«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно экспериментальной деятельности»
методическая разработка

Лидия Юрьевна Орлова

«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно экспериментальной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_eksperimentirovanie.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

План профессионального самообразования

Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно экспериментальной деятельности».

Воспитатель Орлова Л. Ю. 2021-2022уч. год.

Актуальность:

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитывать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников.

В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников.

Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности

Задачи:

Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворяя детскую любознательность.

Активизировать и развивать познавательные способности детей.

Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам поведения.

Перспективный план по экспериментальной деятельности в подготовительной группе

№ Название Цель

Сентябрь

«Свойства мокрого песка»

Формирование представлений о свойствах песка.

«Волшебный материал» Помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.

«Мыльные пузыри» Восприятие величины, умение сравнивать; тактильные ощущения; речевое дыхание, эмоциональное восприятие.

Октябрь

«Волшебная вода» Учить смешивать подкрашенную воду и получать разнообразные "волшебные" цвета и оттенки.

«Путешествие капельки» Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков.

«Звенящая вода» Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Ноябрь

«Поиск воздуха» Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство - невидимость

«Веселая полоска» Познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха; развивать любознательность.

«Узнай всё о себе, шарик» Познакомить с резиной, её качествами и свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления.

Декабрь

10 «Тонет - не тонет» Провести испытание на «плавучесть" разных игрушек из разного материала.

11 «Водяная мельница» Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

12 «В мире стекла» Узнавать предметы, сделанные из стекла; помочь выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое).

Январь

13 «Цветные льдинки» Учить детей наливать воду в различные формы, наблюдать через окно, как вода покрывается корочкой льда и замерзает, знакомить с качеством.

14 «Ледяные узоры» Развивать наблюдательность, продемонстрировать простейший эксперимент.

15 «Снежные фигуры» Научиться видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности.

Февраль

16 «Чьи следы?» Развивать наблюдательность, умение определять животного по следу.

17 «Свет и тень» Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру.

18 «Что отражается в зеркале?» Познакомить с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Март

19 «Умный нос» Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы.

20 «Мыло- фокусник» Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку

21

Апрель

22 «Что любят растения» Помочь установить зависимость роста и

состояния растений от ухода.

23 «Хитрые семена» Познакомить со способами проращивания семян.

24 «Волшебное сито» Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от примесей

с помощью сита.

Май

25 «Солнечные зайчики» Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами,

от которых они отражаются.

26 «Всё увидим, всё узнаем» Познакомить с прибором -помощником - лупой и её назначением.

27 «Волшебный магнит» Выявить свойства магнита притягивать

некоторые предметы.

Работа с родителями

Сроки Содержание работы

сентябрь Привлечь родителей к созданию предметно - развивающей среды.

Консультация:

«Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка»

Консультация:

«Игра или

экспериментирование».

Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.

октябрь Консультация на тему: «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным».

Практикум«Занимательные опыты для умных пап и дошколят».

Консультация«Соблюдение правил безопасности».

ЦельПознакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

ноябрь Организовать родителей на пополнение коллекции «Шишки».

Консультация на тему: «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным».

Консультация«Соблюдение правил безопасности».

Цельпознакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

декабрь Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

Привлекать родителей к пополнению уголка экспериментирования новой познавательной литературой.

Беседа с родителями «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Домашнее задание. Рассматривание телефонного аппарата.

Предварительная беседа о том, как осуществляетсятелефонная связь (см. «Детская энциклопедия»)

январь Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса

Исследовательская работа:

«Необходимые условия для прорастания семян».

Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

февраль Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани».

Оформление наглядной информации в родительском уголке,

рекомендации «Проведите с детьми дома».

Памятка

Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?

Привлекать родителей к пополнению коллекции «Открытки»

Оформление наглядной информации в родительском уголке:

март Памятка «Чего нельзя и

что нужно делать для

поддержания интереса

детей к познавательному

экспериментированию».

апрель

Привлекать родителей к пополнению мини-лаборатории (модель Земли – глобус, фонарики, детская энциклопедия.)

Беседа:«Соблюдение правил безопасности».

Цельпознакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

май

Беседа: «Значение детского экспериментирования для психического развития».

Используемая литература:

1. Дыбина О. В. «Ребёнок в мире поиска» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;

2. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001;

3. Иванова А. А. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;

4. Маневцева Л. М. «Мир природы и ребёнок» - Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2003;

5. Масленникова О. М., Филлипенко А. А. «Экологические проекты в детском саду» - Волгоград: учитель 2011;

6. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - Москва: Аркти,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2013-2014 уч.год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".

План работы по самообразованию на 2013-2014 учебный год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"....

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности (презентация)

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности

laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...

План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."

План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."...

План самообразование на 2019-2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...

Отчет по самообразованию воспитателя средней группы Фатиховой за 2019 -2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности»

Главное достоинство метода экспериментирования – заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах  изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объекта...

Отчет по самообразованию за 2019 -2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности» (Презентация)

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...