Круглый стол для родителей «Воспитание самостоятельности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности»
материал

Цель: сформировать у родителей отчетливое представление о возможностях, путях и способах воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_dlya_roditeley.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол для родителей

«Воспитание самостоятельности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности»

Воспитатель: Дементьева Ольга Николаевна

Цель: сформировать у родителей отчетливое представление о возможностях, путях и способах воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности.

Форма проведениякруглый стол

Ход собрания

– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столомПредлагаем Вашему вниманию следующую тему для обсуждения: «Воспитание самостоятельности у детей в трудовой деятельности»

Психологическая разминка «Улыбка»

- Но сначала я хотела бы узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Улыбнитесь все, а теперь подарите улыбку своим соседям слева и справа. Спасибо!

- А. С. Макаренко сказал: «Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». Как Вы думаете он прав?

1. Диалог с родителями :

- Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, труд не нужен человеку…

А теперь те, кто уверен, что труд необходим человеку как воздух….

-Без подсчёта голосов видно, что у нас с вами единое мнение.

Показ видеосюжета:

- А сейчас мы вам покажем видеосюжет, как наши дети трудятся в детском саду.

Труд позволят сформировать у детей необходимый комплекс качеств, который формируют умение учиться. А чтобы ребёнок научился трудиться, особое внимание уделяется принципу «сам». Ведь научиться чему- либо человек может только сам, если захочет и испытает потребность в той или иной деятельности. Вот почему в работе с детьми большое внимание уделяется семи «сам».

2. Упражнение «Придумайте слова, обозначающие качества ребенка – начало которых начинается сам (родители подбирают слова - воспитатель на показывает схему на экране)

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

САМОВЫРАЖЕНИЕ

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ

САМОКОНТРОЛЬ

САМООЕНКА

САМООБУЧЕНИЕ

САМОВОСПИТАНИЕ

Задача наша- помочь ребёнку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развить желания и потребность ребёнка в получении определённых трудовых умений.

Какая же цель и задачи трудового воспитания?

Формировать положительное отношение к труду и воспитание самостоятельности.

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете? Может ли маленький ребенок быть самостоятельным? Вы совершенно правы.

Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности. Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше, ребенок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже в том, что еще мало умеет. Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.

Все родители стремятся воспитать своего ребенка самостоятельным, мечтают, чтобы он с детства помогал им. Но не всегда удается приучить ребенка к самообслуживанию, к посильному труду, поскольку родителям часто не хватает терпения научить, подождать, пока закрепятся навыки и умения. А потом взрослые удивляются, что ребенок не самостоятельный, не умеет ничего делать, не помогает. Следовательно, эти важные для дальнейшей жизни качества нужно формировать с раннего детства.

Воспитание самостоятельности у детей основывается всего на одной важной составляющейродительский контроль должен быть сокращен до минимального уровня так, чтобы ребенок при получении жизненного опыта не мог попасть в рискованную и опасную ситуацию.

Желание «я сделаю сам» - естественная потребность, живущая в каждом малыше и подвергающаяся препятствиям в виде взрослых, которые бояться, что их «подопечный» не справиться с поставленной задачей. Вот самые популярные ошибки этих взрослых:

Так быстрее.

Лучше все сделать самому, чем ждать медлительного малыша. Пока он там вывернет штанишки, рассмотрит рисунки на ткани или испачкается. Проще и быстрее, если взрослый сам примется за нужный процесс.

Однако наша цель - воспитание самостоятельности, которая требует гранитного терпения. Пусть малыш сам разбирается со своим заданием, а вы не мешайте ему и не подталкивайте.

Безопасность превыше всего.

Маленького ребенка опасность подстерегает везде, даже в его комнате. Он может споткнуться о порог, стукнуться об угол столешницы, проглотить мелкий предмет и многое тому подобное.

Чтобы подобного избежать, нужно продумать и устранить все рискованные нюансы. Не помешает и профилактическая беседа про осторожное поведение. Объясните ему, что утюг может обжечь, а иголка - уколоть.

Жалость.

Очень часто родители стараются оберегать ребенка от любых трудностей и ошибок. Им становится жалко своего крошку. А вот это первый шаг к инфантильности! Дети в любом возрасте должны сталкиваться с посильными задачами и анализировать полученный итог.

Дошкольник уже может помогать маме в уборке дома (убрать игрушки, развешать свои вещи) и неукоснительно следовать семейным законам, например, ложиться спать сразу после вечерних ритуалов (умывание, переодевание, чистка зубов). Но самое примечательное - каждому детскому возрасту присущи индивидуальные уровни развития.

Таким образом, необходимо помнить:

- Не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.

- Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.

3. Решение педагогических ситуаций

- А теперь я хочу предложить вам решить педагогические ситуации:

Педагогическая ситуация:

1. Илюша (3 года) с усердием натягивает колготы. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготы почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцеремонную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик:

- Сам! Сам! Сам!

- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «Сам».

Примерные вопросы:

1. Правильно ли поступила мать? Обоснуйте ваше мнение.

2. Как вы думаете, почему она так поступила?

Что ваш ребенок делает сам?

2. Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность.

Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет«Не хочу, не умею».

Зато дома со взрослыми у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют«Он такой беспомощный!»«Он еще очень маленький»«Нервный ребенок, требуется осторожность». Это часто произносится в присутствии мальчика».

Примерные вопросы:

1. Чем обусловлена беспомощность Алеши? Проанализируйте линию поведения взрослых и дайте ей оценку.

2. Можно ли такими методами воспитать у ребенка самостоятельность?

3. Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся двигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Не приложив ни каких-либо стараний, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас же оставил своё намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил«Никак не получается».

Вопрос: Какие действия нужно предпринять взрослым?

Вывод: Давай попробуем, у нас все получится. Ребенок прикладывают небольшие усилия, проблема решена.

4. На даче мама дала Маше шесть ложек, чтобы она отнесла их в сад и там разложила на одном из столов. Выйдя на улицу, Маша отвлеклась – к ней под ноги прикатился мячик. Минута и ложки оставлены в траве, а маленькая помощница, схватив мяч, убегает с ним.

Вопрос: Как должна поступить мама в этой ситуации?

Обобщение: Убедительно попросить выполнить задание, а потом играть.

- Предлагаю ответить вас на следующие вопросы:

1. Как расценивать детское «я сам» в воспитании ребенка?

2. Какие самостоятельные трудовые действия доступны младшему дошкольнику?

3. Что ваш ребенок делает сам?

4. Поделитесь опытом воспитания самостоятельности у детей в вашей семье.

4. Игра «Собери пословицу».

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Труд кормит, а лень портит.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Кто мастер на все руки, у того нет скуки.

Откладывай безделье, а не откладывай дело.

Не бойся работы — пусть она тебя боится

5. Подведение итогов собрания.

В заключение хочу сказать, что в каждой семье ситуации складываются разные. Вы можете следовать каким-то рекомендациям, можете выбирать свои методы решения проблем. Важно, чтобы наряду с требованиями к ребёнку вы не забывали и о его праве на собственный взгляд на вещи, о праве самому принимать решения и нести за это ответственность.

Мне хочется чтобы Ваши дети делали так, как в этом стихотворении «Я сама» :

- Давай будем одеваться…

- Я сама! Я сама! –

-Пойдём, будем умываться…

- Я сама! Я сама!

- Ну, идём хоть причешу, я…

- Я сама! Я сама!

- Ну, давай хоть накормлю я…

- Я сама! Я сама! (И. Муравейко

6. Рефлексия.

Я думаю, что сегодняшнее собрание было очень ценным и познавательным для вас. Любите своих детей, уделяйте им больше времени, и тогда окружающие вас люди обязательно скажут: “Какой у вас замечательный ребёнок!”

Предлагаю вам подумать и закончить фразу: “После сегодняшнего собрания я …”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол по вопросам формирования у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения

Повышение профессиональной компетенции педагогов в области обеспечения безопасности жизнедеятльности дошкольников...

Круглый стол. Выступление на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"

Народная игра - самостоятельный вид деятельности , направленный на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, развитии у детей определенных навыков и умений....

Круглый стол «Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста»

Представлены доклады педагогов по теме круглого стола...

Обобщение опыта работы. Тема: "Воспитание нравственно-волевых качеств у детей дошкольного возраста через трудовую деятельность"

Формирование навыков самостоятельного и последовательного выполнения трудовых действий, соблюдая целостность трудового процесса....

Круглый стол для родителей «Развитие речи детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада»

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступают взрослые, которые его ...

Родительское собрание в форме круглого стола: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

Сценарий родительского собранияв форме круглого стола: "Семейные традиции"Задачи:- приобщать родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работ...

Круглый стол «Основы безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, стол...