ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАЗДНИКИ КАК ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ
статья

Аннотация. В статье предлагается описание опыта организации детско-родительских праздников как интерактивной формы взаимодействия педагогов и родителей в разностороннем развитии и воспитании дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsii.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Сергеева Белгородский государственный национальный

исследовательский университет (Россия, Белгород)

Каршинский государственный университет (Узбекистан, Карши)

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Сборник научных статей

Материалы Международной научно-практической конференции,

посвященной 145-летию вуза и 45-летию факультета дошкольного,

начального и специального образования

(в двух томах)

Том 2


ББК 74.1

Р 17

Редакционная коллегия:

        Демичева В.В., кандидат филологических наук, доцент

        Еременко О.И., кандидат филологических наук, доцент

        Яковлева Т.В., кандидат педагогических наук, доцент

Ответственный редактор

Черкасов В.А, доктор  филологических наук, профессор

Рецензенты:

Серых Л.В., кандидат педагогических наук,

заведующий кафедрой дошкольногои начального общего образования

Белгородского института развития образования;

Волошина Л.Н., профессор кафедры дошкольного и специального

 (дефектологического) образования педагогического института НИУ «БелГУ

Развитие личности в образовательном пространтсве. Том 2– Белгород: Издательский дом «Белгород» -  2021. –334 с.

В сборнике представлены статьи ученых, воспитателей, учителей, руководящих работников системы образования, студентов. Материалы сборника посвящены актуальной проблеме – развитию личности в образовательном пространстве.  

        

        

УДК 373

ББК 74.1

Р 17

©НИУ «БелГУ», 2021


Евсюкова Н. С.

Детско-родительские праздники как форма сотрудничества детского сада и семьями воспитанников

166

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАЗДНИКИКАК ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА

ДЕТСКОГО САДА И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ

Евсюкова Наталья Сергеевна МОУ «Двулученская СОШ»

Валуйского района Белгородской области

Аннотация. В статье предлагается описание опыта организации детско-родительских праздников как интерактивной формы взаимодействия педагогов и родителей в разностороннем развитии и воспитании дошкольников.

        

        Целью дошкольного образования является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народа. Реализовать её в полной мере можно только во взаимодействии всех участников образовательных отношений: детей, педагогов, родителей. Это взаимодействие, констатируют авторы программы «От рождения до школы», обеспечивается открытостью и доступностью информации, регулярностью информирования, свободным доступом родителей в пространство детского сада, максимальным участием родителей в образовательном процессе, педагогической поддержкой семьи, повышением компетентности родителей в вопросах развития, образования детей, охраны и укрепления здоровья детей [2].

        Одна из форм взаимодействия – детско-родительские праздники.

Дошкольники любят праздники, особенно, если это совместное с родителями весёлое творческое дело. Такие праздники – не только современная интерактивная форма сотрудничества педагогов и родителей, но и способ изменить формат взаимодействия, когда родители из «заказчиков образовательных услуг» становятся союзниками, партнёрами и помощниками воспитателей.

        В нашем опыте детско-родительские праздники посвящались важным событиям в жизни детей и наполнялись разным содержанием: 1сентября, в День знаний, в подготовительных группах проводится «Урок семьи и семейных ценностей», в ноябре вместе отмечаем «День пап», активно участвуют родители в праздниках посвящённых Дню защитников отечества и 8 Марта, в квестах, которые проводятся как сезонные физкультурные праздники и др. Главная идея всех праздников – «Мы дружная семья!», взаимная любовь всех членов семьи помогает решить любые игровые задачи на празднике, доставляет массу удовольствия детям, сплачивает семью.

Музыка, цветы, стихи, нарядные костюмы, тёплое общение с самыми близкими для детей людьми способствуют развитию эмоциональной сферы дошкольников. Приятно смотреть на лица и позы детей в ходе праздника, в них так ярко читаются эмоциональные переживания. Положительные эмоции возникают от того, что папа и мама рядом, они видят, как их сын или дочь красиво читают стихи, все вместе они поют песни, танцуют, возводят дома из больших модулей, рассказывают разные истории, устраивают спортивные соревнования со всеми ребятами. На празднике речь идёт только о событиях, ярких жизненных представлениях и переживаниях, которые были в опыте детей, поэтому всё вызывает яркий эмоциональный отклик и запоминается прочно и на длительный срок.

В день знаний праздник начинается с приходом детей в детский сад утром, когда они вместе с родителями и воспитателями устраивают выставку цветочных композиций у центрального входа. У каждой дошкольной группы свой уголок на выставке. Такая коллективная деятельность, выполнение определённых обязанностей, взаимная ответственность друг перед другом приводят к тому, что у дошкольников формируется чувство долга и ответственности, умение действовать согласовано во благо общего дела. А эстетическое удовольствие, которое получили все устроители выставки и праздника, с лихвой перекрыло трудности, неизбежно возникавшие в ходе работы. А вечером устраивается детско-родительский весёлый праздник со стихами о школе, песнями, подвижными и музыкальными играми, в конце дети дарят родителям рисунки на тему «Школа, где я буду учиться». Позже психолог детского сада в индивидуальных беседах с родителями проанализирует эти рисунки, чтобы показать, как в цветовой гамме, сюжете, линиях и характере рисунка проявляется отношение ребёнка к будущему обучению в школе, в чём могут возникнуть проблемы и как их предотвратить.

Самыми популярными являются спортивные праздники, на которые приходят папы, мамы, старшие братья, сёстры. Все становятся равноправными партнёрами, членами соревнующихся команд.  В младших и средних группах, конечно, никаких команд нет. Дети играют с родителями в несложные подвижные игры: «Спрячься в домик», «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору», которые перемежаются песнями, танцами. Удовольствие от праздника заключается в совместной с мамой или папой деятельности.

Для старших дошкольников спортивные праздники – это настоящие соревнования, для них важен и сам процесс, и выигрыш, поэтому всегда есть команды. Праздник устраивается для одной группы, которую делят на две команды, чтобы все были вовлечены в активные действия, а не оставались просто зрителями. Дети и родители никогда не противопоставляются друг другу, они всегда в одной команде, всегда вместе выигрывают или проигрывают. Эстафеты, игры оцениваются в баллах, в конце подводится общий итог.

Спортивный праздник всегда начинается с разминки, чтобы разогреть организм и подготовить его к основным нагрузкам. Упражнения для разминки подбираются заранее, всегда парные для ребенка и взрослого. По viber проводим видео консультацию, показываем, как выполнять парные упражнения, просим дома поупражняться. Поскольку упражнения нестандартные, для детей интересные, родители тоже включаются в процесс подготовки к спортивному празднику, ведь без них ребёнок обойтись не сможет. Упражнения непростые, сразу ни «корзиночка», ни «ласточка», ни «великаны» не получаться – нужны домашние тренировки, родители понимают это и занимаются физкультурой со своим ребёнком, что, безусловно, полезно. Основная часть праздника – комплекс забавных игр с бегом, лазанием, прыжками, в которых команды соревнуются, а в конце все получают награды.

Спортивные праздники – замечательная форма двигательной деятельности, мотивирующая детей на занятия физической культурой. В любом деле фундаментальную роль играет мотивационная основа деятельности. Нет внутренней движущей силы – всякое дело обречено стать нудным и скучным.  Хочется делать то, к чему душа лежит. Проблема мотивации – это соотношение свободы и принуждения в физическом воспитании ребёнка. Есть внутренний мотив – ребёнок свободен, нет – ребёнок подвергается насилию. На спортивном празднике дети чувствуют себя свободно и радостно. Им хочется играть, двигаться, а взрослые удовлетворяют эту потребность.

В рейтинге предпочитаемых родителями форм взаимодействия с педагогами дошкольного учреждения совместные детско-родительские праздники стоят на втором месте, после фото-видео информирования родителей о жизни детей в детском саду через viber. Это позволило ввести их в образовательный процесс, как новую образовательную технологию, наряду с пространством детской реализации, образовательным событием, утренним и вечерним кругом, развивающим диалогом, технологией позитивной социализации.

        Все перечисленные технологии помогают перейти на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребёнка» и нацеленного на развитие детской инициативы. Подготовка спортивного праздника, совместное с детьми обсуждение и выбор игр, сочинение новых конкурсов, эстафет, подбор нужного инвентаря предоставляет оптимальные возможности для детской самостоятельности, активности, выбора занятий по интересам. Вся подготовительная работа выстраивается так, что взрослый вслушивается в голос ребёнка, чтобы понять детский замысел и помочь не только реализовать его, но и «…создать условия, направленные на поддержку его востребованности» [1].

        В качестве доказательства целесообразности организации детско-родительских праздников сошлёмся на программу, по которой работает наше дошкольное учреждение. Это основная образовательная программа, составленная на базе комплексной программы «От рождения до школы» Н.Е.  Вераксы и парциальной программы «Играйте на здоровье» Л.Н.   Волошиной, авторы которых стоят на позиции: «… что существенной особенностью процесса детского развития является обязательное участие двух человек: взрослого и ребёнка. Взрослый выступает в роли носителя идеальной формы. Ребёнок осваивает её, совершенствуя свою первичную форму в процессе взаимодействия, подражая взрослому» [2]. На детско-родительских спортивных праздниках дети видят взаимодействие значимых для них взрослых – педагогов и родителей, подражают им в стремлении к здоровому образу жизни, умению организовать свой досуг, заполняя его активной двигательной деятельностью, подражают дружелюбному отношению к другому человеку, даже если он соперник по игре. Активное и заинтересованное участие детей в подготовке и проведении спортивного праздника учат детей сотрудничеству, умению договариваться друг с другом, творчески решать различные жизненные ситуации.

Литература

  1. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 3-7 лет. М.: Вентана-Граф, 2015. – 239 с.
  2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников

Что такое детско-родительский клуб?Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, ...

Статья на тему: «Детско – родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи».

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста с помощью детско-родительских проектов....

Детско-родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи.

Детско-родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи....

Детско – родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОО с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности де...

Статья «Детско-родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи»

Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ....

Статья «Детско-родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи»

laquo;Хочу не учить, а душевно беседовать,размышлять сообща и догадываться!» К.Д. Ушинский Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач...

«Детско-родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи»

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы поделиться с вами информацией о детско-родительских проектах как современной форме взаимодействия детского сада и семьи. Взаимодействие между детски...