Организация игр на прогулке.
консультация (средняя группа)

Юлия Федосенко

«Организация подвижных игр на прогулке».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_igr.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Организация подвижных игр на прогулке».

Дошкольный возраст — это период, когда ребенок усиленно растет и развивается, когда он приобретает первые знания. Поэтому очень важно помочь ребенку научиться правильно воспринимать внешний мир, окружающие его предметы и явления. При помощи подвижной игры воспитатель осуществляет несколько задач — укрепляет, оздоравливает организм детей, развивает движения, вызывает радостные переживания, воспитывает моральные качества и т. д. Включая в план ту или иную игру, воспитатель должен знать, какие качества и навыки он может развить и закрепить при её помощи: в одной игре преобладает бег, а в другой - метание, в одной — от детей требуется выдержка, а в другой — ловкость и т.д. При выборе игр необходимо учитывать особенности детей данной группы, их интересы и подготовленность. А также принимать во внимание время года, состояние погоды, температуру воздуха. Так, намечая игры в зимнее время, воспитатель должен выбирать такие, в которых активно участвуют все дети. Поочередное участие детей в игре приводит к тому, что ожидающие зябнут и теряют интерес к игре. Движения в зимних играх должны чередоваться с отдыхом, чтобы избежать перегрева детей и возможного последующего охлаждения. В жаркую погоду даются игры более спокойные, меньшей подвижности. Подбирая игры, воспитатель учитывает также и сезонность. Летом можно использовать такие игры, как «Ловля бабочек», «Лягушки и цапля» и др. Зимой надо подбирать игры, в которых можно использовать зимний материал — снежные валы для спрыгивания и равновесия, снежки для метания и т. д. Дети любят подвижные игры с правилами и играют с большим интересом, однако не всегда сбор на игру проходит быстро и организованно. Дети часто бывают увлечены игрушками, творческими играми и не сразу оставляют их. Поэтому для сбора на игру надо удачно выбирать время. Игру можно проводить в начале, в середине и в конце прогулки, в зависимости от того, какое занятие предшествовало прогулке и каков её общий план. Если до прогулки было спокойное занятие, игру можно провести вначале. Если дети увлеклись интересной творческой игрой, не надо прерывать её, а собрать детей для подвижной игры в конце прогулки. Малышей приходится иногда собирать для игры не один раз, так как они не могут долго сосредоточивать своё внимание на чем-нибудь одном: длительное время играть в игрушки, в творческую игру и часто затрудняются найти себе занятие. Воспитатель приходит им на помощь и проводит несложную подвижную игру. Собрать детей для игры можно различными приемами. Так, еще до выхода на участок, воспитатель говорит детям средней и старшей групп о том, что на участке будет проведена игра. Он договаривается с детьми, что как только он их позовет, ударит в бубен или позвонит, они соберутся около него или в определенном месте площадки. О том, какая игра будет проведена, необязательно сообщать детям заранее: об этом можно сказать и после того, как они соберутся для игры. Перед проведением игры необходимо создать у детей интерес к игре, особенно в группе малышей. Заинтересованность детей поможет лучшему усвоению правил игры, более четкому выполнению движений, создает эмоциональный подъем. Подвести детей к игре можно путем вопросов или при помощи показа игрушки, картинки. Можно заранее рассказать детям сказку или прочитать стихи на соответствующую тему, показать им предметы или явления, которые встречаются в игре. Так, игру в автомобили хорошо провести с малышами после занятия «Транспорт». В средней группе перед проведением игры «Охотники и зайцы» детям предлагается загадка: Маленький, белый Прыгает день целый По лесочку прыг, прыг! По снежочку тык, тык! Скачет, скачет, Ушки свои прячет, Встанет столбом, ушки торчком! Эта загадка не только заинтересовывает детей, но и помогает им лучше представить образ зайца.  После того как дети соберутся для игры, воспитатель сообщает название игры и рассказывает её содержание. При объяснении игры воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все дети. Тон педагога должен быть живым, но спокойным. В младшей группе развитие движений осуществляется в процессе подвижных игр. Однако, если дети ещё недостаточно овладели каким-либо движением, нельзя закреплять в игре неправильные навыки. Так, если в игре «Медведи и пчёлы» некоторые дети при лазании не меняют ноги, а приставляют одну к другой, взрослый обращает внимание детей на ошибку, делает указание, как надо лазать, предлагает посмотреть на товарища, который делает движение правильно, а затем продолжает игру. В процессе игры взрослый следит как за поведением всей группы в целом, так и за отдельными детьми.  Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает у детей интерес, придает игре живость, делает её эмоциональнее. Участие воспитателя в игре зависит от характера самой игры, от состава группы и возраста детей, от их поведения во время игры. Чем меньше возраст играющих, тем активнее воспитатель. Воспитатель младшей группы играет наравне с детьми или выполняет главную роль. При этом одновременно руководит игрой, подает сигналы, следит за выполнением детьми правил. Во всех группах детям даются игры, сопровождающиеся текстом. Воспитатель должен выразительно прочесть текст и довести смысл его до сознания детей. При разучивании текста с детьми воспитатель следит, чтобы дети произносили выразительно и не слишком громко. В ходе игры руководитель подаёт сигналы - зрительные (поднимает цветной флажок), звуковые (ударяет в бубен, в барабан), произносит определённые слова. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки и т. п. нервируют и возбуждают детей. Особенное внимание следует уделять выполнению детьми правил. Правила в игре должны соответствовать возрасту детей: чем меньше возраст ребёнка, тем проще должны быть правила. Правила должны способствовать выработке у детей положительных качеств. Поэтому не следует вводить в игру правил, которые побуждают детей к проигрыванию, например, когда пойманный становится водящим, так как играющие начинают поддаваться. Вредны правила, по которым проигравшие выключаются из игры. Проигравшему следует предоставить возможность поупражняться в том, что ему не удаётся, и исправить свою ошибку, поэтому его выход из игры возможен только на очень короткий срок. Очень важным моментом при проведении игры является распределение ролей. Подбирая детям соответствующие роли, можно активизировать малоактивных детей, регулировать неуравновешенных, следя за неуклонным выполнением ими правил.

Окончание игры. Закончить игру можно по-разному. Так, иногда, заканчивая игру, особенно в средней и старшей группах, воспитатель подводит итог: отмечает, кто из играющих отличился особой ловкостью, быстротой, хорошо выполнял правила, выручал товарищей; воспитатель называет и тех, кто нарушал правила, баловался, мешал детям играть. Игру можно закончить организованным уходом детей, или, если позволяет тематика игры, можно иногда уход с площадки сделать, продолжением игры. Например, если дети играли в автомобили или в лошадки, воспитатель предлагает ехать на автомобилях или на лошадках «домой», т.е. в групповую комнату. Если дети пользовались какими-нибудь пособиями: флажками, мячами и др., их следует убрать на место. Формы организации детей в игре различны. Может проводится со всеми детьми или с подгруппой. Это зависит от характера игры и от тех задач, ставит воспитатель при проведении данной игры. Например, игру «Наседка и коршун» нельзя проводить со всей группой, т.к. колонна детей, сцепленных друг с другом, не должна превышать 8-10 человек, иначе коршун легко схватит последнего цыпленка; кроме того, колонна из 20-25 детей будет разрываться.  Малышей, в первое время пребывания в детском саду, лучше включать в игру небольшими группами и поочередно; одну часть группы, затем другую. Задача современных дошкольных учреждений - обеспечить всестороннее воспитание детей. Подвижная игра имеет большое значение, прежде всего как средство физического воспитания. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазание, равновесие, а также некоторые специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц. Движения, входящие в игру, если они даются воспитателем в правильной дозировке, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем (способствуют более активному дыханию, усилению кровообращения). В играх закрепляются навыки движений, которые становятся более точными, координированными; дети приучаются выполнять движения в различных изменяющихся условиях, ориентироваться в обстановке. Важнейшее значение в подвижных играх состоит в том, что дети приобретают конкретные взаимоотношения между играющими. Они определяют не только общий характер, формы соревновательной борьбы и взаимной дружбы, но и особенности выполнения многих игровых действий, остроту некоторых переживаний. Играя, двигаясь, ребенок становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность. Подвижные игры - одно из самых любимых и полезных занятий детей. Это не удивительно, но ведь в играх воспитывается коллективизм, проявляются такие ценные качества, как сила, выносливость, ловкость, сообразительность. Подвижные игры укрепляют, здоровье воспитывают людей, содействуют гармоничному развитию личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация безопасного проведения прогулки с детьми дошкольного возраста

Инструкция по технике безопасности, охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста на прогулочных площадках...

Организация и проведение прогулки в детском саду

Данная презентация поможет старшему воспитателю в работе с молодыми педагогами, а также может быть использована при проведении семинаров по  теме: "Организация прогулки в ДОУ"....

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОГУЛКИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОГУЛКИВ      ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ...

Конспект прогулки «Организация и проведение прогулки в весенний период» (средняя группа) Наблюдаем за небом и облаками (март)

Конспект прогулки«Организация и проведение прогулки в весенний период»(средняя группа)Наблюдаем за небом и облаками(март)...

Консультация "Организация и проведение прогулки с детьми, наблюдения на прогулке"

Консультация "Организация и проведение прогулки с детьми, наблюдения на прогулке"...