Буклет для педагогов "Кейс технология в работе с дошкольниками"
консультация

Алёна Геннадьевна Батюкова

памятка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_dlya_pedagogov_keys-tehnologiya.docx74.99 КБ

Предварительный просмотр:

Как создать кейс?

  1. Определение темы и вопроса исследования – должны быть интересны детям. Предлагаемая ситуация должна «зацепить» ребёнка. В кейсе должно содержаться достаточно информации для размышления и решения проблемы, по силам воспитанникам, не должно быть подсказок относительно решения проблемы. Педагог должен четко представлять возможные варианты ответов, поэтому ему необходимо проработать каждый кейс до непосредственной работы с детьми.
  2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации». В первую очередь нужно познакомить детей с ситуацией, зафиксировать их внимание, создать положительное отношение к ситуации. *Организовывать детей на работу по кейсам лучше в подгруппах, тогда можно прогнозировать большую активность участников. Лучше организовать работу с подгруппой детей отдельно (остальные дети заняты другим видом деятельности), либо в двух параллельных подгруппах, тогда дети второй подгруппы выступают

«зрителями-участниками».

  1. Определение контекста. Педагог организует детей на ориентацию в проблемном поле. В этом ему помогают правильно поставленные вопросы Педагог задает детям и контент ситуации - сообщает некоторые важные детали о месте или времени, возрасте или занятии человека и т.д.
  2. Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала; Следом дети совместно с педагогом выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска. Цель - не добиться правильного ответа, а побудить к активному поиску, к коммуникации и принятию взвешенного решения.
  3. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации; Воспитатель задаёт вопросы типа «Как правильно поступить в этой ситуации?», уточняет, сам ли ребенок решает проблему или прибегает к помощи взрослого человека. Педагог поощряет многообразие версий, ориентирует детей на установление ответственных, на «перебор» причин.
  4. Описание и редактирование кейса. Все правила, которые создают дети, мы рекомендуем записывать в специальную детскую «копилку». Туда же помещать детские рисунки по изученной проблеме. Тогда в группе создаются альбомы, к которым дети могут обратиться в свободной деятельности, рассмотреть или предъявить друг другу.
  5. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации. Педагог предлагает детям-участникам сформулировать (к примеру) правило безопасного поведения, которым бы могли воспользоваться и другие дети, и даже малыши. На этом же этапе происходит оценка работы детей по кейсу со стороны воспитателя и возможно самооценка работы по проблемной практической ситуации. Все правила, которые создают дети, мы рекомендуем записывать в специальную детскую «копилку».

Использование современных технологий в познавательном и речевом развитии

дошкольников.

Кейс-технология в ДОУ.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, позволяющая взаимодействовать всем субъектам образовательного процесса, включая педагога. Она направлена не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых личностных качеств и умений у воспитанников. Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Решение кейсов состоит из нескольких шагов:

  1. Исследование

Методы кейс - технологии

  • метод ситуационного анализа. (это метод получения нового знания путем организации индивидуального и группового анализа конкретной ситуации через определение проблем, скрытых в ситуациях, поиск критериев эффективного решения и выработку плана действий по решению проблемы.), фото-кейсы, кейс-иллюстрации.
  • метод инцидента. (Произошло некое из ряда вон выходящее событие, и нужно найти решение, позволяющее погасить его последствия: «мальчик строил дом, другой подошел и сломал постройку»).
  • метод ситуационно-ролевых игр. (инсценировки). Например, образовалась ситуация, когда «мама ругает», или «наказывает» ребенка за плохой проступок.
  • игровое проектирование. (Игровое проектирование может включать

предложенной ситуации

(кейса) - знакомство детей с ситуацией. Фиксация их внимания.

  1. Обсуждение возможных вариантов решения

проблемы.


2. Сбор и анализ

недостающей информации.

  1. Выработка наилучшего

решения


проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический. эту технологию мы используем в разных вариантах).

  • метод дискуссии. (слушание песни Д. Тухманова «Виноватая тучка» Дискуссия: действительно ли тучка была виновата? Кто готов ее обвинить? А кто встанет на ее защиту? Задача педагога разбить детей на команды и по принципу «прокурор - адвокат» предоставить возможность детям привести как можно больше доводов в обвинении и в защите. Например: «Я обвиняю дождь в том, что он мокрый, простужает, не дает гулять», «Я защищаю дождь, потому что он смывает пыль, дает жизнь растениям, после него растут грибы, пахнет чистотой…») и т.п. задача воспитателя организовать живой аргументированный спор.
  • метод прогнозирования. Формирует умение детей отличать реальную и воображаемую ситуацию; умение строить логические и обоснованные прогнозы; умение видеть и анализировать варианты возможных последствий

Казалось бы, все просто. На самом деле существует несколько подводных камней, способных озадачить участников, впервые имеющих дело с кейсами.

*Во-первых, кейс не имеет одного правильного ответа. Оптимальное решение может быть одно, а вот эффективных решений — несколько.

*Во-вторых, вводные кейса могут противоречить друг другу или постоянно меняться. Кейс строится на реальных фактах и имитирует настоящую жизненную ситуацию, а в жизни не раз приходится сталкиваться с подобными проблемами.

*В-третьих, как правило, кейсы решаются в условиях ограниченного времени.


в условиях неопределенности; развитие критического мышления; умение включаться в коллективное решение сложных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Социо - игровая технология как средство развития дошкольника"

Социо - игровая технология как средство развития дошкольника...

Буклет по теме: "Проблемные технологии в работе с дошкольниками"

Из ФГОС дошкольного воспитания возникает вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу? "Осмысление этого вопроса должно происходить чере...

Буклет «Интерактивная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста»

Буклет для педагогов к мастер классу «Интерактивная педагогическая технология  в работе с детьми дошкольного возраста»...

буклет «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников»

Квест - это игра, поиск, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов,...

« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей

laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...

Буклет для воспитателей "Применение здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"

В буклете предлагается информация педагогического направления для воспитателей ДОУ, в целях повышения информированности о применении здоровьесберегающих технологий в детском саду....