«Развитие связной речи посредством художественной литературы»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Разговаривая с детьми, мы используем речь, как средство передачи своих мыслей. В нашей работе, речь – это главный инструмент, с помощью которого мы воздействуем на детей. Именно через общение с нами, дети реализуют себя как личности. И очень важную роль в развитии речи играет культура речи педагога. Вы, как педагог, задаете детям образец правильной литературной речи и стимулируете речевую активность.

Почему я выбрала эту тему для своей презентации? Потому что в моей группе половина детей отличалась недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Высказывания как правило были коротки, непоследовательны и неинформативны. И даже если ребенок передавал содержание, то это часто лишь описание отдельных фрагментов, не связанных между собой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие связной речи

посредством художественной литературы»

Разговаривая с детьми, мы используем речь, как средство передачи своих мыслей. В нашей работе, речь – это главный инструмент, с помощью которого мы воздействуем на детей. Именно через общение с нами, дети реализуют себя как личности. И очень важную роль в развитии речи играет культура речи педагога. Вы, как педагог, задаете детям образец правильной литературной речи и стимулируете речевую активность.

Почему я выбрала эту тему для своей презентации? Потому что в моей группе половина детей отличалась недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Высказывания как правило были коротки, непоследовательны и неинформативны. И даже если ребенок передавал содержание, то это часто лишь описание отдельных фрагментов, не связанных между собой.

В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по развитию восприятия литературных произведений детьми, по формированию способности глубже вникать в содержание. Дети ярче выражают своё отношение к героям и описываемым событиям, осознают возникающие у них чувства. Тематика литературных произведений более разнообразна. Однако в средней группе можно заострять внимание детей на некоторых особенностях литературного языка (образные слова, некоторые эпитеты и сравнения) Это закладывает основы дальнейшего развития поэтического слуха. При чтении стихотворений педагог, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность стиха, подчёркивая образные выражения, развивает у своих воспитанников способность замечать красоту и богатство родного языка.

В средней группе продолжается работа над обогащением словаря. Здесь необходимо закреплять слова, усвоенные в образовательной деятельности. В этом возрасте продолжается подготовка ребёнка воспринимать не только эмоционально, но и разумом то, что он слышит. Дети научаются для выражения своих мыслей отбирать слова, точно передающие, то, что они хотят сказать. А это является основой для последующего развития всех сторон речи.

Эффективным средством обучения и воспитания является работа над сказкой. Сказка даёт возможность решать поставленные задачи, потому что она, «как образное отображение мира – близка и интересна детям». Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить.

Цель Развитие связной речи детей, памяти, мышления, раскрытие творческого потенциала, приобщение к художественной литературе на примере сказок.

Актуальность.

На сегодняшнем этапе жизни современного общества привитие интереса к чтению художественной литературы является актуальным, так как в современном обществе к сказкам теряется интерес. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромное её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность ребёнка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью сказки мы знакомим малышей с явлениями природы, окружающим миром во всём его многообразии. А умело поставленные вопросы, побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения.

Сказки играют важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение, они помогают ребёнку открыть мир во всём его многообразии, учат думать, оценивать поступки и действия героев.

Задачи

1. Развивать связную  речь детей.

2. Учить детей понимать смысл сказок.

3. Обучать умению воспроизводить текст сказки по вопросам воспитателя, следить за развитием действия, активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

4. Воспитывать эмоциональную восприимчивость к художественному произведению, умению сопереживать героям сказки.

5. Учить согласовывать свои действия с другими действиями своих сверстников.

6. Обогащать и активизировать словарный запас.

7. Формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

8.  Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память, мышление.

9.  Развивать интерес к художественной литературе, эмоциональное от-ношение к прочитанному.

10.  Развивать творческие способности детей в различных видах деятельности.

11.  Воспитывать интерес и любовь к литературному творчеству, бережное отношение к книгам.

12.  Приобщать родителей к совместной деятельности.

13. улучшить речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.

этапы

Основной этап:

- ознакомление детей с художественной литературой; проведение беседы;

- рассмотрение картин и беседа по их содержанию;

- работа с родителями (разработка рекомендаций и их презентация) ;

- проведение занятий;

- рисование и лепка и по сюжету сказки;

- конструирование;

- показ кукольного театра;

- игровые упражнения.

Заключительный этап:

- анализ результатов проекта;

- игра - инсценировка по сказке: "Колобок".

Выставки детских работ.

Проект разработан с сентября 2021 года по май 2022 года и предусматривает следующие этапы развития:

• 1 этап: организационный (сентябрь – октябрь)

- определение направлений работы воспитателей в реализации проекта;

- проведение методической работы с целью обогащения знаний педагогов, детей, и родителей в данном направлении;

- разработка сценариев мероприятий;

- совершенствование системы взаимодействия педагогов и родителей.

• 2 этап: основной (ноябрь – апрель)

- проведение мероприятий по реализации проекта.

• 3 этап: итоговый (май)

- подведение итогов реализации проекта.

Этапы работы по внедрению проекта.

Организационный

Педагоги:

Определение направления работы.

Планирование методической работы.

Выбор методов и форм работы.

Дети:

Расширять и углублять знания детей.

Родители:

Совершенствование системы взаимодействия.

Анкетирование.

Основной

Педагоги:

Проведение методической работы: консультации, самообразование.

Наработка практического материала.

Сбор и оформление наглядного материала.

Проектирование развивающей предметно - пространственной среды.

Дети:

Организация образовательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.

занятия, выставки, конкурсы, викторины, игры.

Родители:

Организация консультаций, родительских гостиных, мастер-классов.

Участие в обогащении развивающей среды.

Итоговый

Педагоги:

Анализ результативности.

Презентация проекта.

Дети:

Диагностическое обследование.

Родители:

Приобщение родителей к организации выставки детского творчества.

Ожидаемые результаты:

Улучшение речи ребенка и повышение уровня познавательной и коммуникативной способности способностей детей.

Повышение уровня компетентности педагогов по данному вопросу.

Развитие связной речи детей.

Развитие творческих способностей детей во всех видах деятельности.

Приобщение детей к художественной литературе.

Приобщение родителей к совместной деятельности.

В результате:

  1. Расширился словарный запас.

      2. Дети стали проявлять интерес к самостоятельному сочинению, придумывая сказки.

     3.  У детей улучшилась речь и развивается познавательный интерес к художественной литературе.

    4.  Дети согласовывают свои действия с другими действиями своих сверстников.

    5.  Дети стали использовать персонажей сказки в повседневной жизни, во время игры в различных условиях: строительном уголке, кукольном уголке, уголке театрализации.

6.  Устанавливается взаимосвязь по созданию совместных проектов с родителями, что повышает качество реализации образовательного процесса ДОУ.

Проблемой развития связной речи занимались многие отечественные педагоги, психологи, лингвисты (Л. С. Выгодский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, А. Н. Гвоздев, В. В. Виноградский, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, Ф. А. Сохин, Л. А. Пеньковская, А. М. Леушина, О. И. Соловьева, М. М. Конина, и др.). 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. и сред. пед. учеб. заведений. – М. : издательский центр «Академия», 2000.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. – М. : Мозайка – Синтез, 2004.

3. Ушакова О. С., Струнина Е. М., Шаврина Л. Г. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.

4. Большова Т. В. «Учимся по сказке» - СПб, 2010

5. Борисенко М. Г., Н. А. Лукина «Конспекты комплексных занятий по сказке» - СПб, 2009

6. Доронова Т. Н. «Играем в театр» -М, 2009

7. Запорожец Л. В. «Воспитание и обучение в детском саду» - М, 1976

8. Караманенко Т. Н. «Кукольный театр дошкольникам» - М, 2008

9. Логинова В. И., Максаков А. И., Попова М. И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2004. 223 с.

10. Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 2007. 239 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи, восприятию художественной литературы и художественному творчеству в старшей группе.тема : "Весна идет".

Продолжать развивать  cвязную,  интонационно выразительную речь; обогащать словарный состав; воспитывать интерес к художественной литературе; продолжать знакомить с творчеством Михаила Пришв...

Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного  опыта, эмоциональной сферы лично...

Проект по изо-терапии «Волшебный мир красок» ОО «Художественно – эстетическое развитие» (рисование), (чтение художественной литературы) ОО «Речевое развитие» (развитие речи)

Актуальность проекта. В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель –  моделирование эмоционального состояния и заботы о до...

Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного  опыта, эмоциональной сферы лично...

Конспект по художественно-эстетическому развитию, тематический блок «Художественная литература ». Рассказывание русской народной сказки «Хвосты»

На занятии дети знакомятся с русской народной сказкой "Хвосты". Применяется метод моделирования для запоминания сказки и для проявления творческих способностей.....

Консультация для педагогов : "Поиск современных подходов к речевому развитию дошкольников посредством художественной литературы, художественного слова и театрализации с учётом ФГОС».

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасныеобразцы русского литературного языка...