Проект "Мир Эмоций"
проект (старшая группа)

Занева Татьяна Сергеевна

Приложение к проекту состоит из 3 приложенией: 1 - конспекты занятий и бесед; 2 - Игры; 3 - дополнительные материалы с методическими указаниями для создания наглядного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_mir_emotsiy.docx75.76 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Aser\Desktop\ВСЁ\проекты\Эмоции\5611b25943ca6d3365465827b9c930fa.jpg

МКДОУ Балаганский детский сад № 4.

Проект «МИР ЭМОЦИЙ»

Подготовила:

Воспитатель МКДОУ Балаганский детский сад № 4.

Занева Татьяна Сергеевна

с Балаганск

Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей,

ставить себя на место обиженного и чувствовать, -

значит, дать ребенку всю

 умственную возможность быть справедливым

К.Д.Ушинский

Содержание

  1. Введение
  2. Информационная карта проекта
  3. План реализации проекта.
  4. Приложение.
  1. Введение.

Министерством образования и науки с 17 октября 2013 года принятием Федеральным государственный образовательный стандарт дошкольного образования утверждены требования к дошкольному образованию.

В которых содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено не только на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, но и на развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, а также развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации и другое.

Эмоциональный интеллект включает способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими. 

Также проанализировав текущую ситуацию в досуге современных детей, можно сделать вывод, что дети замыкаются на играх в компьютере и чаще всего в телефоне, мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками.

 Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. 

Следовательно, актуальность данной проблемы очевидна. Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.

Почему эту проблему важно обсуждать и решать: У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д.

     Организация:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

 «Балаганский детский сад № 4»

Адрес:

Иркутская область, Балаганский район, посёлок Балаганск, улица Пушкина 2».

Адаптированный проект: воспитатель:

Занева Татьяна Сергеевна

     Вид, тип проекта: долгосрочный, творческий.

     Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

       Цель: Создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния.

      Задачи:

  • Для детей:
  • Получить знания о чувствах, некоторых базовых эмоциях и способах их  выражения;
  • Развить стремления сопереживать, помогать поддерживать друг друга.
  • Развивать представления детей об эмоциональных состояниях, умение их различать и понимать.
  • Развивать умение вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание.
  • Перенести полученные этические представления, которые дети приобретут в процессе работы над сказками, в жизнь и деятельность.
  • Совершенствовать у детей умение жалеть, защищать, помогать и поддерживать доброжелательную атмосферу в группе
  •  Научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать их, и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям.

Для педагогов:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме и определить основные направления в работе»

Для родителей:

  • Закрепить полученную информацию с детьми;
  • Выполнение совместных работ с детьми;
  • Принять участие в создании пособий «Наши эмоции».

Сроки проведения: октябрь - май.

  • Описание проекта

Классификация эмоций. Различные способы выражения эмоционального состояния (вербальный способ, мимика, пантомимика, жесты и т.д.).  Доступные для детей методы саморегуляции. Способы снятия или снижения негативного эмоционального состояния

Ожидаемые результаты проекта: Дети научились выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями; стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей; узнали о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить. 

Родители глубже осознали свою роль в эмоциональном благополучии ребенка.

Картотека игровых упражнений по развитию мимики.

Оформленный стенд поделок и рисунков «Эмоции глазами детей».

Совместная деятельность воспитателей и родителей, изготовление «Экрана эмоций».

Продукты проекта:

  • Экран эмоций;
  • Коробочка примирения с картотекой мирилок.
  • Готовые игры на развитие эмоционального интеллекта для использования детьми в самостоятельной деятельности и индивидуальных игр под руководством педагога:
  • твистер с эмоциями;
  • Игра "Лишняя эмоция";
  • "Кубик настроений";
  • Лото «Мультяшные эмоции»;
  • Игра «Настроение»;
  • «Четвёртый лишний»;
  • Игра «Собери эмоцию»;
  • Игра «Мимическая гимнастика»;
  • Игры с «Волшебным зеркалом»;
  • Дидактическое пособи «Изменчивые эмоции».
  • Оформленные индивидуальные альбомы с работами детей и родителей по темам.
  • Картотека игровых упражнений по развитию мимики.
  • Оформленный стенд поделок и рисунков «Эмоции глазами детей».

Формы работы с семьёй:

  • Совместная деятельность воспитателей и родителей, изготовление «Экрана эмоций»;
  • индивидуальные беседы по текущим проблемам;
  • консультации;
  • оформление совместных выставок работ детей и родителей;
  • оформление групповых фотовыставок.

3.План реализации проекта

  1 этап – подготовительный – октябрь.       

  • Подбор и анализ методической литературы, наглядного материала и оборудования для реализации игр, упражнений и занятий;
  • разработка плана занятий и бесед с детьми.
  • Подготовка презентаций:
  • «Такие разные эмоции».
  • Поиск и подготовка художественной литературы: 
  • В. Осеева «Обидчики»;
  • В. Сутеев «Под грибом», «Яблоко».
  • Подбор иллюстраций:
  • людей в разном настроении.          
  • Подготовка материалов для игр: 
  • Д/игра «Угадай эмоцию»;                                                      
  • С/р игры «Детский сад»; «Дочки – матери»; «Мы идём в гости»; «Поликлиника»; «Магазин».                                                                          
  • Игра «Радостная песенка».          
  • Речевая игра «Расскажи стихотворение в разном настроении».        
  • Подготовка материалов для упражнений на развитие эмоционального интеллекта:
  • «Прочитай письмо»;   
  • "Тренируем эмоции".                                       
  • Подбор музыкального сопровождения:
  • Фоновую мелодию на каждое занятие;
  • Для игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости.
  • Упражнение на релаксацию.
  • Подбор сюжетных картинок
  • о разных поступках людей.

2 этап -  основной, организационно – практический.

Проведение образовательной деятельности, игр и упражнений в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Оформление фотовыставки «Я и другие», выставка рисунков детей, презентация для родителей, подведение итогов.

  • План и содержания занятий

   Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого в основном используются:

  • развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
  • упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
  • этюды;
  • рассматривание рисунков и фотографий;
  • чтение художественных произведений;
  • рассказ психолога и рассказы детей;
  • сочинение историй;
  • беседы;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • слушание музыки;
  • рисование;
  • мини-конкурсы, игры-соревнования.

 Во время занятий дети сидят в кругу ― на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий может использоваться какая-либо ритуальная игра, упражнения для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок ― итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия. К каждому занятию прилагается домашнее задание для совместного выполнения ребенком и родителями.

Задачи развития 

Развитие игровых навыков:

  • договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры
  • распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли

Развитие социально-коммуникативных навыков:

  • использует речь для инициирования общения с взрослыми и сверстниками, удовлетворения своих разнообразных потребностей, для высказываний на познавательные темы, о событиях личной жизни.
  • интересуется окружающим и задает вопросы познавательного и личностного характера.
  • умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника
  • проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища

Развитие эмоциональной сферы

  • умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями
  • эмоционально откликается на переживания близких людей, детей, персонажей сказок, историй, мультфильмов, спектаклей

Система работы по эмоциональному развитию состоит из 5 разделов.

Раздел 1.

 «Я и Я» (темы: «Тайна моего имени», «Автопортрет», «Мой внутренний мир», «Мой любимый сказочный герой»). 

В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои мышечные и эмоциональные ощущения.

Раздел 2.

«Я и другие» (темы: «Мы так похожи», «Мы такие разные», «Язык жестов и движений», «Давайте жить дружно», «Мальчики и девочки»). 

В этом разделе представлены игры и упражнения, натравленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к фугу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.

Раздел 3.

 «Я и мои эмоции» (темы: «Радость», «Удивление», «Страх», «Гнев», «Горе», «Интерес», «Наши настроения»). 

Здесь содержатся игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. Просмотр мультфильма «Головоломка».

Раздел 4.

«Я и животные» (темы: «Мой ласковый и нежный зверь», «Общение с животным»). 

Здесь собраны игры и упражнения, направленные на развитие умения видеть отличия человека от животного, особенности общения разных животных между собой; умения изображать животных, используя различные выразительнее средства; умения переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми; на снятие страха перед животными.

Раздел 5.

 «Я и моя семья» (темы: «С кем я живу», «Правила домашнего этикета»). 

В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на осознание ребенком своего места в семье и пони- мание внутрисемейных отношений; на осознание себя как полно- равного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи. В конце каждого проводятся итоговые занятия темы: «Путешествие в сказку», «Я знаю, я умею, я могу»). Для итоговых занятий подобраны игры и упражнения, направленные на повторение знаний и закрепление умений и навыков, полученных детьми в течение года, принятие ребенком самого себя и оптимизацию самооценки ребенка.

Тематический план занятий

Раздел

Формы работы с детьми

Время проведения

 

1.«Я и Я»

1.Беседа об эмоциональных ситуациях

Игровые упражнения по развитию мимики.                                                                         Д/игра «Угадай эмоцию».                                                     

С/р игра «Детский сад». 

Чтение художественной литературы.  В. Осеева «Обидчики».                                           

Игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости.      

Игра «Радостная песенка».          

1-я неделя ноября;

 

2. «Тайна моего имени»

2-я неделя ноября;

3. «Автопортрет»

 3-я неделя ноября;

4. «Мой внутренний мир»

 4-я неделя ноября

5. «Мой любимый сказочный герой

1-я неделя декабря;

2.«Я и другие»

  1. Беседа «Как узнать настроение».      

Игровые упражнения по развитию пантомимики

Складывание разрезных картинок.                                                      

Речевая игра «Расскажи стихотворение в разном настроении».        

С/Р игра « Магазин».                                                                          

Упражнение на развитие эмоционального интеллекта «Прочитай письмо»                                                

Игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости. «Танцуем

вместе»       

2-я неделя декабря;

 

Беседа на тему «Для чего нужны друзья?»    

Речевая игра «Скажи наоборот»                                                              

С/Р  игра «Дочки – матери».                              

 Рассматривание иллюстраций  людей в разном настроении.      

Беседы с использованием презентаций: «Наши эмоции и чувства».

Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка.                                                                          Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край»

  Упражнение «Дорисуй портрет»  

3-я неделя декабря;

«Мы так похожи»

4-я неделя декабря;

«Мы такие разные»

2-я неделя января

«Язык жестов и движений»

3-я неделя января;

«Давайте жить дружно»

4-я неделя января;

«Мальчики и девочки»

1-я неделя февраля;

3.«Я и мои эмоции»

  1. Беседы с использованием презентации:

«Такие разные эмоции».

Упражнения "Тренируем эмоции"

   С/Р игра «Поликлиника».  

Рисование «Эмоции бывают разными».

Составление рассказов по сюжетным картинкам о разных поступках людей.

С/Р игра «Поликлиника».

Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка.                                                             Упражнение на релаксацию.

2-я неделя февраля;

2.Беседа на тему: «Что такое хорошо, и что такое плохо».

    С/Р игра «Мы идём в гости».                                                            

Лепка «Смайлики».

Игровые упражнения по развитию мимики  

   Речевая игра «Позови как…»                                                  

Игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости.                                          «Это я, узнай меня»

Чтение художественной литературы                           В. Сутеев «Под грибом», «Яблоко».

3-я неделя февраля;

«Радость»

4-я неделя февраля;

 «Удивление»

1-я неделя марта

«Страх»

2-я неделя марта;

 «Гнев»

3-я неделя марта

«Горе»

4-я неделя марта;

«Интерес»

1-я неделя апреля

«Наши эмоции (итоговое занятие по разделу)

2-я неделя апреля;

4. «Я и животные»

«Мой ласковый и нежный зверь»

3-я неделя апреля

«Общение с животным»

4-я неделя апреля

Я и моя семья

«С кем я живу»

1-я неделя мая

 «Правила домашнего этикета»

2-я неделя мая

Итоговые годовые занятия

«Путешествие в сказку»

 «Я знаю, я умею, я могу».

Подведение итогов, предоставление результатов.

3 –я неделя мая

ИТОГО:                                                                                                 27 недель.                                                              

Раздел 1. «Я и Я»

  • Выявление наличия сформированных знаний о социальных эмоциях.                
  • Способствовать самопознанию ребенка (обучение детей самонаблюдению, пониманию и принятию своих чувств).
  • Учить детей описывать свои желания и чувства.
  • Учить детей осознавать свои физические и эмоциональные ощущения.
  • Помогать ребенку поверить в свои силы.
  • Гармонизировать потребность ребенка в социальном признании

Раздел 2. «Я и другие»

  • Систематизировать представления детей о настроении человека.
    Развивать умение узнавать настроение по выражению лица.                                      Воспитывать желание дарить другим положительные эмоции.
  • Продолжать укреплять дружественные отношения в детском коллективе.
  • Расширить представления детей о различных способах коммуникации с окружающими.
  • Дать детям дополнительные сведения о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения.
  • Сформировать позитивное отношение к сверстникам.
  • Учить детей понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства.
  • Учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения.

Раздел 3. «Я и мои эмоции»

  • Обучение распознаванию и выражению  эмоций: радость, злость, страх (испуг), удивление.
  • Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя. Расширять представления детей об этих эмоциях, предлагая сравнивать их.
  • Учить понимать свои чувства и чувства других людей; рассказывать об этом.
  • Учить контролировать свои эмоции.

Раздел 4. «Я и животные»

© Закреплять знания детей о внешнем виде, повадках животных.

 © Продолжать воспитывать заботливое отношение к животным, сострадание к бездомному животному.

© Продолжать учить подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналоги в человеческом поведении.

Раздел 5. «Я и моя семья»

© Учить видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых.

 © Формировать у детей «кодекс чести», умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам.

 © Дать представление о важности и значимости различных профессий (на примере родителей). © Продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.

3 этап – заключительный.

  • Итоговое занятие «Путешествие в сказку»;
  • Фото результатов работы над проектом.
  • Оформление Индивидуальных альбомов с работами за время проведения проекта.
  • Выставка наработанного материала.
  • Подготовка и демонстрация отчёта в для родителей и педагогов в форме презентации.

Список литературы и источников

1. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., Педагогика, 1986г.

2. И.А.Пазухина «Давай познакомимся!»  Тренинговое развитие и коррекция  эмоционального мира дошкольников 4-6 лет»

 3. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников.        Методические рекомендации/Под ред. А.В. Можейко. - М: ТЦ Сфера

4. Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет.» Психологические игры, упражнения, сказки. М.:Генезис, 2011г.

2.Пазухина И.А. Давай познакомимся! – СПб, 2004.

3.Щипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А.. Азбука общения. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2004.

4.Чистякова М.И. Психогимнастика/ Под ред. Буянова М.И. – М.:Просвещение, 1990. с. 12–20, 74, 77, 82, 92, 96.

5.Григорьева Н.А. «Развитие эмоциональной сферы. Дошкольная педагогика»

1. Проект "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста" Курасова З.И. 2017 – 2018 учебный год                                              

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/09/01/proekt-razvitie-emotsionalnoy-sfery-detey-starshego.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Что такое эмоции? Роль эмоций в развитии и жизни ребёнка."

Консультация для родителей "Что такое эмоции?" Какую роль играют эмоции в развитии и жизни ребёнка....

Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций. Эмоция Радость»

Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций.Эмоция Радость»Цель: Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников...

Что такое эмоции? Роль эмоций в развитии и жизни ребёнка

  Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуа­ции. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его пред...

Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

   Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую ...

Методическая разработка "Гномик эмоций. Все эмоции нужны, все эмоции важны"

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему эмоционального развития личности....