Статья на тему: Влияние арт-терапии на развитие мелкой моторики рук детей с синдромом Дауна
статья

Романова Светлана Владимировна

Влияние арт-терапии на развитие мелкой моторики рук детей с синдромом Дауна

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние арт-терапии на развитие мелкой моторики рук детей с синдромом Дауна

Одна из проблем в развитии детей с особенностями в развитии является изучение состояния мелкой моторики. Педагог-психолог ГКУ ЦССВ «Сколковский» Романова Светлана рассказывает об особенностях мелкой моторики детей с синдромом Дауна, о значении арт-терапевтических техник и коррекционно-развивающей  деятельности по развитию мелкой моторики в работе.

«У ребенка с синдромом Дауна этапы развития те же, что и у обычных детей, но средние сроки проявления моторных навыков запаздывают по сравнению с нормативами и возрастной диапазон проявления гораздо шире, чем у нормотипичных детей», - говорит педагог-психолог Романова Светлана.

Мелкая моторика рук – это совокупность тонких движений мелких мышц тела в процессе выполнения той или иной деятельности. Мелкая моторика формируется на основе крупной моторики, она связана со зрительно-моторной координацией. Становление мелкой моторики рук неразрывно связано с социальным и когнитивным развитием, с мобильностью и подвижностью малыша. Буслаева Е.В. утверждает, что уровень моторного функционирования является важным показателем не только физического, но и психического развития ребенка.

Мелкая моторика рук у детей с синдромом Дауна формируется медленно. Это обусловлено такими особенностями данной категории детей, как:

- Аномалии в строении и функционировании мозга;

- Отставание в речевом развитии;

- Слабое развитие произвольной памяти и логического мышления;

- Слабый тонус мышц, гиперподвижность суставов;

- Низкая тактильная чувствительность тормозит развитие внимания, восприятия, речи и памяти;

- Слабая работоспособность, высокая утомляемость;

- Слабый иммунитет;

- Различные патологии зрения осложняют формирование зрительно-моторной координации;

- Отклонения в работе щитовидной железы.

Архипова Е.Ф. утверждает, что синдром Дауна входит в перечень заболеваний, на основании которого МСЭ определяет ребенку инвалидность.

Практика показывает, что арт-терапевтические техники в работе с детьми с синдромом Дауна позволяют успешно решить задачи развития мелкой моторики.  эффективными средствами формирования мелкой моторики рук у детей с синдромом Дауна являются:

1. Пальчиковая гимнастика. Существует много разных комплексов пальчиковой гимнастики. Такие движения не только улучшают координацию движений, но и способствуют установлению доброжелательной атмосферы в детском коллективе. Пальчиковая гимнастика также является средством установления контакта между специалистом и ребенком.

2. Подвижные игры с мячом. Организация подвижных игр с детьми в процессе коррекционной работы направлена на развитие опорно-двигательного аппарата. Упражнения и игры с мячом позволяют развивать координацию движений, ловкость, скорость реакции.

3. Крупотерапия. Это арт-терапевтическая техника, цель которой – оптимизация жизнедеятельности детей с синдромом Дауна. Работа с разными видами круп заставляет ребенка внимательно следить за своими действиями, концентрироваться на кончиках пальцев рук, что способствует формированию произвольности, повышает точность движений. Мурзина О.П. указывает на тот факт, что применение и комплексные занятия крупотерапией дают возможность полноценного развития ребенка с синдромом Дауна.

В арт-терапевтические занятия с детьми-даунами рекомендуется включать пальчиковую гимнастику (это необходимо для подготовки рук к работе с крупой), подвижные игры, которые снимают напряжение мышц, и непосредственно арт-терапевтические техники. Коррекционные цели достигаются быстрее, если использовать музыкальное сопровождение на занятиях. Музыка помогает детям двигаться ритмично.

Коррекционно-развивающая деятельность по развитию мелкой моторики с детьми, имеющими синдром Дауна, строится на следующих принципах:

1. Принцип комплексности. Развивать мелкую моторику рук должны не только специалисты, но и сами родители. В начале коррекционной работы психологи проводят консультации для родителей, где учат их упражнениям и играм, способствующим развитию мелкой моторики у ребенка. Тренировать мелкую моторику дома необходимо ежедневно.

2. Принцип ранней диагностики и коррекции. Чем раньше специалисты начнут развивать мелкую моторику ребенка, тем выше результативность коррекции.

3. Принцип учета возрастных особенностей ребенка. Разрабатывая программу развития медкой моторики ребенка с синдромом Дауна, психологи подбирают упражнения и игры, ориентируясь на функциональный возраст ребенка. Методы, формы и приемы, используемые на арт-терапевтических занятиях, должны соответствовать возможностям ребенка.

4. Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка. Все дети разные, поэтому универсальной программы формирования мелкой моторики у детей с синдромом Дауна не существует. Специалисты разрабатывают программу коррекции для каждого ребенка, опираясь на его образовательные потребности.

Развитие мелкой моторики стимулирует речевое развитие у детей с синдромом Дауна. Арт-терапия в сочетании с игровыми технологиями является отличным средством для развития сенсомоторики, которая служит необходимым условием становления мелкой моторики рук.

Результатами систематической коррекционно-развивающей работы будут:

- Нормализация психоэмоционального состояния;

- Комплексное развитие психических процессов;

- Повышение уровня произвольного внимания;

- Улучшение координации движений;

- Улучшение мелкой моторики обеих рук.

Таким образом, совершенствование мелкой моторики средствами арт-терапии создает предпосылки для успешной социализации детей с синдромом Дауна. Совершенствование тонких движений пальцев рук способствует повышению уровня общего развития ребенка с синдромом Дауна.

«Доказано, что арт-терапия развивает не только мелкую моторику, но и снимает эмоциональное напряжение»,- убеждена Романова Света.

Подготовила: педагог-психолог ГКУ ЦССВ «Сколковский»

 Романова Светлана Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Многие ученые, педагоги, психологи отводили огромную роль развитию мелкой моторики. Такие умения и навыки, как расстегивание одежды, завязывание, умывание, невозможно осуществить при плохом развитии м...

СТАТЬЯ на тему "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"

Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же тако...

Буклет на тему: "Развитие мелкой моторики для детей с синдромом дауна"

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКНоворожденный малыш сосредотачивает взгляд на висящей перед ним игрушке, затем тянется и ударяет по ней. Потом наступает время, когда он начинает...

Статья на тему "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников....

Особенности развития мелкой моторики у детей с синдромом Дауна.

Когда мы говорим "мелкая моторика", мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук.Мелкая моторика задействована, когда мы застёгиваем пуговицы, едим ложкой, отщипываем кусочек хлеба, пише...

Статья на тему : "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе....