Игра как средство социализации ребенка
статья (старшая группа)

Нянькина Ольга Викторовна

В этой статье изложено, как игра влияет на всесторонее развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo_sotsializatsii_rebenka.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как социализация дошкольников

В психологическом словаре социализация рассматривается, как процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте.

  Социализация дошкольников, является сложным структурным образованием, отражающим потребность детей в общественно значимом изменении и преобразовании себя и окружающей действительности, которые зависят от совокупности определенных знаний о мире, от содержания установок, мотивов и связанных с ними отношений, интересов, стремлений и актуализации собственного опыта [ 1, с.15].

Таким образом, в качестве субъектов социализации следует рассматривать ребенка, воспитателя и родителей. Поэтому эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям, существующим в обществе, развитие социальных качеств личности ребенка признаются приоритетными в воспитании и обучении  дошкольника.

  Игровая деятельность, рассматривается как наиболее доступный и эффективный метод социализации ребенка при его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (А.С.Макаренко, Д.Б.Эльконин, О.С.Газман, А.С.Спиваковская, С.А.Шмаков, А.И.Усовой и др.) доказывают уникальные возможности игровой деятельности в процессе физического, нравственного воспитания детей, формирования их умения ориентироваться в окружающей действительности, а также утверждают, что игра по своей сути социальна и является действенным средством социализации детей, орудием воспитания социальных навыков и умений, открывающих просторы для творчества социальных отношений [5,с.116].

 Большая роль в процессе социализации принадлежит игровой деятельности.  В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности: сам выбирает сюжеты игры, игрушки и предметы, партнеров и т.д. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Игра позволяет детям уже в первые годы жизни самостоятельно использовать те или иные формы общения[3,с.57]. Игра социальна по своим мотивам, структуре и функциям. Игра оказывает существенное влияние на социальное и нравственное развитие личности ребенка дошкольника, развивает духовно и физически.

Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить?). Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать положительные эмоции. Например, можно ввести детей в игровую ситуацию «Научим новенького», где в роли новенького может выступать медвежонок или кукла. В процессе самообслуживания, показывают и объясняют ему, что и как надо делать. В форме игры проводятся многие занятия (лепка, рисование, ознакомление с окружающим), что повышает их эффективность. С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения.

Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

Важнейшим средством воспитания становится и игрушка, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства. При тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи.Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Правила взаимоотношений, которые дети усваивают в младшем дошкольном возрасте, просты и почти всегда имеют одинаковое решение, т.е. ситуации, в которые включается ребенок, должны быть однозначны: девочка плачет - пожалей, уронил игрушку - подними, положи на место[2,с.145]. Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Однако, направляя игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, всегда следует помнить, что она - своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника. В подвижных играх и играх с правилами, развиваются такие качества, как самостоятельность, инициатива, стремление добиваться цели. Методика проведения подвижной игры детей дошкольного возраста направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей, ребенка и владеющего разнообразными двигательными навыками. Подбор и планирование подвижных игр зависят от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей. Объяснение сюжетной подвижной игры дается после предварительной работы с ребенком по формированию представлений об игровых образах.

Игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требованиям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т. е. рождает стремление к самосовершенствованию. Также и успех в игре (был ловким, сообразительным, сложил узор из мозаики) поднимает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым усилиям и достижениям [4,с. 75].  

Таким образом, особая роль в процессе социализации отводится родителям, родственникам, воспитателям, учителям. Педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.

На основании изученной литературы, можно выделить условия социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности: 1. Создание в группе детского сада предметно-игровой среды, соответствующей возрасту детей.

  1. Организация воспитателем эмоционально-благоприятной атмосферы в группе детского сада и осознание им важности вопроса социализации ребенка в игровой деятельности.
  2.  Интегрирование игр с методами и приемами, содержащими игровую ситуацию и направленными на социализацию детей. Рассмотрим каждое условие более подробно.

Работая в детском саду воспитателем  для успешной социализации детей, я провожу следующую работу:

1. Развиваю доброжелательное отношение к сверстникам, умение действовать рядом, стремление помочь, пожалеть. Объясняю почему надо жалеть обиженного ребёнка, при возникновении конфликтов между детьми можно  побеседовать с группой о правилах поведения, например спросить: «Плохо или хорошо ты поступил?», привлекаю внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком(«Посмотри на этих детей на картинке, расскажи, кому из них весело, а кто загрустил. Как ты думаешь, почему он грустит?»),для того, чтобы дети учились «считывать» эмоции других, использую картинки-«грустный -весёлый». Также дети овладевают жестом порицания «грозят пальчиком». Используется этот жест при невыполнении ребёнком правил  социального поведения(обидел другого, испортил общественную вещь и.п.). Дети копируют этот жест воспитателя и постепенно усваивают правила взаимодействия со взрослым и между собой. Дети следят за выполнением этих правил своими сверстниками и могут сами дать понять ребёнку недопустимость его действий [6,с.38 ]. Поощряю желание помочь друг другу при выполнении режимных моментов: помочь застегнуть сандалии, одеться и т.п. Поощряю использование уменьшительно-ласкательных форм имён детей, ласковых слов. Приучаю детей действовать рядом, не мешая друг другу, передвигаться, не толкаясь. Данное умение закрепляется на занятиях, прогулках, в игровой деятельности.

2.Развиваю переживание радости от похвалы и огорчения от порицания. Хвалю детей в конце каждого занятия, независимо от его результатов т.к. неудовлетворительная оценка работы ребёнка на занятии может отбить всякое желание продолжать заниматься какой-либо деятельностью. Хвалю детей за помощь и проявление сочувствия к сверстнику или взрослому, за стремление преодолеть трудности в какой либо деятельности и т.п.  В качестве порицания использую слова: «подумай хорошо или плохо ты поступил?». Отрицательная оценка возможна только для поступка ребёнка, но не для его личности в целом.

3.Вырабатываю интерес к сотрудничеству со взрослым в разных видах совместной деятельности. На занятиях по конструированию строим с детьми коллективные постройки. Например, строим большой дом, дети строят отдельные части, а я соединяю их вместе. После окончания занятия даю детям возможность развивать игровую ситуацию с  использованием этой постройки. Особенно детям нравится строить дом для игрушек, а потом ещё долгое время «поселять» в нём игрушки, дополнять постройку новыми деталями. На занятиях по изобразительной деятельности помогаю при затруднениях. Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели.

4. Воспитание у дошкольников культуры поведения является продолжением и одним из аспектов работы по воспитанию гуманного отношения к людям, которое проявляется в коллективных взаимоотношениях и необходимо для социализации ребёнка. Содержанием воспитания культуры поведения и взаимоотношений служит обучение детей умениям красиво и правильно есть, пользуясь необходимыми приборами; быть опрятными; следить за своей позой, осанкой; владеть речевым этикетом.

В общении с людьми - взрослыми и детьми – напоминаю о необходимости здороваться и прощаться. После еды напоминаю о необходимости говорить : «Спасибо».  Всегда поощряю за выполненные действия. Постепенно дети овладевают навыками культурного поведения и без напоминания используют слова : «Спасибо, пожалуйста» в своей речи, начинают замечать неполадки в одежде своей и других. Использую вопросы: « Посмотри, чистая ли у тебя одежда, проверь как застёгнуты сандалики» и т.д.

  1. Сюжетно-ролевая игра также используется как средство социализации т.к. в игре ребёнок знакомится с многообразием социальных ролей, учится применять на практике свои знания об окружающем мире [3,с.82 ]. В группе организованы уголки для организации сюжетно- ролевых игр « Семья», «Парикмахерская», «Больница» и другие уголки.

На занятиях и в повседневной деятельности дети усваивают знания, которые потом применяют в игре.  Также  при организации сюжетно-ролевых игр я побуждаю детей использовать ласковые слова и обращение: «проходите, пожалуйста», «спасибо», «приятного аппетита» и т.п. Когда игра заходит в тупик т.е. сюжет себя исчерпал, то я подсказываю детям как можно продолжить развитие сюжета, например ввести новые роли, помогаю детям понять, какое поведение соответствует выбранной роли: « Что делает врач? Какими инструментами он пользуется?».

6. Подвижную игру с детьми я провожу обычно на прогулке. Использую такие игры, как «Ловишки», «Кошки-мышки», «Зайка серый умывается». В процессе игры дети учатся самостоятельно принимать решения, оценивать своих товарищей и себя. После игры обсуждаю с детьми её результаты. Активизирую такие слова, как ловкий, быстрый, шустрый. Таким образом дети учатся характеризовать действия своих сверстников и свои действия.

7. Развиваю такие качества, как упорство в достижении цели, умение преодолевать трудности на занятиях по физкультуре. Детям предлагается «полоса препятствий», с использованием различного инвентаря. Дети должны дойти до какой - то цели(игрушки), выполняя различные упражнения. На таких занятиях часто бывает, что более старший и физически развитый ребёнок помогает преодолеть препятствие младшему ребёнку. Обязательно хвалю детей за преодоление препятствий. Также поощряю помощь детей друг другу при прохождении препятствий. Это способствует созданию положительной атмосферы на занятии и вообще в детском коллективе.    

8. После занятия по изобразительной деятельности, устраиваю выставку работ детей в уголке для рисования. Рассматриваем с детьми готовые работы. Хвалю каждую работу, активизирую такие слова, как «красивый», «яркий», «радостный» и т.п. Таким образом дети учатся радоваться успехам своих товарищей, повышается самооценка детей.

Можно сделать вывод о том, что только комплексное  воздействие на детей, способно сделать процесс социализации успешным. Игра как деятельность является средством социализации дошкольника, позволяет расширить социальный кругозор жизни ребенка. Разнообразие возможностей игровой деятельности проявляется в активизации познавательных способностей, коррекции недостатков личностного развития, формировании умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих отношений.

Литература:

1.Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др.; / под ред. Г.М. Ляминой. - М.: «Просвещение», 2000 г.

2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.– М.: «Просвещение»,1992г.

3. Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В.Груба, пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей «Играем с малышами» - М.: «Просвещение», 2007г

4. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. Детство. Отрочество: Учебник. М., 2004, 9-е изд., доп.

 5. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребёнка // Возрастная психология. Детство. Отрочество. Юность. Хрестоматия: учебное пособие для студентов пед. вузов/ Сост. Мухина В.С., А.А. Хвостов. - М.: «Академия», 1999 г.

6. Н.Михайленко, Н.Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду.-М.: Линка-Пресс, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность как средство социализации ребенка среднего дошкольного возраста

  Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятие, образного мышления, воображения. ...

Игровая деятельность как средство социализации ребенка дошкольного возраста.

Материал представлен в виде презентации. Подготовила воспитатель Рыбас Дарья Юрьевна....

Игровая деятельность как средство социализации ребенка среднего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятие, образного мышления, воображения. Появляется гот...

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА

Тема актуальна,так как игра является неисчерпаемым средством развития личности дошкольника              В первой части показана педагогическая ценность детской игры....

Конспект открытого мероприятия - подвижная игра «Вдвоем одну веревочку» к неделе пед. мастерства и педсовету «Игра, как средство социализации ребенка»

Цель данной консультации - Поделиться опытом с коллегами. Познакомить детей и коллег с новыми подвижными играми, которые не требуют сложного оборудования и большого пространства. Приобщение детей...

Приложение к социальному проекту «Коммуникативные игры как средство социализации дошкольников «Через игру к общению» План проведения месячника игры сентябрь месяц 2019 год 2-младшая группа

Каждый год в нашем детском саду проводится месчник  игр. С его помощью мы можем провести мониторинг знаний детей, У вновь поступивших детей с его помощью легче прохоит адаптация. Что помогает пла...