Конспект занятия в старшей группе "Зимующие птицы"
материал (старшая группа)

Екатерина Владимировна Жигулева

Формировать экологическую культуру у детей.

Прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношения к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе «зимующие птицы»

Цели:

  •  Формировать экологическую культуру у детей;
  • Прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношения к ним.

Программные задачи:

Развивающие:

  • Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
  • Совершенствовать диалогическую речь.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
  • Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Образовательные:

  • Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах;
  • Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Оборудование: Картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц; дидактическая игра «Узнай птицу», мольберт альбомные листы, цветные карандаши.

Организационная часть.

Библиотекарь: Ребята, предлагаю вам послушать стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина.

      На снегу, как на страничке,

     Пишут голуби, синички,

    Пишет стая снегирей,

    Пишет серый воробей

     Письма Пете и Андрюшке

    Чтобы сделали кормушки.

Библиотекарь: Так кто же написал письмо? (Ответы детей)

Библиотекарь: А чем они писали? На чем? (На белом снегу своими лапками птицы оставляли следы)

Это и есть письмо, которое можно прочитать, О чём просят птицы? (Ответы детей)

Библиотекарь6 Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (Ответы детей)

Основная часть.

Библиотекарь: Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.

Библиотекарь: Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?

   Я весь день ловлю жучков,

   Уплетаю червячков.

  В теплый край я не летаю,

  Здесь под крышей обитаю,

- Чик-чирик! Не робей,

  Я бывалый.

(Воробей)

Картинка с изображением воробья появляется на слайде.

Библиотекарь: Какой звук издает воробей? (Ответы детей)

Воробей – весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Зимой воробьям приходится не просто. Они держатся в основном стайками. Очень им помогают в основном кормушки, которые люди устраивают на ветках деревьев и за своими окнами.

Библиотекарь: Какая птичка умеет ворковать? (Ответы детей)

Эта птица

Сизокрыла

Любит семечки

Клевать

И тихонько ворковать. (голубь)

Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. самая распространенная в городах России птица. Особенно много голубей живет на площадях, в больших дворах, парках. Голуби питаются зерном, хлебными крошками, остатками пищи человека. Они легко переносят зимние холода и никогда не улетают на юг. Послушайте как воркует голубь.

Библиотекарь:

   Следующая наша гостья

    Не сидит на месте,

   На хвосте разносит вести.

  Может, в них мало прока.

  Но горда собой … (Сорока)

Картинка с изображением сороки на слайде.  

Послушайте как трещит сорока.

Сорока – белобока, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная, увидит что-нибудь блестяще, монетку, стеклышко, и разглядывает круглым глазом.  Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

   Библиотекарь:

        Прилетела к нам

        Особа всем известная,

        Она - крикунья местная.

        Увидит тучку тёмную,

        Взлетит на ель зелёную

        И смотрит, словно с трона,

       Красавица – ворона.

Картинка с изображением вороны появляется на слайде.

Послушайте, как каркает ворона.

Ворона – важная, горластая. Вороны бывают полностью черного цвета, так и черные с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

 Библиотекарь: О какой птице так говорят?

               Я по дереву стучу,

               Червячка добыть хочу,

              Хоть и скрылся под корой –

              Все равно он будет мой! (Дятел)

Картинка с изображением дятла появляется на слайде.

Послушайте, как стучит дятел.

Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, проделав небольшое отверстие своим очень длинным языком достает оттуда личинку насекомого.  На его языке есть специальные шипы, с помощью которых птица цепляет свою добычу. Дупло в стволе дерева служит ему гнездом.

Библиотекарь: Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

       Зимой на ветках яблоки!

        Скорей их собери!

       И вдруг вспорхнули яблоки,

       Ведь это.   (Снегири)

Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.

 Послушайте, как снегирь поёт. 

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Библиотекарь: Что это за птица?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица).

На слайде появляется картинка с изображением синицы.

 Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD-диске)

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле.

В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Библиотекарь: Отгадайте, о ком идёт речь?

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

(Клёст).

Картинка с изображением клёста появляется на слайде.

Клёст птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное.

Библиотекарь: О ком речь?

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

(Сова).

- Какую пользу приносят совы? (Ответы детей) они являются хищниками и ведут преимущественно ночной образ жизни. Совы играют большую роль в круговороте веществ в природе. Они приносят большую пользу человеку, истребляя вредных грызунов и насекомых,

В: Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — … .(Свиристель)

Свое необычное название птица получила благодаря своему уникальному пению, которое имеет сходство со звуками, издаваемыми свирелью.

Библиотекарь: Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке(Ответы детей).

Библиотекарь: показывает птицу, а дети называют её.

В: Как можно назвать этих птиц одним словом? Почему? (Ответы детей).

А сейчас, ребята, я вам предлагаю немножко отдохнуть и на некоторое время побывать птицами и повторять их движения.

Физкультминутка

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,

Клювик почистим

И все вернёмся назад.

Дидактическая игра на внимание «Узнай птицу».

В: Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Ответы детей).

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

В: А сейчас, ребята, я вас приглашаю к столу, будем рисовать зимующих птиц.

Итог занятия :

• Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего?

• Что нового и интересного вы сегодня узнали?

• Каких птиц называют зимующими? Почему?

• Как мы можем заботиться о птицах?

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Птицы – наши друзья»

Задачи занятия: образовательная: закрепить знания детей о жизни птиц, узнавать птицу по характерным признакам;воспитательная: воспитывать желание заботиться о птицах, желание помогать им в зимних усло...

Конспект занятия в старшей группе "Птицы зимой. Снегирь."

конспект занятия по окружающему миру в старшей группе детского сада...

Конспект занятия в старшей группе "Птицы прилетели"

Конспект занятия в старшей группе "Птицы прилетели"...

Конспект занятия в старшей группе " Птица счастья"

Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему:«Птица счастья»                        ...