Практика "Семейная мастерская"
материал

Дети с особыми образовательными потребностями  - особая категория детей, требующая специального внимания  и подхода к воспитанию и образованию. Поэтому зачастую родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в выборе форм, методов и приемов для дальнейшего успешного развития ребенка, имеющего нарушения в развитии. 

Семейная мастерская – одна из нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников. В семейной мастерской дети и родители (законные представители) в неформальной обстановке учатся  взаимодействовать, развивают творческие способности, коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynaya_masterskaya.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Семейная мастерская»

Тюлькова Елена Михайловна, воспитатель

Шутикова Елена Абузаровна, воспитатель

МБДОУ № 9 «Колокольчик», г. Канск

МБДОУ № 9 специализированное учреждение для детей с нарушением интеллекта. В нашей группе обучаются двенадцать детей старшего дошкольного возраста, восемь детей имеют легкую умственную отсталость, у четверых детей диагностировано снижение интеллекта до умеренной умственной отсталости, четверо детей относятся к категории «ребенок-инвалид» по различным группам заболеваний.

Одной из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Дети с особыми образовательными потребностями  - особая категория детей, требующая специального внимания  и подхода к воспитанию и образованию. Поэтому зачастую родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в выборе форм, методов и приемов для дальнейшего успешного развития ребенка, имеющего нарушения в развитии.

Данная проблема в системе образования не нова. И касается она не только нашего учреждения. Дошкольная педагогика постоянно ищет новые пути решения данной проблемы, ведь традиционных форм (посещение родительских собраний, утренников, экскурсий с детьми) не достаточно для создания условий включения родителей в образовательный процесс.  

В начале учебного года на родительском собрании провели анкетирование родителей на тему: «Какие формы работы педагогов детского сада и родительского коллектива наиболее  эффективные на Ваш взгляд»? По результатам анкетирования большинство родителей выбрали проведение совместных детско-родительских мероприятий творческой направленности. Мы разработали комплексный план работы с родителями (законными представителями) воспитанников, где одним из направлений работы выделили  направление, ориентированное на совместную творческую деятельность родителей и детей. Таким образом, возникла идея создания семейной мастерской.

Семейная мастерская – одна из нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников. В семейной мастерской дети и родители (законные представители) в неформальной обстановке учатся  взаимодействовать, развивают творческие способности, коммуникативные навыки.

 Цель: вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО  через совместную деятельность детей и взрослых.

Задачи:

  • Создать условия для организации совместной деятельности детей и родителей (законных представителей).
  • Повысить культурный уровень родителей (законных представителей) воспитанников.
  • Оказать родителям, имеющим детей с особыми образовательными потребностями психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь по вопросам воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями.

«Семейной мастерской» мы называем постоянные встречи  в группе (раз в месяц в послеобеденное время). К педагогам присоединяются все желающие члены семьи воспитанников и сами дети. Каждая встреча – это либо мастер-класс, либо совместное выполнение коллективной творческой работы.  Проводить встречу могут как педагоги, так и родители (по заранее согласованному плану мероприятия с педагогами).  Изюминка нашей практики, на наш взгляд, заключается в изменении позиции родителей воспитанников, они не пассивные наблюдатели, а инициативные организаторы совместной детско-взрослой деятельности. В начале реализации практики педагоги сами предлагали темы встреч, так как родители были мало активны, а сейчас после каждой встречи мы обсуждаем с участниками, что нам запланировать на следующее мероприятия.

Тематика занятий в Семейной мастерской весьма разнообразна:

1. Осеняя пора.

2. В гостях у зимушки-зимы.

3. С Днем рождения любимый город.

4. Мы – патриоты своей страны!

5. День Победы – великий праздник!

6. Весна красна и многие другие.

Совместная деятельность с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья способствует укреплению доверительных отношений между родителями (законными представителями) воспитанников и педагогами детского сада.

Родители в неформальной обстановке знакомятся с особенностями возрастного и психологического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, рациональными методами и приемами воспитания, делятся личным опытом. Педагоги помогают родителям уточнить свои педагогические знания и применить их на практике. Таким образом, родители включаются в работу детского сада, что позволяет им стать полноценными участниками образовательного процесса.

Благодаря серии мастер-классов с семьями воспитанников в семейной мастерской,  значительно пополнилась предметно-развивающая среда группы (появились различные виды театра по русским народным сказкам, пополнился патриотический уголок, обновились атрибуты для различных сюжетно-ролевых игр и др.), что способствует повышению эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми.

Данную практику мы реализуем полтора года.
Согласно анкетированию (проводимого два раза в год администрацией ДОО) удовлетворенность родителей работой детского сада показатели родительской удовлетворённости в нашей группе выше, чем в других группах:  сентябрь 2020 год - 90%,  май 2021 год - 95%, сентябрь 2021 год - 100% родителей воспитанников нашей группы удовлетворены воспитательно-образовательным процессом. На 30 %  повысилось количество участий родителей в мероприятиях, в группе и в детском саду в целом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская (с использованием интерактивной доски) с детьми средней группы детского сада «Солнышко» Тема: «Дымковская мастерская»

Задачи: - уточнить элементы дымковской росписи, выделять  геометрические узоры (круги, прямые, волнистые и ломаные линии, клетка, точки-горошины);- формировать умения работать с интерактивн...

Опыт работы «Детская мастерская – мастерская декораторов»

Представлен опыт работы по обогащению развивающей среды группы продуктами детской деятельности...

Опыт работы "Детская мастерская - мастерская декораторов"

В статье представлен опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды совместно с детьми старшего дошкольного возраста....

Презентация опыта работы на городском методическом объединении "Детская мастерская - мастерская декораторов"

Представлен опыт работы организации развивающей предметно - пространственной среды группы...

Презентация опыта работы на городском методическом объединении воспитателей "Детская мастерская - мастерская декораторов"

Представлен опыт работы организации развивающей предметно - пространственной среды группы...

Творческая мастерская "родители и дети". План мастерской "Мои фантазии"

Творческая мастерская проводится при участии родителей. Художественное творчество....

Приобщение дошкольников к театру через искусство художественного слова и живопись «Организация деятельности детей и педагога в творческой мастерской». Тема: «Театральная мастерская»

Конспект организации совместной деятельности педагога и детей в творческой мастерской по приобщению детей к театру через искусство и художественное слово. Народная сказка "Колобок" на новый ...