Консультация "Вокально - хоровая работа в детском саду"
консультация

Михайлина Марина Павловна
  • Пение удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти и мышления
  • Пение в хоре даёт возможность узнать чувства локтя, испытать единение с товарищами
  • Исполнение песен помогает ребёнку выразить  свои чувства
  • Развитие слуха и  голоса сказывается на формировании  речи, а речь является материальной основой дошкольника

Цель вокально – хоровой работы

  • Формировать детский голосовой аппарат;
  • Развивать песенные и исполнительские умения и навыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vokalno.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Вокально – хоровая работа в детском саду»

  1. Вокально – хоровая работа в детском саду
  2. «Запоют дети – запоёт народ»

К.Д. Ушинский

  1. Значение пения в жизни ребёнка
  • Пение удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти и мышления
  • Пение в хоре даёт возможность узнать чувства локтя, испытать единение с товарищами
  • Исполнение песен помогает ребёнку выразить  свои чувства
  • Развитие слуха и  голоса сказывается на формировании  речи, а речь является материальной основой дошкольника
  1. Цель вокально – хоровой работы
  • Формировать детский голосовой аппарат;
  • Развивать песенные и исполнительские умения и навыки
  • Создать при поддержки воспитателей, педагогов и родителей для детей атмосферу, которая побуждала их к свободе самовыражения, через общение с вок

альным искусством и активную эстетическую деятельность

  1. Основное требование учебной программы в детском саду – это научить ребёнка выразительному, искреннему исполнению понятных и интересных ему несложных песен.

В процессе обучения

Реализуются задачи ознакомления ребёнка с разнообразными песнями, обогащающими духовный мир ребёнка, побуждающего к добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, к становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса;

  • Усваиваются вокально – хоровые навыки, которые последовательно усложняются от группы к группе и связаны усложнением песен и укреплением голосового аппарата;
  • Постепенно совершенствуется  мелодический слух, что создаёт основу для дальнейшего обучению пению по нотам;
  • Обучение приобретает осознанный, активный характер, детей знакомят с элементами музыкальной грамоты, сообщают некоторые сведения о музыкальных терминах, о характере исполнения, о форме произведения;
  • Развиваются творческие наклонности,  которые обогащают личность в целом;
  • Применяются знакомые песни, разученные на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельной деятельности, ритмической движениях, в игре на детских музыкальных инструментах, а также на занятиях художественным чтением, физкультурой, рисованием, на прогулке, в играх.
  1. Особенности детского голоса:
  • Детский голос сильно отличается от голоса взрослого. У дошкольников он ещё не сформирован и слаб
  • Голосовой аппарат ребёнка дошкольного возраста формируется лишь к семи годам
  • Звук детского голоса отличается мягкостью и «серебристостью», головным звучанием и ограниченностью силы звука
  • Дети имеют небольшой голосовой диапазон, в силу возрастных особенностей
  • Дошкольники не обладают ладовым чувством
  1. Диапазон – звуковой объём голоса (инструмента) от самого нижнего до самого верхнего звука

Певческий диапазон у детей  дошкольного возраста небольшой в силу  несформированности голосового аппарата

Методом развития певческого голоса детей, также как и взрослых, является концентрический – расширение как в сторону нижнего , так и  верхнего регистра

Основоположником концентрического метода является русский композитор и замечательный вокальный педагог М.И. Глинка

  1. Общий диапазон голоса у детей дошкольного возраста (по Гуцману)

Группа

Возраст

Певческий диапазон

1 группа раннего возраста

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

2 – 3 года

3 – 4 года

4 – 5 лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Ми – ля

Ре – ля

Ре – си

Ре - до

До - до

  1. Охрана детского голоса
  • Занятия нужно проводить в хорошо проветренных  помещениях;
  • Выбор песенного репертуара должен строиться с учётом диапазона детей дошкольного возраста;
  • Количество песен на музыкальном занятии должно соответствовать для каждой возрастной группы (младший возраст 2 – 3, старший 4 - 6);
  • Следить, чтобы дети пели без напряжения;
  • Не допускать крика во время пения;
  • По возможности ограничить пение во время болезни;
  • Не разрешать петь детям на улице в холодную и сырую погоду;
  • С разгорячённым голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, необходимо несколько остыть;
  • В случае болезни органов голосового аппарата необходимо срочно обращаться к врачу фониатору.
  1. Подбор репертуара

Репертуар – совокупность произведений, исполняемых на концерте или изучаемых в процессе занятий

Правильный подбор репертуара – важнейшая задача музыкального руководителя

Достаточно разучить с дошкольниками в год 12 – 15 песен, включая игры с пением и хороводы.

  1. Правила при подборе репертуара
  • Художественная ценность произведения;
  • Его доступность для понимания детей;
  • Соответствие возрастному диапазону;
  • Песня должна представлять интерес для детей;
  • Песня должна способствовать вокальному росту ребёнка.
  1. Вокально – хоровая работа

Работа над приобретением детьми вокально – хоровых навыков происходит с помощью вокальных упражнений, которые должны присутствовать на каждом музыкальном занятии.

Упражнения предназначены для выработки тех или иных конкретных качеств голоса.

Упражнения должны быть ритмически простыми и мелодически ясными, не содержать больших интервалов, не охватывать большой отрезок диапазона, не требовать для исполнения большого звука и длинного дыхания, должны петься в умеренном в умеренном темпе и подыгрываться на фортепиано.

Направленность вокально – хоровых упражнений

  • Работа над дыханием;
  • Работа над атакой звука;
  • Работа над звукообразованием;
  • Работа над звуковедением;
  • Работа над интонацией;
  • Работа над развитием ладового чувства;
  • Работа над артикуляцией и дикцией;
  • Работа над расширением диапазона;
  • Работа над динамикой;
  • Работа над ритмом;
  • Работа над темпом;
  • Работа над выразительностью исполнения.
  1. Методика работы над песней:
  • 1 этап – Разучивание песни (7 – 8 занятий);
  •  2 этап – Закрепление текста;
  • 3 этап – Работа над качеством исполнения;
  • 4 этап – Закрепление песни;
  • 5 этап – Концертное исполнение;
  • 6 этап – Использование знакомой песни в свободной игровой деятельности
  1. Заключение
  • Певческая работа на занятии должна вестить постоянно и планомерно.
  • Вокальные упражнения можно включать не только в традиционный раздел пения и музыкальных игр, но и музыкально - ритмические  упражнения, слушания музыки, но и в качестве динамических пауз.
  • Задача музыкальных руководителей - с самого раннего детства научить малыша любить песню и способствовать тому, чтобы пения для каждого ребёнка стало естественной потребностью, чтобы музыка и песня вошли в его жизнь, чтобы он испытывал то чувство счастья, которое даёт исполнение любимой песни.
  • Обучение пению процесс достаточно сложный и длительный, требующий от педагога большого терпения и умение строить учебный процесс так, чтобы ни одна минутка не была потрачена зря.
  1. Спасибо за внимание!

Приложение к консультации «Вокально – хоровая работа в детском саду»

Для того чтобы дети быстрее и лучше запоминали песни я в своей работе использую игровые приёмы:

  1. Распевка «Баба Яга» работа над осанкой, мы, как только начинаем её петь так дети сами для себя не заметно начинают следить за тем, как они сидят.
  2. Распевка «Сидит дед» - работаем над певческой  установкой. Часто дети при пении забывают о правильной осанке. Чтобы напомнить им о правильном положении корпуса, можно использовать эту распевку.
  3. Упражнение «Здравствуйте!»  - упражнение на точное интонирование тонической терции, помогает ощутить ладовую опору.
  4. Песенки - распевки «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь». В этих песенках закрепляем понятие низкие и высокие голоса, продолжаем работу над пением группами и индивидуально, также продолжаем работу над пением по ролям.
  5. Распевка «Воздушный шар» дети учатся правильно пользоваться дыханием. Проговариваем слова без музыки, выполняем  движения по тексту, в этот момент дети незаметно для себя запоминают слова. А затем разучиваем мелодию.
  6. Песня «Маленький ёжик» - для лучшего усвоения слов песни  во время  знакомства  с ней я использую мультфильм. Где ёжик поёт эту песенку, дети смотрят и запоминают слова.
  7. Песня «Капитошка» - посмотрев мультфильм, дети  запомнили кто такой Капитошка, и с удовольствием стали учить песню.
  8.  Песня «Шла коза на каблуках» при разучивании песен я использую музыкальные инструменты.  Звучит песня дети одновременно проговаривают слова песни и отбивают ритмический рисунок.
  9. Песенка – игра «Как у Деда Ермолая» - исполняем песенку, а капелла, т.е. без сопровождения. В конце каждой фразы выполняем ритмический рисунок.
  10. Песня «Песня «Киска» - эту песню можно петь по ролям (кошка, хозяева).

В этой песни можно поработать над пением индивидуально  1 солист – кошка, 2 солист – хозяин, 3 солист – щенок, так же можно петь подгруппами. Делим детей на три  подгруппы:  1 подгруппа – кошка, 2 подгруппа – хозяева, 3 – щенок. Так же эту песню можно инсценировать, детям дать шапочки героев.

  1. «Кузнец» поётся двумя подгруппами в разных голосовых регистрах, как диалог.
  2.  Песня «Мышка» - шуточная песенка для малышей  с повторяющимися слогами в конце музыкальной фразы. Эту песенку можно обыграть, инсценировать.
  3. Песня «Мишка» -  дети, слушая, отгадывают какой инструмент, принёс Мишка. Затем, когда песенку разучили, часть детей поёт её, а остальные играют на музыкальны инструментах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально - хоровая работа в детском саду.

Игровая методика обучения детей пению через 2 этапа: речевой и певческий. Подробное описание с конкретными примерами занятия. Мастер класс по вокально-хоровой работе....

"Вокально-хоровая работа в детском саду"

quot;Вокально-хоровая работа в детском саду"...

Вокально-хоровая работа в детском саду

Курт ЗаксСтатья разработана по методике  М.Ю Картушиной формирования вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста....

«Вокально-хоровая работа в детском саду»

laquo;Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский.А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения....

Вокально-хоровая работа в детском саду по Картушиной

Вокально-хоровая работа в детском саду по М. Ю. Картушиной. Немецкий музыковед Курт Закс, живший в прошлом веке, говорил, что музыка начинается с пения.Ещё несколько десятилетий назад жизнь малыш...

Технология -Вокально-хоровая работа в детском саду. М.Ю. Картушина.

Цель- Развитие певческих способностей детей, воспитание у ребенка интереса и любви к пению, создание условий для интеллектуального и личностного развития дошкольников, формирование общей культуры поср...