Доклад для воспитателей Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы
учебно-методический материал

Камалова Лола Сухбатуллоевна

ФГОС       дошкольного       образования неоднократно        указывает на позитивную               социализацию ребенка,           развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде; поддержку детской инициативы, исследовательской активности и игре, все это отражено в основных принципах дошкольного образования, реализовать которые позволяет технология «Детский совет». Данная технология предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе, создает условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx32.45 КБ
Файл detskiy_sovet.pptx1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                            «Детский сад № 22 «Город детства»»

Для воспитателей

Технология «Детский совет»

 как важнейшая форма поддержки детской инициативы

                                                                                      Подготовила: Камалова Л.С.                              

2020 г.

Содержание

Введение ......................................................................................

с. 3

1.

Определение понятия технологии: «Детский совет»? ..................

с. 3-4

2.

Способы внедрения технологии  "Детский совет в ДОУ"..............................................................................

с.5-7

Заключение...................................................................................

с.7

Список литературы......................................................................

с.8

Введение

ФГОС       дошкольного       образования неоднократно        указывает на позитивную        социализацию ребенка,        развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде; поддержку детской инициативы, исследовательской активности и игре, все это отражено в основных принципах дошкольного образования, реализовать которые позволяет технология «Детский совет». Данная технология предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе, создает условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

 Считается, что средствами внедрения технологии «Детский совет» (Л. Свирской) можно эффективно реализовать задачи включения детей в социальные ситуации взаимодействия и общения, так как данная технология предоставляет детям возможность быть активным в выборе собственного образования. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы.

1. Определение понятия технологии: «Детский совет»? 

Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса.

Задачи «Детского совета»:

  • Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».
  • Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
  • Развивать эмпатию.
  • Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
  • Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
  • Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

На этапе внедрения в деятельность педагога в дошкольном учреждении важно рассмотреть технологию «Детский совет» как форму поддержки детской инициативы в общении и межличностном взаимодействии и углублённо проработать ряд аспектов.

Важный вопрос, который необходимо решить при внедрении данной технологии – это роль и позиция взрослого в «Детском совете». Взрослые всегда являются примером для детей, носителем культуры участия, взаимодействия. Как правило, дети стремятся к общению со взрослым, внимание со стороны взрослого вселяет уверенность, закрепляет опыт высказывания. В детском совете главная задача взрослого занять роль модератора. Модератор - специалист, сопровождающий процесс управления взаимодействием в группе и отвечающий за соблюдение участниками установленных норм и правил поведения. Модерация, как и другие виды сопровождения, имеет определенные характеристики: сосредоточена на конкретной проблеме; ориентирована на кооперацию; исключает формальный контроль и оценку; содержит способы деятельности, указывающие путь решения проблемы для группы; создает психологически комфортные условия для субъектов общения. Работа взрослого, как модератора детского совета, должна заключаться в том, чтобы не директивно обучить детей способам и правилам ведения разговора. Помочь детям следовать логике разговора, не навязывая собственного мнения, позволить детям занять свою позицию. Но в тоже время как полноправному партнёру взаимодействия уметь обозначить свое отношение к ситуации.

2. Способы внедрения технологии «Детский совет в ДОУ": 

Методы и приёмы обучения детей диалогу:

  • разговор по подобию (сначала научились беседовать об одном конкретном предмете, затем с большей самостоятельностью о другом, сходным с первым);
  • продолжение начатого разговора (начало беседы определила тему, тем самым наметился ее план, возможные варианты продолжения);
  • беседа на основе естественной ситуации (ситуативные беседы) (используется непосредственно возникшая потребность детей высказать свои впечатления, суждения и т. д.).
  • Игры -фантазии, - цепочки - шутки закрепляют усвоенные детьми речевые навыки.

Приёмы взаимодействия с детьми воспитателя в роли модератора детского совета:

  • Внимание к повседневным разговорам (наблюдения).
  • Волшебный сундучок (от каждого молчуна по 1 вещице).
  • «Секретик» (взрослый кооперируется с ребенком).
  • Договаривание за ребенка, формулирование идеи от лица ребенка.

Кроме модерирования нужно изучать и использовать при организации «Детского совета» приёмы иррадиирующего обучения как метода индивидуализации и признания различных интересов и мотивов детей.

Иррадиирущее (распространение, увеличение) обучение как метод индивидуализации обучения основан на признании различных интересов, мотивов и на динамике продвижения. Предлагая детям интересное дело, можно достичь больших успехов в воспитании и обучении. Эта тактика состоит из трех основных действий:

  • действие: презентация чего-то нового: «У нас появилась новая интересная игра. Кто хочет научиться в нее играть, может прийти в «центр науки».
  • 2 - действие: «Даша, Лера, вы сегодня узнали, увидели, сделали что-то новое. Давайте расскажем об этом всем ребятам».
  • 3 -действие: «Если вы хотите что-то узнать, обратитесь к Даше и Лере».

Получая новые знания или новый опыт от взрослого, от других детей или в самостоятельной деятельности, ребенок, как правило, стремиться поделиться с детьми, с которыми он дружит. Так знания и опыт распространяются и увеличиваются.

Важными этапами здесь являются: выявление инициатив и образовательных запросов детей, мотивирование детей на поддержку идеи и совместное планирование.

Выявить инициативы и образовательные запросы детей поможет понимание того, что дети знают, а что хотят узнать о ком-либо или чем-либо.

Одним из эффективных методов является метод реагирования.

Основные его признаки – предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими. Этот метод включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Пример обучения на основе метода реагирования: модель трех вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом?

Совместное планирование, вовлечение детей в планирование свидетельствуют о профессиональной состоятельности воспитателей.

Педагог помогает сформулировать, что хотят сделать дети, а дети самостоятельно фиксируют свой план.

Следующий значимый аспект «Детского совета» формирование у детей чувства ответственности за себя и за других. Развитие культуры участия предполагает, что у детей формируется готовность принимать на себя ответственность. Для этого педагогами реализуются различные подходы: предоставляют детям возможность шефства, волонтёрства, выполнения ответственных заданий.

Такие приёмы предполагают определение места «Детского совета» в распорядке дня и жизни группы. В отличие от идентичных по цели технологий, таких как «Утренний круг», «Рефлексивный круг» «Детский совет» может работать в течение всего дня пребывания детей в группе, а не концентрироваться на определённый период (утром и вечером).

Заключение

Технология «Детский совет» позволяет эффективно осуществлять образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО. Она предоставляет возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, строить образовательные отношения на паритетных началах, где каждый ребенок занимается интересным именно ему делом. В процессе у ребят формируются учебные умения, и эти умения функциональны, то есть сформировались и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения.

Список литературы

  1. Детский совет: методические рекомендации для педагогов/ Л. В. Свирская. М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 80 с.: ил. – (Серия «Вдохновение»).
  2. Основная образовательная программа дошкольного образования О-75 «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 352 с. – (Серия «Вдохновение»).
  3.  Свирская Л. В. Утро радостных встреч. Издательство «Линка-Пресс», 2010. Детские годы: индивидуальность ребёнка как вызов педагогам/ Р. Ларго; под ред. А. И. Бурениной. – Москва: Национальное образование 2015. – 184 с.: ил. – (Вдохновение).
  4. Боклина С. В., Кудряшова Н. А., Сапрыкина Е. В. Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы // Молодой ученый. — 2017. — №11.1. — С. 8-12. — URL https://moluch.ru/archive/145/40617

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы»

Выступление с докладом на РМО на тему " Технология " Детский совет" как важнейшая форма поддержки детской инициативы"....

Детский совет как важнейшая форма поддержки детской инициативы.

Детский совет - это обучения, которая обьединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка  в образовательном процессе, основанном на ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕТСКИЙ СОВЕТ» КАК ВАЖНАЯ ФОРМА ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»

Как много изменений и  новообразований происходит в последнее время и мы, взрослые едва успеваем за темпом жизни,  понимая, что нужно меняться самим:  менять свой образ жизни, свои ценн...

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы...

Презентация: "Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы и творчества."

Детский совет форма, позволяющая достигнуть баланса инициатив взрослых и детей, развивать у детей способность управлять своей свободой и выбирать содержание своего обучения....

Технология "Детский совет"как важнейшая форма поддержки детской инициативы

В материале описывается, что такое деткий совет, его задачи, смысловые части. Выбор тем, планирование. подведение итогов детского совета и роль взрослых в этой технологии....

Технология "Детский совет", как важная форма поддержки детской инициативы

Сейчас в мире происходит очень много изменений. Мы понимаем, что нам очень важно меняться самим, менять стиль деятельности и, конечно, в-первую очередь мы должны помочь нашим воспитанникам войти в сов...