Семинар-практикум для педагогов " Развитие познавательных способностей с помощью ТРИЗ технологий у детей дошкольного возраста"
презентация к уроку (средняя группа)

Салушкина Наталья Викторовна

Презентация иллюстритует игры и методы ТРИЗ используемые в работе с детьимми среднего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_triz_pedsovet_2023g.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Главное , что должно дать образование и о чём часто забывают, - это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом» - А.Л . Несмеянов.

Слайд 2

Т Р И З Теория - Решения - Изобретательских - Задач

Слайд 3

Методика ТРИЗ была придумана и разработана Генрихом Сауловичем Альтшуллером Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Слайд 4

ТРИЗ для дошкольников – программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную. Она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения.

Слайд 5

Использование технологии ТРИЗ: Развитие творческого мышления. Развитие логического мышления. Развитие воображения. Развитие внимания. Развитие речи.

Слайд 6

Приёмы технологии ТРИЗ можно использовать во всех разделах воспитания ребёнка.

Слайд 7

Творчество во всем! Можно говорить все ! ДЕВИЗ ТРИЗ

Слайд 8

Принципы ТРИЗ - Технологий Минимум сообщения информации, максимум рассуждений. Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, системно-схематичной наглядности). Принцип свободы выбора – в любом обучающем ими управляющем действии предоставить ребенку право выбора . Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами ( не имеющими единственно правильного решения). Принцип обратной связи – воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

Слайд 9

Метод решения противоречий Морфологический анализ Простые приёмы фантазирования Системный оператор Мозговой штурм Метод каталога Метод ресурсов Метод маленьких человечков Методы ТРИЗ

Слайд 10

Этапы работы: Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др. Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками? Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, "Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?". На четвертом этапе обучающийся применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации .

Слайд 11

1 этап – педагог сам рассказывает и показывает, что делает ( с помощью Игрушки-помощницы); 2 этап – действия взрослого дополняются детьми; 3 этап – сами дети производят действия или создают ситуации, а педагог дополняет, уточняет и расширяет представления детей; 4 этап – ребёнок самостоятельно выполняет действия по проблеме или ситуации.

Слайд 12

Игрушка - помощник

Слайд 13

Противоречия в предмете Метод учит дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Метод противоречий

Слайд 14

Противоречия в ситуациях Цели : обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях Метод противоречий

Слайд 15

Противоречия в размерах Цели: активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности размера. Метод противоречий

Слайд 16

Метод противоречий Противоречия в количестве

Слайд 17

- О перативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Метод мозгового штурма Предлагаемые задачи. 1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть? 2. Как можно определить время, если нет часов? 3. Что надо сделать, чтобы игрушка никогда не терялась?

Слайд 18

Человечки жидкого вещества стоят рядом не держась за руки, поэтому их легко разделить Человечки газообразного вещества очень неусидчивы. Они любят прыгать, бегать, летать Метод маленьких человечков

Слайд 19

Моделирование объекта , вещества: Моделирование процессов, происходящих с веществом: Моделирование процессов взаимодействия двух предметов: твёрдое тело – бумага, жидкое тело – вода. бумага рвётся, вода льётся. бумага впитывает воду Метод маленьких человечков

Слайд 20

Метод маленьких человечков

Слайд 21

Правила игры: Загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Педагог обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: - это живое? Это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п. Если это животное, то домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан. Метод Данетка .

Слайд 22

Четвертый лишний Игра формирует умение группировать предметы методом исключения, тренирует внимание, память, развивает умение сопоставлять предметы, выделять их сходства и различия.

Слайд 23

Преврати себя… Ребенок превращается в цветок…О чем он мечтает? Что видит ночью? О чем шепчутся его лепестки?

Слайд 24

У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности ; Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения . ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного мышления, памяти , воображения.

Слайд 25

Опираясь на технологию ТРИЗ можно эффективно ставить и решать проблемы обучения дошкольников основам поисковой, исследовательской деятельности, так необходимой современному человеку. Изучение ТРИЗ способствует реализации здоровьесберегающих технологий, т. к. снижается информационный стресс, усиливается эмоциональность занятия, ощущается радость творчества. ребята , умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности; ТРИЗ-педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества; Методики ТРИЗ –идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения.