Влияние фольклора на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
статья

Лихобабина Маргарита Леонидовна

Коллегам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние фольклора на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

« Едва ли можно  найти материал более близкий , затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому, самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник и вырос и развился из исконной высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор.»

                                                                           Г. С. Виноградов.

Актуальность данной темы нашего проекта состоит в том, что повышение уровня музыкальной культуры детей сложная трудноразрешимая задача. Народ, который издревле от рода к роду бережно передавал фольклорное музыкальное искусство, почти потерял потребность в нём. А ведь известно: что не заложено в душу с детства, потом невосполнимо. Детский сад- возможная сфера приобщения детей к прекрасному, таинственному миру музыки, глубоко проникающему в чувства и сознание ребёнка.

На музыкальных занятиях необходимо вспомнить об истоках музыкальной культуры, вернуть утерянное из народных традиций, обрядов, из самобытного творчества певцов, баянистов и ударно-шумовых оркестров той или иной местности. Ведь недаром говорится, что народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего.

 Детские колядки, игровые попевки, колыбельные, шуточные песни, заклички должны занять не последнее место в системе музыкального образования. В них черпали вдохновение и новые темы прославленные композиторы.

  Я ставила перед собой задачу найти  такие формы и методы работы с ребёнком, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими   понятиями народной философии. Народная мудрость гласит: « Когда я слушаю-узнаю, когда делаю- запоминаю». Таким образом, ребёнок  должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.

Русский фольклор- одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь ребёнка, формирует  отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

   Произведения устного народного творчества имеют огромное значение в познавательном  и воспитательном образовании, способствуют  развитию образного мышления, обогащают речь детей. Фольклор даёт прекрасные образцы русского языка, подражая которым ребёнок учится родному языку.

Загадки, пословицы, потешки позволяют расширить кругозор ребёнка, лучше узнать жизнь и быт русского народа, чья мудрость помогает формировать чувство патриотизма и любовь к родному краю.

Истоки интеллектуальных способностей лежат в общем уровне умственного развития, достигаемом в дошкольном возрасте. Очень важно знакомить детей с датами народного календаря, дополняя их по возможности различными сведениями из русской истории, этнографии, филологии.

Фольклор- величайшее богатство нации, неотьемлемая часть нашей художественной культуры, совершенное творение многих веков.

В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Нужно не только дать детям знания, но и в дальнейшем в большей степени – организовать непосредственное их участие в исполнении детских народных песен, закличек, колядок.

Предполагаемые результаты проекта:

- развитие творческих способностей;

- обогащение речи;

- заинтересованность в познании народной культуры.

Вывод:

Фольклор оказывает благоприятное воздействие на развитие творческих способностей, обогащает речь ребёнка, воспитывает интерес к русскому народному творчеству, что в целом является действенным средством в развитии интеллектуальных способностей ребёнка.

Конспект НОД по фольклору « Зимние святки» ( по земледельческому календарю)

Программное содержание:

-Продолжить знакомство с  календарным праздником Зимние Святки, обычиями, традициями.

 -Научить понимать смысл колядок.

Демонстрационный материал:

-Магнитная доска;

-3 карточки-схемы обрядов.

-Костюмы и маски для игры.

Ход НОД:

Педагог:

-В старину был весёлый зимний праздник, в честь Солнца. Назывался он Зимние Святки. Как вы думаете, почему в честь Солнца люди устраивали праздник?

Ответы детей.

-Начинался праздник со дня, который в земледельческом календаре называется « Спиридон- солнцеворот». Считали, что в этот день зарождается Солнце. Это был один из самых длинных праздников – 12 дней. Во время праздника занимались ряжением, баловством, гаданием.

На магнитной доске 3 карточки-схемы.

-Как вы думаете, что такое ряженые?

-Как можно нарядиться?

-Зачем люди рядились?

Ответы детей.

Руководитель уточняет:

Ряженых ещё называли колядовщиками, потому что с  появлением на небе первой звезды они ходили от дома к дому и пели колядки-пожелания. Что же желали колядовщики хозяевам?

Послушайте колядку и ответьте на этот вопрос.

Уж я сяду на порог-

Уж я сяду на порог-

Дай лепёшку и пирог,

Чтобы курочки водились,

Чтобы свинки поросились,

Чтоб коровушки телились,

Чтоб кобылки жеребились,

Чтобы счастье и веселье

Было в доме круглый год,

Чтоб гостей невпроворот!

Педагог выслушивает ответы и предлагает спеть колядку. Дети вместе с ним поют.

Педагог:

А вот этой колядкой чего желали хозяевам?

У доброго мужика

Родилась рожь хороша

Колоском густа,

Соломкой пуста!

Выслушивает ответы детей и уточняет:

-Да, желали большого урожая.

За добрые пожелания хозяева угощали колядовщиков сладостями. А вы хотели бы быть в роли колядовщиков? А как бы вы нарядились? Давайте подберём костюмы для каждого из вас и поиграем.

Игра « Коляда-коляда».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыки на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Влияние музыки на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста...

Влияние тревожности на психологическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Психическое здоровье – фундамент духовного развития ребёнка. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков.Доказано, что между душевным равновесием ...

Влияние тревожности на психологическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Влияние тревожности на психологическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста:особенности развития личности тревожного ребенка....

Влияние тревожности на психологическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Влияние тревожности на психологическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста...

Влияние музыки на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

методический материал для родителейОдна из проблем, интересующая педагогов — это взаимосвязь музыкального и интеллектуального (умственного) развития дошкольника. Эта взаимосвязь была актуальна е...

Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного  возрастаФольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития ребенка. Детский фольклор представляет собо...

Консультация для педагогов «Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

Консультация составлена для педагогов на основе изученной литературы по теме  «Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»...