Развитие связной речи детей посредствам рисования
консультация (старшая группа)

Банникова Ольга Александровна

Краткая консультация для родителей и педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sv_rech_izo.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила учитель-логопед первой категории Банникова Ольга Александровна.

Развитие связной речи детей посредствам рисования.

Родной язык и речь является основой умственного развития и сокровищницей всех знаний. «Являясь, с одной стороны, орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой – средством к их обогащению и расширению, к формированию нашего сознания, слово служит целям всей жизни, как обыденным и повседневным, так и наиболее высоким» отмечает Е. И. Тихеева.

Все родители хотят, чтобы их дети успешно учились в школе. Водят их на дополнительные занятия, где учат читать и писать. Но очень часто не обращают внимание на то, на сколько развита у детей монологическая речь, на сколько большой объём словарного запаса. А это является одним из важных умений. Другими словами, то на сколько успешно ребёнок будет учиться в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речи. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня речевого развития.

Сегодня всё чаще мы видим детей с речевыми нарушениями разной сложности. Многие дети начинают говорить поздно. Речевые нарушения связанны с другими сторонами психического развития. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Дети плохо ориентируются в пространстве и на листе бумаги, путают левую и правую стороны, затрудняются в назывании оттенков цвета. Зачастую не знают основные цвета. Есть трудности в выделении формы предмета и ее назывании. Дети быстро теряют интерес к занятиям. Часто стесняются отвечать на вопросы или говорят очень тихо. Другими словами, отмечается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Произношение многих звуков и слов нарушено. Это приводит в дальнейшем к дислексии (нарушению чтения) и дисграфии (нарушению письма). Дефекты носят стойкий характер и часто приводят к непреодолимой безграмотности.

Несомненно, развитию речи необходимо уделять большое внимание в детском саду. Но как же сделать занятия по развитию речи более интересными. Где ребята будут чувствовать себя  раскрепощёнными? Я  изучила различную литературу по данному вопросу и пришла к выводу, что эти задачи, при определённом подходе, возможно частично решить на занятиях по рисованию.

Поэтому, сегодня я хотела бы рассказать о развитии связной речи посредствам рисования.

            Дети очень любят рисовать. Сейчас все чаще изобразительную деятельность рассматривают как эффективное средство коррекции в процессе обучения и воспитания детей. И, на мой взгляд, сочетание одного из любимых видов деятельности детей (рисования) с развитием речи даст наилучший результат. Не умоляя самоценности каждого из этих видов деятельности.

Использование рисования во время занятий по развитию речи с детьми облегчает их коммуникацию, повышает чувство уверенности в своих силах, так как дети попадают в хорошо знакомую обстановку и занимаются привычным и любимым делом. Это помогает им расслабиться и раскрыться. Дети любят рисовать и идут на занятия с удовольствием. Поэтому у них наблюдается устойчивый познавательный интерес, благодаря чему они овладевают необходимыми речевыми навыками неосознанно и непринужденно.  Конечно, есть дети, которые бояться рисовать или не любят. Но таких мало. И часто причиной является то, что плохо развиты моторные функции, которые, собственно, рисованием и корректируются.

Е.И.Тихеева отмечает, что в речевых проявлениях действуют моторные механизмы не только речевого аппарата ребёнка, но и моторные механизм ребёнка в целом. Об этом надо помнить руководя развитием речи. Задержки развития речи и недостатки речи взрослого часто зависят от недостатков его моторного развития в детстве

 Отсюда возникает и второй плюс – это развитие моторных функций. Развивая мелкую моторику через рисование, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Также, рисование способствуют параллельному закреплению понятий о цвете, форме, положения предмета в пространстве, учат доводить начатое до конца. Чего не хватает некоторым детям даже в старшей группе.

Более подробно я хотела бы описать способы развитии связной речи посредствам рисования. Наша речь состоит из двух частей - диалога и монолога. А строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи (то есть умение изменять слова и соединять их в предложения).

Диалогическая речь – это речь двух или более собеседников, которые меняются ролями, то есть которые попеременно могут быть пассивными и активными собеседниками.

В обучении диалогической речи можно выделить 3 этапа:

  1. Вопросно-ответный уровень.
  2. Уровень микродиалога. Когда ответы более полные. И отвечают основной коммуникативной задачи.
  3. Текстовый – свободная беседа.

Как же рисование может способствовать формированию монологической речи. Я предлагаю игру «Угадай, что будем рисовать», где дети отгадывают, что они будут рисовать: задавая вопросы, отгадывая загадки. Обязательно проводим короткий диалог о том, что нарисовал ребёнок, что получилось, что ещё хотел бы нарисовать и во время рисования.

Монологическая речь – это, как мы знаем, речь одного лица, выражающего свои мысли, намерения, оценку событий. Целью обучения дошкольников монологической речи подразумевает под собой формирование умения логически, последовательно, связанно и полно излагать свои мысли в устной форме.

Типы монологов:

  1. описание – это характеристика предмета. Детям очень нравиться составлять описательный рассказ именно по своему рисунку. Они это делают более активно и воодушевлённо. Чтобы рассказ получился, предлагаю использовать графические схемы.
  2. повествование – связный рассказ о каких-либо событиях. В зависимости от задач занятия мы можем предложить составить рассказ о герое или событии, которого он нарисовал, придумать продолжение истории. Предлагаем свои варианты рассказов.
  3. рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. Здесь учим детей сравнивать нарисованные предметы по сходству и различию как зрительно, так и по памяти. Чтобы получить рассказ-рассуждение, мы задаём детям вопрос: «почему?» или «докажи». Здесь мы можем предложить темы для рисования: «Кем я буду, когда вырасту?», «Мой лучший друг», «Любимая игрушка», «Как помочь зайки перебраться через реку?» (создание проблемной ситуации, где ребёнок предлагает решить её самостоятельно, выразив в рисунке).
  4. пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образа в устной речи. Засовывание сюжетных или опорных картинок к предложенному рассказу. Затем предсказывание его, опираясь на собственные работы.

Все эти задания желательно давать в игровой форме, тогда занятие получиться интересным и продуктивным.

Никогда дети не говорят так много, охотно и непринужденно, как о том, что им близко и дороже всего. А именно о результатах своего труда. Рисунки детей помогают сделать игры с ними не только интересными и близкими им, но и полезными для дальнейшего обучения.

Таким образом, детский рисунок на логопедических занятиях:

- успешно восполняет «психологическую базу речи»;

- является средством умственного, графо-моторного, эмоционально- эстетического, волевого развития детей;

- выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, обеспечивая эмоционально-положительное состояние;

- способствует развитию и совершенствованию средней и мелкой моторики движения;

- помогает самореализации личности ребёнка в процессе рисования;

- помогает в непринуждённой форме корректировать имеющихся у детей нарушения и недоразвития речи.

Поэтому, я считаю, что работа с детьми по развитию речи посредствам изобразительной деятельности актуальна для дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей посредством пальчиковых игр.

Сегодня широко известно, что развитие связной речи ребенка напрямую связано с состоянием мелкой моторики рук через определенные зоны в коре головного мозга. Тренировка пальцев рук  повышает работ...

Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов.

 Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ре...

Проект "Развитие связной речи детей посредством дидактических игр"

Проект "Развитие связной речи детей посредством дидактических игр"...

Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов

Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов...

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей посредством новых педагогических технологий"

Для дошкольников, особенно имеющих общее недоразвитие речи, нарушения связной речи являются характерными и ярко выраженными. Развитие связной речи является важным не только для наиболее полного устран...

Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»

Методическая разработка  по развитию речи для детей 4-5лет   Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...