«Экологическая лаборатория детского сада как эффективное средство развития познавательных интересов дошкольников»
статья (подготовительная группа)

Макарова Юлия Сергеевна

«Экологическая лаборатория детского сада как эффективное средство развития познавательных интересов дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_stati_ekol_lab.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическая лаборатория детского сада как эффективное средство развития познавательных интересов дошкольников»

Макарова Юлия Сергеевна

Город Арзамас

Воспитатель

МБОУ «Средняя школа №58»

Разрешите представить проект опыта работы МБОУ СШ № 58 (дошкольные группы) по теме «Экологическая лаборатория детского сада, как эффективное средство развития познавательного интереса дошкольников». Дошкольник в мире  STEAM, в области основ  естествознания.

Экологическое образование, проблемы загрязнения окружающей среды, здоровье человека и нации в целом на сегодняшний день актуальны, о чем свидетельствует объявленная президентом В.В. Путиным «Программа стратегического развития  РФ на 2019-2024 годы». В своей работе я использовала работы:  Н.Н. Поддьякова, С.Н. Николаевой, Т.Н. Ивченко, О.А. Дыбиной.

Актуальность поставленной проблемы.

ФГОС ДО п.2.6: познавательное развитие предполагает развитие познавательных  интересов детей, любознательности, познавательной мотивации; формирование первичных представлений о планете Земля и ее обитателях.

- К 4 годам: ребенок любопытен, задает вопросы «Что такое?», «Кто такой?», «Что делает?», «Как называется?»;

- Самостоятельно находит объект по указанным признакам, различает форму, цвет, размер предметов и объектов, владеет несколькими действиями обследования;

- С удовольствием включается в деятельность экспериментирования, организованную взрослым;

- Проявляет эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе познания, свойств и качеств предметов.

Экологическая лаборатория – новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, исследовательской деятельности,  формирования навыков и основ научного мировоззрения.

Создание лаборатории  началось с приобретения экологической лаборатории промышленного производства, которая была размещена в специально подготовленном помещении детского сада.

Изначально в экологической лаборатории были размещены разнообразные материалы, оборудование для опытов и экспериментов, полезные ископаемые. Так, для ознакомления со свойствами природного материала, созданы коллекции семян растений, злаков. Дошкольники на территории детского сада находят массу разнообразных камней. Вместе с родителями дети могут поискать камни по берегам рек и озер, в горах. Таким образом, коллекция постоянно пополняется.

Коллекции полезных ископаемых: древесины разных пород деревьев, минералов, почвы, камней. Дети младшей группы наблюдают за природными материалами, проводят опыты.

В экологической комнате имеются познавательные альбомы, с помощью которых дошкольники знакомятся с полезными ископаемыми земли, происхождением полезных ископаемых. Например, откуда берется шерсть, шерсть овец очищенная и не очищенная, для чего нужна шерсть, как используется в промышленности.

Для наблюдений в лаборатории имеются разные макеты исследования: «Наблюдение за радугой!», «За тундрой» и другое. Бизиборд обеспечивает возможность дошкольников для самостоятельной  игровой деятельности.

В зоне лаборатории расположены столы, стулья, стеллажи для оборудования и материалов; кинетический песок, колбы, пробирки, пипетки, мензурки, воронки, стаканчики, лупы, книги, краски, карандаши, мыльные пузыри, часы, барометр и многое другое.

Работа в лаборатории проводится в игровой форме. Дети с удовольствием проводят опыты с водой, снегом, растениями, воздухом и так далее. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество детей, а исследования помогают ребенку найти ответы на вопросы.

Таким образом, создавая лаборатории, экологические комнаты необходимо исходить из базовой идеи: развивает та среда, в которой ребенок активно действует. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты в лаборатории, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.        

Результаты работы:

  • Стали любопытны, стали задавать много вопросов познавательного характера.
  • Самостоятельно стали проявлять познавательный интерес к объектам окружающего мира, рассуждать, спорить.
  • Самостоятельно стали находить объект по указанным признакам, различают форму, цвет и другие признаки объектов окружающего мира.
  • Цвет, размер предметов и объектов, владеют несколькими действиями обследования.
  • С удовольствием все дети включаются в деятельность экспериментирования, организованную взрослым.
  • Проявляют эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе познания свойств и качеств предметов.

Список литературы:

  • Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
  • Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб..: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  • Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспита-ния Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика 1985. —200 с..
  • Теория и методика экологического образования дошкольников : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. — 7-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.
  • Образовательная область «Познавательное развитие» (Методический комплект программы «Детство»): учебно-методическое пособие/ З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Т.А. Ивченко, Т.А. Березина, Н.О. Никонова; ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2016.
  • Организация деятельности детей на прогулке: вторая младшая группа/ авт.-сост. В.Н. Кастрыкина, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование "Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников"

Развитие позновательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, т к благодаря развитию позновательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любозна...

Презентация к самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников»

Презентация для педагогов к самообразованию "Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников"...

Виртуальные экскурсии по культурному наследию Санкт-Петербурга, как эффективное средство развития познавательных интересов дошкольника

Что такое виртуальная экскурсия. Какое место она занимает в ДОУ.Для чего её проводят?Какие технические средства используют....

Сообщение: "Наблюдение в природе как эффективное средство развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста".

В  настоящее время одной из основных задач, стоящих перед образованием, является владение человеком не только знаниями, но и умением добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому ...

"Театрализованная деятельность в детском саду как эффективное средство развития связной речи дошкольников"

quot;Театрализованная деятельность в детском саду как эффективное средство развития связной речи дошкольников"...

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ

Современный дошкольник живет в эпoху стремительно развивающихся информационных технологий. Чтобы стать успешным человеком, уметь ориентироваться в потоке информации, который постоянно растет, ребенку ...

Презентация "Виртуальные экскурсии как эффективное средство развития познавательных интересов дошкольников"

Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Социальная значимость виртуал...