Вокально - хоровая работа в детском саду.
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему

Дакина Елена Викторовна

Игровая методика обучения детей пению через 2 этапа: речевой и певческий. Подробное описание с конкретными примерами занятия. Мастер класс по вокально-хоровой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vokalno_-_horovaya_rabota_v_dou.docx21.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Вокально – хоровая работа в Детском саду».

  ИГРА – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть; не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей. (Г.Л. Лэндрет)

  Ребенок в мир любого искусства должен проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, играть на инструментах, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Для ребенка-дошкольника преобладающими являются эмоционально-образное мышление, отличающееся яркостью восприятия, наглядная образная память, богатство воображения. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение.

Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей. Главное – не допустить «надзирательного учительского тона» и тем самым не нарушить атмосферу доверия, не снизить интерес к игре.

  Поддержание атмосферы непринужденности, радости и взаимного общения на занятиях зависит только от педагога. 

Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа.

Цель первого, речевого, этапа заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным, привлекательным занятием.

             Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

1) артикуляционная гимнастика, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию. Например:

а) «Взял пальто в прихожей

    Раз-два-три, и я – прохожий»

б) «Катя, Катя, ха-ха-ха                                                  «щёлкают» языком

    Оседлала петуха. Петух заржал

    На базар побежал»

в) «сказка про язык»:

«Жил-был Язычок. Проснулся как-то утром рано. Постучал в зубки (стучат языком в зубы), в губки (стучат языком в губы), постучал в щёчки (стучат языком в щёки). Рассердился, да и выпрыгнул! (высовывают язык). Потянулся к солнышку (язычок наверх), посмотрел на травку (язычок вниз), на солнышко, на травку. Взял и подразнил всех (дразнят друг друга языком)».

2) игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание. У детей дошкольного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое и интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому,  развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный, более длительный и экономный; Например: встать прямо, держать ладонь на диафрагме, сделать вдох, задержать дыхание и выдохнуть. При вдохе рука должна ощутить движение диафрагмы вперёд. Следить, чтобы при вдохе плечи не поднимались; вдох – на 3 счёта, пауза – на 2 счёта,

 Выдох - 5 (выдыхая, произносить звуки: С, Ш, Ф, У).

3) развивающие игры с голосом – подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы. Звукоподражания очень выразительны, поэтому игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты. Например:

Педагог                                                                                Дети

«Лес ночной – он полон звуков                                         х-х-х……

Кто-то «укал»                                                                      у-у-у……

Кто-то хрюкал                                                                     хрю-хрю…..

Кто мяукал                                                                           мяу…….

Кто-то топал                                                                        топают

Кто-то крыльями захлопал                                                 руками по телу

И кричал «Ау»                                                                     «А-ууууу…..»

И глазищами вращал                                                          штробас

Лес не спал                                                                          наперебой говорят

                                                                    всё, что хотят из вышесказанного.

Ну а кто-то тихо-тихо                                              говорят на высоких тонах

Тонким голосом молчал

Второй, певческий, этап предполагает следующие основные виды деятельности:

  1. формирование и развитие певческой интонации;

а) исполнять попевки на движении, на гласном звуке (а, о, у) на одной высоте,

б) трезвучии (ма-мо-му, ку. )

в) нисходящие и восходящие мелодии, прием легато, стакатто.

2) песенное творчество;

а) лады в музыке: мажор, минор.

б) ритмический рисунок;

в) динамика.

3) работа над разучиванием песенного материала.

а) Вступления, ансамбль, темп, передача характера произведения подачей звука, мимика.

Самое главное на первом году обучения пению – это не требовать от детей чёткого выполнения интонационных требований. Интонация будет развиваться со временем, параллельно музыкальному слуху.

Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно.

Мастер - класс по вокально – хоровой работе.

Первый, речевой  этап.

Музыкальная зарядка.

  1. Артикуляционная гимнастика с двигательными упражнениями:

а) Пиджачок.

«Взял пальто в прихожей (круговое движение плечами вперед 2 раза)

    Раз-два-три, и я – прохожий» (движение плечами назад 2 раза)

б) «Катя, Катя, ха-ха-ха  (Пружинка)                                                   

Оседлала петуха. Петух заржал

    На базар побежал» (легкий бег на месте «щёлкают» языком)

в) Сказка про язычок.

г) «Машина» упругость губ. (до – соль, соль – до)

2. Дыхательное упражнение.

А) Стрельникова, шмыгать носом: «Погончики», «Насос», «Ладошки».

Б) Глубокий вдох с задержкой и медленный выдох на звуке: С, Ш. Руке на диафрагме, отслеживать выдох.

В) Глубокий вдох и выдох губы трубочкой, заставить балеринку танцевать.

3. Развивающие игры с голосом:

Интонация, глиссандо, низко – высоко.

Тигр, очищение связок.

Второй, певческий этап. Следить за осанкой, плечи свободны, не напряжены

А) один звук с динамикой.

Б) «Вот идем мы вверх, вот идем мы вниз» (до – соль) движение рук вверх, на носочки подъем, руки вниз, опустились на корточки.

В) шагаем по трезвучию, прыгаем (лё, да, ма) dur.

Г) динь-динь в миноре (ля – фа – ре)

Разучивание песни «Рождественская» (все присели, , сидим, как стоим).

- показ песни;

- проговорить с хлопками, (дикция, ритмический рисунок);

- Пропевание с показом движении мелодии (интонация, дыхание, фразы)

- Исполнение 1 куплета стоя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вокально-хоровая работа в детском саду"

quot;Вокально-хоровая работа в детском саду"...

Вокально-хоровая работа в детском саду

Курт ЗаксСтатья разработана по методике  М.Ю Картушиной формирования вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста....

Консультация "Вокально - хоровая работа в детском саду"

Пение удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти и мышленияПение в хоре даёт возможность узнать чувства локтя, испытать...

«Вокально-хоровая работа в детском саду»

laquo;Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский.А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения....

Вокально-хоровая работа в детском саду по Картушиной

Вокально-хоровая работа в детском саду по М. Ю. Картушиной. Немецкий музыковед Курт Закс, живший в прошлом веке, говорил, что музыка начинается с пения.Ещё несколько десятилетий назад жизнь малыш...

Технология -Вокально-хоровая работа в детском саду. М.Ю. Картушина.

Цель- Развитие певческих способностей детей, воспитание у ребенка интереса и любви к пению, создание условий для интеллектуального и личностного развития дошкольников, формирование общей культуры поср...