Опыт работы с родителями
материал (старшая группа)

работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы

 «Работа с родителями по экологическому воспитанию младших дошкольников»


Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Цель работы:

  • Разработать методическое обеспечение по работе с родителями по экологическому воспитанию дошкольников, на основе природы родного края.
  • Формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания у детей экологической культуры.

Задачи работы:

  • Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения

человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

  •  Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить её и уметь охранять.
  • Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
  • Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
  • Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять, и защищать её.
  • Обобщить и систематизировать накопленные опыт, знания и материалы.

Цели и задачи экологического воспитания дошкольников во взаимодействии с родителями.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Гипотеза:

Если системно и планомерно проводить работу с родителями по повышению экологической культуры, уровня знаний о природе, формированию экологического сознания, то это будет способствовать повышению уровня знаний об экологии в целом и экологии родного края, что поможет формированию основ экологической культуры у дошкольников, так как родители играют главную роль в жизни ребенка и являются для него примером.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:

Педагог-родитель;

Педагог-ребенок-родитель.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

  • Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
  • Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
  • Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
  • Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
  • Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
  • Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок - передвижек.

Этапы реализации:

1. Родительское собрание

«Экологический проект»

Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проекте.

2. Беседа

«Что такое экология?»

Познакомить родителей с точным определением термина «экология». Рассказать о природе Краснодарского края. Об экологических проблемах, существующих в нашем городе, в родном поселке. Составить примерный план по решению проблем.

3.Фото – стенд

«Природа

нашего села»

Воспитывать чувство любви, бережное отношение к окружающей среде. Привлечь родителей и детей к созданию методического пособия по изучению природы поселка.

4.Открытое занятие

«Куда деть мусор?»

Познакомить родителей с методикой проведения занятия по экологическому воспитанию дошкольников. Информировать взрослых и детей, о том, куда можно сдать промышленные отходы, для вторичной переработки.

 

5.Буклет

«А знаете ли вы, что…?»

Познакомить с материалами о том, как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик и т.д. Повысить уровень экологической информированности.

6.«Они остались зимовать, мы им будем помогать!»

Разработать совместно с родителями информационную страничку для родительского уголка. Познакомить родителей с птицами зимующими в нашем районе. Подобрать стихотворения о птицах, для заучивания дома с детьми.

7.«Экологический десант»

Провести совместно с родителями и детьми сбор мусора на территории детского сада. Повышать уровень экологической культуры.

8.«Покормите

 птиц зимой!»

«Разный корм –

для разных птиц!»

Создать информационную страничку, о том, что разным птицам необходим разный корм. Формирование экологически правильного поведения в природе.

9.«Где и как,

гулять с

малышом

зимой!»

Информационная страничка для родительского уголка. В сообщении мы хотим напомнить взрослым о том, как важно правильно выбрать место для прогулки, спокойно и просто отвечать на детские вопросы, обращать внимание ребёнка на окружающую природу, рассказывать забавные истории о жизни животных, искать и узнавать их следы на снегу.

10. Беседы-

Консультации «По дороге домой!»

Научить родителей видеть удивительное вокруг и рассказать об увиденном ребёнку, красоту окружающего мира, пробудить его интерес к окружающей природе. Познакомить со словесными играми экологического содержания, в которые можно поиграть по дороге домой и в детский сад.

11. Анкетирование

«Книги о

природе.

Да или нет?»

Выявить отношение родителей к книгам о природе. Определить, нужна ли им помощь в подборе литературы.

12. Круглый стол

«Играя, познаем природу».

Познакомить родителей с разнообразием игр экологической направленности, которые помогают учить детей беречь и охранять природу, закрепляют знания об окружающей среде. Познакомить с методикой проведения игр.

13. Папка – копилка

«Мы играем»

Сделать подборку экологических игр, в которые родители и дети могут играть дома, по дороге домой или в детский сад. Повысить уровень знаний родителей о природе.

14. Конкурс

рисунков

«Мой красивый,

чистый

посёлок!»

Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми. Вызвать желание делать поселок чистым, красивым.

15. Викторина

«Что у нас

растет?»

Расширить знания родителей о растениях произрастающих на территории города Краснодара и его окрестностях. Познакомить с новыми, необычными растениями.

16.Экологический праздник «День птиц»

Расширить представления родителей о птицах, и их повадках, местах обитания. Расширить знания об окружающей среде.

17. Плакат

«Огонь – беда

для леса!»

Привлечь родителей к созданию плаката о необходимости беречь лес от огня, формировать навыки природоохранной деятельности, повышать экологическую культуру.

18.«Экологический десант»

Субботник по озеленению территории детского сада. Пробудить интерес к созданию благоприятной среды; формировать навыки природоохранной деятельности.

19. Фото – стенд

«Вот как стало зелено!»

Фотографии с проведенного субботника. Вызвать чувство удовлетворения от проделанной работы; воспитывать бережное отношение к окружающей природе.


Ожидаемые результаты:

  • Посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
  • Непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
  • Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного поселка, охране природы;
  • Стенгазета посвященная охране природы, фото-стенд «Природа нашего села», листовки экологического содержания, озеленение участка детского сада;
  • Методическое пособие для работы с родителями по экологическому воспитанию младших дошкольников.


Очень хочется верить, что очень многое зависит от каждого из нас. Детей с первых же шагов нужно учить любить и беречь природу. Только тогда они будут чувствовать свое единство с ней, свою ответственность за нее.



Предварительный просмотр:

Опыт работы

 «Работа с родителями по экологическому воспитанию младших дошкольников»


Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Цель работы:

  • Разработать методическое обеспечение по работе с родителями по экологическому воспитанию дошкольников, на основе природы родного края.
  • Формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания у детей экологической культуры.

Задачи работы:

  • Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения

человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

  •  Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить её и уметь охранять.
  • Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
  • Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
  • Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять, и защищать её.
  • Обобщить и систематизировать накопленные опыт, знания и материалы.

Цели и задачи экологического воспитания дошкольников во взаимодействии с родителями.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Гипотеза:

Если системно и планомерно проводить работу с родителями по повышению экологической культуры, уровня знаний о природе, формированию экологического сознания, то это будет способствовать повышению уровня знаний об экологии в целом и экологии родного края, что поможет формированию основ экологической культуры у дошкольников, так как родители играют главную роль в жизни ребенка и являются для него примером.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:

Педагог-родитель;

Педагог-ребенок-родитель.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

  • Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
  • Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
  • Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
  • Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
  • Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
  • Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок - передвижек.

Этапы реализации:

1. Родительское собрание

«Экологический проект»

Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проекте.

2. Беседа

«Что такое экология?»

Познакомить родителей с точным определением термина «экология». Рассказать о природе Краснодарского края. Об экологических проблемах, существующих в нашем городе, в родном поселке. Составить примерный план по решению проблем.

3.Фото – стенд

«Природа

нашего села»

Воспитывать чувство любви, бережное отношение к окружающей среде. Привлечь родителей и детей к созданию методического пособия по изучению природы поселка.

4.Открытое занятие

«Куда деть мусор?»

Познакомить родителей с методикой проведения занятия по экологическому воспитанию дошкольников. Информировать взрослых и детей, о том, куда можно сдать промышленные отходы, для вторичной переработки.

 

5.Буклет

«А знаете ли вы, что…?»

Познакомить с материалами о том, как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик и т.д. Повысить уровень экологической информированности.

6.«Они остались зимовать, мы им будем помогать!»

Разработать совместно с родителями информационную страничку для родительского уголка. Познакомить родителей с птицами зимующими в нашем районе. Подобрать стихотворения о птицах, для заучивания дома с детьми.

7.«Экологический десант»

Провести совместно с родителями и детьми сбор мусора на территории детского сада. Повышать уровень экологической культуры.

8.«Покормите

 птиц зимой!»

«Разный корм –

для разных птиц!»

Создать информационную страничку, о том, что разным птицам необходим разный корм. Формирование экологически правильного поведения в природе.

9.«Где и как,

гулять с

малышом

зимой!»

Информационная страничка для родительского уголка. В сообщении мы хотим напомнить взрослым о том, как важно правильно выбрать место для прогулки, спокойно и просто отвечать на детские вопросы, обращать внимание ребёнка на окружающую природу, рассказывать забавные истории о жизни животных, искать и узнавать их следы на снегу.

10. Беседы-

Консультации «По дороге домой!»

Научить родителей видеть удивительное вокруг и рассказать об увиденном ребёнку, красоту окружающего мира, пробудить его интерес к окружающей природе. Познакомить со словесными играми экологического содержания, в которые можно поиграть по дороге домой и в детский сад.

11. Анкетирование

«Книги о

природе.

Да или нет?»

Выявить отношение родителей к книгам о природе. Определить, нужна ли им помощь в подборе литературы.

12. Круглый стол

«Играя, познаем природу».

Познакомить родителей с разнообразием игр экологической направленности, которые помогают учить детей беречь и охранять природу, закрепляют знания об окружающей среде. Познакомить с методикой проведения игр.

13. Папка – копилка

«Мы играем»

Сделать подборку экологических игр, в которые родители и дети могут играть дома, по дороге домой или в детский сад. Повысить уровень знаний родителей о природе.

14. Конкурс

рисунков

«Мой красивый,

чистый

посёлок!»

Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми. Вызвать желание делать поселок чистым, красивым.

15. Викторина

«Что у нас

растет?»

Расширить знания родителей о растениях произрастающих на территории города Краснодара и его окрестностях. Познакомить с новыми, необычными растениями.

16.Экологический праздник «День птиц»

Расширить представления родителей о птицах, и их повадках, местах обитания. Расширить знания об окружающей среде.

17. Плакат

«Огонь – беда

для леса!»

Привлечь родителей к созданию плаката о необходимости беречь лес от огня, формировать навыки природоохранной деятельности, повышать экологическую культуру.

18.«Экологический десант»

Субботник по озеленению территории детского сада. Пробудить интерес к созданию благоприятной среды; формировать навыки природоохранной деятельности.

19. Фото – стенд

«Вот как стало зелено!»

Фотографии с проведенного субботника. Вызвать чувство удовлетворения от проделанной работы; воспитывать бережное отношение к окружающей природе.


Ожидаемые результаты:

  • Посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
  • Непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
  • Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного поселка, охране природы;
  • Стенгазета посвященная охране природы, фото-стенд «Природа нашего села», листовки экологического содержания, озеленение участка детского сада;
  • Методическое пособие для работы с родителями по экологическому воспитанию младших дошкольников.


Очень хочется верить, что очень многое зависит от каждого из нас. Детей с первых же шагов нужно учить любить и беречь природу. Только тогда они будут чувствовать свое единство с ней, свою ответственность за нее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»

Не все педагоги осознают важность тесного взаимного сотрудничества с родителями в рамках воспитательно-образовательного процесса. Но, в соответствии с новыми...

Опыт работы с родителями (интерактивное родительское собрание)

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.Как изменить...

Опыт работы с родителями "Знакомимся с профессиями"

В нашей группе мы уже традиционно проводим всречи детей с родителями,на которых родители рассказывают о своих профессиях.Очень интересно  о работе с людьми пожилого возраста рассказала псих...

Опыт работы с родителями "Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию дошкольников"

«Человек - высший продукт земной  природы.  Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным, умным»(И.П.Павлов)     ...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...

Доклад(опыт работы): «Вовлечение родителей в участие в учебно-воспитательном образовательном процессе через совместное творчество педагогов, детей и родителей»

Наше образовательное учреждение работает с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). У большинства воспитанников отмечаются проблемы в развитии коммуникативной, познавательной, ...