Программа дополнительного образования в ДОУ
рабочая программа

Рассказова Ольга Евгеньевна

Программа дополнительного образования в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО:

На педагогическом совете № 1

Протокол № 1

от «04» 09 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий

МБДОУ «ЦРР-д/с №44»

_________/О.Н.Борисенкова/

Приказ № 106

«04» 09 2019 г.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Муницпального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Ценр развития ребенка-детский сад №44»

Заводского района г. Саратова

на 5 лет

(2019-2024г.)

разработчик  программы Рассказова О.Е.

педагог-организатор

 

г.Саратов, 2019г.

Содержание

1 Целевой раздел………….…………………………………………………………3

  1. Пояснительная записка …………………………………………………………3
  2. Цели и задачи реализации Программы………………………………………...5
  3. Принципы и подходы к реализации Программы…...…………………………6
  4. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы...……11
  5. Планируемые результаты освоения Программы….………………………….11

2 Содержательный раздел………………………………………………………….15

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями дополнительной образовательной программы……………………………...……15

2.2 Технологии обучения……………….………………………………………….17

2.3 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников…………………………………………………………………………….20

2.4 Взаимодействие с социокультурными учреждениями…...………………….23

3 Организационный раздел………...………………………………………………24

3.1 Модель организационно-воспитательного процесса……..………………….24

3.2 Методы, приёмы и формирование организационно-воспитательного

процесса……………………………………………………………………………..26

3.3 Условия реализации программы..……………………………………………..27

3.4 Материально-техническое и дидактическое обеспечение……………….….29

Список литературы…………………………..……………………………………..32

1 Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Образовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность в интересах личности ребенка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения воспитанника в самообразовании и получении дополнительного образования.

Дополнительное образование в отличие от образовательного процесса, не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Содержание современного дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей исходя из его потребностей. Дополнительное образование является средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности, а так же характеризуется разнообразием содержательных аспектов деятельности (теоретический, практический, опытнический, исследовательский, прикладной и др.) и форм образовательных объединений (кружок, мастерская, секция и др.).

Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире. В дополнительном образовании педагог сам определяет «стандарт» освоения предмета или направления деятельности.

Данная Программа разработана  в соответствие с:

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказом Министерства образования России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении  Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Профессиональным стандартом педагога дополнительного образования, утвержденного Приказом Минтруда России от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 № 52016);

Дополнительные образовательные услуги интегрируются с реализуемой детским садом основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.

Дополнительное образование направлено на:

  • создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
  • конкретные виды кружковой работы, которые пользуются спросом.

Дополнительное образование реализуется на основании Дополнительной общеразвивающей программы (далее Программа) в процессе работы студий, секций различных направлений. По каждой студии, секции разработана дополнительная общеразвивающая программа, авторами, которых являются педагоги дополнительного образования.

Программа учитывает:

  • индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
  • возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

1.2 Цели и задачи реализации Программы

Цель Программы: создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей воспитанников и развития их индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству.

Задачи:

  • Обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности в различных видах деятельности.
  • Создать условия для эмоционального благополучия ребёнка в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок - ребенок, ребёнок - педагог, ребёнок - родитель.
  • Развивать творческие способности у детей дошкольного возраста через занятия в студиях.
  • Укреплять здоровье детей дошкольного возраста.
  • Развивать интерес и любовь к художественному слову детей дошкольного возраста через совершенствование разнообразных форм устной речи.
  • Развивать конструктивное взаимодействие с семьей для обеспечения творческого развития ребёнка - дошкольника.
  • Удовлетворить потребностей детей в занятиях по интересам.
  • Разработать содержания дополнительного образования, соответствующего современным требованиям.
  • Совершенствовать управление в организации дополнительных образовательных услуг.

Функции дополнительного образования.

  • Функция социализации
  • Развивающая функция
  • Обучающая функция
  • Воспитательная функция
  • Социокультурная функция

Функция социализации направлена на:

  • создание условий для самоутверждения личности в коллективе и обществе с учётом её возможностей, развитие сущности сил ребёнка, формирование в нём человека, способного к социальному творчеству;
  • обеспечение условий для самовыражения и самоопределения; оказание помощи детям, испытывающим трудности при вхождении в мир.

Развивающая функция объединяет в единый узел все социально-педагогические функции, выполняемые системой дополнительного образования в ДОУ на современном этапе (обучающую, воспитательную, социокультурную, оздоровительную, профориентационную). Её реализация рассматривается в едином русле со всеми остальными, поскольку каждая из них так или иначе связана с развитием и саморазвитием детей.

Воспитательная функция дополнительного образования в ДОУ заключается в обеспечении целенаправленного влияния всех структурных подразделений образовательного учреждения на поведение и деятельность обучающихся. При организации системы воспитания ориентировка на реальные процессы развития личности ребёнка и необходимость превращения его в субъект социального развития общественных отношений.

Социокультурная функция отражает цели и задачи дополнительного образования в области культуры и досуга, определяет пути и методы её реализации в структуре ДОУ.

1.3 Принципы и подходы к реализации Программы

При организации дополнительного образования детей ДОУ опирается на следующие приоритетные принципы:

Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.

Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».

Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети - дети, дети - родители, дети - педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.

Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.

Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.

В основе формирования программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального и поликультурного состава;
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм.

Реализация Программы дополнительного образования предусматривает исполнение нескольких дополнительных общеразвивающих программ по следующим направлениям:

- художественно-эстетической направленности;

- физкультурно-спортивной направленности;

- социально-педагогической направленности.

Структурной особенностью программ является календарно - тематическое планирование. Планируя работу студий,секций, педагог может выбирать для каждой темы различные формы работы, учитывая оснащенность и специфику творческой деятельности.

Содержание программ конкретизируют содержание образовательной программы, являются средством оптимального достижения поставленных целей при условии гарантий прав субъектов образовательного процесса.

Содержание программы базируется на детских интересах и запросах родителей и реализуется по следующим направлениям:

Все темы занятий студий и секций, входящие в программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат. Возможно внесение изменений в содержательную часть программы на последующие годы реализации, с учетом интересов детей, пожеланий родителей.

Программа художественно - эстетической направленности ориентирована на развитие общей и эстетической культуры воспитанников, художественных способностей и склонностей в выбранных видах искусства. Художественные программы отдельных направлений в зависимости от познавательных потребностей и способностей детей могут служить средством организации свободного времени, формировать процесс творческого самовыражения и общения детей, а также могут служить средством развития одаренности.

Адресность программы: предназначена для обучения детей младшего и старшего дошкольного возраста

Целью работы кружков художественно-эстетической направленности является развитие творческих способностей воспитанников, знакомство с произведениями искусства, духовное развитие личности; воспитание мира чувств, его эмоциональной чуткости.

Программа физкультурно - спортивной направленности ориентирована на воспитание и привитие навыков физической культуры воспитанников и, как следствие, формирование здорового образа жизни у будущего выпускника, а также убеждение в престижности занятий спортом, в возможности достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях, а также развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. Работа с воспитанниками предполагает решение следующих задач:

  • создание условий для развития физической активности воспитанников с соблюдением гигиенических норм и правил;
  • формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу;
  • организация межличностного взаимодействия воспитанников на принципах успеха;
  • укрепление здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта;
  • оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств, необходимых для того, чтобы стать успешным в жизни.

Целесообразность работы физкультурно-спортивной направленности продиктована снижением двигательной активности, которая сказывается на состоянии здоровья, физическом развитии и физической подготовленности детей. Данные программы призваны сформировать у воспитанников устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Программа социально - педагогической направленности способствует реализации личности в различных социальных кругах, социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач. Это особенно актуально и очень важно сформировать опыт проживания в социальной системе. Образовательные программы данной направленности охватывают широкий возрастной диапазон и многофункциональны по своему назначению. В основном они рассчитаны на социальную адаптацию и духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Каждая из программ - это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, с учётом условий, методов и технологий достижения целей, а также предполагаемого результата. Программа раскрывает структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса, является индивидуальным образовательным маршрутом личности, содержащим возможности выхода на определенный уровень образованности и решению задач дополнительного образования.

1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы

Основные участники реализации Программы: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги дополнительного образования.

Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса образовательных услуг выступают родители как гаранты реализации прав ребёнка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.

В ДОУ существует сочетание традиционного дошкольного образования с дополнительным образованием. Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности ребенка.

Воспитанники имеют возможность заниматься в различных студиях и секциях по интересам. Спектр дополнительных услуг индивидуален, разнообразен и ведется по нескольким направлениям:

  1. художественно
  2. физическое
  3. социально-педагогическое
  4. туристическо-краеведческое
  5. естественнонаучное
  6. техническое

Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Следовательно, необходимо создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.

1.5 Планируемые результаты освоения Программы

Планируемые результаты освоения Программы дополнительного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры:

  • не подлежат непосредственной оценке;
  • не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
  • не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
  • не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
  • не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

Освоение Программы не сопровождается обязательным проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.

Оценка индивидуального развития детей проводится педагогами дополнительного образования в ходе внутреннего мониторинга становления основных характеристик развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними.

Ожидаемые результаты:

  • Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста, улучшение физического развития.
  • Развитие творческих способностей детей.
  • Положительно - эмоционального состояния ребенка на занятиях.
  • Овладение артистическими качествами, раскрытие творческого потенциала детей.
  • Создание предпосылок для дальнейшего совершенствования развития творческих способностей  детей.
  • Овладение техникой изготовления изделий.

-      Обогащение активного и пассивного словаря детей.

Оценка и анализ работ:

Оценка и анализ работы студии, секции за определенное время (год) помогает педагогу выявить положительные и отрицательные результаты в работе, оценить себя и возможности детей. Итогом усвоения Программы является серия коллективных работ по теме, которые будут представлены на выставке, а также выступления детей как внутри детского сада, так и на мероприятиях города. При оценке и анализе работ учитывается возраст ребенка, его способности, достижения за конкретный промежуток времени.

Показатели сформированности умений:

  1. Полнота - овладение всеми поэтапными действиями одного процесса.
  2. Осознанность - насколько задание понятно и насколько продуманно оно выполняется.
  3. Свернутость и автоматизм - в процессе овладения деятельностью некоторые действия могут выполняться на уровне подсознания.
  4. Быстрота - скорость выполнения работы.
  5. Обобщенность - способность переносить свои умения на другие задания. Полученные данные обрабатываются для получения полной и точной оценки работы педагога и детей.

При отборе детских работ на выставку учитываются:

  1. Оригинальность сюжета, коллекции, цветового решения, разработанность деталей.
  2. Самостоятельность выполнения работы.
  3. Высокая степень воображения.
  4. Аккуратность выполнения работы.
  5. Грамотность при выполнении работы, соблюдение всех технологий.

Формы подведения итогов:

  • оформление выставочного стенда в ДОУ;
  • участие в городских, областных, региональных, всероссийских и международных выставках и конкурсах;
  • выступление на родительских собраниях, утренниках, праздниках, соревнованиях.

Контроль

Формы контроля универсальных умений и навыков, формируемых на занятиях дополнительного образования:

  • изучение и утверждение дополнительных общеразвивающих программ,

тематического планирования;

  • посещение и анализ занятий;
  • посещение массовых мероприятий, творческих отчётов;
  • организация выставок и презентаций.

-участие в соревнованиях.

  1. Содержательный раздел

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями дополнительной образовательной программы

Работа по дополнительному образованию проводится за рамками основной образовательной программы на бесплатной основе для воспитанников дошкольного возраста в форме кружковой работы.

Работа по дополнительному образованию осуществляется на основании образовательных программ по направлениям, плана работы на учебный год, заявлений родителей. Периодичность и продолжительность определена действующим Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)

Художественно направление

Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства; становления эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной и др.).

 Физкультурно - спортивное направление

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

 Социально - педагогическое направление

Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Туристско-краеведческое направление

Программа состоит из двух основных разделов: природно- краеведческий и спортивно-туристический. Каждая совместная деятельность с детьми состоит из двух частей: теоретической и практической. Практическая часть природоведческого цикла включает в себя дидактические игры и практические опыты, а спортивно-туристического цикла – подвижные игры или практические задания.

Естественнонаучное направление

Ведущая идея направления заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

Техническое направление

Целесообразность выбора направления образования обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения развития интеллекта. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать.

2.2 Технологии обучения

Перечисленные методики и технологии обеспечивают выполнение рабочей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.

  •  игровая технология;
  • технология, опирающиеся на познавательный интерес (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов);
  • технология проблемного обучения;
  • технология сотрудничества  (В.Дьяченко, А.Соколов и др.);
  • проектная технология.

Игровая технология

Концептуальные идеи и принципы:

  • игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
  • игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
  • постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
  • игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
  • использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
  • цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
  • механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Технология, опирающиеся на познавательный интерес 

Концептуальные идеи и принципы:

  • активный деятельностный способ обучения (удовлетворение познавательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности);
  • обучение с учётом закономерностей детского развития;
  • опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка»);
  • ребёнок является полноценным субъектом деятельности.

Технология проблемного обучения

Концептуальные идеи и принципы:

  • создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;
  • целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;
  • проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;
  • проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям;
  • проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Технология сотрудничества  

Концептуальные идеи и принципы:

  • позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
  • уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
  • неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
  • диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
  • сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
  • сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

Проектная технология

Концептуальные идеи и принципы:

  • развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;
  • особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;
  • способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
  • интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
  • завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

2.3 Особенности взаимодействия педагогического коллектива

с семьями воспитанников

Одним из направлений деятельности ДОУ по дополнительному образованию детей является взаимодействие с родителями. Используются следующие формы работы:

  • открытый просмотр занятий;
  • отчетные утренники;
  • общие мероприятия;
  • спортивные соревнования;
  • индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей;
  • тематические родительские собрания, конференции;
  • праздники, развлечения;
  • выставки творчества
  • анкетирование, опрос.

Выбор разделов дополнительной образовательной программы осуществляется родителями (законными представителями) детей. Процедура выбора дополнительной общеобразовательной программы предполагает ознакомление с нормативными документами, регламентирующими деятельность образовательного учреждения по оказанию дополнительных образовательных услуг и содержанием дополнительной общеразвивающей программы.

Формы ознакомления с дополнительной общеразвивающей программой:

  • индивидуальные консультации;
  • родительские собрания;

- ярмарка услуг дополнительного образования;

  • использование ресурсов официального сайта дошкольного образовательного учреждения.

Информирование родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ о процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы осуществляется в формах:

  • общие родительские собрания;
  • индивидуальных собеседований и консультаций;
  • ярмарка услуг дополнительного образования;
  • ежегодно публичный доклад, самообследование дошкольного образовательного учреждения.

Прекращение реализации дополнительной общеразвивающей программы возможно по усмотрению родителей (законных представителей) воспитанников и образовательного учреждения в случаях:

  • признание родителями (законными представителями) воспитанников и (или) образовательного учреждения нецелесообразным дальнейшее освоения детьми дополнительной общеразвивающей программы.
  • нежелания воспитанником осваивать дополнительную общеразвивающую программу;
  • неудовлетворенность родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ качеством образовательных услуг;
  • противопоказания по состоянию здоровья.

Процедура реализации дополнительной общеразвивающей программы включает:

  • подача личного заявления родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ о прекращении реализации дополнительной общеразвивающей программы или направление образовательным учреждением письменного уведомления родителям (законным представителям) о нецелесообразности дальнейшей реализации данной программы;

- ознакомление родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ с процессом и результатами освоения детьми дополнительной общеразвивающей программы. Освоение или не освоение ребенком дополнительной общеразвивающей программы не влияет на выбор образовательного маршрута ребенка в дальнейшем.

Формы сотрудничества с семьей

  • Проведение «круглых столов»
  • Общие и групповые родительские собрания
  • Индивидуальные беседы
  • Консультирование родителей
  • Дни открытых дверей
  • Проведение открытых просмотров для родителей
  • Привлечение родителей
  • Анкетирование

2.4 Взаимодействие с социокультурными учреждениями

Условиями эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами выступают:

  • открытость ДОУ.
  • установление доверительных и деловых контактов.
  • использование образовательного и творческого потенциала социума.
  • реализация активных форм и методов общения.

Приоритетными направлениями сотрудничества являются: создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ культуры личности, творческого потенциала воспитанников; подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Основные формы организации социального партнерства:

  • Совместные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
  • формирования здорового образа жизни: спортивные праздники, участие в конкурсах и т.д.;
  • коллективно-творческие мероприятия: участие в выставках, конкурсах детского творчества, концертных программах.

Взаимодействие с социальными партнерами создает благоприятные возможности для обогащения деятельности в ДОУ, расширяет спектр возможностей по осуществлению сотрудничества с социокультурными учреждениями в рамках разностороннего развития воспитанников.

3 Организационный раздел

3.1 Модель организационно-воспитательного процесса

Численный состав объединений определяется в соответствии с психолого – педагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей в режиме дня во второй половине дня; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм. Особенности организации детей определены направленностью, функциями дополнительных образовательных планов.

Организуя работу в рамках дополнительного образования, педагоги учитывают:

  • интересы детей к выбору студии, досуговых мероприятий;
  • добровольность выбора их детьми;
  • возрастные особенности детей;
  • решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
  • ведущий вид деятельности, и выстраивание на его основе содержания дополнительного образования;
  • создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной творческой личности;
  • нормы нагрузки на ребенка.

Занятия могут проводиться в групповой комнате или в специально оборудованном помещении детского сада. Формы работы должны быть подвижными, разнообразными и меняться в зависимости от поставленных задач.

Занятия проводятся с группой детей. Длительность занятийот от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста детей), занятия проходят во второй половине дня.

Занятия в студиях, секциях комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из занятий общей программы. Они являются надпрограммными и закладывают основу успешной деятельности в любой области, в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой задач, материала и т.д. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.

На занятиях в кружках предполагается система саморазвития творческих способностей каждого ребенка для дальнейшей самореализации в выбранной области.

Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала; использование методических пособий, дидактических игр, инсценировок, сочинений, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, театральных представлений, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога. (Кроме того, детские работы - это не только творчество ребенка, но и зрительная информация для родителей и украшение интерьера.)

Программа предполагает систематическую работу студий, проводимых 2 раза в неделю по расписанию.

3.2 Методы, приёмы и формирование

организационно-воспитательного процесса

Объяснительно-иллюстративный метод в программе используется при сообщении учебного материала для обеспечения его успешного восприятия. Он раскрывается с помощью таких приемов, как беседа, рассказ, работа с иллюстрациями, демонстрация опыта.

Репродуктивный метод - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию педагога.

Частично-поисковый или эвристический. Основное назначение метода - постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.

Немаловажными в работе с детьми являются используемые методы воспитания - методы стимулирования и мотивации: создание ситуации успеха помогает ребенку снять чувство неуверенности, боязни приступить к сложному заданию.

Метод поощрения выражение положительной оценки деятельности ребенка, включает в себя как материальное поощрение (в форме призов) так и моральное (словесное поощрение, вручение грамот, дипломов).

Используемые методы способствуют обеспечению высокого качества воспитательного процесса и эффективному освоению воспитанниками знаний и навыков, развитию творческих способностей. При планировании образовательного процесса предусматриваются различные формы обучения: практические занятия (направлены на отработку умений выполнения различных видов деятельности): творческая мастерская (по изготовлению художественных изделий), экскурсии, конкурсы, выставки, концерты.

3.3 Условия реализации программы

Условия для занятий в студиях и секциях 

  1. Проходят в оборудованном помещении.
  2. Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для деятельности детей.
  3. Систематизация литературно-художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки — с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем.
  4. Изготовление атрибутов к разным видам игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.
  5. Составление фонотеки — подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей (репертуар в соответствии с разработанными темами).
  6. Подбор развивающих, релаксационных, подвижных игр.
  7. Непрерывность, т.е. последовательность цепи учебных задач на протяжении всего процесса овладения творческими умениями и навыками.

В проведении занятий используются разнообразные методы и приемы работы с дошкольниками: детям предоставляется больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослых. Такие методы как игровые, исследовательские, творческие задания, экспериментирование помогают детям творчески реализовываться.

Основными формами реализации дополнительной общеразвивающей программы детей, являются:

  • занятия-инсценировки;
  • игры;
  • игры-тренировки;
  • интегрированные двигательно-познавательные занятия;
  • соревновательно-развивающие;
  • занятия путешествия;
  • обыгрывание ситуаций;
  • экспериментальная деятельность;
  • творческая мастерская;
  • создание коллекций;
  • исследовательская деятельность;
  • презентации;

Методическое обеспечение

  1. Наличие утвержденной программы.
  2. Методические разработки по модулям программы.
  3. Наглядные пособия, образцы изделий.
  4. Специальная литература (журналы, книги, пособия, справочная литература).
  5. Диагностический инструментарий.

Календарный-планрассчитан на 1 год обучения, по результатам деятельности составляется анализ.

Образовательный процесс по данному направлению осуществляется в соответствии с приказом об организации платных дополнительных услуг. Курс занятий рассчитан на 9 месяцев (с 2 недели сентября по 4 неделю мая). Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т.д.

3.4 Материально-техническое и дидактическое обеспечение

Групповое помещение (хорошо освещенное). Помещения для проведения занятий отвечает санитарным нормам. Имеется:

  • Учебное оборудование (комплект мебели).
  • Наглядные пособия (образцы изделий).
  • Дидактический материал (рисунки, схемы, эскизы, раздаточный материал, альбомы)
  • Подборка информационной и справочной литературы.
  • Материалы для работы (индивидуально для каждого кружка).
  • Иллюстрации, образцы работ, схемы (техника заполнения фигур), стихи, загадки.

-Компьютер.

-Колонки.

-Проектор.

-Доступ в интернет.

Организационное обеспечение и перспектива развития дополнительного образования в ДОУ

  1. Необходимый контингент воспитанников.
  2. Привлечение к работе специалистов (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др. специалистов).
  3. Соответствующее требованиям расписание занятий.
  4. Родительская помощь.
  5. Связь с социумом (школой, музеем, библиотекой, театрами и др.).

Перспектива развития дополнительного образования:

  1. Расширение        деятельности кружковой деятельности.
  2. Привлечение        специалистов высокого профессионального мастерства с целью совершенствования системы дополнительного образования.
  3. Расширение        материально-технической базы.
  4. Интеграция        дополнительного образования в образовательно-воспитательный процесс.

Реализация дополнительных образовательных услуг в ДОУ

с учетом ИКТ

Применение ИКТ позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития.

ДОУ имеет доступ к сети Internet, официальный сайт, электронный почтовый ящик, доступ к страничкам в социальных сетях. Пользование электронной почтой позволяет быстро получать информацию от различных учреждений и организаций и оперативно направлять ее в их адрес, что значительно экономит время.

Размещение важной информации на сайте ДОУ, социальных сетях позволяет своевременно довести ее до сведения родителей воспитанников. Внедрение информационных технологий в процесс управления ДОУ, в том числе и в образовательный процесс, несомненно, ведёт к повышению качества и оперативности принимаемых управленческих решений и переход на более эффективные формы работы. В ДОУ имеется и используются:

  • Компьютеры;
  • Мультимедийные проекторы (перносные);
  • Принтеры (монохромный, цветной);
  • Телевизоры;
  • Музыкальные центры с USB-интерфейс;
  • Цифровые фотоаппараты.

Педагоги дополнительного образования в системе применяют на практике ИКТ, что способствует повышению качества усвоения дополнительного материала воспитанниками на занятии.

Педагоги подбирают иллюстрированный познавательный материал к занятиям; создают презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми, тематические видеофильмы; владеют электронной почтой.

Воспитатели и специалисты используют в своей педагогической практике компьютерные технологии. Информационные компьютерные технологии находят свое применение как в работе педагогов, так и в работе специалистов ДОУ, что значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды, корректировать общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста, а игровые компоненты активизируют познавательную деятельность детей и усиливают усвоение материала.

Пакет документов для организации кружковой работы

  1. Рабочая программа кружка;
  2. Списочный состав детей студии;
  3. Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам;
  4. Должные инструкции и инструкции по охране труда;
  5. Договора с педагогами дополнительного образования;
  6. Приказ о дополнительных услугах;
  7. Договора с родителями;
  8. Сводные информационно - диагностические таблицы (мониторинг).

Модель организации кружковой работы (на бесплатной основе)

I этап - подготовительный

  1. этап - моделирование системы
  2. этап - совершенствование творческого самовыражения - изучение нормативно-правовой базы для успешного функционирования ДОУ;
  • анализ внешних условий и внутренних ресурсов деятельности ДОУ;
  • диагностирование детей  дошкольного возраста;
  • изучение запросов и пожеланий родителей;
  • обновление нормативно-правовой базы (приказы, положения);
  • организация рекламного блока для родителей;
  • организация соответствующей предметно-развивающей среды;
  • оформление соответствующей документации педагогов дополнительного образования;
  • совершенствование материально-технических условий в ДОУ;
  • обеспечение методического сопровождения;
  • составление перспективных планов работы студий, секций;
  • сотрудничество с общественными организациями и учреждениями;
  • создание «банка идей» по данной теме в методическом кабинете ДОУ.
  • участие в конкурсах, фестивалях, выставках, концертах и т.д.;
  • обобщение, распространение педагогического опыта на Педагогических советах, Методических объединений и др.
  • Дни открытых дверей (ярмарки)  для родителей, анкетирование  по предоставлению дополнительных услуг;
  • анализ работы педагогов дополнительного образования студий на педагогических советах ДОУ;
  • анализ и изучение результатов деятельности работы студий и секций.

Список литературы

  1. Фомина А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей // Дополнительное образование. 2004 N 7. - С. 9-14
  2. Волохов А. В. Историко-педагогический анализ подходов к организации деятельности детских общественных объединений // Дополнительное образование. – 2004. - N 3. - С. 9-13.
  3. Ракова О. А. Формирование системы художественного образования детей на территории Николаевского района Хабаровского края в 20-80-е годы ХХ в. // Вопросы культурологии. - 2008. - N 4. - С. 33-34.
  4. Соломатина Т. Б. Социально-педагогические инициативы в деятельности учреждений дополнительного образования детей // Наука и школа. - 2008. - N 2. - С. 37-39.
  5. Харитонов Н. П. История развития юннатского движения в России // Исследовательская работа школьников. - 2008. - N 3. - С. 81-101.
  6. Буданова Г. П. 90 лет государственной системе дополнительного образования детей // Вестник образования России. - 2008. - N 13. - С. 27-39.
  7. Российская Федерация, Об итогах Всероссийского форума, посвященного юбилею системы дополнительного (внешкольного) образования детей. письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2008 г. N 06-1683 // Вестник образования России. - 2009. - N 4. - С. 65-67.
  8. Петренко О. Л. Открытая школа С. Т. Шацкого // Дополнительное образование и воспитание. - 2009. - N 3. - С. 51-55.
  9. Валеева Н. С. История развития детской общественной организации "Зеленая страна" // Дополнительное образование и воспитание. - 2009. - N 5. - С. 15-18.
  10. Силласте Г. Г. Образовательная система российского общества накануне исторических реформ // Молодежь и общество. - 2009. - N 2. - С. 80-109.
  11. Шепотько Г. А. Развитие практики социального партнерства учреждения дополнительного образования детей // Дети, техника, творчество. - 2009. - N 3. - С. 52-54.
  12. Куприянов Б. В. Педагог ДО: анатомия профессиональной деятельности // Дополнительное образование и воспитание. - 2009. - N 12. - С. 3-7.
  13. Куприянов Б. В. Педагог ДО: анатомия профессиональной деятельности // Дополнительное образование и воспитание. - 2010. - N 1. - С. 10-13.
  14. Паладьев С. Л. Интеграция общего и дополнительного образования в воспитательной системе школы // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2009. - N 8. - С. 13-16.
  15. Куприянов Б. В. Дополнительное образование подростков в военно-патриотическом центре // Дополнительное образование и воспитание. - 2010. - N 5. - С. 3-6.
  16. Хомутова К. В. История создания и развития детских и юношеских объединений // Дополнительное образование и воспитание. - 2010. - N 8. - С. 41-44.
  17. Хомутова К. В. История создания и развития детских и юношеских объединений // Дополнительное образование и воспитание. - 2010. - N 9. - С. 41-45.
  18. Куприянов Б. В. Как сохранить учреждения дополнительного образования детей // Воспитание школьников. - 2011. - N 2. - С. 3-12.
  19. Куприянов Б. В. Современные вызовы и судьба ДОД // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - N 9. - С. 3-8.
  20. Абаев А. М. Становление отечественной системы дополнительного образования // Педагогика. - 2012. - № 4. - С. 61-67.
  21. Яковлев Д. Е. Система внешкольного воспитания в России: преемственность исторического опыта // Власть. - 2012. - № 10. - С. 171-173.
  22. Куприянов Б. Новые надежды дополнительного образования детей // Управление школой - Первое сентября. - 2012. - № 5. - С. 51-56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...