Мое эссе на тему «Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности детей в детском саду».
материал

Екатерина Гурамовна Попова

Мое эссе на тему «Создание условий для   самостоятельной музыкальной деятельности детей в детском саду».

Я - музыкальный руководитель МАДОУ №313 города Красноярска. Кто же такой музыкальный руководитель в детском саду? Музыкальный руководитель детского сада – это особая профессия. Мы должны всё уметь делать: играть на музыкальном инструменте, петь, плясать, рисовать, шить, писать сценарии и т. д.

 Мы должны поднимать настроение детям и их родителям, должны постоянно учиться, быть психологами и дипломатами, умеющими договориться со всеми специалистами в детском саду, администрацией, родителями по поводу организации праздника и другим вопросам.

Но музыкальный руководитель это не только затейник, сценарист и режиссер праздников. В первую очередь это универсальный мастер, без которого невозможно развитие детей!

Каждый день встречаю ребятишек в детском саду и проживаю вместе с ними эту маленькую очень важную часть их жизни - дошкольное детство. В детский сад приходят разные дети: озорные и тихие, контактные и замкнутые.... Но все они похожи на маленькие зернышки. Мне так хочется, чтобы ВСЕ эти зерна превратились в прекрасные растения! Я стараюсь помочь КАЖДОМУ ребенку самореализоваться, дать ощутить его, пусть маленький, но успех, чтобы он почувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Раскрыть заветную дверь во внутренний мир ребенка помогает правильная организация культурно-досуговой деятельности, которая осуществляется в различных видах.

В «Программе воспитания в детском саду» есть раздел «Игра и организация жизни детей», в котором выделен подраздел «Самостоятельная художественная деятельность». Она объединяет действия детей, связанные с разными видами искусства (рисованием, пением, чтением стихов и т. д.) каждое из которых имеет свое самостоятельное развитие. Сформировать у детей представления обо всем многообразии жанров, видов, форм музыкального искусства и умение оценивать их по достоинству можно будет лишь тогда, когда они по собственной инициативе будут слушать музыку, петь, играть на музыкальных инструментах, исполнять игры и пляски.

Инициативность, как качество личности неразрывно связана с самостоятельностью. Проявляя активность, дети сознательно усваивают знания, приобретают умения и могут самостоятельно применять их в своей деятельности.

     В самостоятельной музыкальной деятельности наши дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурками, куклами).

Детское музицирование характеризуется тем, что ребенок должен сам ориентироваться в музыке — сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести или сочинить.

 Источником возникновения детского музицирования являются прежде всего музыкальные занятия. Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Их систематически побуждаю к самостоятельным действиям. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. Например, на занятиях дети часто поют в сопровождении инструмента. Но я их учу петь без сопровождения, чтобы они смогли сами по своему желанию петь без поддержки фортепиано. И очень часто, проходя мимо какой либо группы, я слышу, дети самостоятельно поют без сопровождения (A capella) какую либо песню, или подыгрывают себе на д.м.и. Наши дети любят танцевать, маршировать под музыку. И если они научатся напевать плясовую мелодию, марш, то уже смогут без помощи взрослого сопровождать движения своим пением.

   Другим источником, питающим самостоятельное музицирование детей, являются праздники, развлечения. Это яркие страницы жизни ребенка. Наши воспитатели отмечают, что сразу после проведения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх. Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют. Полезно, чтобы на этих развлечениях дети проявляли себя не только в строго зафиксированном исполнении плясок песен хороводов. Создаю такие условия и ситуации, в которых они могли бы придумать отдельные элементы танца, игры-инсценировки и т. д.

При разработке сценариев досугов использую здоровьесберегающие технологии: пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, психогимнастику (по М.Чистяковой), логоритмические комплексы. Сценарии составляем вместе с воспитателями, инструктором по физическому воспитанию.

 В своей практической деятельности делаю акцент на развитие креативного мышления, воображения, стараюсь удовлетворить эстетические, творческие интересы и потребности каждого ребёнка. Этому успешно способствует проведение, как в традиционных, так и в нетрадиционных формах развлечений (мюзикл "Муха Цокотуха на новый лад", музыкальная сказка "Золушка"на Новый год, КВН, КВМ - клуб весёлых малышей), экологических ("День Земли"), фольклорных ("Коляда, коляда, отворяй ворота"), спортивных ("Взятие снежного городка"), театрализованных постановок с участием детей и их родителей ("Путешествие по сказкам"). Дети активно участвуют вместе с родителями в вечерних тематических гостинных  - "День варенья", "Путешествие с красками" и т.д..

В результате работы с детьми праздники и развлечения стали более многогранны и привлекательны. У детей появилась заинтересованность как в процессе индивидуального, так и коллективного творчества. Для ребят стало характерно проявление мотивации, интереса к познавательной деятельности и расширение художественного кругозора. Дошкольники научились свободно инсценировать разнообразные ситуации, передавать всевозможные эмоциональные состояния, воплощать образы сказочных персонажей. Они почти точно выражают и формулируют эмоциональное состояние художественного образа с помощью интонационного и пластического моделирования, вербального и невербального общения и средствами музыкального и театрального искусства.

Добиться эффективных результатов в воспитании и обучении детей можно только в сотрудничестве с семьей. Семья играет главную роль в жизни ребенка, поэтому я стараюсь привлекать родителей в свою работу, используя такие формы: привлечение к созданию ярких костюмов к тому или иному спектаклю; проведение консультаций на темы «Значение и задачи музыкального развития ребенка», «Ребенок в мире сказочной страны», «Музыкотерапия» и т. д.

С коллегами я также провожу консультации, мастер-классы, выступаю на педсоветах.

В настоящее время мы наблюдаем резкие перемены в эстетических взглядах, стилях оформления помещений. Поэтому этой важной работой у нас увлечены все педагоги. В оформлении центральной стены мы активно используем объёмные элементы (цветы, банты), драпировки из ткани по краям стены (функция рамки), сюжетную живопись на ткани. Живописные холсты хорошо хранятся, их можно дополнять различными элементами, эффектно выглядят на фотографии и видеосъёмке. Невозможно представить праздник в детском саду без декораций, атрибутов, аксессуаров. Грамотно подобранная тема, стиль, сочетание цветов, форма украшений создают неповторимую атмосферу, образ праздника. В создании нашей коллекции мы используем современные безопасные материалы, лёгкие и эстетичные, легко трансформирующиеся. Например, из папье маше мы сделали объемное дерево высотой до потолка  с дуплом внизу – оно было ярким дополнением к драматизации спектакля «Ёжик в тумане», также часто используем поролон в изготовлении каких либо атрибутов  - шляпок в виде цветов, солнышка, комично смотрятся галстуки, ушки, пятачки и др. Этот материал легко вырезается, поддаётся склеиванию, сшивается, окрашивается.

 Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для взрослых персонажей. Для нас работа с праздничными костюмами доставляет огромное удовольствие, ведь в итоге расширяется музыкально-игровой материал, появляется творческая свобода в написании праздничных сценариев. Иногда даже жизненные ситуации можно обыграть, например беззубая Баба Яга ( я лично играла тогда, когда у меня не было зубов). Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не мешать свободно двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его носит. Я считаю, что и «взрослый артист», и «артист-ребёнок» должен выглядеть безупречно, или хотя бы нужно стремиться к этому.

Конечно же, ни один даже самый опытный педагог не сможет перечислить все слагаемые успешного праздника. Новое время диктует новые требования, поэтому творческому педагогу всегда есть куда развиваться, куда прилагать свои знания, умения и способности.

Главным достижением педагогов в работе по музыкальному воспитанию является умение работать вместе, объединяя усилия заведующего, методиста, музыкального руководителя, всех воспитателей и родителей в единую творческую команду.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мое эссе на тему «Создание условий для   самостоятельной музыкальной деятельности детей в детском саду».

Я - музыкальный руководитель МАДОУ №313 города Красноярска. Кто же такой музыкальный руководитель в детском саду? Музыкальный руководитель детского сада – это особая профессия. Мы должны всё уметь делать: играть на музыкальном инструменте, петь, плясать, рисовать, шить, писать сценарии и т. д.

 Мы должны поднимать настроение детям и их родителям, должны постоянно учиться, быть психологами и дипломатами, умеющими договориться со всеми специалистами в детском саду, администрацией, родителями по поводу организации праздника и другим вопросам.

Но музыкальный руководитель это не только затейник, сценарист и режиссер праздников. В первую очередь это универсальный мастер, без которого невозможно развитие детей!

Каждый день встречаю ребятишек в детском саду и проживаю вместе с ними эту маленькую очень важную часть их жизни - дошкольное детство. В детский сад приходят разные дети: озорные и тихие, контактные и замкнутые.... Но все они похожи на маленькие зернышки. Мне так хочется, чтобы ВСЕ эти зерна превратились в прекрасные растения! Я стараюсь помочь КАЖДОМУ ребенку самореализоваться, дать ощутить его, пусть маленький, но успех, чтобы он почувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Раскрыть заветную дверь во внутренний мир ребенка помогает правильная организация культурно-досуговой деятельности, которая осуществляется в различных видах.

В «Программе воспитания в детском саду» есть раздел «Игра и организация жизни детей», в котором выделен подраздел «Самостоятельная художественная деятельность». Она объединяет действия детей, связанные с разными видами искусства (рисованием, пением, чтением стихов и т. д.) каждое из которых имеет свое самостоятельное развитие. Сформировать у детей представления обо всем многообразии жанров, видов, форм музыкального искусства и умение оценивать их по достоинству можно будет лишь тогда, когда они по собственной инициативе будут слушать музыку, петь, играть на музыкальных инструментах, исполнять игры и пляски.

Инициативность, как качество личности неразрывно связана с самостоятельностью. Проявляя активность, дети сознательно усваивают знания, приобретают умения и могут самостоятельно применять их в своей деятельности.

     В самостоятельной музыкальной деятельности наши дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурками, куклами).

Детское музицирование характеризуется тем, что ребенок должен сам ориентироваться в музыке — сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести или сочинить.

 Источником возникновения детского музицирования являются прежде всего музыкальные занятия. Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Их систематически побуждаю к самостоятельным действиям. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. Например, на занятиях дети часто поют в сопровождении инструмента. Но я их учу петь без сопровождения, чтобы они смогли сами по своему желанию петь без поддержки фортепиано. И очень часто, проходя мимо какой либо группы, я слышу, дети самостоятельно поют без сопровождения (A capella) какую либо песню, или подыгрывают себе на д.м.и. Наши дети любят танцевать, маршировать под музыку. И если они научатся напевать плясовую мелодию, марш, то уже смогут без помощи взрослого сопровождать движения своим пением.

   Другим источником, питающим самостоятельное музицирование детей, являются праздники, развлечения. Это яркие страницы жизни ребенка. Наши воспитатели отмечают, что сразу после проведения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх. Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют. Полезно, чтобы на этих развлечениях дети проявляли себя не только в строго зафиксированном исполнении плясок песен хороводов. Создаю такие условия и ситуации, в которых они могли бы придумать отдельные элементы танца, игры-инсценировки и т. д.

При разработке сценариев досугов использую здоровьесберегающие технологии: пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, психогимнастику (по М.Чистяковой), логоритмические комплексы. Сценарии составляем вместе с воспитателями, инструктором по физическому воспитанию.

 В своей практической деятельности делаю акцент на развитие креативного мышления, воображения, стараюсь удовлетворить эстетические, творческие интересы и потребности каждого ребёнка. Этому успешно способствует проведение, как в традиционных, так и в нетрадиционных формах развлечений (мюзикл "Муха Цокотуха на новый лад", музыкальная сказка "Золушка"на Новый год, КВН, КВМ - клуб весёлых малышей), экологических ("День Земли"), фольклорных ("Коляда, коляда, отворяй ворота"), спортивных ("Взятие снежного городка"), театрализованных постановок с участием детей и их родителей ("Путешествие по сказкам"). Дети активно участвуют вместе с родителями в вечерних тематических гостинных  - "День варенья", "Путешествие с красками" и т.д..

В результате работы с детьми праздники и развлечения стали более многогранны и привлекательны. У детей появилась заинтересованность как в процессе индивидуального, так и коллективного творчества. Для ребят стало характерно проявление мотивации, интереса к познавательной деятельности и расширение художественного кругозора. Дошкольники научились свободно инсценировать разнообразные ситуации, передавать всевозможные эмоциональные состояния, воплощать образы сказочных персонажей. Они почти точно выражают и формулируют эмоциональное состояние художественного образа с помощью интонационного и пластического моделирования, вербального и невербального общения и средствами музыкального и театрального искусства.

Добиться эффективных результатов в воспитании и обучении детей можно только в сотрудничестве с семьей. Семья играет главную роль в жизни ребенка, поэтому я стараюсь привлекать родителей в свою работу, используя такие формы: привлечение к созданию ярких костюмов к тому или иному спектаклю; проведение консультаций на темы «Значение и задачи музыкального развития ребенка», «Ребенок в мире сказочной страны», «Музыкотерапия» и т. д.

С коллегами я также провожу консультации, мастер-классы, выступаю на педсоветах.

В настоящее время мы наблюдаем резкие перемены в эстетических взглядах, стилях оформления помещений. Поэтому этой важной работой у нас увлечены все педагоги. В оформлении центральной стены мы активно используем объёмные элементы (цветы, банты), драпировки из ткани по краям стены (функция рамки), сюжетную живопись на ткани. Живописные холсты хорошо хранятся, их можно дополнять различными элементами, эффектно выглядят на фотографии и видеосъёмке. Невозможно представить праздник в детском саду без декораций, атрибутов, аксессуаров. Грамотно подобранная тема, стиль, сочетание цветов, форма украшений создают неповторимую атмосферу, образ праздника. В создании нашей коллекции мы используем современные безопасные материалы, лёгкие и эстетичные, легко трансформирующиеся. Например, из папье маше мы сделали объемное дерево высотой до потолка  с дуплом внизу – оно было ярким дополнением к драматизации спектакля «Ёжик в тумане», также часто используем поролон в изготовлении каких либо атрибутов  - шляпок в виде цветов, солнышка, комично смотрятся галстуки, ушки, пятачки и др. Этот материал легко вырезается, поддаётся склеиванию, сшивается, окрашивается.

 Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для взрослых персонажей. Для нас работа с праздничными костюмами доставляет огромное удовольствие, ведь в итоге расширяется музыкально-игровой материал, появляется творческая свобода в написании праздничных сценариев. Иногда даже жизненные ситуации можно обыграть, например беззубая Баба Яга ( я лично играла тогда, когда у меня не было зубов). Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не мешать свободно двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его носит. Я считаю, что и «взрослый артист», и «артист-ребёнок» должен выглядеть безупречно, или хотя бы нужно стремиться к этому.

Конечно же, ни один даже самый опытный педагог не сможет перечислить все слагаемые успешного праздника. Новое время диктует новые требования, поэтому творческому педагогу всегда есть куда развиваться, куда прилагать свои знания, умения и способности.

Главным достижением педагогов в работе по музыкальному воспитанию является умение работать вместе, объединяя усилия заведующего, методиста, музыкального руководителя, всех воспитателей и родителей в единую творческую команду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в семье

Самостоятельная музыкальная деятельность - одна из сложных форм музыкальной деятельности....

Сообщение из опыта работы: Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность дошкольников

Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности   Подготовить ребенка к школе — значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно о...

Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность. (Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ детского сада «Буратино» п. Пруды Вдовцевой О.Д.)

Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность.(Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ детского сада «Буратино» п. Пруды Вдовцевой О.Д.)...

Консультация для родителей "Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в семье"

Самостоятельная музыкальная деятельность – одна из сложных форм музыкальной деятельности, так как возникает она не только при условии интереса ребенка к музыке, его стремления выразить свои художестве...

Консультация для педагогов дошкольного учреждения «Создание условий для художественно эстетического развития детей в детском саду»

Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благоприятствует обстановке для творческой активности детей....

Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в группе детского сада

Консультация для педагоговСоздание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в группе  детского садаОсновной формой педагогического процесса в детском саду долгое время являлась...

консультация "Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность"

Подготовить ребенка к школе - значит научить его действовать активно, творчески. осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа по развитию самостоятельной музыкальной деятель...