ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «САМОДЕЛКИН»
методическая разработка (подготовительная группа)

Герасимова Наталья Владимировна

Программа для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №68 «РОМАШКА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«САМОДЕЛКИН»

(по развитию инженерно-конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста)

http://3.bp.blogspot.com/-9LuU0JUNrJ8/Tqx8hkm2CQI/AAAAAAAAD6A/OQBfYdVoV3k/s1600/lilla26.jpg

Разработчик:

Герасимова Наталья Владимировна,

                                                                                 воспитатель

г. Нижневартовск

2022

Содержание

Паспорт программы

3

1.

Введение

1.1

Пояснительная записка

5

1.2

Цель и задачи программы

1.3

Планируемые результаты освоения программы

1.4

Педагогическая диагностика по отслеживанию достижений детьми планируемых результатов освоения программы

2

Содержание часть программы

2.1

Методы, используемые в обучении дошкольников

2.2

Интеграция образовательных областей

2.3

Блоки программы и их содержание

2.4

Учебный план

2.5

Учебно-тематический план

2.6

Планирование образовательной деятельности

2.7

Календарно-учебный график

2.8

Материально-техническое обеспечение программы

2.9

Методическое обеспечение программы

2.10

Техника безопасности

3.

Заключение, выводы

4

Список используемой литературы

5

Приложения

Паспорт программы

1.Наименование дополнительной  образовательной услуги

Дополнительная общеобразовательная программа  технической направленности  «САМОДЕЛКИН»

2.Основание для разработки

Программы

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  • Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11.89);
  • Концепция дошкольного воспитания;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. №26  
  • Закон ХМАО - Югры «Об образовании вХанты-Мансийском автономном округе – Югре»;
  • Региональный проект «Успех каждого ребенка» до 2024 в рамках национального проекта «Образование»;
  • Программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2018-2025 годы»;
  • Устав, образовательная программа и программа развития МАДОУ №68.

2.Заказчик программы

  • Родительская общественность;
  • МАДОУ ДС № 68 «Ромашка».

4.Организация исполнитель программы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 68 «Ромашка»

5.Целевая  группа

Дети старшего дошкольного возраста

6.Составители программы

Воспитатель Герасимова Н.В.

7.Цель программы

Развитие инженерно-конструкторских способностей и технического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

8.Задачи программы

  • пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции:
  • учить воспитанников основным приёмам работы с бумагой, картоном, бросовым материалом, формировать умения и навыки конструирования и моделирования;
  • формировать умения и навыки работы с инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов;
  • дать начальные сведения о построении чертежа, композиции, учить приемам разметки и технологии изготовления несложных технических игрушек;
  • учить пространственному расположению отдельных деталей при изготовлении технической игрушки,
  • закреплять изобразительные умения и навыки при оформлении технической игрушки;
  • развивать память, внимание, пространственное мышление, различные формы сенсорного восприятия, мелкую моторики пальцев рук;
  • развивать творческое мышление и воображение у детей;
  • воспитывать навыки коммуникативного взаимодействия в процессе коллективного труда;
  • воспитывать аккуратность в работе.

9.Ожидаемые результаты

  • Ребенок проявляет любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов.
  • Владеет основными приёмами работы с бумагой, картоном, бросовым материалом, сформированы начальные умения и навыки конструирования и моделирования.
  • Сформированы первоначальные умения и навыки работы с инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов.
  • С помощью взрослого создает чертеж будущей поделки, владеет приемами разметки.
  • Может объяснить последовательность изготовления несложных технических игрушек по технологическим картам.
  • Сформированы умения пространственного расположения отдельных деталей при изготовлении технической игрушки.
  • Свободно использует изобразительные умения и навыки при оформлении технической игрушки.
  • Различает, правильно подбирает и изготавливает нужные детали (по форме, цвету, величине, фактуре) в соответствии технологической картой.
  • Развита мелкая моторика пальцев рук.
  • Проявляет творчество при создании игрушек.
  • Активно и продуктивно взаимодействует в процессе коллективного труда.
  • Проявляет аккуратность в работе, обращает внимание на эстетичность выполненной работы.

10.Срок реализации программы

1 год

1.ВВЕДЕНИЕ

1.1. Пояснительная записка

По данным правительства Российской Федерации сфера инженерии и технологии – сфера наибольшего дефицита российского общества. Мы живем в «век высоких технологий», где робототехника стала одним из приоритетных направлений в сфере экономики, машиностроения, здравоохранения, военного дела и других направлений деятельности человека. На современном рынке производственных отношений возникла необходимость в профессиях, требующих навыки работы с инновационными программируемыми устройствами, которые поступают на производство, такие специалисты востребованы. Специалистам таких профессий важно обладать конструктивным мышлением и развитыми техническими творческими способностями.

 Поэтому, современное образование, ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. «Инженерное мышление – это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции» (по словам Г.И. Малых и В.Е. Осипова). То есть мы можем говорить о том, что зрелое инженерное мышление – это залог успеха на производстве у специалистов технической отрасли.

И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.

Дошкольное образование - первое звено образовательной цепи, на котором закладывается фундамент будущей личности.  Именно с дошкольного возраста необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности. Следовательно, перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача развивать у детей навыки конструкторской, творческой деятельности. А именно воспитать человека творческого, с креативным конструктивным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы. Поэтому работа по внедрению инновационных программ, в том числе развитию инженерного мышления, на современном этапе педагогической деятельности является актуальной и востребованной.

В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений.  Способность к использованию в мышлении модельных образов, которая начинается складываться у детей с 3–4 лет, становится в старшем дошкольном возрасте основой понимания различных отношений предметов, позволяет детям усваивать обобщенные знания и применять их при решении новых мыслительных задач. Эта способность проявляется в частности в том, что дети легко и быстро понимают схематические изображения, предлагаемые взрослым, и с успехом пользуются ими.  Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития конструкторских способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по словам Запорожца А. В., первый, «цокольный этаж» общего здания человеческого мышления. Он закладывается в различных видах детской деятельности, в том числе и конструктивно-технической деятельности при создании технических (динамических) игрушек.

Техническая игрушка– один из видов конструктивной деятельности воспитанников, результатом которой является технический объект (продукт), обладающий признаками полезности и субъективной новизны. Она вводит детей в мир техники; знакомит с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся:

  • игрушки-орудия (лопатка, совочек, молоток, клещи и др.);
  • предметы бытовой техники (телевизор, пылесос, стиральная машина и т.д.);
  • различные виды транспорта (легковые автомобили, грузовики, машины специального назначения);
  • игрушки, отражающие технику приборостроения (бинокли, кинокамеры, фотоаппараты и т.д.);
  • промышленное оборудование (робототехника, транспортёры и т.д.).

Транспортные игрушки составляют самую большую группу, в которую входят:

  • сухопутный транспорт (автомобили легковые и грузовые, трамваи, автобусы, троллейбусы, поезда пассажирские и товарные, поезда метро и т.д.);
  • водный транспорт (пароходы, лодки, катера, теплоходы, яхты и т.д.);
  • воздушный транспорт (самолёты, вертолёты);
  • космический транспорт (ракеты, луноходы, спутники и т.д.);
  • военная техника (танки, тягачи, пушки, подводные лодки и т.д.).

Среди сухопутного транспорта можно выделить:

  • машины специального назначения (скорая медицинская помощь, техническая помощь, снегоуборочная машина, машина для перевозки хлеба, машина для стрижки травы, пожарная машина и т.д.);
  • сельскохозяйственная техника (трактор, комбайн и т.д.);
  • транспорт, используемый в строительстве (подъёмный кран, каток, бульдозер, экскаватор и т.д.).

Решающим признаком для отнесения игрушки к категории технических является воспроизводимый ею образ реального технического объекта: машины, аппарата, сооружения, который и становится для ребёнка предметом познания, средством расширения кругозора. Познавательная роль технической игрушки — основной её признак.

В играх детей дошкольного возраста технические игрушки являются предметами оперирования — игрушками, имитирующими реальные предметы, орудиями, позволяющими воссоздавать смысл настоящего действия.

Программа дополнительного образования «САМОДЕЛКИН» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и может быть использована в развитии конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста.

1.2. Цель, задачи, новизна и практическая значимость программы

Цель программы - развитие интеллектуально-творческих способностей и технического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

  • пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции;
  • учить воспитанников основным приёмам работы с бумагой, картоном, бросовым материалом, формировать умения и навыки конструирования и моделирования;
  • формировать умения и навыки работы с инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов;
  • дать начальные сведения о построении чертежа, композиции, учить приемам разметки и технологии изготовления несложных технических игрушек;
  • учить пространственному расположению отдельных деталей при изготовлении технической игрушки,
  • закреплять изобразительные умения и навыки при оформлении технической игрушки;
  • развивать память, внимание, пространственное мышление, различные формы сенсорного восприятия, мелкую моторики пальцев рук;
  • развивать творческое мышление и воображение у детей;
  • воспитывать навыки коммуникативного взаимодействия в процессе коллективного труда;
  • воспитывать аккуратность в работе.

Новизна программы

заключается в использовании технологий создания технической динамической игрушки, в том числе с использованием датчиков, источников питания   для развития инженерно-конструкторских способностей у детей старшего возраста. Для организации работы с детьми разработаны технологические карты поэтапного изготовления технической игрушки. В ходе образовательной деятельности дети  учатся «читать» технологическую карту, отбирать нужный материал и инструменты, с помощью педагога создавать чертеж будущей игрушки.  

Для оценки эффективности реализации программы определены показатели и критерии педагогической диагностики.

Практическая значимость

Существенно повышается познавательный интерес детей к обучению технической направленности; активизируется умственная деятельность детей; обеспечивается переход от объяснительно-иллюстративного  способа обучения к деятельностному.

Реализация программы позволяет активизировать участие воспитанников в конкурсах технической направленности в соответствии с современными тенденциями развития образования в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка».

Разработанный практический материал может быть использован педагогами детских садов для  развития инженерно-конструкторских способностей и технического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Принципы и подходы к формированию проекта

принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала  последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому  материалу наглядности: использование технологических карт

принцип занимательности – игрушка, которую изготавливает ребенок под руководством взрослого  должна быть интересна, увлекательна для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

принцип личностно - ориентированного общения - в процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми

Проект основан на педагогических теориях

Проект основан на педагогических теориях авторов программы «Детство»  (В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др.), выдвигающих следующие идеи:

  •  обеспечения целостного развития личности ребенка посредством социализации, осознания им своих потребностей, возможностей, способностей; 
  • отбор образовательного содержания, соответствующего познавательным интересам современного ребенка; широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных  и творческих способностей,
  • построение образовательного процесса по модели субъектно-субъектного взаимодействия с ребенком.

В основе  системы EduQuest лежат теории таких известных педагогов и психологов, как Пиаже, Дьёнеш, Выготский

Основания разработки проектной деятельности (документы и программно  -методические материалы)

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 №413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы» (с изменениями)

Примерная образовательная программа «Детство»

Образовательная система EduQuest  (Едуквсет)

Целевая аудитория

Дети дошкольного возраста (3-6 лет)

Срок реализации проекта

Реализация проекта предполагается в течении трех лет (младший, средний и старший дошкольный возраст)

 

1.2. Планируемые результаты

  • Ребенок проявляет любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов.
  • Владеет основными приёмами работы с бумагой, картоном, бросовым материалом, сформированы начальные умения и навыки конструирования и моделирования.
  • Сформированы первоначальные умения и навыки работы с инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов.
  • С помощью взрослого создает чертеж будущей поделки, владеет приемами разметки.
  • Может объяснить последовательность изготовления несложных технических игрушек по технологическим картам.
  • Сформированы умения пространственного расположения отдельных деталей при изготовлении технической игрушки.
  • Свободно использует изобразительные умения и навыки при оформлении технической игрушки.
  • Различает, правильно подбирает и изготавливает нужные детали (по форме, цвету, величине, фактуре) в соответствии технологической картой.
  • Развита мелкая моторика пальцев рук.
  • Проявляет творчество при создании игрушек.
  • Активно и продуктивно взаимодействует в процессе коллективного труда.
  • Проявляет аккуратность в работе, обращает внимание на эстетичность выполненной работы.

1.3. Педагогическая диагностика по отслеживанию достижений детьми планируемых результатов освоения программы

Высокий уровень развития (17 – 21)

Наблюдается устойчивый интерес, доделывает работу до конца под руководством взрослого, активно задает вопросы по ходу изготовления игрушки. Самостоятельно выполняет операции: сгибание, вырезание (в том числе по шаблону), надрезание и др. Самостоятельно выполняет операции конструирования: склеивание, соединение, зацеп, совмещение деталей, вставка одной в другую, привязывание и др. Самостоятельно и правильно использует инструменты и приспособления. Понимает предложенную педагогом разметку (чертеж) будущей игрушки, принимает участие в создании чертежа, делает с помощью взрослого необходимые разметки, правильно понимает их пространственное расположение. Самостоятельно и аккуратно рисует; раскрашивает детали будущей игрушки; симметрично располагает детали рисунка; владеет работой с кисточкой, карандашами, фломастерами; подбирает цвета и смешивает краски. Активно проявляет творчество при изготовлении деталей будущей игрушки и выборе материала.

Средний уровень развития ( 12 -16)

Проявляет интерес выборочно, если понятна последовательность выполнения игрушки, выполняет работу до конца под контролем взрослого. Работу с бумагой, картоном и бросовым материалом выполняет с небольшой помощью взрослого.  Выполняет операции конструирования и моделирования с небольшой помощью взрослого. Периодически требуется напоминание и помощь взрослого по правильному использованию инструментов и приспособлений. Затрудняется в «чтении» чертежа будущей игрушки, выборочно участвует в создании чертежа, допускает ошибки в пространственном расположении разметок. Рисует, раскрашивает детали с небольшой помощью взрослого, требуется помощь взрослого по подбору цветовой гаммы деталей. Проявляет творчество в изготовлении деталей будущей игрушки по подсказке взрослого.

Низкий уровень развития (менее 10)

Не проявляет интерес к устройству простейших технических объектов, работу выполняет не до конца. Затрудняется в выполнении операций по работе с бумагой, картоном, бросовым материалом. Затрудняется в выполнении операций по конструированию и моделированию. Работу с инструментами и приспособлениями выполняет только с помощью взрослого. Не понимает предложенный чертеж, не участвует в создании чертежей. Затрудняется в выполнении работы, выполняет не аккуратно, допускает ошибки, постоянно требуется помощь взрослого. Не проявляет творчество.

Оценочные материалы: инструментарий педагогической деятельности

Показатели

Критерии оценки

Методика исследования

Описание

1.Проявляет любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, стремится разобраться в их конструкции.

3 - Наблюдается устойчивый интерес, доделывает работу до конца под руководством взрослого, активно задает вопросы по ходу изготовления игрушки.

2 - Проявляет интерес выборочно, если понятна последовательность выполнения игрушки, выполняет работу до конца под контролем взрослого.

1 - Не проявляет интерес к устройству простейших технических объектов, работу выполняет не до конца.

Наблюдения в организованной деятельности

Процесс детского конструирования анализируются на основе наблюдения. Педагог отмечает, какие технические навыки использовал ребенок во время конструирования, фиксирует умение ребенка отслеживать последовательность выполнения работу по технологической карте

2.Владеет основными приёмами работы с бумагой, картоном, бросовым материалом.

3 - Самостоятельно выполняет операции: сгибание, вырезание (в том числе по шаблону), надрезание и др.

2 - Работу с бумагой, картоном и бросовым материалом выполняет с небольшой помощью взрослого.

1 - Затрудняется в выполнении операций по работе с бумагой, картоном, бросовым материалом.

3.Сформированы начальные умения и навыки конструирования и моделирования.

3 - Самостоятельно выполняет операции конструирования: склеивание, соединение, зацеп, совмещение деталей, вставка одной в другую, привязывание и др.

2 - Выполняет операции конструирования и моделирования с небольшой помощью взрослого.

1 - Затрудняется в выполнении операций по конструированию и моделированию.

4.Сформированы начальные умения и навыки работы с инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов.

3 - Самостоятельно и правильно использует инструменты и приспособления.

2 - Периодически требуется напоминание и помощь взрослого по правильному использованию инструментов и приспособлений.

1 - Работу с инструментами и приспособлениями выполняет только с помощью взрослого.

5.Имеет начальные сведения о построении чертежа, владеет начальными приемами разметки и технологии изготовления несложных технических игрушек

3 - Понимает предложенную педагогом разметку (чертеж) будущей игрушки, принимает участие в создании чертежа, делает с помощью взрослого необходимые разметки, правильно понимает их пространственное расположение.

2 - Затрудняется в «чтении» чертежа будущей игрушки, выборочно участвует в создании чертежа, допускает ошибки в пространственном расположении разметок.

1 - Не понимает предложенный чертеж, не участвует в создании чертежей.

6.Владеет изобразительными умениями и навыками при оформлении технической игрушки

3 - Самостоятельно и аккуратно рисует; раскрашивает детали будущей игрушки; симметрично располагает детали рисунка; владеет работой с кисточкой, карандашами, фломастерами; подбирает цвета и смешивает краски.

2 - Рисует, раскрашивает детали с небольшой помощью взрослого, требуется помощь взрослого по подбору цветовой гаммы деталей

1 - Затрудняется в выполнении работы, выполняет не аккуратно, допускает ошибки, постоянно требуется помощь взрослого.

7.Развито творческое мышление и воображение

3 - Активно проявляет творчество при изготовлении деталей будущей игрушки и выборе материала.

2 - Проявляет творчество в изготовлении деталей будущей игрушки по подсказке взрослого.

1 - Не проявляет творчество.

Протокол педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы дошкольного образования интеллектуально-познавательной направленности «САМОДЕЛКИН» (см. Приложение 4).

  1. Содержание программы
  1. Методы, используемые в обучении дошкольников

Совместная деятельность - взрослого и детей подразумевает особую систему их взаимоотношений и взаимодействия. Содержание программы реализуется в различных видах совместной деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, на основе моделирования образовательных ситуаций лего- конструирования, которые дети решаются в сотрудничестве со взрослым.  Игра – как основной вид деятельности, способствующий развитию самостоятельного мышления и творческих способностей на основе воображения, является продолжением совместной деятельности, переходящей в самостоятельную детскую инициативу.

Основные формы и методы образовательной деятельности:

  • конструирование по образцу и преобразование образца по условиям, конструирование по условиям, конструирование по замыслу;
  • словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
  • наглядный (показ, работа по схеме и простейшим чертежам, по модели);
  • практический (придумывание постройки, сборка объекта);
  • репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
  • частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
  • исследовательский метод;
  • метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).

  1. Интеграция образовательных областей.

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей, охватывая следующие направления развития (образовательные области):

Познавательное развитие:

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать овладение действиями наглядного моделирования. Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков или условных обозначений. Конструирование и моделирование интенсивно развиваются в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.

Конструирование и моделирование позволяет развивать конструкторские способности, техническое мышление и способствует познанию окружающей действительности. Также оно совершенствует остроту зрения, точность цветовосприятия, тактильные качества, развивает мелкую мускулатуру кистей рук, восприятия формы и размеров объектов, пространства.  Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.

При постройке несложных самоходных моделей у детей формируется понятия о конструкциях машин и механизмов, их назначение и действий, идет освоение трудовых навыков.  

Речевое развитие:

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений, речь обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко; дети учатся в верном употреблении понятий (широкий – узкий, высокий – низкий и т.д.). В речи появляются слова, обозначающие пространственное расположение (право, лево, вперед, назад и т.п.); сравнения, обобщения и др. Совместное конструирование (коллективные постройки, поделки) играют большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе – умение договариваться, соблюдать очередность, распределять обязанности, работать сообща, сопровождая действия комментариями.

Социально-коммуникативное развитие:

Конструирование и моделирование позволяет:

  • развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками;
  • формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.
  • формировать представление о разнообразии и взаимосвязи видов труда;
  • развивать интерес и самостоятельность детей в разных видах трудовой деятельности, умение включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками;
  • воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи.

Физическое развитие:

У детей развивается координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребенка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъемом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.

Художественно-эстетическое развитие:

В процессе изготовления технических игрушек ребенок проявляет творчество в изготовлении и оформлении деталей, самостоятельно отбирая материал и украшая игрушку по своему усмотрению; закрепляются имеющиеся у ребенка изобразительные умения и навыки.  Конструирование является и эффективным средством эстетического воспитания.

2.3. Блоки программы и их содержание

№ п/п

Название блока

Направление и содержание работы

1

Конструирование по чертежам и схемам

Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируются мышление и познавательные способности.

3

Конструирование по замыслу

Обладает большими возможностями для развертывания творче6ства детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.

  1. Учебный план

3.1. Учебно-тематический план

Возрастная группа

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Продолжительность занятий

Дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет

1

4

28

30 минут

№ п/п

Название блока

Количество занятий

1

Конструирование по чертежам и схемам

26

2

Конструирование по замыслу

2

Всего

28

3.2. Планирование образовательной деятельности

Месяц

Тема

Цели

Источники

Октябрь

Вводное занятие

Познакомить детей с историей и многообразием технических игрушек.

Познакомить со свойствами различных материалов, используемых для конструктивно-модельной деятельности (бумага, пластик, картон, проволока, нитки, резинки, скрепки и др.).

Познакомить с техникой безопасности.

Познакомить с условными обозначениями выполняемых операций.

Презентация, иллюстрации, схемы

Лягушка-попрыгушка

Познакомить с искусством оригами.

Познакомить со схемой изготовления лягушки.

Учить складывать лягушку по схеме.

Учить работать с условными обозначениями.

Формировать умения следовать устным инструкциям.

Учить приклеивать элементы игрушки симметрично.

Повторить правила техники безопасности с ножницами.

Пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции.

Воспитывать аккуратность в работе.

В.В.Выгонов, с.8

Технологическая карта №1

Человечек на велосипеде

Познакомить со схемой изготовления игрушки «Человечек на велосипеде».

Учить выделять основные детали игрушки, их форму и размер.

Учить соединять детали по схеме.

Учить пространственному расположению отдельных деталей на листе картона.

Закреплять умение вырезать детали из картона по шаблону.

Закреплять изобразительные умения и навыки при оформлении игрушки.

Познакомить с новым инструментом и техникой безопасности работы с шилом.

Ссылка 1,

Технологическая карта №2

Дятел

Познакомить со схемой изготовления игрушки «Дятел».

Учить выделять основные детали игрушки, их форму и размер.

Учить соединять детали по схеме.

Учить пространственному расположению отдельных деталей на листе картона.

Закреплять умение вырезать детали из картона по шаблону, нанизывать шарики с отверстием на нить, завязывать узелок.

Закреплять изобразительные умения и навыки при оформлении игрушки, симметрично располагая узоры перьев дятла.

Пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции.

Воспитывать аккуратность в работе.

Ссылка 2,

Технологическая карта №3

Ноябрь

Раз, два, три, четыре, пять

Познакомить со схемой изготовления игрушки «Раз, два, три, четыре, пять».

Учить выделять основные детали игрушки, их форму и размер.

Учить соединять детали по схеме.

Учить пространственному расположению отдельных деталей на листе картона.

Закреплять умение вырезать детали из тонкого картона по шаблону своей руки, продевать нитку через трубочки.

Учить закреплять нитку у кончиков пальцев, соединять ниточки у основания ладони в один узел.

Пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции.

Ссылка 3,

Технологическая карта №4

Сова

Познакомить со схемой изготовления игрушки «Сова».

Учить выделять основные детали игрушки, их форму и размер.

Учить соединять детали по схеме.

Учить пространственному расположению отдельных деталей на листе картона.

Закреплять умение вырезать детали из тонкого картона по шаблону.

Продолжить знакомство с шилом и техникой безопасности работы с ним. Учить делать отверстия с помощью шила в соответствии со схемой их симметричного расположения.

Закреплять изобразительные умения и навыки при оформлении игрушки, симметрично располагая глаза совы относительно клюва.

Воспитывать аккуратность в работе.

Ссылка 4,

Технологическая карта №5

Стаканчик с мордочкой

Познакомить со схемой изготовления игрушки «Стаканчик с мордочкой».

Учить выделять основные детали игрушки, их форму и размер.

Учить соединять детали по схеме.

Учить пространственному расположению отдельных деталей на листе картона.

Познакомить с новым материалом для поделок – скотчем.

Закреплять умение вырезать детали из тонкого картона по шаблону.

Продолжить знакомство с шилом и техникой безопасности работы с ним. Учить делать отверстия с помощью шила в соответствии со схемой.

Закреплять изобразительные умения и навыки при оформлении игрушки.

Ссылка 5,

Технологическая карта №6

Ах, эта шляпа!

Познакомить со схемой изготовления игрушки «Ах, эта шляпа!».

Учить выделять основные детали игрушки, их форму и размер.

Учить соединять детали по схеме.

Учить пространственному расположению отдельных деталей на листе картона.

Закреплять умение вырезать детали из тонкого картона по шаблону.

Продолжить знакомство с шилом и техникой безопасности работы с ним. Учить делать отверстия с помощью шила в соответствии со схемой их симметричного расположения.

Воспитывать аккуратность в работе.

Ссылка 6,

Технологическая карта №7

Декабрь

Морская черепаха

Познакомить со схемой изготовления игрушки «Морская черепаха».

Учить выделять основные детали игрушки, их форму и размер.

Учить соединять детали по схеме.

Учить пространственному расположению отдельных деталей на листе картона.

Закреплять умение вырезать детали из тонкого картона по шаблону.

Закреплять изобразительные умения и навыки при оформлении игрушки, симметрично располагая рисунок.

Пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции.

Ссылка 7,

Технологическая карта №8

Охота на муху

Познакомить со схемой изготовления игрушки «Охота на муху»

Учить выделять основные детали игрушки, их форму и размер.

Учить соединять детали по схеме.

Учить пространственному расположению отдельных деталей на листе картона.

Закреплять умение вырезать детали из тонкого картона по шаблону.

Продолжить знакомство с шилом, прищепками и техникой безопасности работы с ними. Учить делать отверстия с помощью шила в соответствии со схемой их симметричного расположения.

Закреплять изобразительные умения и навыки при оформлении игрушки, симметрично располагая глаза лягушки.

Воспитывать аккуратность в работе.

Ссылка 8,

Технологическая карта №9

Калейдоскоп

Познакомить со схемой изготовления игрушки «Калейдоскоп»

Учить выделять основные детали игрушки, их форму и размер.

Учить соединять детали по схеме.

Учить пространственному расположению отдельных деталей на листе картона.

Закреплять умение вырезать детали из тонкого картона по шаблону.

Познакомить с новыми рабочими инструментами (клеевой пистолет, канцелярский нож) и техникой безопасности работы с ними.

Закреплять изобразительные умения и навыки при оформлении игрушки.

Пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции.

А.Красных, А.Салахова, с.38

Технологическая карта №10

Вратарь

Познакомить со схемой изготовления игрушки «Вратарь».

Учить выделять основные детали игрушки, их форму и размер.

Учить соединять детали по схеме.

Учить пространственному расположению отдельных деталей на листе картона.

Закреплять умение вырезать детали из гофрокартона листового по шаблону.

Продолжить знакомство с рабочими инструментами (клеевой пистолет, канцелярский нож) и техникой безопасности работы с ними. Познакомить с новым рабочим инструментом (кусачки) и техникой безопасности с ними.

Пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции.

Учить приемам разметки и технологии изготовления игрушки.

Закреплять изобразительные умения и навыки при оформлении игрушки.

Развивать творческое мышление и воображение у детей.

Воспитывать навыки коммуникативного взаимодействия в процессе коллективного труда.

Ссылка 9,

Технологическая карта №11

Январь

Вратарь  

Вратарь  

Машина с мотором

Познакомить со схемой изготовления игрушки «Машина с мотором». Дать первоначальные знания о знания о работе батарейки и моторчика.

Учить выделять основные детали игрушки, их форму и размер.

Учить приемам разметки и технологии изготовления игрушки

Учить соединять детали по схеме.

Продолжить знакомство с рабочими инструментами (клеевой пистолет, канцелярский нож, кусачки) и техникой безопасности работы с ними.

Пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции.

Закреплять изобразительные умения и навыки при оформлении игрушки.

Развивать творческое мышление и воображение у детей.

Воспитывать навыки коммуникативного взаимодействия в процессе коллективного труда.

Ссылка 10,

Технологическая карта №12

Машина с мотором

Февраль

Конструирование по замыслу

Упражнять детей в моделировании и конструировании из подручного материала.

Упражнять в самостоятельном построении чертежа, композиции, использовании приемов разметки и технологии изготовления несложных технических игрушек.

Развивать умение самостоятельной работы с бумагой, картоном, бросовым материалом.

Развивать творческое мышление и воображение у детей.

Формировать пространственное мышление.

Формировать умения и навыки самостоятельной работы с инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов.

Закреплять изобразительные умения и навыки при оформлении технической игрушки;

Воспитывать навыки коммуникативного взаимодействия в процессе коллективного труда.

Воспитывать аккуратность в работе.

Лабиринт

Познакомить со схемой изготовления игрушки «Лабиринт».

Учить выделять основные детали игрушки, их форму и размер.

Учить соединять детали по схеме.

Учить пространственному расположению отдельных деталей на листе картона.

Закреплять умение вырезать детали из гофрокартона листового по шаблону.

Продолжить знакомство с рабочими инструментами (клеевой пистолет, канцелярский нож) и техникой безопасности работы с ними. Познакомить с новым рабочим инструментом (циркуль) и техникой безопасности с ним.

Пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции.

Учить приемам разметки и технологии изготовления игрушки.

Закреплять изобразительные умения и навыки при оформлении игрушки.

Развивать творческое мышление и воображение у детей.

Воспитывать навыки коммуникативного взаимодействия в процессе коллективного труда.

Ссылка 11,

Технологическая карта №13

Лабиринт

Копилка Зайчик

Познакомить со схемой изготовления игрушки «Копилка Зайчик».

Учить выделять основные детали игрушки, их форму и размер.

Учить соединять детали по схеме.

Учить пространственному расположению отдельных деталей на листе картона.

Закреплять умение вырезать детали из гофрокартона листового по шаблону.

Продолжить знакомство с рабочими инструментами (клеевой пистолет, канцелярский нож) и техникой безопасности работы с ними.

Пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции.

Учить приемам разметки и технологии изготовления игрушки.

Закреплять изобразительные умения и навыки при оформлении игрушки.

Развивать творческое мышление и воображение у детей.

Воспитывать навыки коммуникативного взаимодействия в процессе коллективного труда.

Ссылка 12,

Технологическая карта №14

Март

Копилка Зайчик

Настольный футбол

Познакомить со схемой изготовления игрушки «Настольный футбол». Дать первоначальные знания о знания о работе магнита.

Учить выделять основные детали игрушки, их форму и размер.

Учить соединять детали по схеме.

Учить пространственному расположению отдельных деталей на листе картона.

Закреплять умение вырезать детали из гофрокартона листового по шаблону.

Продолжить знакомство с рабочими инструментами (клеевой пистолет, канцелярский нож, циркуль) и техникой безопасности работы с ними. Познакомить с новым рабочим инструментом (фен) и техникой безопасности с ним.

Пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции.

Учить приемам разметки и технологии изготовления игрушки.

Закреплять изобразительные умения и навыки при оформлении игрушки.

Развивать творческое мышление и воображение у детей.

Воспитывать навыки коммуникативного взаимодействия в процессе коллективного труда.

Ссылка 13,

Технологическая карта №15

Настольный футбол

Настольный футбол

Апрель

Торговый автомат Прыгунков

Познакомить со схемой изготовления игрушки «Торговый автомат Прыгунков». Формировать первоначальные знания о знания о работе батарейки и моторчика.

Учить выделять основные детали игрушки, их форму и размер.

Учить соединять детали по схеме.

Учить пространственному расположению отдельных деталей на листе картона.

Закреплять умение вырезать детали из гофрокартона листового по шаблону.

Продолжить знакомство с рабочими инструментами (клеевой пистолет, канцелярский нож) и техникой безопасности работы с ними. Познакомить с новыми рабочими инструментами (паяльник, щипцы) и техникой безопасности с ними.

Пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции.

Учить приемам разметки и технологии изготовления игрушки.

Закреплять изобразительные умения и навыки при оформлении игрушки.

Развивать творческое мышление и воображение у детей.

Воспитывать навыки коммуникативного взаимодействия в процессе коллективного труда.

Ссылка 14,

Технологическая карта №16

Торговый автомат Прыгунков

Торговый автомат Прыгунков

Конструирование по замыслу

Упражнять детей в моделировании и конструировании из подручного материала.

Упражнять в самостоятельном построении чертежа, композиции, использовании приемов разметки и технологии изготовления несложных технических игрушек.

Развивать умение самостоятельной работы с бумагой, картоном, бросовым материалом.

Развивать творческое мышление и воображение у детей.

Формировать пространственное мышление.

Формировать умения и навыки самостоятельной работы с инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов.

Закреплять изобразительные умения и навыки при оформлении технической игрушки;

Воспитывать навыки коммуникативного взаимодействия в процессе коллективного труда.

Воспитывать аккуратность в работе.

3.3. Календарно-учебный график

№ п/п

Месяц

Этапы работы

Тема занятия

Количество занятий

1

Октябрь

Подготовительный

Вводное занятие

1

2

Октябрь

Подготовительный

Лягушка-попрыгушка

1

3

Октябрь

Подготовительный

Человечек на велосипеде

1

4

Октябрь

Подготовительный

Дятел

1

5

Ноябрь

Подготовительный

Раз, два, три, четыре, пять

1

6

Ноябрь

Подготовительный

Сова

1

7

Ноябрь

Подготовительный

Стаканчик с мордочкой

1

8

Ноябрь

Подготовительный

Ах, эта шляпа!

1

9

Ноябрь

Подготовительный

Морская черепаха

1

10

Декабрь

Подготовительный

Охота на муху

1

11

Декабрь

Подготовительный

Калейдоскоп

1

12

Декабрь

Основной

Вратарь

3

13

Декабрь

Основной

14

Январь

Основной

15

Январь

Основной

Машина с мотором

2

16

Январь

Основной

17

Февраль

Основной

Конструирование по замыслу

1

18

Февраль

Основной

Лабиринт

2

19

Февраль

Основной

20

Февраль

Основной

Копилка Зайчик

2

21

Март

Основной

22

Март

Основной

Настольный футбол

3

23

Март

Основной

24

Март

Основной

25

Апрель

Основной

Торговый автомат Прыгунков

3

26

Апрель

Основной

27

Апрель

Основной

28

Апрель

Заключительный

Конструирование по замыслу

1

Итого

28

3.4. Материально-техническое обеспечение

Материал:

№ п/п

Наименование материала

1

Цветная бумага

2

Краски акриловые без запаха на водной основе

3

Карандаши

4

Фломастеры

5

Скотч прозрачный

6

Скотч двусторонний узкий

7

Клей-карандаш

8

Клей ПВА

9

Стержни клеевые для пистолета

10

Гофрокартон листовой

11

Втулки от фольги

12

Втулки от туалетной бумаги

13

Пластмассовые тоненькие трубочки

14

Трубки для коктейля

15

Пластиковые шарики со сквозным отверстием D=1см

16

Шарики теннисные или пластиковые D=1см

17

Скрепки канцелярские

18

Нитки армированные швейные

19

Шпажки

20

Палочки от мороженного

21

Стаканчики бумажные

22

Пластиковые крышки от сметаны

23

Пластиковые крышки от бутылок

24

Диски CD и DVD

25

Канцелярские резинки

26

Медная проволока

27

Пластиковые бутылки

28

Батарейки крона

29

Коллекторный электромотор с металлическим редуктором

30

Фатин

31

Магнитные диски

32

Прозрачный пластик ПЭТ листовой

33

Металл фольга тонкая

34

Силиконовый провод (красный и черный)

35

Клейма для батарейки крона

Инструменты:

№ п/п

Наименование инструмента

1

Ножницы

2

Шило

3

Прищепки

4

Клеевой пистолет с подставкой

5

Канцелярский нож

6

Линейка

7

Маркер

8

Наждачная бумага

9

Циркуль

10

Кусачки

11

Фен

12

Паяльник с подставкой

13

Пинцет

3.5. Методическое обеспечение

Выгонов В.В. Оригами для малышей: 5+: Сложные модели. ФГОС ДО / В.В. Выгонов. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 12с. (Серия «Делаем сами»)

Красных А.В. Один, два, три… Игрушка, оживи! Простые модели своими руками / А.В. Красных, А.А. Салахова. – М.: Лаборатория знаний, 2020. – 47 с.: ил. – (ТЕХНОФИШКИ).

Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 144 с. (Библиотека современного детского сада).

4. Список используемой литературы

Выгонов В.В. Оригами для малышей: 5+: Сложные модели. ФГОС ДО / В.В. Выгонов. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 12с. (Серия «Делаем сами»)

Красных А.В. Один, два, три… Игрушка, оживи! Простые модели своими руками / А.В. Красных, А.А. Салахова. – М.: Лаборатория знаний, 2020. – 47 с.: ил. – (ТЕХНОФИШКИ).

Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 144 с. (Библиотека современного детского сада).

Интернет-источники:

№1«Человечек на велосипеде»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=nxlhLo2bTBc&feature=emb_logo

№2«Дятел»

https://www.youtube.com/watch?v=hQ2mSJ2XAZQ&feature=emb_logo

№3«Раз, два, три, четыре, пять»

https://www.pinterest.ru/pin/759982505859282197/

№4«Сова»

https://www.pinterest.ru/pin/692709986425253481/

№5«Стаканчик с мордочкой»

https://www.pinterest.ru/pin/484911084883100520/

№6«Ах, эта шляпа!»

https://www.pinterest.ru/pin/626070785689073695/

№7«Морская черепаха»

https://www.pinterest.ru/pin/357825132899582530/

№8«Охота на муху!»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=67&v=DPvpKoMrtQY&feature=emb_logo

№9 «Вратарь»

https://www.pinterest.ru/pin/839358449289463816/

№10 «Машина с мотором»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=8&v=D1TACFrPPYY&feature=emb_logo

№11 «Лабиринт»

https://www.youtube.com/watch?v=BzIawJ8yTgE

№12 «Копилка Зайка»

https://www.youtube.com/watch?v=AIhlQWIyhpA

№13 «Настольный футбол»

https://www.youtube.com/watch?v=mGiZgXq2ZHs

№14 «Торговый автомат Прыгунков»

https://www.youtube.com/watch?v=nUXeVbmThqM&feature=emb_rel_pause

https://apni.ru/article/105-konstruirovanie-kak-sredstvo-razvitiya-rechevi

Приложение 4

Протокол педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы дошкольного образования интеллектуально-познавательной направленности «САМОДЕЛКИН»

№ п/п

Фамилия Имя ребенка

Проявляет любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, стремится разобраться в их конструкции.

Владеет основными приемами работы с бумагой, картоном, бросовым материалом.

Сформированы  начальные умения и навыки конструирования и моделирования

Сформированы начальные умения и навыки работы с  инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов

Имеет начальные сведения о построении чертежа, владеет начальными приемами разметки и технологии изготовления несложных технических игрушек.

Владеет изобразительными умениями и навыками оформлен6ия технической игрушки.

Развито творческое мышление и воображение.

сгибание

вырезание

вырезание по шаблону

надрез

склеивание

соединение

зацеп

совмещение деталей

вставка деталей одна в другую

привязывание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «САМОДЕЛКИН»

Общеразвивающая программа по  конструированию из конструктора "Лего"...

Рабочая программа кружка технической направленности "Самоделкин"

Конструирование увлекательное и полезное занятие, связанное с чувственным и интеллектуальным развитием обучающегося.Программа кружка «Самоделкин» направлена на развитие мелкой и средней мо...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Самоделкины

Программа имеет художественную направленность,  в частности объединения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Программа направлена на общее развитие, а так же на развитие у детей ...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»

Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...