предлагаю после вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь. Чтобы дети не разрывали слово, показываю правильное и неправильное исполнение. Затем правильно исполняем упражнения. Для развития дыхания пропеваем на выдохе гласные звуки, открытые слоги (например: да, та, ля), фразы, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным (например: «Я иду и пою»).

 

Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность.

 

Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. 

Например, в русской народной песне «Петушок» надо петь протяжно последний слог в слове «петушок» или в песне «Корова» М. Раухвергера последний слог в слове «по лужку» (конец музыкальной фразы).

 

Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например, «Во поле береза стояла»). Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.

 

Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова.

 Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении.

Поэтому мы сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию.

 Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.

 

Артикуляционная гимнастика

Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

 

Например, игра «Язычок»

(артикуляционная игра для малышей. Игра заключается в том, что язычок «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы. Во время игры детям рассказывается стишок и они должны повторять за ведущим все движения).

 

«Влево

вправо

(протыкаем языком щеку слева),

(теперь щеку справа),

Раз,

два 

(опять слева)

(опять справа).

Вверх

вниз

(протыкаем языком верхнюю губу),

(нижнюю),

Вверх — вниз

Язычок, не ленись!

(еще по разу верхнюю и нижнюю губу).

Губы, просыпайтесь!

Ротик, открывайся

(вибрируем губами)

(очень широко открываем рот)!

Язычок, покажись,

и зубов не страшись

(кусаем кончик своего языка),

(высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка)!

А зубы-то, а зубы кусают даже губы

(кусаем нижнюю губу).

Кусаются, кусаются и не унимаются.

(кусаем верхнюю губу)

А губы то хохочут, то сильно обижаются

(в улыбке открываем верхние зубы),

(выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение).

То весело хохочут, то снова обижаются

(в улыбке открыть верхние зубы),

(выворачиваем нижнюю губу).

Зубам надоело кусать — стали язык жевать

(жуем язык боковыми зубами).

Язычок — не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесьхорошенечко умойтесь

(проводим языком между верхней губой и зубами).

Не сердитесь, не кусайтесьа вместе с нами улыбайтесь!

(проводим языком между нижней губой и зубами) (улыбаемся)

  Данные артикуляционные упражнения предварительно отрабатываются на занятиях с учителем-логопедом перед зеркалом, чтобы дети имели возможность проконтролировать качество выполнения каждого движения. На музыкальных занятиях детьми выполняются уже разученные артикуляционные упражнения, поэтому зрительный контроль в этом случае необязателен. На одном музыкальном занятии перед пением берётся не более пяти упражнений. По мере их усвоения детьми, вводятся новые упражнения.

 Примеры статических артикуляционных упражнений.

Статические артикуляционные упражнения должны выполняться в медленном темпе (каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд, после чего язык, губы и щёки принимают нейтральное положение на такое же время).

Цель статических упражнений – выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении.

1. «Птенчик» - широко открыть рот;

2. «Улыбка» - широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты);

3. «Трубочка» - губы вытянуты вперёд, как при произнесении звука У.

 

Примеры динамических артикуляционных упражнений

1. «Часики» – рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. Вместо счёта «раз-два» произносим звукоподражания: «тик-так»;

2. «Улыбка – трубочка» - на «раз» - губы в улыбке, на «два» - губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный»: улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» - грустный. Музыкальное сопровождение – «Клоуны» музыка Д.Кабалевского;

 

Ритмодекламация – это синтез поэзии и музыки. В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламациия рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма и выразительного речевого интонирования у детей. До тех пор, пока ребёнок не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. На занятиях даже плохо поющие дети с большим удовольствием участвуют в ритмодекламации. Почему так происходит?

 

Во-первых, это интересное соединение красивой, современной, эмоционально-образной музыки и ярких самобытных поэтических текстов. Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Таким образом, ритмодекламация развивает у детей чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.

 

Например, речевая зарядка:

Покажите-ка, ребята, как мы в лес шагали? 

Вот так, вот так, весело шагали.

Налетели комары, мы их отгоняли.

Вот так, вот так, мы их отгоняли.

Рассердились и потом шишки в них кидали,

Вот так, вот так, шишки в них кидали.

Вдруг полил из тучи дождь, мы все испугались,

Позабыли мы про шишки, и домой помчались.

шагаем                                                                

 


отгоняем руками комаров

 


кидаем «шишки»

 

 

побежали  

 

Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Одна из причин неверной интонации – не умение пользоваться средним и верхним регистром. В этом случае я использую транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Сначала я предлагаю детям выполнить упражнения на звукоподражания, затем петь прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание.

 

Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, я использую моделирование (показ движения рукой, дидактические игры, фланелеграф и так далее).

 

Для эффективности использую пособия «живые картинки» с движущими деталями (упражнения «Лесенка», «Домик на горе», «Пой со мной» и другие). Также для налаживания чистоты интонации в пении, я использую систематическое повторение выученных песен с сопровождением и a cappella, упражнение «рисуем голосом»

 

Рисование голосом.

Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Прежде чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, прыжки лягушек, подпрыгивающий мяч, капли дождя, падающие звезды.… С точки зрения методики, это одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя плохо поющим. Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее так, как он может. В дальнейшем такие модели исполняются по рисунку и по руке педагога, показывающей, в каком направлении вести голос. Исполнение должно быть спокойным и неторопливым, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом. Восходящие, нисходящие, кружащиеся линии должны повисать в пространстве, таять.


Стройное, чистое пение в унисон закладывает 
основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начал и окончании пения фраз. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности, мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения соответствующего характеру музыки.

 

Ансамбль у детей достигается постепенно. Во второй младшей группе в начале года малыши включаются в пение лишь после того, как начнет петь педагог, а уже в конце года начинают песню по окончании музыкального вступления.

Заметный результат в формировании навыков ансамбля и строя и у малышей, и у старших детей – даёт приём пения «цепочкой». Малыши осваивают его, «играя с песенкой». Для такой игры подходят песенки с повторяющимися музыкальными фразами, (например, р.н.п. «Петушок» обр. М. Красева, «Зайчик» обр. Г.Лобачёва и другие). В средней группе используются разнообразные варианты перекличек: пение «по цепочке», дуэтом, трио (вместе с воспитателем), поочерёдное пение (воспитатель, дети, и музыкальный руководитель). В такой же последовательности совершенствуется ансамблевый строй и у детей старших групп. Здесь к пению «по цепочке» добавляются «песенки-эхо» и «пение про себя». Такая работа по выработке навыка стройного, слитного пения имеет цель – научить детей интонационно точно исполнять мелодии при коллективном пении в унисон.

 

Для того чтобы научить детей стройному, слитному пению, можно также пользоваться следующими приемами. Прежде всего, перед началом пения надо собрать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, дать знак - взмах рукой или движение головой, чтобы все начали песню одновременно, после вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню.

 

Можно собрать внимание детей, проиграв первый интервал песни или первый ее звук. Дети поют его тихо на слог «ту» или закрытым ртом, а затем начинают петь по знаку педагога. При тихом пении детям легче сосредоточить свое внимание на звуках.

 

К дирижированию детским хором я прибегаю в тех случаях, когда дети поют без инструментального сопровождения (а капелла) или когда они во время пения находятся на некотором расстоянии от инструмента, как часто бывает на празднике. С помощью дирижерских жестов можно указать точное начало вступления и окончания песни, усиление и ослабление звука, задержку его, высоту звука, изменение темпа. Однако дирижированием не следует злоупотреблять. Надо научить детей чувствовать музыку и делать оттенки без помощи дирижера.

 

Песенное творчество.

В развитии певческих навыков придаётся большое значение детской песенной импровизации. Умению творить, самостоятельно искать песенные интонации детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, добиваться устойчивых певческих навыков. И главное, развивать умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, петь естественным голосом.

 

Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано.

Начиная с младшей, средней групп выявляем эти склонности и содействуем их успешному развитию. В старшей и подготовительной группах продолжается работа над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте, но на более качественном уровне. Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память.

 

Дети не только увлечённо импровизируют, но и пробуют рисовать песни графически. К примеру, песню плавного, напевного характера, рисуют волнистой непрерывной линией; высокое и низкое звучание песни отмечают восходящими или нисходящими линиями; песенки, построенные на чередовании долгих и коротких звуков, рисуют длинными и короткими линиями.

 

Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно.

 

Работа над песней

(ее условно можно разделить на несколько этапов)

 

1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.

Различные методические приёмы, применяемые мною в воспитательно-образовательном процессе, подготавливают детей к целенаправленному прослушиванию песни:

·                     краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста);

·                     пояснение непонятных слов;

·                     чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа;

·                     разгадывание загадок, ребусов;

·                     вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.

Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию.

 

2 этап – разучивание песни.

Задача этого этапа – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Необходимо петь так красиво, эмоционально чтобы заинтересовать детей новой песней.

 После прослушивания песни проводится беседа с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор, намечаются исполнительские приёмы. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.

 На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих навыков. Дети учатся по подражанию, поэтому я показываю приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях. Упражнение я даю как распевание, перед пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки даются в игровой форме.

 Для того чтобы дети быстро запомнили песню помогаю указаниями («Эта песня легкая, ты её должен быстро запомнить») и вопросами («Как начинается первый куплет?», «О чем поется во втором? «Какой куплет тебе нравится больше всего?», «Или припев?»)

 

Играем с детьми в «Подсказку»: пою песню с остановками и жду, когда дети подскажут слово, которое «забыла». Или предлагаю отгадать по губам слово, которое забыли дети. На последующих этапах разучивания обращаю внимание на то, чтобы дети без опоздания, вовремя начинали каждый куплет. Конечно, часто у детей с нарушением речи из-за недостаточной концентрации произвольного внимания это вызывает затруднение. В таких случаях стараюсь больше хвалить детей, чтобы у них не развился комплекс «Я не умею, я не могу». Качество исполнения песни зависит не только от ее правильного выбора, но и от методики разучивания.

 

3 этап – исполнение песни.

Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями.

Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.

 

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и родителями в развитии певческих навыков.

 

Для успешного освоения детьми певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя воспитателей и родителей.

 

В обучении детей пению помогает работа с родителями. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах рассказываю о том, чему учатся дети на музыкальных занятиях, об охране детского голоса и так далее. Для родителей выставляются папки-передвижки с материалами о музыкальном воспитании в семье, а также о развитии певческих навыков у дошкольников.

 

В период целенаправленной работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста оформлялись родительские уголки: «Охрана детского голоса», «Пойте на здоровье», «Мелодии для самых маленьких», «Колыбельные песни – лирика материнства», «Советы тем, кто хочет научиться петь». Так же в родительских уголках помещаются тексты разучиваемых песен. Родители наших воспитатанников с удовольствием принимают участие в праздниках и вечерах развлечений, в подготовке и проведении мероприятий, создании музыкальной развивающей среды. Такая совместная работа детского сада и семьи оказывает благотворное влияние на дошкольников. Родители доверчиво относятся к нашим консультациям и рекомендациям, и поэтому многие ребята, став школьниками, продолжают петь в вокальных студиях, поступают в музыкальную школу.

 

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе. 

 

В работе с воспитателями используются открытые просмотры («Путешествие Язычка», «Всем нам песни петь не лень» и другие), консультации («Советы взрослым по охране голоса детей дошкольного возраста», «Хороводные игры в работе с детьми младшего и среднего возраста», и другие), беседы, круглый стол, семинары, где педагоги детского сада знакомятся с программными задачами, методами и приёмами обучения детей пению. С каждым воспитателем индивидуально разучивается песенный репертуар, даются рекомендации по использованию знакомого музыкального репертуара на других занятиях и в повседневной жизни детского сада.

 Воспитатели оказывают действенную помощь в обучении детей пению, они умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей детей.

Воспитатели проводят с детьми музыкально-дидактические и хороводные игры с пением, включают песни в повседневную жизнь дошкольников. Благодаря наличию в каждой группе вокального дидактического материала (картинки, схемы-алгоритмы, сборники песен), воспитанники могут заниматься самостоятельной вокальной деятельностью, организовывать сюжетно-ролевые игры с вокальной тематикой (концерты, праздники в кукольной семье и так далее), кроме того дети часто поют спонтанно в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в свободной игре.

 

Результаты работы

Подводя итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута:

·       дети любят петь,

·       научились владеть своим голосом,

·       понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты,

·       научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии,

·       научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук,

·       научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.


Сочетание музыки и слова помогают детям выразить свои чувства, переживания. На занятиях по развитию певческих навыков дошкольники участвовали в исполнительской деятельности, что помогло им глубже понять песню, при этом многократное повторение песни не понизило интерес к ней, а, наоборот, дало ей новую жизнь. Целенаправленная работа повысила интерес детей к музыкальным занятиям, песенному творчеству, а песня прочно вошла в жизнь детей.

 

Воспитанники нашего детского сада теперь поют не только на занятиях, но и в неформальной обстановке самостоятельно, принимают активное участие в концертах на разных уровнях. У них выработаны такие исполнительские качества, как уверенность, умение свободно держаться перед публикой, красиво исполнять песню, донося до слушателей характер и смысл песни.

 

Подводя итоги своей работы, хочется подчеркнуть, что методов и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей

 

 Музыкально – дидактические игры и упражнения на развитие ладового чувства;

 Темповые и динамические игры;

 Вокально – двигательная гимнастика и игры с пением.

Ведущей деятельностью обучения детей пению на музыкальных мероприятиях является – игра. Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается  интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное – непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния. В процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной ситуации. Обучение детей пению начинается с речевого этапа. Именно на этом этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция. Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идёт параллельно певческому этапу. На речевом этапе проводим с детьми артикуляционную гимнастику, в форме сказки «Путешествие язычка». Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка, т.о. дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию.

Для развития интонационного и фонематического слуха, а также для расширения диапазона речевого и певческого голоса систематически используем развивающие игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира.

Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности, а также у детей формируется определённая непринуждённость звукообразования, лёгкость и полётность речевого голоса.

Большое влияние на развитие вокальных данных детей оказывают речевые ритмо – интонационные игры и упражнения, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. Такие игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха: чувства ритма, темпа, тембра, развивают речевое и певческое дыхание, дикцию и выразительность речи.

Игры и упражнения начинаем с использования самых близких ритмов: имён детей, приветственных слов, названий деревьев, цветов, затем включаем считалки, потешки, прибаутки, четверостишия. Тексты речевых игр дети не заучивают, они запоминают их в процессе игры. Для проговаривания текста даем детям различные варианты заданий, например: произнести текст сначала громко, затем тихо; произнести текст сначала высоким голосом, а затем низким; сначала быстро, затем медленно, постепенно ускоряя, замедляя. Очень нравится ребятам, когда они делятся на две команды и играют в «эхо».

Например: одна команда произносит текст и хлопает одновременно, а другая, произносит и шлёпает по коленям или первая  только произносит текст, а вторая только хлопает, и наоборот и т.д.

Для развития музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения на занятиях предлагаем детям ритмодекламации – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слогзвук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, развитию чёткой дикции, а главное  выразительному исполнению различных настроений в речевом или музыкальном материале.

Одним из любимых видов деятельности детей на мероприятии является речевая зарядка. Она не только обостряет слуховое внимание, улучшает взаимодействие и координацию слуха и голоса, а главное – носит терапевтический эффект: снимает чувство усталости, повышает работоспособность детей. Речевые зарядки проводим в разных условиях, из разных положений (сидя, стоя, в движении, с выходом вперёд и т.д.).

На каждом мероприятии проводим дыхательную гимнастику, в течение 2-3 минут. Научить детей правильно дышать, задача одна из самых сложных,  ведь навык певческого дыхания (такого как у взрослого певца) выработать у ребёнка дошкольного возраста практически невозможно. Дыхательную гимнастику также проводим в игровой форме. По возможности игры на дыхание соединяем с движениями туловища, рук, ног, пальцев.

Практика показала, что упражнения речевого этапа помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже «разогрет» и готов к пению.

С целью развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса большое внимание на мероприятиях уделяется распеванию.  Используем два вида упражнений для распевания:

  • Специальные целенаправленные упражнения для выработки конкретного певческого навыка;
  • Упражнения, основанные на небольших, выученных ранее маленьких песенках или отрывков из песен, которые исполняются в разных (доступных для ребёнка) тональностях сверху вниз или наоборот;

Начинаем распевание в среднем, удобном для ребёнка диапазоне, постепенно расширяем его вверх, предлагаем исполнение того же упражнения в разных тональностях. Упражнений для распевания на занятии обычно даем 2-3.

 В течение года ребята выучивают 8-10 упражнений. Чтобы настойчивая просьба повторять распевания не показалась детям слишком утомительной, предлагаем исполнение упражнений в разных вариантах: используем такие приёмы как «эхо», «перекличка», «соревнование».

Для достижения чистоты интонирования, развития музыкального слуха, а также закрепления навыка правильного дыхания у детей на занятиях используем следующие методические приёмы: пение вслух, про себя (по фразам, по куплетам); пение «цепочкой» (поочерёдное пение), пение «по секрету», «эхо», пение по сигналу. Этот приём даёт нам возможность в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большого количества детей.

 Для развития устойчивого ладотонального слуха используем пение без сопровождения (а сареllа).

Большое место на музыкальных мероприятиях занимают музыкально-дидактические игры и упражнения. Они заставляют детей думать, решать, ставят их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми. Музыкально-дидактические игры чаще всего используем перед разучиванием новой песни. Для развития звуковысотного, гармонического и мелодического слуха применяем музыкально дидактические игры из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной, такие как «Бубенчики», «Сколько нас поёт?», «Музыкальное эхо», «Учёный кузнечик», «Птички на проводе», «Теремок».

Песенный репертуар и требования к его подбору.  

Огромный интерес у детей на занятиях вызывает разучивание новых песен. Мы стараемся брать те песни, содержание которых отражают круг интересов ребенка, ведь именно песни, по содержанию доходчивые и понятные ребёнку, вызывают у него живой интерес, яркий эмоциональный отклик и огромное желание исполнять песню, выражая в ней свои чувства и настроения. В процессе разучивания песни выделяю несколько этапов.

Первый (очень важный этап) включает предварительный анализ песни. Мы как бы «примеряем произведение на себя», стараемся предугадать, справятся ли с его исполнением дети. Анализируем:

  • Диапазон партии, соотносим с исполнительскими возможностями детей; литературный текст (наличие обращений, диалогов, поэтических сравнений); выделяем слова, которые могут быть непонятны детям; анализируем содержание произведения.
  • Определяем главную идею (воспитательное значение);
  • Мелодию: строение, форму, музыкальный аккомпанемент;
  • Средства музыкальной выразительности; трудные для исполнения места; характер;
  • Динамику песни, её лад;
  • Определяем требования к выработке певческих навыков: чистоты интонирования, дикции, дыхания, звукообразования, эмоционального компонента исполнения;
  • Выясняем исполнительские трудности и выбираем методические приёмы для их преодоления;
  • Точно определяем задачи в работе над произведением, обдумываем их разъяснения детям и то, как их нужно выполнять.

Второй этап – знакомим детей с песней, исполняем с использованием «живого звука» музыкального инструмента, проводим беседу о содержании, уточняем непонятные слова в тексте, анализируем с ребятами средства музыкальной выразительности.

Третий этап – снова исполняем песню; напоминаем ребятам об особенностях песни; разучиваем мелодию наиболее лёгкой части припева или запева, а затем трудной части; работаем над правильным воспроизведением мелодии, ритмического рисунка песни и обязательно её характером (эмоциональный компонент).

Четвёртый этап – идёт повтор ранее выученного; идёт доскональная работа над певческими навыками (дикцией, дыханием, артикуляцией, характером); разучиваем последующие куплеты текста.

Пятый этап – повторяем всю песню в характере; сравниваем своё исполнение с исполнением в грамзаписи; поём индивидуально; поём с солистами (солистом).

Итогом нашей работы являются концертные выступления. Дети с удовольствием выступают на праздниках перед детьми, а самое главное перед родителями, участвуют в районных конкурсах, в театральной деятельности.

Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Ведь песни, потешки вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение.

 Заметный результат в формировании навыков ансамбля и строя и у малышей, и у старших детей – даёт приём пения «цепочкой». Малыши осваивают его, «играя с песенкой». Для такой игры подходят песенки с повторяющимися музыкальными фразами, (например, р.н.п. «Петушок» обр. М. Красева, «Зайчик» обр. Г.Лобачёва и другие).

В средней группе используются разнообразные варианты перекличек: пение «по цепочке», дуэтом, трио (вместе с воспитателем), поочерёдное пение (воспитатель, дети, и музыкальный руководитель). В такой же последовательности совершенствуется ансамблевый строй и у детей старших групп. Здесь к пению «по цепочке» добавляются «песенки-эхо» и «пение про себя». Такая работа по выработке навыка стройного, слитного пения имеет цель – научить детей интонационно точно исполнять мелодии при коллективном пении в унисон.

 Для того чтобы научить детей стройному, слитному пению, можно также пользоваться следующими приемами. Прежде всего, перед началом пения надо собрать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, дать знак - взмах рукой или движение головой, чтобы все начали песню одновременно, после вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню.

 Песенное творчество.

      В развитии певческих навыков придаётся большое значение детской песенной импровизации. Умению творить, самостоятельно искать песенные интонации детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, добиваться устойчивых певческих навыков. И главное, развивать умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, петь естественным голосом.

        Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с младшей, средней групп выявляем эти склонности и содействуем их успешному развитию. В старшей и подготовительной группах продолжается работа над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте, но на более качественном уровне. Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память.

 Дети не только увлечённо импровизируют, но и пробуют рисовать песни графически. К примеру, песню плавного, напевного характера, рисуют волнистой непрерывной линией; высокое и низкое звучание песни отмечают восходящими или нисходящими линиями; песенки, построенные на чередовании долгих и коротких звуков, рисуют длинными и короткими линиями.

Результаты работы

Подводя итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута:

  • Дети любят петь,
  • Научились владеть своим голосом,
  • Понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты,
  • Научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии,
  • Научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук,
  • Научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.

 Сочетание музыки и слова помогают детям выразить свои чувства, переживания. На занятиях по развитию певческих навыков дошкольники участвовали в исполнительской деятельности, что помогло им глубже понять песню, при этом многократное повторение песни не понизило интерес к ней, а, наоборот, дало ей новую жизнь. Целенаправленная работа повысила интерес детей к музыкальным занятиям, песенному творчеству, а песня прочно вошла в жизнь детей.

 Воспитанники нашего детского сада теперь поют не только на занятиях, но и в неформальной обстановке самостоятельно, принимают активное участие в концертах на разных уровнях. У них выработаны такие исполнительские качества, как уверенность, умение свободно держаться перед публикой, красиво исполнять песню, донося до слушателей характер и смысл песни.

 Педагоги:

Повысилась компетентность педагогов в вопросах музыкального воспитания дошкольников.

Родители:

Повысился интерес  к музыкальной деятельности детей. Принимают активное участие в разнообразной совместной музыкально-художественной деятельности. Радость за певческие достижения детей.

Музыкальный руководитель:

Освоение технологии развития певческих умений дошкольников. Развитие профессионально-педагогического творчества: приобретение новых приёмов и способов развития певческих умений детей.

 В будущем я планирую продолжать работу по обучению детей пению, развитию их вокальных навыков, по расширению певческого диапазона каждого воспитанника, используя наработанный опыт.

Используемая литература

«Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушина 

«Музыкальный руководитель» №1-2005г., с.2Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду

Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.

«Коммуникативные игры для дошкольников» М.Ю. Картушина



Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение  «Видновская средняя общеобразовательная   школа №2»  дошкольное отделение ул..Школьная 59а.

«Этапы обучения дошкольников певческим навыкам»

                                                                   

Подготовила

Музыкальный руководитель

Рябова Ю. А.

Видное.

 

Особенности детского голоса.

Пение - это исполнение музыки средствами певческого голоса. Это достаточно сложный процесс, связанный с работой дыхания, кровообращения, эндокринной системой. Поэтому важно , чтобы ребёнок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

У дошкольников голос ещё не сформирован и слаб.

Долгое время считалось, что до 7 лет пение у детей носит фальцетный характер. Однако исследования показали, что регистровые различия в голосах уже можно услышать в криках новорожденных. В последнее время получила распространение методика вокального воспитания детей, основанная на исследовании преимущественно грудного звучания голоса.

Звук детского голоса отличается мягкостью, «серебристостью», головным звучанием и ограниченностью силы звука. Дети имеют небольшой голосовой диапазон. К 7-и годам он достигает септимы (ре' -до2).

Общие проблемы при пении дошкольников- это неточное интонирование, крикливая манера пения. В вокально - хоровой работе с дошкольниками педагоги должны опираться на игровую методику, которая вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и позволяет достичь хороших результатов.

Вокальные упражнения.

Работа над приобретением певческих навыков происходит с помощью вокальных упражнений, которые должны присутствовать на каждом музыкальном занятии.

При этом музыкальному руководителю  необходимо учитывать  следующие дидактические правила:

  1. всегда  ставить  перед  детьми  конкретную  задачу-   объяснить,  что  они должны сделать (делать под музыку короткий вдох и медленный выдох; спеть попевку на звук «у», вытянув губы трубочкой, и т.п.)
  2. показать    способ    выполнения    действия,    т.е.    использовать    принцип «Делай,как я»
  3. неоднократно повторять упражнение, транспортируя его или видоизменить задачу (  например,  первый раз  пропеть упражнение  тихо,  второй раз предложить спеть громко)
  4. постоянно контролировать выполнение детьми вокально-артикуляционных упражнений, чтобы дети приобрели навык выполнения того или иного упражнения;
  5. включать вокально-хоровые упражнения в каждое музыкальное занятие.

ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Под певческой установкой понимают положение, которое должен принять вокалист перед началом пения.

Чтобы голос звучал свободно, нужно сесть или встать прямо, голову высоко не поднимать, ноги поставить ровно.

При  ознакомлении  с  певческой  постановкой     корпуса  педагог  может исполнить песню «Петь приятно и удобно» Л.Абелян или прочитать её текст

Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь.

Спину выпрями скорей, Ноги в пол упри  смелей.

Раз! Вдох! И запел Птицей звук полетел Руки, плечи-всё свободно, Петь приятно и удобно.

В  своём занятии с  группой я использовала упражнение «Вот сидит баба Яга», исходя из сюжетной линии занятия, в котором дети с удовольствием показывают контраст между неправильной и правильной певческой установкой.

РАБОТА НАД ДЫХАНИЕМ

Очень важный раздел в вокально-хоровой работе. Дыхание- один из основных факторов голосообразования. По  типу  вдоха различают  верхнереберное  (ключичное),  нижнереберно-диафрагмальное (грудобрюшное) и диафрагмальное (брюшное) дыхание.

 Для детей   характерно    ключичное    дыхание.    Но    в    певческой    практике    оно неприемлемо, т.к. ведёт к напряжению мышц шеи.

При ключичном дыхании дети обычно поднимают плечи вверх, поэтому педагог может сразу обратить на это внимание и постараться исправить ошибку.

Наиболее целесообразным для пения грудобрюшное дыхание, при котором при вдохе нижние рёбра раздвигаются, диафрагма опускается, живот немного выдаётся вперёд. Вдох производится через нос и рот, бесшумно. Если позволяет музыка, то вдох желательно делать через нос.

Выдох должен быть спокойным, но достаточно активным для создания ощущения «опоры».

Овладеть навыкам певческого дыхания детям помогают упражнения, которые подразделяются на дыхательные упражнения без звука, звуковые дыхательные упражнения, упражнения под музыку.

Однако мы должны помнить, что чрезмерное увлечение дыхательными упражнениями может привести к гипервентиляции лёгких.

Поэтому на занятиях с детьми дошкольного возраста допустимо использовать не более двух упражнений на развитие дыхания.

На своих занятиях я уделяю особое внимание дыхательным упражнениям , т.к. они способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, а так же осуществляет массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему.

В младшей и средней группах используется упражнение «Мороз», способствующее тренировке равномерного выдоха. Дети складывают ладони лодочкой и выдыхают в них воздух из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, равномерным и интенсивным, чтобы руки почувствовали тепло дыхания и «согрелись».

В более старшем возрасте (в старших и подготовительных группах) используется упражнение «Быстро-медленно», способствующее приобретению навыков спокойного энергичного вдоха.

Если ведущий поднимает руку вверх медленно, вдох должен быть плавным; если быстро-коротким энергичным. Задержка дыхания в обоих случаях непродолжительная, а выдох длительный, спокойный.

Мы рассмотрели с вами упражнения для развития дыхания без звука, а теперь перейдем к звуковым дыхательным упражнениям.

В младшем дошкольном возрасте хорошо использовать игру «Пузырь». Дети, взявшись за руки, встают в тесный круг и медленно назад под слова:

Надувайся, пузырь,

Надувайся большой,

Оставайся, пузырь,

И не лопайся!

На слово «Лопнул!» дети, не расцепляя рук, сходятся в середину круга, произнося звук «ш»

В других возрастных группах можно использовать упражнение «Котенок и шар» (для спокойного выдоха ртом). Дети встают в круг и расширяют его под слова:

Надувала кошка шар, А котенок ей мешал.

Ф-ф-ф (дети делают выдох ртом, произнося ф-ф-ф...) Подошел и лапой - хлоп!

(хлопают в ладоши)

Ну а шарик сразу - лоп!

(приседают)

АТАКА ЗВУКА.

Атака в пении - это переход голосового аппарата от дыхательного к певческому состоянию. Существуют три типа атаки: мягкая, твёрдая и придыхательная. Именно от атаки зависит характер звука на всём его протяжении

В работе с дошкольниками допустимо использование только мягкой атаки. Твёрдая атака звука способна нанести вред хрупкому, детскому голосу, т.к. при ней голосовые связки работают, совершая полные колебания. С самого начала нужно внушать детям: громкое пение не значит красивое.

ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ.

Звукообразование - один из значимых разделов вокально-хоровой работы.

Звукообразование - это извлечение певческого и речевого звука.

 Певческий звук усиливается    и    темброво    обогащается    благодаря    резонаторам,    которые подразделяются на верхние (головные) и нижние (грудные).

Добиваться от дошкольников фальцетного или грудного  пения -это ваш выбор. Но мне кажется согласиться с методикой М. Ю. Картушиной, в которой говорится, что фальцетное пение не такое яркое, как грудное и требует большей нагрузки на голосовой аппарат.

Вот некоторые упражнения, способствующие правильному звукообразованию.

1 .Пение с приставленной к уху ладонью.

Ладонь ловит вибрации и помогает детям лучше услышать себя. Этот приём можно использовать как в упражнениях, так и при работе над интонационно сложными фрагментами в песнях.

2.Упражнение «Колокол»

Пропевать на одном звуке междометие «Бом!» «Бом!» долго протягивая звук «М». Это помогает детям ощутить вибрацию губ, звук при этом попадает в верхний резонатор.

3.Пение с закрытым ртом.

Этот приём помогает ощутить резонирование звука в верхних регистрах и является эффективным средством для выравнивания звучания хора.

4.Звуковая дорожка, (для старших школьников).

На фланелеграф крепится полоска бумаги («дорожка»), на неё выставляются изображения гласных звуков, которые дети пропевают. Упражнение помогает научить детей правильно формировать гласные, избавляясь от небрежного, крикливого их исполнения.

5. Упражнение на раскрепощение подбородка:

  • Дети поют звук «у», прикладывая пальцы к щекам (пальцы сквозь щеки лежат на нижних зубах)
  • Дети   держат   ладонь   параллельно   полу   на   расстоянии   2-3   см   ниже подбородка и поют звук «а», стараясь коснуться руками подбородка.

Все чаще и чаще в детский сад поступают дети, у которых нечеткое или неправильное звукопроизношение. Особенно это наблюдается у детей средней группы. Для того чтобы вызвать тот и иной звук, используются следующие приемы:

- звук «М» - отсутствует. Ребенку предлагается положить свою руку на голову и на грудь. И ребенок чувствует вибрацию резонатора и дает звук по подражанию. Тут же используется игровой прием:  «Давай     помычим,  как корова:  «My»;  или голосом куклы позовем «МА-МА».

 После этого предложить, что у куклы может быть разное настроение: Грустное: «МА-МА» Веселое: «МА-МА!» -звук «З».

Очень часто ребенок не может произносить звонкие согласные. Вместо «БАБА-ПАПА», вместо «ЗАИКА-САЙКА» и т.д. Мы используем следующие приемы: Сначала даем глухой звук «с», кладем руку на шею и произносим звук «с» -вибрации не ощущаем, резонаторы не работают.

А теперь предлагаем ребенку включить голос. Сначала показываем на себе и даем ощутить вибрацию. А затем предлагаем ребенку повторить это упражнение на себе и тут же озвучиваем, что это песенка комара: «з-з-з».

 Так же работаем над другими звуками.

 Упражнение «Согласные звуки».

К-К-К- дождинки бьют по крыше. (Дети стучат пальцами по коленям.)
Г-Г-Г- горох лущат мыши.        ( Хлопают ладонями по коленям.)

Х-Х-Х- хомяк храпит во сне.        ( Хомяк храпит во сне.)

Ц-Ц-Ц- разбудим по весне.        ( Разбудим по весне.)

П-П-П- палит на башне пушка.       ( Ударяют кулаками по бедрам.)

Б-Б-Б- стреляет вверх хлопушка.    («Тарелочки».)

Т-Т-Т- крот стукнул молотком.      ( Стучат кулачком о кулак.)

Д-Д-Д- два дятла строит дом.        ( Стучат кулачками друг о друга, подняв   руки вверх.)

 «Гласные звуки»

  1. Для знакомства с гласными звуками и закрепления правильного положения рта, губ мы используем карточки.

Существует так называемая фонетическая ритмика;  (комплекс двигательных упражнений, в которых различные движения рук, ног, головы, корпуса) сочетаются с произнесением определенного звука). Эти упражнение направлены на: нормализацию речевого дыхания и слитности речи;

-формирование умения изменять силу голоса и его высоту, сохраняя нормальный тембр;

-правильное произношение звуков изолированно, в слогах и в речи; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; -пропевание гласных звуков У,А,И («долгое-краткое»; «громкое -тихое») -восприятие и  воспроизведение различных ритмов  и умение  выражать  свои эмоции разной интонацией.

ЗВУКОВЕДЕНИЕ.

Это еще один из разделов вокально-хоровой работы.

Звуковедение- это способ исполнения звуков при пении с той или иной степенью связанности или расчленённости. Способы звуковедения, определяющие качество звука-legato, поп legato, staccato, marcato.

Главная задача - выработка кантиленного пения. В последние годы незаметно исчезают плавность, напевность речи.

 Если Пушкин писал: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит», то теперь речь взрослых похожа на скачки с препятствиями. Дети всё это слышат и впитывают, как губки. Мы должны постараться вернуть нашим детям выразительную речь и распевное, красивое пение.

Для плодотворной работы мы должны помнить следующие правила:

 1.Вся вокальная работа должна вестись в негромкой динамике;  

 2.Обучать навыку пения надо acapella на материале простейших попевок.

3.Необходимо приучать детей слышать себя и слушать других;

4.надо сразу пресекать громкое, крикливое пение.

Объяснить детям различные приёмы звуковедения помогут карточки. Длинная линия- поём связно, legato, линия прерывистая - звук тоже прерывистый, поём поп legato; точки- кружочки - значит, надо петь отрывистым голосом, staccato.

РАБОТА НАД ИНТОНАЦИЕЙ.

В первую очередь следует отметить, что точно интонировать абсолютно всё дошкольники не могут.

 Крайне редко встречаются дети с хорошей   и отличной интонацией, способные исполнить мелодию без искажения. Чаще дети частично

искажают мелодию или поют в удобной для себя тесситуре.

Основные приемы, помогающие добиться чистоты интонирования.

1.Пение   acapella   ,   которое   помогает  выработать   сосредоточенное   внимание поющего к звучанию своего голоса.

2.Пение в сопровождении металлофона.

 Этот инструмент имеет высокий звук и побуждает ребенка петь в высокой позиции.

З. Пропевание интонационно сложных элементов мелодии на  звук «у».

Звук «у» позволяет точно направить звук, достать каждую ноту.

4. Пение с солистами.

АРТИКУЛЯЦИЯ И ДИКЦИЯ.

Артикуляция - ясность, разборчивость в произнесении текста. Использование вокально-артикуляционных         упражнений,         усиливает         эффективность логопедической работы.

Вокально-хоровая работа: этапы разучивания песни.

1        ЭТАП. Разучивание песни:

а ) беседа об времени года (показ картин);

б)        исполнение - дети слушают;

в)        подчеркивая веселый или грустный характер песни.

2        ЭТАП. Закрепление текста.

а)        исполняют песню с использованием моделирования (показ фигурок животных);

б)        проговариваем текст в ритме песни шепотом по фразам, четко артикулируя;

в)        пение эхом.

Этот этап я делю на два занятия.

3        Этап. Работа над качеством исполнения:

а)        я играю мелодию на металлофоне и пою;

б)        пение на звук «у»;

в)        пропевание сложного фрагмента со словами;

г)        прием «уши назад» - слушаем товарищей;

д)        прием «уши закрыть» - слушаем себя;

е)        пение с маракасами (работа над ритмом).  2 занятия

4        Этап. Закрепление песни:

а)        дирижирование (я, затем ребенок);

б)        мальчики - девочки;

в)        исполнение для персонажа;

г)        пение по рядам, по цепочке;

д)        прием «волшебная палочка».  2 занятия

5        Этап. Концертное исполнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально - хоровая работа в детском саду.

Игровая методика обучения детей пению через 2 этапа: речевой и певческий. Подробное описание с конкретными примерами занятия. Мастер класс по вокально-хоровой работе....

"Вокально-хоровая работа в детском саду"

quot;Вокально-хоровая работа в детском саду"...

Вокально-хоровая работа в детском саду

Курт ЗаксСтатья разработана по методике  М.Ю Картушиной формирования вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста....

Консультация "Вокально - хоровая работа в детском саду"

Пение удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти и мышленияПение в хоре даёт возможность узнать чувства локтя, испытать...

Вокально-хоровая работа в детском саду по Картушиной

Вокально-хоровая работа в детском саду по М. Ю. Картушиной. Немецкий музыковед Курт Закс, живший в прошлом веке, говорил, что музыка начинается с пения.Ещё несколько десятилетий назад жизнь малыш...

Технология -Вокально-хоровая работа в детском саду. М.Ю. Картушина.

Цель- Развитие певческих способностей детей, воспитание у ребенка интереса и любви к пению, создание условий для интеллектуального и личностного развития дошкольников, формирование общей культуры поср...