Ведущей деятельностью малышей от 1,5 до 3 лет является предметно-манипулятивная деятельность, которая связана с овладением культурными способами действий с предметами.
методическая разработка (младшая группа)

Пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием пальчиковых игр стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.docx129.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43»

Методические рекомендации для педагогов

раннего возраста

«Проведение пальчиковых игр

с детьми раннего возраста»

                                                                           Воспитатель:

                                                                           Федорова В.Л.

Усолье – Сибирское 2023 г.

Актуальность:

 Пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием пальчиковых игр стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Цель:

Развитие пальчиковой моторики рук через пальчиковые игры.

Задачи: 

  • Дать представление педагогам о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук.
  • Показать способы и приёмы проведения пальчиковых игр.

Ожидаемые результаты: 

  • Педагоги получат необходимые знания по данной теме, станут более информированными в вопросе проведения пальчиковых игр с детьми.
  • Педагоги будут заинтересованы актуальностью данной темы, станут единомышленниками в осуществлении заданной темы.

Методические рекомендации для педагогов:

«Проведение пальчиковых игр с детьми раннего возраста»

       Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, сразу       при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев,   движения.

  • Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
  • Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
  • Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
  • При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
  • Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
  • Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись      детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
  • Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
  • В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично. Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяем их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.

Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их  или поменяйте игру.

Игры-манипуляции

Тесто

Тесто мы месили (сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили (ладошки лепят)
Шлёп, шлёп, 
Шлёп, шлёп
Слепим мы большой пирог!( разводим руки)

 Рыбка.
(Ладошки соединены и делают плавные движения)
Рыбка в озере живет 
Рыбка в озере плывет
(Ладошки разъединить и ударить по коленкам)
Хвостиком ударит вдруг 
(Ладошки соединить у основания и так похлопать)
И услышим мы – плюх, плюх! 

«Цветок распускается»

Солнце поднимается,                  

Цветочек распускается.              

Солнышко садится,                   

Цветочек спать ложится.              

 «КИСКА»

Есть у киски глазки     показывают свои глазки)

Есть у киски ушки         показывают ушки и шевелят) 

Есть у киски лапки,        (сжимают и разжимают кулаки)

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись      грозят пальчиком)

Не царапай деток

Брысь!»                                 хлопок в ладоши)

Пальчиковые игры в сочетании со звуковой гимнастикой

Пчела»

Жу-жу-жу, жу-жу-жу! (указательным пальцем делаем вращательные движения)

Над цветами я жужу.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу! 

На цветочек сесть хочу.

Дятел

 Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
Это дятел на сосне,
Долбит клювом по коре.

Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук   

"Помоем руки" (движение, как при мытье рук)

 "Надеваем перчатки" (большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

"Засолка капусты" (движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки)

 "Согреем руки" (движения, как при растирании рук)

 "Молоточек" ( фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки "забивать" гвозди)

 "Гуси щиплют траву" ( пальцы правой руки пощипывают кисть левой)

Пальчиковая игры с предметами (карандашом, мячом)

Ребенок зажимает карандаш большим и указательным пальцами правой руки. Начинает его покачивать, имитируя движение маятника.

Затем то же самое проделывает левой рукой.

Повторять упражнение несколько раз.

То же самое проделывать и с другими пальцами, т.е. ребенок зажимает карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинает его покачивать, имитируя движение маятника. Затем то же самое проделывает левой рукой и т.д.

Пальчиковые дорожки

Предлагаю Вам познакомиться с одним из видов пальчиковых игр - "Пальчиковые дорожки", которые помогают развивать координацию движений кистей и пальцев рук. При работе с упражнениями "пальчиковых дорожек", дети получают возможность действовать самостоятельно, ощущать результаты своих умственных и практических усилий.

Описание игры:

 Для прохождения пальчиками по дорожке используем сначала указательный и средний пальчики ведущей руки, а затем усложняем задачу - пройти по дорожке другой рукой и другими пальчиками.

Цель игры:

  • развивать память, речевой слух, усидчивость;
  • развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;
  • учить ходить пальчиками правой и левой руками по заданному маршруту;
  • развивать зрительное внимание.

https://i.pinimg.com/originals/d2/8e/51/d28e517a02f6d2ff79702c11233818e3.jpg

Театр в руке

Птичка

https://flomaster.club/uploads/posts/2022-07/1657110501_34-flomaster-club-p-skreshchennie-ruki-risunok-krasivo-53.png

Скучно – сказала правая рука левой руке. Подумали две руки и соединились. Взмахнула правая рука – ничего не выходит, взмахнула левая – ничего не выходит. А если вдвоём? Раз, два, три и полетела птичка: вверх, в сторону, вниз. То быстро летит, то медленно парит. Самое главное – вместе. Летать это так прекрасно!
Таким образом, пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики в их единстве и взаимосвязи.

Используемая литература:

  1. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. Санкт-Петербург: «КАРО», 2008 г.
  2.  Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. Москва: «Мозаика-Синтез», 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие в предметно-манипулятивной деятельности детей раннего возраста

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.п. Именно ранний...

Сенсорное развитие предметно-манипулятивной деятельности детей раннего возраста

Презентация освещает работу воспитателя по развитию сенсорной культуры у детей раннего возраста...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Предметно-манипулятивная деятельность"

Консультация была представлена как отчет по самообразованию по теме "Предметно-манипулятивная деятельность как ведущий вид деятельности в раннем возрасте"...

Предметно-манипулятивная игра –это ведущий вид деятельности у детейс 1года до 3лет.

Предметно-манипулятивная игра –это ведущий вид деятельности у детейс 1года до 3лет....

Педагогический проект «Овладение культурными способами деятельности, развитие инициативы и самостоятельности на основе познавательной и конструктивной деятельности детей 5-7 лет».

Систематические, планомерные и целенаправленные занятия с конструктором LEGO и деревянным строителем способствуют формированию творческих и интеллектуальных способностей детей...

Развитие предметно- манипулятивных действий в раннем возрасте

деятельность ребенка раннего возраста от года до трех лет с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимо...